План практических мероприятий по формированию «Образа выпускника общеобразовательной школы Белгородской области» Рекомендации по формированию «Образа выпускника общеобразовательной школы Белгородской области»



Скачать 89.72 Kb.
Дата01.06.2016
Размер89.72 Kb.
План практических мероприятий по формированию «Образа выпускника общеобразовательной школы Белгородской области»

Рекомендации по формированию «Образа выпускника общеобразовательной школы Белгородской области» (сокращенно в дальнейшем Образ) основываются на разработанной и утвержденной Концепции «Духовно-нравственное воспитание населения Белгородской области» и направлены на:



  • оказание содействия руководителям, педагогам образовательных учреждений в организации работы по формированию Образа;

  • обеспечение приоритетного направления в государственной политике региона в области воспитательной деятельности - духовно-нравственное воспитание, которое должно быть плановым, системным, постоянным;

  • взаимодействие образовательных учреждений с социокультурными объектами микрорайона, имея в виду интегрированную, педагогически целесообразную организацию учебно-воспитательного процесса.

В настоящее время в Белгородской области ведется организованная, целенаправленная работа по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. «Образ выпускника общеобразовательной школы Белгородской области» разработан в соответствии с настоятельной потребностью современного российского общества в людях, способных на Любовь: любовь к родителям, друзьям, школе, своей малой Родине и великой России. Задача образовательных учреждений – не дать деформироваться нравственному стержню детей, попытаться вернуть школу к истокам традиционного российского образования. Содержание по формированию Образа определяется тремя этапами.

На первом этапе в программу развития образовательного учреждения включить раздел по формированию «Образа выпускника общеобразовательной школы Белгородской области», который призван содействовать реализации общероссийских задач формирования у детей гражданской ответственности, национальной идентичности, духовности, культуры в области образования.



Цель по формированию высокодуховной личности, в которой должны проявиться все ценнейшие исторические наработки русского народа, определяется общей потребностью в восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов.

    • Достижение указанной цели осуществляется через решение стратегических и тактических задач:

  • использование в своей работе историко-культурное наследие духовной традиции отечественной православной педагогики;

  • формирование национального самосознания учащихся, приобщение их к культурному наследию России;

  • проведение всестороннего, глубокого изучения личности учащихся и создание максимально благоприятных условий для реализации ее творческого потенциала в социуме;

  • привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширение внешних связей школы для решения проблем воспитания.

При формировании Образа необходимо создать психолого- педагогические условия, основные из которых:

  • в содержание образования включается русский национальный компонент;

  • специальные факультативные курсы дополняют и углубляют содержание основных дисциплин;

  • взаимодействие школы и социокультурных объектов микрорайона, имея ввиду интегрированную, педагогически целесообразную организацию учебно-воспитательного процесса;

  • особое внимание уделяется освоению русской народной культуры и национальным традициям, ценностям православия;

На втором этапе происходит реализация программы педагогической деятельности, анализ ее результатов, внедрение и корректирование отдельных положений. Работа по формированию Образа выпускника должна охватывать весь педагогический процесс, интегрировать учебные занятия, внеурочную деятельность детей, оказывать влияние социальной, природной, предметно – эстетической среды, непрестанно расширять воспитательное пространство.

Изучив воспитательные возможности социокультурной среды микрорайона, наладить связь школы с представителями администраций различных учреждений, разработав план мероприятий с этими организациями. Нужно нивелировать воздействие баров и кафе на учащихся, вовлекая их в спортивные секции, кружки, занимая интересной общественно-полезной деятельностью, т.е. педагогизация социокультурной среды микрорайона.

Работу по формированию Образа необходимо строить в следующей последовательности:



  1. Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, добро, совесть, верность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей; создание атмосферы доброжелательности, доверия и любви;

  2. Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желания поступать в соответствии с ними (разработка «кодекса поведения», норм, законов: «Закон доверия и ответственности личности», «Закон свободы», «Закон заботы», «Закон справедливости»;

  3. Обогащение опыта нравственного поведения школьников на основе правила «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой»;

  4. Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными, проявление таких нравственных качеств как отзывчивость, справедливость, щедрость, терпимость, милосердие и др.);

  5. Формирование представления о важных духовно-нравственных ценностях и их антиподах, личное отношение к ним, готовность к самостоятельному выбору, оценке того или иного поступка, гуманному взаимодействию с окружающим миром;

  6. Главной целью становится осмысление того или иного нравственного понятия, обогащение социального опыта;

  7. Побуждение школьника к положительным поступкам.



План работы над формированием образа выпускника общеобразовательной школы

Принцип систематичности работы по воспитанию.

Принцип преемственности. Всеми педагогами должна реализоваться единая линия развития, воспитания и обучения ребенка на этапах начального, основного и среднего образования. Педагогический процесс должен носить целостный, последовательный и перспективный характер.

Принцип научности и каноничности. Сочетание современных достижений педагогики и психологии с каноничностью. Многоуровневость Показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей.

Принцип интенсификации процесса воспитания. При проведении уроков, различных внеклассных занятий и отдельных внеурочных мероприятий одновременно решать целый комплекс взаимосвязанных задач, объединять усилия школы, семьи, ученических организаций, общественных и производственных коллективов.

Обще-педагогические принципы. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход.
Работа над формированием Образа может сроиться по тематическому принципу. Основными темами являются:

«Семья»; «Родина, патриотизм, гражданственность»; «Образование»;

«Чистое сердце».

Направления работы:


  1. Духовно – просветительское (уроки, беседы со священником, устные поучения);

  2. Воспитательно – оздоровительное (праздники, экскурсии, походы);

  3. Культурно – познавательное (встречи, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов);

  4. Нравственно – трудовое (труд по самообслуживанию, продуктивная деятельность, изготовление подарков к празднику, акциям);

  5. Духовно – патриотическое (праздники, линейки, вечера, встречи с ветеранами ВОВ, беседы, экскурсии).


Формы работы по формированию образа выпускника общеобразовательной школы


  1. Введение в базисный учебный план в качестве регионального компонента предмет «Православная культура».

  2. Введение в учебный план факультативных курсов по православной культуре.

  3. Организация кружков православной культуры.

  4. Организация повышения квалификации педагогов, преподающих православную культуру.

  5. Включение в планы воспитательной работы школы, классных руководителей, воспитателей вопросов духовно-нравственного воспитания.

  6. Систематическое проведение классных часов по духовно-нравственному воспитанию.

  7. Нахождение эмоционально насыщенной, интересной сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности;

  8. Создание базы данных Интернет ресурсов по православной культуре.

  9. Пополнение школьной библиотеки, видеотеки, аудиотеки материалами духовно-нравственного содержания

  10. Создание прикладных проектов по духовно-нравственному воспитанию.

  11. Создание банка методических разработок внеклассных мероприятий и уроков духовно-нравственной направленности.

  12. Пополнение ресурса кабинета православной культуры.

  13. .Привлечение внешкольных учреждений к сотрудничеству для развития интеллектуальных возможностей учащихся.

  1. Апробация и применение новых здоровьесберегающих технологий.


Формы работы с учащимися

1. Через учебную деятельность (решение воспитательных задач на каждом уроке).



  1. Через внеклассную и внеурочную деятельность:

  • факультативные занятия, кружковая работа;

  • беседы, классные часы нравственного и духовного содержания, лекции, конференции, диспуты, «круглые столы»;

  • проведение совместных праздников;

  • детская благотворительность;

  • экскурсии, целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания;

  • просмотр слайдов фильмов, видеофильмов, использование аудиозаписи и технических средств обучения;

  • конкурсы, викторины, праздники, выставки детского творчества, творческие вечера, тематические утренники;

  • деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, дискуссии;

  • моделирование, проектирование;

  • встречи со специалистами и интересными людьми;

  • экспресс-опрос, тест-опрос; тренинги;

  • беседы со священником;

  • коллективные творческие дела учащихся;

  • рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей;

  • презентация книг духовно-нравственного воспитания;

  • благотворительные акции;

  • тематические эстафеты, соревнования;


Формы работы с родителями

  • Родительские лектории;

  • Родительский всеобуч;

  • Родительские собрания на духовно – нравственные темы;

  • Вечера вопросов и ответов (индивидуальные консультации с привлечением специалистов различного профиля – врачей, психологов, юристов и т.д.);

  • Создание консультативного центра для родителей;

  • Создание родительских клубов по интересам;

  • Функционирование кружков, возглавляемых родителями;

  • Собеседование об удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы;

  • Проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, экскурсии, спектакли, именины детей, родителей, семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО;

  • Факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

  • Помощь родителей школе;

  • Визиты домой, индивидуальная работа с детьми дома;

  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, литературы;

  • Ведение социального паспорта класса;

  • День открытых дверей;

  • Создание родительского актива, посещение неблагополучных семей, оказание им помощи;

  • Участие родителей в управлении школой через Совет школы, Попечительский совет, родительский комитет.

На втором этапе проводится педагогическая диагностика с целью сравнения результатов на начало и конец учебного года. Наблюдение и контроль за развитием личности учащихся, осуществляется в ходе анкетирования и диагностики. Анкеты обучаемых позволяют педагогам лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучаемых и воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия по сплоченности коллектива и развитию творческой активности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг другу и нуждающимся людям. Можно использовать диагностику уровня нравственной воспитанности учащихся начальной школы, диагностика нравственного характера подростков (5-8 кл.), диагностическую программу для учащихся 9-11 классов.

Провести поэтапное анкетирование учащихся классов, в целях изучения их личностного потенциала, микросреды ученического коллектива в его развитии. После обработки анкет разработать темы мероприятий, классных часов, бесед и т.д., которые более всего способствуют формированию нравственных основ мировоззрения школьников.

Результат второго этапа – создание действующей модели взаимодействия образовательной и социокультурной среды.
На третьем этапе важнейшей целью дальнейшего развития школы – создание единого образовательного пространства, где учебно-воспитательный процесс выступает как единая система деятельности, направленная на формирование образа выпускника – человека нравственного, обладающего устойчивой системой духовных ценностей.
План практических мероприятий подготовила: Шереметцева Л.В.,

директор Центра духовного просвещения управления образования и науки Белгородской области.






Каталог: vospit -> vosp
vospit -> Заседание областного родительского Совета
vospit -> Программа летних тематических площадок на базе мбоу сош №101
vospit -> Вопросы «свободного воспитания» в зарубежной и отечественной педагогике
vospit -> Семинар для социальных педагогов областных государственных образовательных учреждений Иркутской области
vospit -> 1 Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка
vospit -> Педагогическая диагностика воспитанности как неотъемлемая часть образовательного процесса в вузе
vospit -> Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный барабанщик» Направление «Художественно эстетическое»
vosp -> Организация воспитательной работы и реализация программы воспитания школьников «я и мир вокруг меня»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница