Планы и содержание практических и семинарских занятий Комплексная цель



Скачать 196.47 Kb.
Дата14.02.2016
Размер196.47 Kb.
Планы и содержание практических и семинарских занятий

Комплексная цель: обобщение основных сведений о существующих инновационных образовательных технологиях и апробация методов их применения в изучении педагогики.

Основные понятия: инновация, квалификация, когнитивные компетенции, комбинаторные педагогические инновации, компетентность, компетенция, компетенция, компетенция, личностные компетенции, локальные педагогические, инновации, модифицирующие педагогические инновации, модуль, модульные педагогические инновации , навыки, направление подготовки, область профессиональной деятельности, объект профессиональной деятельности, основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа), практикум

Практическая №1. ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СИСТЕМА

План:


    1. Инновационно-педагогическая деятельность как тип деятельности.

    2. Классификация форм инновационно-педагогической деятельности.

    3. Педагог в инновационной деятельности. Отношение педагогов к нововведениям

    4. Личностно-профессиональные компетентности учителя-инноватора и руководителя инновационного процесса.

    5. Рефлексия как механизм генезиса инновационной деятельности и роста педагога-инноватора.

СРС:

Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой конспект. Структурно-логическая схема конспекта.

Литература:

1.Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. тр. Тюмень,1990. 2.Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу. М., 1994. 3.Лазарев B.C. Системное развитие школы. - М.: Педагогическое общество России, 2002 4. Мазур З.Ф. Управление инновациями: социально-образовательный аспект.- М., 2001 5. Маренков, Н.Л. Инноватика: учебное пособие [Текст] / Н.Л. Маренков - М.: КомКнига, 2005. 6. Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к иннова-ционной деятельности // Советская педагогика. 1991. № 10. С. 88-93.



Практическая №2. РЕАЛИЗАЦИЯ НОВАЦИЙ В СОДЕРЖАНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

План.


  1. Общая характеристика современного содержания образования.

  2. Роль и место инновационных образовательных технологий в современном образовании.

  3. Педагогическая характеристика инноваций в содержании образования.

  4. Моделирование учебных занятий с использованием инновационных технологий.

СРС:

Подготовьте сообщение об одной из форм организации учебного процесса в школе;

Подготовьте разработку урока по своей специальности, в основе которого будет положена выбранная вами форма обучения.

Литература:

1. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью.-М., ИНФРА-М, 2005.

2. Петривняя И. В. Инновации в подготовке учителя. Киев, 1990.

3. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. - М., 1994.

4. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007

5. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М., 1995.

Практическая №3. РЕАЛИЗАЦИЯ НОВАЦИЙ В МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ

Основные понятия: инновация, квалификация инновации, компетентность, компетенция, компетенция, компетенция, личностные компетенции, локальные педагогические, инновации, модуль, модульные педагогические инновации, навыки, направление подготовки, область профессиональной деятельности, основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа), практикум

План.


  1. Общая характеристика современных методов обучения и воспитания.

  2. Педагогическая характеристика инноваций в методике обучения и воспитания.

  3. Реализация инновационных методов в воспитании и обучении.

  4. Моделирование учебных занятий с использованием инновационных методов.

СРС:

Подборка и анализ новаций в средствах образовательного процесса

Разработать серию уроков истории или права по формированию информационной и исследовательской компетенций.

Литература:

1. Хомерики О  Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс / Под ред. М. М. Поташника. М.,1994.

2.Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. [Текст] / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

3.Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Международная педагогическая академия, 1998.

4.Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Международная педагогическая академия, 1998.



  1. Цыркун И. И. Дидактические основы организации научно-технического творчества учащихся. Метод, пособие. Мн., 1987.

  2. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. - М: Педагогика, 1991.



Практическая №4.РЕАЛИЗАЦИЯ сНОВАЦИЙ В СРЕДСТВАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Основные понятия: инновация, квалификация, когнитивные компетенции, комбинаторные педагогические инновации, компетентность, компетенция, компетенция, компетенция, личностные компетенции, модуль, модульные педагогические инновации , навыки, направление подготовки.

План.


  1. Общая характеристика современных средств обучения и воспитания.

  2. Современные информационные средства в образовательном процессе.

  3. Моделирование учебных занятий с использованием информационных средств обучения.

СРС:

Картотека педагогических инноваций.

Библиографический список журнальных статей.

Литература:

1 .Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007

2. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М., 1995.

3. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005

4. Хомерики О  Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс / Под ред. М. М. Поташника. М.,1994.

5. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. [Текст] / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2009гг.

Практическая №5.РЕАЛИЗАЦИЯ НОВАЦИЙ В ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Основные понятия: компетентность, компетенция, компетенция, компетенция, личностные компетенции, локальные педагогические, инновации, модифицирующие педагогические инновации, модуль, модульные педагогические инновации, навыки, направление подготовки, область профессиональной деятельности, объект профессиональной деятельности.

План.


  1. Общая характеристика современных форм обучения и воспитания.

  2. Педагогическая характеристика инновационные форм обучения и воспитания.

  3. Моделирование учебных занятий с использованием инновационных форм организации педагогического процесса.

СРС:


Создать подборку образовательных сайтов по специальности (не менее 15 сайтов) и охарактеризовать их

Подготовьте сообщение на тему:

Какие рекомендации будущему педагогу можно сформулировать на основе современных идей обучения (воспитания)?

Картотека педагогических инноваций.

Литература:


  1. Ангеловский К. Учитель и инновации: Книга для учителя: Пер. с макед. М., 1991.

  2. Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988.

  3. Герасимов, Г.И. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы [Текст] / Г.И. Герасимов, Л.В. Илюхина. - Ростов-на-Дону: НМД «Логос», 1999.

  4. Евдокимова, Т.Г. Инновационный менеджмент [Текст] / Т.Г. Евдокимова, Г. А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - СПб.: «Вектор», 2005.

  5. Загвязинский В. И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990. С. 5-14.

  6. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – с. 8.

  7. Инновационные процессы в образовании: Сб. науч. тр. Тюмень,1990.

  8. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Пособие к спецкурсу. М., 1994.



Практическая №6.НОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Основные понятия: инновация, квалификация, когнитивные компетенции, комбинаторные педагогические инновации, компетентность, компетенция, компетенция, компетенция, личностные компетенции, локальные педагогические, модифицирующие педагогические инновации, модуль, модульные педагогические инновации , навыки, направление подготовки, область профессиональной деятельности.

План.


  1. Педагогическая инноватика в образовании.

  2. Педагогическая характеристика инновационных технологий обучения и воспитания, используемых в образовании.

  3. Пути внедрения инновационных технологий в образование.

  4. Управление инновационными процессами в образовании

СРС:


Библиографический список журнальных статей.

Познакомьтесь с технологиями обучения.

На их основе разработать урок или фрагмент урока по своей специальности.

Подготовьте его презентацию и продемонстрируйте её.

Литература:


  1. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007

  2. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М., 1995.

  3. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005

  4. Хомерики О  Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс / Под ред. М. М. Поташника. М.,1994.

  1. Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью.-М., ИНФРА-М, 2005.

  2. Петривняя И. В. Инновации в подготовке учителя. Киев, 1990.

  3. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. - М., 1994.

  4. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007

  5. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М., 1995.



Практическая №7.НОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Основные понятия: инновация, квалификация, когнитивные компетенции, комбинаторные педагогические инновации, компетентность, компетенция, компетенция, компетенция, личностные компетенции, локальные педагогические, инновации, модифицирующие педагогические инновации, модуль, модульные педагогические инновации , навыки, направление подготовки, область профессиональной деятельности, объект профессиональной деятельности, основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа), практикум

План.


  1. Направления инновационной деятельности преподавателя высшей школы.

  2. Концептуальные основания педагогических инноваций.

  3. Инновационные дидактические технологии в высшей школе.

  4. Использование информационных технологий в профессиональном высшем образовании.

  5. Дистанционное обучение: истоки, перспективы, использование компьютерных телекоммуникаций.

СРС:


Подготовить реферат об одной из авторских школ.

Библиографический список журнальных статей.

Подготовьте презентацию и продемонстрируйте её

Литература:



  1. Загвязинский, В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука/ В. И. Загвязинский// Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов. – Тюмень, 1990. – с. 8.

  2. Инновационные модели школы: учеб.-метод. Пособие: В 3-х кн..- СПб., 2003

  3. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. – 2003. – № 1. – с.4.

  4. Лаздина, Т. И. Технологии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей/ Т. И. Лаздина// Начальная школа плюс До и После. – 2006. – № 2. – с.19.

  5. Лапин, Н. И. Системно-деятельностная концепция исследования нововведений. / Диалектика и системный анализ [Текст] / Н. И. Лапин. — М., 1986.

  6. Мазур З.Ф. Управление инновациями: социально-образовательный аспект.- М., 2001

  7. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология. М., 2004.

  8. Назимов, С. С. Педагогические инновации в национально-региональном компоненте содержания образования/ С. С. Назимов// Учитель.–2005.–№ 6.–с. 74.



Практическая №8.ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ИННОВАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основные понятия: инновация, комбинаторные педагогические инновации, компетентность, компетенция, компетенция, компетенция, личностные компетенции, локальные педагогические, направление подготовки, область профессиональной деятельности, объект профессиональной деятельности, основная образовательная программа бакалавриата (бакалаврская программа), практикум

План.




  1. Структурная схема: рациональных способов инновационно-педагогической деятельности на макроуровне, основных составляющих педагогического поиска на действенном уровне, основных составляющих сферы создания педагогического новшества на действенном уровне, основных составляющих сферы реализации педагогического новшества на действенном уровне, основных составляющих сферы реализации педагогического новшества на действенном уровне.

  2. Блок-схема декомпозиции процессуального компонента инновационно-педагогической деятельности инноватора научно-методическое исследование и другие формы реальной инновационной деятельности.

  3. Научно-методическое исследование и другие формы реальной инновационной деятельности

СРС:

Библиографический список журнальных статей.

Подготовить реферат.

Литература:



  1. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. - М., 1994.

  2. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании.- М., 2007

  3. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании Управление развитием инновационных процессов в школе / Науч. ред. Т. И. Шамова, П. И. Третьяков. - М., 1995.

  4. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании.- М., 2005

  5. Хомерики О  Г., Поташник М. М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс / Под ред. М. М. Поташника. М.,1994.

  6. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. [Текст] / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.

  7. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Международная педагогическая академия, 1998.

  8. Хуторской, А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Международная педагогическая академия, 1998.

  9. Цыркун И. И. Дидактические основы организации научно-технического творчества учащихся. Метод, пособие. Мн., 1987.

  10. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в школе. - М: Педагогика, 1991.



3.4. Методическое обеспечение самостоятельной работы

СОДЕРЖАНИЕ СРС:

Самостоятельная работа над учебной дисциплиной включает несколько этапов:



  • слушание и конспектирование лекций преподавателя, ознакомление с программой курса и учебными пособиями,

  • основательную проработку лекционного материала, дополнение указанными источниками основной литературы,

  • чтение дополнительной литературы, при необходимости самостоятельный её подбор,

  • подготовку вопросов семинарского занятия по плану с обязательным конспектированием,

  • самостоятельную подготовку небольших сообщений к занятию,

  • подготовку практических заданий, самостоятельный поиск источников,

  • подготовку докладов с получением консультации преподавателя по указанным им источникам,

  • самостоятельный подбор темы доклада (получить консультацию преподавателя),

  • самостоятельный подбор темы и литературы к докладу и написание доклада.

Задания расположены по степени усложнения. По всем неясным вопросам даются консультации преподавателя. Преподаватель вызывает на консультации студентов с целью контроля работы над темой, курсом, первоисточниками, а также в случае пропуска занятий. На консультациях необходимо иметь конспекты лекций, семинарских занятий.

Таблица 8. Содержание СРС



Содержание СРС (очное)


п/п


Темы

Содержание заданий, выносимых на СРС

Кол-во часов

Сроки проверки результатов СРС

примечания

1

Общее понятие о новационных процессах в образовании

Характеристика этапов педагогического новационного процесса



Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой конспект

Ответить на контрольные вопросы (см. в программе)



5

В течение семестра

конспект

2

Цели и основные задачи модернизации образования. Современная парадигма образования



Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой

Структурно-логическая схема конспект



10

В течение семестра

конспект

3

Виды педагогических инноваций

Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой

Подборка и анализ инноваций в содержании



5

В течение семестра

конспект

4

Реализация новаций в содержании образования

Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой

Подборка и анализ инноваций в содержании



5

В течение семестра

конспект

5

Реализация новаций в методах обучения

Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой

5

В течение семестра

конспект

6

Реализация новаций в средствах образовательного процесса

Подготовьте сообщение об одной из форм организации учебного процесса в школе;

Подготовьте разработку урока по своей специальности, в основе которого будет положена выбранная вами форма обучения.

Подборка и анализ новаций в средствах образовательного процесса


5

В течение семестра

Конспект

7

Реализация новаций в формах организации педагогического процесса

Подборка и анализ новаций в средствах образовательного процесса

Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой



5

В течение семестра

конспект

8

Особенности новационных процессов в образовании

Работа с текстом лекции, учебником и дополнительной литературой

6

В течение семестра

конспект

9

Инновационные технологии в профессиональном педагогическом образовании

Разработать серию уроков истории или права по формированию информационной и исследовательской компетенций.

6



Конспект

12

Структура и содержание инновационно-педагогической деятельности.

Подготовьте сообщение на тему .

Картотека педагогических инноваций.

Библиографический список журнальных статей.




В течение семестра

конспект

13

Инновационно-педагогическая деятельность как система

Создать подборку образовательных сайтов по специальности (не менее 15 сайтов) и охарактеризовать их

6

В течение семестра

конспект

14

Особенности личности педагога-новатора

Подготовьте сообщение на тему).

Какие рекомендации будущему педагогу можно сформулировать на основе современных идей обучения (воспитания)?





6

В течение семестра

реферат

конспект


15

Процессуальный компонент инновационно-педагогической деятельности



Картотека педагогических инноваций.

Библиографический список журнальных статей.



6

В течение семестра

конспект

16

Особенности управления новационными образовательными процессами.

Познакомьтесь с технологиями обучения.

На их основе разработать урок или фрагмент урока по своей специальности.

Подготовьте его презентацию и продемонстрируйте её.

Подготовить реферат об одной из авторских школ.



6

В течение семестра

Реферат

17

Общее понятие о функционировании и развитии образовательного учреждения

Конспект, ответы на вопросы.

Библиографический список журнальных статей.



6





18

Специфика управления развитием образовательного учреждения

Структурно-логическая схема содержания лекции

Подготовьте его презентацию и продемонстрируйте её



6

В течение семестра

Таблица

Проект


Презентация



ИТОГО:



88






Вопросы к экзамену:

1.Дать понятие об инновационных процессах в образовании.

2.Особенности становления инновационных процессов в Российском образовании. 3.Классификация, возникновение и распространение инновационных процессов в образовании.

4.Инновационные процессы как основа осуществления парадигмальных изменений в образовании.

5.Содержание и функции инновационных процессов. 6.Системный подход в образовании.

7.Компетентностный подход. Личностно-ориентированные технологии. 8.Дать понятие: новация, нововведение, инновация.

9.Охарактеризовать гуманистическое направление в инновационных процессах обучения.


  1. Охарактеризовать экологическое направление в инновационных процессах обучения.

  2. Охарактеризовать интеграционный подход в инновационных процессах обучения.

  3. Охарактеризовать дифференцированный подход в инновационных процессах обучения.

  4. Охарактеризовать компьютеризацию как направление в инновационных процессах обучения.

  5. Охарактеризовать гуманнитаризацию как направление в инновационных процессах обучения.

15.Содержание и структура инновационной деятельности педагога. 16.Дать понятие инновационным технологиям с позиции 1-2 авторов. 17.Классификация инновационных педагогических технологий. 18.Алгоритм построения пед технологий.

19.Дать характеристику некоторым элементам пед технологий. 20.Характеристика модульной технологии обучения.



  1. Характеристика рейтинговой системы.

  2. Характеристика информационных технологий обучения.

  3. Характеристика игровых технологий обучения.

  4. Характеристика проблемно-развивающей технологии обучения.

25.Оценочные показатели эффективности инновационных процессов в образовании. 26.Международные системы оценки инновационных процессов в образовании.

27. Основные понятия педагогической инноватики: образование, традиция, новшество, новация, инновация, модификация, нововведение.

28.Специфика новизны нововведения (абсолютная, относительная, псевдоновизна, уловная, местная, субъективная новизна).

29.Классификация педагогических инноваций: по масштабу вносимых изменений, по проблематике, в зависимости от области реализации или внедрения, по осмыслению перед внедрением инноваций.



30.Отношение нововведения к предшественнику, факторы, способствующие и препятствующие нововведениям. Диапазоны отношений к нововведениям. 31.Направления, позволяющие интенсифицировать нововведение в педагогической деятельности. Препятствия и трудности в применении новшеств. 32.Закономерности развития нововведений. Структура жизненного цикла педагогического нововведения. 33.Инновационно-педагогическая деятельность как проблемно-ориентированная деятельность. 34.Педагог в инновационной деятельности. Структура личности педагога-инноватора. 35.Личностно-профессиональные компетентности учителя-инноватора и руководителя инновационного процесса. 36.Типы руководителей по отношению к инновационному процессу.
Каталог: fakult -> FDiNO -> Kaf pedagog -> Magistranti
Magistranti -> Семинарских занятий Тема 1: «Виды тренинга». Цели и специфика проведения разных видов тренинга. Тренинг сензитивности. Т-группы
Kaf pedagog -> Программа утверждена на заседании кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики
Kaf pedagog -> Рабочая программа дисциплины «БЗ. Р» «Педагогическая конфликтология» Направление подготовки: 050100: Педагогическое образование
Magistranti -> Практикум по конфликтологии: Учеб пособие для студ вузов,/ С. М. Емельянов -спб. Питер, 2005. 400с ил
Kaf pedagog -> Программа дисциплины ««Сравнительная педагогика и современные системы дошкольного образования за рубежом»
Kaf pedagog -> Программа утверждена на заседании кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики
Kaf pedagog -> Программа утверждена на заседании кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики
Kaf pedagog -> Армавирская государственная педагогическая академия
Kaf pedagog -> История образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница