План: Эмоции и чувства



Скачать 25,92 Kb.
Дата15.02.2016
Размер25,92 Kb.
#6999
Лекция4

Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь.

План:


  1. Эмоции и чувства

  2. Психическая регуляция поведения и деятельности

  3. Общение и речь

1. Эмоции и чувства

Взаимодействуя с окружающим миром, человек определенным образом относится к нему, испытывает какие-либо эмоции и чувства к тому, что он наблюдает, воспринимает, воображает и т. п.

Чувства и эмоции представляют собой взаимосвязанные, но различающиеся явления эмоциональной сферы личности. Взаимосвязь между этими психическими состояниями в том, что и эмоции, и чувства отражают отношения человека к миру, к другим людям, самому себе и к результатам собственной деятельности.

Различия же между эмоциями и чувствами заключаются в следующем:


  • эмоциями считают более простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей. Эмоции являются ситуативными образованиями и связаны с первоначальными впечатлениями. Иначе говоря, первое впечатление от чего-либо носит чисто эмоциональный характер, являясь непосредственной реакцией (страх, гнев, радость, печаль и др.) на какие-то особенности окружающей среды. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях.

  • чувство — это более сложное, чем эмоции, постоянное, устойчивое отношение личности к тому, что она познает и делает, к объекту своих потребностей. Чувства характеризуются длительностью и осознанностью, поскольку человек знает причину своих переживаний.

Источниками эмоций и чувств являются, с одной стороны, отражаемая в сознании человека окружающая действительность, с другой — потребности личности. Те предметы и явления, которые не имеют отношения к потребностям и интересам, не вызывают чувств и эмоций. Физиологической основой эмоций и чувств являются, прежде всего процессы, происходящие в коре головного мозга. Кора головного мозга регулирует силу и устойчивость чувств. Переживание вызывают процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания и сердечной деятельности, нарушением функционирования секреторных желез (слезы от горя, пот от волнения). Таким образом, при переживании чувств, эмоций наблюдаются либо повышение, либо понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека. При одних эмоциональных состояниях человек испытывает прилив энергии, чувствует себя бодрым, работоспособным, при других — наблюдается упадок сил, мускульная скованность, вялость.

Выделяют три пары наиболее простых эмоциональных переживаний:

1. удовольствие – неудовольствие;

2. напряжение – разрешение;

3. возбуждение – успокоение.

Различают также стенические (от греч. "стенос" — сила) и астенические ("астенос" — слабость, бессилие) эмоции.

Стенические эмоции повышают активность, энергию и вызывают подъем, возбуждение, бодрость (радость, боевое возбуждение, гнев, ненависть).

Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, уменьшают жизнедеятельность (печаль, тоска, уныние, подавленность). Астенические эмоции характеризуются пассивностью, созерцательностью, расслабляют человека.

Чувства обычно классифицируются по содержанию. Принято выделять следующие виды чувств: моральные, интеллектуальные и эстетические.

Моральные, или нравственные чувства, — это чувства, в которых проявляется отношение человека к поведению людей и своему собственному (чувства симпатии и антипатии, уважения и презрения, а также чувства товарищества, долга и совести, патриотизма и др.). Моральные чувства переживаются людьми в связи с выполнением или нарушением принятых в данном обществе принципов морали, которые определяют, что нужно считать во взаимоотношениях людей хорошим и дурным, справедливым и несправедливым.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами. Они отражают и выражают отношения человека к своим мыслям, к процессу познания, его успешности и неуспешности, к результатам интеллектуальной деятельности. К интеллектуальным чувствам относят: любопытство, любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение, чувство нового.

Эстетические чувства переживаются в связи с восприятием предметов, явлений и отношений окружающего мира и отражают отношения субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве.

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:


  • сигнальная (коммуникативная): выражается в мимике, пантомимике, изменениях голоса, вегетативных изменениях (потоотделение, покраснение, бледность и т. п.). Эти проявления позволяют человеку информировать других людей о своем отношении к окружающему миру;

  • регулятивная: выражается в том, что устойчивые, сильные переживания направляют, изменяют поведение человека;

  • отражательная (оценочная): выражается в обобщенной оценке явлений и событий;

  • побудительная (стимулирующая): эмоциональные переживания определенного вида побуждают человека к действию.

  • подкрепляющая: выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запоминаются;

  • переключательная: обнаруживается при конкуренции мотивов поведения, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга);

  • приспособительная: благодаря возникшему чувству или эмоции, человек имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Итак, в психической жизни человека эмоции и чувства занимают особое место. Чувства обусловливают яркость и полноту наших восприятий, они влияют на скорость и прочность запоминания. Чувства непроизвольно активируют или, наоборот, затормаживают процессы мышления, стимулируют деятельность, обогащают содержание человеческой жизни.

2. Психическая регуляция поведения и деятельности.

В сложных феноменах психической деятельности выделяют три основных компонента: функциональный, операциональный и мотивационный. Соотношение этих трех компонентов претерпевает существенные изменения в процессе индивидуального развития. Функциональные механизмы связаны с определенными мозговыми структурами и являются эффектом их деятельности, они детерминированы онтогенетической эволюцией и природной организацией человека. К психофизиологическим функциям относятся сенсорные, моторные, логические, мнемические, вербальные. Тренировка психофизиологических функций в процессе деятельности, образование систем временных связей служит основой для развития операциональных механизмов, их образование опосредуется социальными, техническими и культурными компонентами деятельности. Операциональные механизмы не содержатся в самом мозге, они усваиваются индивидом в процессе его социализации и носят конкретно-исторический характер. Примером операциональных механизмов могут быть операции различения, опознания, идентификации в процессах восприятия; операции анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. в мышлении.
Мотивационные механизмы включают все уровни мотивации от органических потребностей до ценностных ориентаций.
Функциональные и мотивационные механизмы выступают как базисные образования, пронизывающие все психические явления человека и оказывающие на них влияние.
3. Общение и речь
Общение. Формы и функции

Развитие человека как личности в значительной степени проявляется в общении между людьми.

Общение представляет собой процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями современной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение между людьми может происходить в разных формах, из которых явно выделяются три.

Анонимное общение — это взаимодействие между незнакомыми или же не связанными личными отношениями людьми. Это могут быть временные связи между субъектами, в которых они выступают, например, как жители одного микрорайона, пассажиры транспорта, зрители кинозала. В ситуации такого общения люди встречаются, вступают в контакты друг с другом и расходятся. Партнеры по общению остаются анонимными.

Функционально-ролевое общение предполагает связи между его участниками, выполняющими определенные социальные роли на временных отрезках различной длительности. Партнеров в этом общении связывают взаимные обязанности по отношению друг к другу: врач – больной, руководитель – подчиненный, педагог – учащийся.

В основном функционально-ролевое общение обусловлено должностными позициями его участников. Так, например, на производстве мастер выполняет распоряжение начальника цеха и исполняет социальную роль подчиненного, а вернувшись домой, в отношениях отец – дети он занимает ведущую позицию.

Неформальное общение представляет собой личностные контакты за пределами официальных отношений. Это, например, общение между друзьями.

В структуре общения исследователи выделяют коммуникативную, интерактивную и перцептивную стороны. Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами; интерактивная — в организации взаимодействия, то есть не только в обмене знаниями, идеями, но и действиями; перцептивная сторона общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Результатом общения является не материальный предмет, а те или иные изменения в сознании, поведении, психических качествах общающихся людей.

В качестве основных аспектов общения выделяют цель, содержание и средства.

Цель общения — это то, ради чего человек вступает в общение. Побудителями к общению при этом могут стать следующие факторы:



  • завоевание авторитета;

  • избегание психически опасных ситуаций;

  • снятие психического напряжения;

  • сохранение психического равновесия.

Содержание общения — это информация, которая передается друг другу между партнерами по общению.
Вербальные и невербальные средства общения

Средства общения — это то, с помощью чего передается информация в процессе общения, достигается взаимопонимание между общающимися людьми.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Разница в типе используемой знаковой системы позволяет выделить вербальную и невербальную коммуникацию.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Речь является самым уникальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения декодирует эту информацию. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдёт смена "коммуникативных ролей", т. е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации.

К вербальным средствам общения относятся:

1. Значение и смысл слов, фраз. Важную роль играют точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — кашель; нулевые звуки — паузы, а также звуки — "хм-хм", "э-э-э"; и др.

Хотя вербальные символы являются основным средством для кодирования информации, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов.

К основным источникам невербальной информации относятся:

1. мимика;

2. жесты, позы;

3. взгляд;

4. расположение собеседников в пространстве;

5. голос;

6. интонации;

7. паузы.

Психологами установлено, что в 60 – 80% случаях коммуникация осуществляется за счет невербальных средств. Даже если вербальные и невербальные сигналы не совпадают, рекомендуется предпочтение отдавать невербальным, так как эта информация более правдива.
Функции языка и речи

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.

Речь — это язык в действии.

Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения.

Выделяют следующие основные функции языка:

1. средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта;

2. средство общения (коммуникации);

3. орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения).

Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника — прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передача знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передавать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.





Каталог: fulltext -> UMK -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%20%D0%A1%D0%90%D0%9C%D0%9E%D0%95%20%D0%9F%D0%9E%D0%A1%D0%9B%D0%95%D0%94%D0%9D%D0%95%D0%95 -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%20120100%20(6%D1%81%D0%B5%D0%BC)%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F -> %D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Лекция 5 Психология личности. Межличностные отношения
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Основные психические процессы
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Лекция 7 Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Урок форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Регулятивную функцию
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность
%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB%D1%8C%203 -> Управление образовательными системами
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20120100%20(6%D1%81%D0%B5%D0%BC)%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F -> Темы рефератов Мозг и психика человека
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%20120100%20(6%D1%81%D0%B5%D0%BC)%20%D0%93%D0%B5%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%8F -> Семинарское занятие №1 Тема: Психология как наука (2 часа)

Скачать 25,92 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница