План самообразования учителя трудового обучения Якимова Александра Николаевича Срок реализации 2014-2017 г



Дата27.05.2016
Размер81 Kb.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Юледурская средняя общеобразовательная школа »
Обсуждено «Утверждаю»:

на заседании ШМО Директор школы:

Руководитель:
__________/ Ефимова Л. А./ __________ /Петров Е. В./

«___» __________ 2014 год. «___» _________ 2014 год.



План самообразования

учителя трудового обучения

Якимова Александра Николаевича

Срок реализации 2014-2017 г.

с. Юледур

2014 г.

СТРУКТУРА ПЛАНА ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
1. Индивидуальный план  самообразования на 2014-2017 годы

2. Должность  учитель трудового обучения

3.   Ф. И. О. Якимов Александр Николаевич

4. Образование  Высшее, МГПИ им. Н. К. Крупской, 1998 год

5. Когда обучался на курсах

  • 2009 г. Декабрь ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», «Развитие педагогического мастерства преподавателей технологии», 72 часа;

  • 2011г. Март ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», «Технология формирования УУД на уроках технологии».

  • 2013 г. Июнь ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»,

«Реализация ФГОС ООО», 72 часа.

  • 2013 г. Ноябрь ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования»,

«Реализация требований ФГОС В УМК. Технология. Индустриальные технологии.». 6 часов.

6. Общешкольная тема, проблема над которой школа будет работать в ближайшие 3 (5 ) лет «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения»

7. Индивидуальная тема, проблемы над которыми будет работать учитель на данный период «Развитие творческих способностей на уроках технологии»

8.  Когда начата работа над темой 2014-2015 уч. год.

9. Когда предполагается закончить работу над темой 2016-2017 уч. год

(включительно)



10. Цели и задачи самообразования по теме. 

  1. Приобщить учащихся к творческой работе;

  2. Прививать интерес к творчеству, поиску;

  3. Развивать навыки созидания, самореализации.

Введение

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности, где важная роль отводится урокам технологии.

Практика показывает, что для учителя задача развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому, правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

Особое место в развитии творческих способностей принадлежит исследовательскому методу, которому присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества, т.к. процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования.

Необходимо отметить, если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский назвал «зоной

потенциального развития». И, действительно, у учащихся, выполняющих исследовательский проект, развивается логическое мышление, воображение и формируется устойчивый интерес к труду, конечному результату (реализации идеи).

Особое внимание на занятиях уделяется групповым проектам. В творческих коллективах складываются отношения дружбы, взаимных симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и сотворчества.

Творческая деятельность рассматривается нами как «деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности»; умственной активности; смекалки и изобразительности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельность в выборе и решении задачи; трудолюбие; способность видеть главное. Значит, творческая личность - это человек, овладевший подобной деятельностью. Творческая личность рождается тогда, когда учащиеся учатся самостоятельно применять свои ранее полученные знания, умеют представить себе объект, о котором идет речь, сравнить с другими, сделать выводы, выразить свое отношение к объекту.

Что же мы предпринимаем для развития способностей детей, для повышения их творческого потенциала?

Урочная деятельность.

В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы: различные формы проведения уроков, привлечение учащихся к подготовке докладов рефератов об истории развития различных наук, о жизни и творчестве великих ученых, организация разнообразной творческой деятельности учеников: составление кроссвордов, викторин, задач, наглядных пособий и рисунков к ответам, задачам, сочинениям, сказкам. Плодотворно работают по развитию творческих способностей в этом направлении учителя физики, математики, биологии, географии, русского языка и литературы, истории, информатики.

Кроме того, у каждого учителя в практике работы имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования творческого мышления и развития познавательного интереса.

На развитие творческих способностей направлена индивидуальная исследовательская работа с учеником. Работая самостоятельно над заранее выбранной темы, подбирая различный материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной литературы наиболее интересный материал по теме.



Внеурочная деятельность.

Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.



Чем же привлекательна эта форма работы:

  • Во – первых, привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок.

  • Во – вторых, ребенок является активным участником педагогического процесса.

  • В третьих, праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других. Близкой к этой форме работы являются концерты внутри школьные, перед родителями, перед жителями поселка.

Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей учащихся.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеет свою точку зрения и аргументировано умеет ее отстаивать. У него более высокая работоспособность. Но мне кажется, самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера, его чувства, душа. А если развиты его эмоции, то будут развиваться и мышления. А думающий человек это и есть тот человек воспитать которого мы стремимся.

Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель. Если имеет только к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель.

Эти слова Л.Н.Толстого относятся ко всем учителям. Учительство – это состояние души, это жизнь. Уроки и беседы с родителями, экскурсии и походы, тетради и самодеятельность - это замкнутый круг. И не разорвать этот круг, и не выйти из него, как не выйти из круга обязанности матери,

которая любит своих детей и живет ради них. Я никогда не смогла бы стать ни кем другим, кроме учителя. Школа- это мой второй дом. Приходя в него, я каждый день стараюсь отдать детям то, чему меня научили в колледже, то, чему научила меня жизнь.



Основой моего обучения является развитие творческих способностей у детей на уроках технологии. Этот процесс длительный, по этому вести работу целесообразно с первых дней пребывания ребенка в школе. Но, к сожалению до сих пор в начальном трудовом обучении преобладают репродуктивные методы. И бывает обидно за детей, когда недооцениваются творческие возможности ребенка, его умение и желание работать самостоятельно, инициативно.

Бесталантных детей нет. Важно только научить их, раскрыть свои способности, поверить в себя. Это задача каждого учителя.



Уроки технологии - это уроки жизни. Этот школьный предмет дает мальчикам необходимые знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни. В наш тяжелый век когда у родителей не хватает время посидеть со своим сыном, научить или передать свои умения, этот предмет просто необходим. В нашей школе есть все условия для проведения прекрасных уроков технологии и развития творческих способностей у детей.

Сегодня, опираясь на свой 16-тилетний опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало надо терпеливо и последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении учебного материала, учитывать особенности детей и д.т. Занятия по технологии позволяют проводить систематическую работу по формированию у школьников, нравственных качеств личности, развивать способности, воспитывать трудолюбие.

Всегда нужно помнить, что любая деятельность ребенка нуждается в оценке, награде, поощрения. Особенно это важно по отношению к слабому ученику: следует хвалить его за каждую удачу, создавая благожелательную отношение к предмету.

Дифференцированный подход к учащимся предлагает наличие достаточного количества инструкционно- технологических карт, карточек – заданий, раздаточного материала, различных по степени трудности.

Придуманное оформление класса ( красивые стенды с поделками), обеспеченные всем необходимые рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала - все это имеет большое значение для успеха обучения. Приветливый тон учителя создает доброжелательную атмосферу, психологически подготавливает учащихся к работе, чистота и

порядок в кабинете служат воспитания собственности, аккуратности, дисциплинированности, формируют хороший вкус, а главное – вызывает желание учащихся, делать красивые вещи своими руками. Это очень важное – воспитание мотив учения.

Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо подвести их к следующему этапу «хочу сделать», вселить уверенность «могу сделать» и помочь довести работу до конца – «я сделал!». Успех окрыляет, побуждает желание узнать новое, выполнить более сложную работу.

Перспектива быстрого выполнения работы, желание как можно скорее увидеть результаты своего труда воодушевляют учащихся.

Как правило, на уроках технологии учащиеся ведут записи в тетрадях, а в альбомах наклеивают образцы и выполняют чертежи. Вот некоторые рекомендации на этот счет. Новые темы, термины надо записывать на доске. В тетрадях выделять их цветом или подчеркивать, чтобы можно было при необходимости быстро найти. Записывать только главное- коротко и четко.

С 2014 года тема, над которой я работаю, называется «Развитие творческих способностей на уроках технологии». В ней реализован принцип преемственности содержания трудового обучения в начальной и основной средней школе, сделан упор на самостоятельную работу учащихся, развитие у них творческих способностей. Содержание ее в большой мере отвечает реальным возможностям учащихся.

ПЛАН  РАБОТЫ

ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ


Этапы

Содержание работы

Сроки

Форма представления результатов

 

1. Диагности­ческий

 

 

 



 

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта



 

Первый год работы над темой



2014-2015

уч. год

 

Собеседование с руково­дителем районного МО Ремезовой Е. А., заместите­лем директора по УВР школы Михеевой Т. А.

 

II. Прогности­ческий



 

1. Определение цели и задач работы над темой.

2. Разработка системы мер, направленных на реше­ние проблемы.

3. Прогнозирование результатов



 

Первый год работы над темой



2014-2015

уч. год

 

Выступление на заседа­нии МО (по согласованию с руково­дителем районного МО Ремезовой Е. А.,)



 

III. Практи­ческий



 

1. Внедрение передового педагогического опыта; сис­темы мер, направленных на решение проблемы.

2. Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточ­ных результатов.

4. Корректировка работы


 

Второй год работы над темой



2015 – 2016 уч. год

 

Открытые уроки, выступ­ления на заседании МО



(Открытый урок в рамках районного МО в 2015 – 2016 уч. году)

 

IV. Обобща­ющий



 

1. Подведение итогов.

 2.Оформление результатов работы по теме.

3.Представление материалов



 

Третий год работы над темой

2016-2017 уч. год


 

Выступления на заседа­нии методического сове­та, на заседании педаго­гического совета (по согласованию с заместителем директора по УВР Михеевой Т. А.)



 

V. Внедрен­ческий



 

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2. Распространение опыта


 

В ходе дальней­шей педагогической деятельности



 

Реферат, индивидуаль­ный творческий проект и др.



(Отражение результата работы на личной странице учителя сайта школы)



Ожидаемые результаты


  • повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;

  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

  • приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности.


Список используемой литературы:

  1. Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.

  2. Каневец О.Ф Технология: Тетрадь для учащихся 5,6,7, классов- Саратов.

  3. Касьянов В.П. Дизайн. От идеи до патента. Методическое пособие.

  4. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения


____________________________________
Каталог: mouo-kugener
mouo-kugener -> Методические рекомендации предназначены педагогам-психологам для организации психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования
mouo-kugener -> «Снижение агрессивности младших школьников»
mouo-kugener -> «Театрализованные игры основное средство социализации детей младшего дошкольного возраста»
mouo-kugener -> Программа для учащихся 1 класса «Речевой этикет»
mouo-kugener -> Инструкция : "Вам предлагаются утверждения и вопросы, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением или отвечаете на вопрос "
mouo-kugener -> Публичный отчет заведующего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Тумьюмучашский детский сад №11
mouo-kugener -> «Нравственное воспитание детей посредством сюжетно-ролевой игры»
mouo-kugener -> Формирование ууд на уроках в начальной школе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница