Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз



страница1/8
Дата21.04.2016
Размер1.63 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз «Дорога»


Издание осуществлено в рамках проекта «Путь к толерантной школе» за счёт средств Фонда Ч.С. Мотта, предоставленных Благотворительным Фондом поддержки инициатив гражданского общества «Точка опоры».




Д.В. Рогаткин

Школьное ученическое самоуправление. Учебник. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2002. - ____с.

В пособии раскрываются механизмы реализации права обучающихся на участие в управлении образовательным учреждением через ученическое самоуправление. Рассматриваются цели, правовые основы, модели и способы организации ученического самоуправления в школе.

Пособие адресовано педагогам, ученикам, родителям – широкому кругу читателей, интересующихся проблемами демократизации школьной жизни.

© Рогаткин Д.В.

© Начинова М., иллюстрации

Петрозаводская городская детская общественная организация Юниорский союз «Дорога»


Почтовый адрес: 185035, г. Петрозаводск, ул. Шотмана 10-28.

http://sos.karelia.ru/doroga/

doroga@karelia.ru

Оглавление

Предисловие


Глава 1. Цели ученического самоуправления.

Параграф 1. Сложное слово «самоуправление».

Параграф 2. Изменяем школу?

Параграф 3. Изменяемся сами - изменяем общество.

Параграф 4. Повторение пройденного, или работа над ошибками.
Глава 2. Правовые основы ученического самоуправления.

Параграф 5. Что говорит закон.

Параграф 6. Активисты, объединяйтесь!

Параграф 7. Берём власть!

Параграф 8. Берём власть-2!

Параграф 9. Берём власть-3!

Параграф 10. Повторение пройденного, или работа над ошибками.
Глава 3. Модели ученического самоуправления.

Параграф 11. Этажи ученического самоуправления.

Параграф 12. Либо играем, либо заседаем!

Параграф 13. Парламент? Правительство? Актив? (разговор первый)

Параграф 14. Парламент? Правительство? Актив? (разговор второй)

Параграф 15. Замысел воплощается в жизнь.

Параграф 16. Кое-что о выборных технологиях.
Послесловие.
Приложения.

1. Правовые основы школьного ученического самоуправления в России (выписки из нормативных документов)

2. Типовое положение о представительном органе ученического самоуправления

3. Пример положения об исполнительном органе ученического самоуправления.

4. Службы примирения в системе школьного самоуправления.

5. Полезные ссылки.



Предисловие
Дорогой Читатель!
В своей жизни тебе наверняка пришлось прочитать немало учебников. А если ты – не взрослый человек, у которого школьные годы давно остались в прошлом, а ученик или учитель, то ты держишь в руках учебники почти каждый день.
Учебников стало так много, что теперь они с трудом вмещаются в школьный портфель. Авторы этих умных книг изо всех сил стараются передать свои знания школьникам, чтобы они выросли грамотными людьми.
Этот учебник – совершенно другой. Он не поможет тебе получить пятёрку и не спасёт от заслуженной двойки. Но в школьной жизни он пригодится наверняка. Особенно если ты хочешь, чтобы жизнь в твоей школе менялась к лучшему.
Итак, ты начинаешь читать
УЧЕБНИК ШКОЛЬНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Возможно, слово «самоуправление» тебе уже хорошо знакомо. Это значит, что в твоей школе работает школьный парламент, школьное правительство, школьный совет или орган ученического самоуправления с каким-нибудь другим названием.
А может быть и так. Ты впервые слышишь о том, что ученики могут заниматься каким-то там «самоуправлением». Что ж, не беда: если тебе станет интересно, то ты сможешь отвечать на наши вопросы и выполнять задания. Благодаря этому, с самоуправлением познакомишься не только ты сам, но и твои друзья, родители, учителя. Вполне возможно, вы захотите наладить самоуправление и в вашей школе.
Этот учебник написан на основе опыта работы Юниорского союза «Дорога» - детской общественной организации из города Петрозаводска. «Дорога» несколько лет помогает ребятам налаживать в школах работу ученических советов, детских правозащитных приёмных, служб примирения. Работая вместе, школьные активисты и лидеры союза «Дорога» размышляют: что же такое «ученическое самоуправление»? в чём его роль в жизни современной школы? как самоуправление может стать нужным самим ученикам? Эти вопросы ты встретишь и на страницах учебника. А ответы на них – выбирать тебе самому!
А теперь, дорогой Читатель, позволь представить тех, с кем тебе предстоит общаться. Итак…
Крупнейший специалист по ученическому самоуправлению, доктор школьных наук, профессор Ю.С. Дорога.


  • Здравствуйте, уважаемый профессор! Позвольте начать наше знакомство с вопроса: что заставило Вас посвятить свою научную карьеру теме ученического самоуправления?




  • Видите ли, мне очень хочется, чтобы школа не отставала от времени. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и «выйдут в жизнь». Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Делает ли это наша школа? Увы, не всегда. К сожалению, еще не все педагоги поняли, что школа должна меняться. Что ученики приходят в школу не за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли она сможет идти в ногу со временем.




  • Но, позвольте! - скажут наши читатели, среди которых есть и учителя. – Вы говорите очень странные вещи! Все знают, что главное для школы – качество образования. В ногу со временем идут, в первую очередь, те школы, которые смогли стать лицеями и гимназиями. В них работают лучшие учителя и учатся лучшие ученики. И им абсолютно безразлично, есть в их школе ученическое самоуправление или нет.




  • В том-то и беда, что многие до сих пор путают качество образования и качество обучения. Уже более десяти лет действует Закон об образовании, который трактует образование как «воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства». Заметьте, слово «воспитание» стоит в законе на первом месте. Но, к сожалению, многие школы до сих пор не сняли со стен старый лозунг «Учиться, учиться и учиться!». Я вспоминаю забавный случай, который произошёл в одном из лицеев. Совет ученического самоуправления этого лицея решил организовать турнир по школьному КВН. Администрация лицея дала своё согласие на проведение этого мероприятия, и команды старшеклассников начали готовить «фирменные шутки». Но вдруг за несколько дней до турнира завуч лицея заявил: «КВН отменяется!» - «Почему?» - изумились активисты. «Потому что мы – Лицей! Для нас главное – учёба! Ваш КВН будет мешать лицеистам учиться и приведет к снижению уровня успеваемости за полугодие.» Активистам осталось только развести руками. Мне кажется, что в подобных школах ребят могут научить успешно сдавать экзамены, но никогда не смогут подготовить их к взрослой, самостоятельной жизни. Представьте себе человека, который стоит на оживлённом перекрёстке с чемоданом знаний и не знает, куда ему пойти. Стоит он и думает: «Я закончил престижный лицей, мне дали столько знаний… Но какой опыт есть у меня за плечами, кроме опыта выполнения домашних заданий? Что я умею в жизни? Какая из этих дорог – моя? И, если у меня нет ответа на эти вопросы, то зачем мне этот чемодан?..» Рано или поздно ученики и родители поймут, что хорошая школа не может заниматься только обучением. Хорошая школа должна помочь ребятам стать активными гражданами общества, и тогда они смогут добиваться успеха в жизни. И роль в этом ученического самоуправления…




  • Самоуправления, самоуправления… Вас, профессоров, хлебом не корми, дай только побормотать что-нибудь этакое умное-преумное!..




  • Стоп-стоп-стоп! В наш разговор вклинился второй собеседник – Федор Пессимистов. Он учится в одной из петрозаводских школ, знает школьную жизнь, что называется, не понаслышке, и поэтому его мнение для нас будет особенно интересным. Ну, Федя, раз уж ты перебил нашего уважаемого профессора, теперь высказывайся! С чем ты хотел поспорить?




  • А что сразу я-то? Всё Федя да Федя… Вы в школу-то давно заглядывали? Вы, доктора наук, там не учитесь. Вам хорошо рассуждать! А ко мне вчера подходит Мариванна, наша классная, и говорит: «После седьмого урока иди к завучу». Я пошёл. Там собрали по одному человеку от каждого класса и объявляют: «Вы теперь будете школьным парламентом. Сегодня решаем вопрос о запрете курения в школе. Кто за?» Все подняли руки и быстренько пошли по домам. А с утра по классам объявили, что школьный парламент решил штрафовать всех, кого в школе с сигаретой заметят. Один перекур – червонец. И на стенд список членов парламента повесили. Я сегодня весь день из-за этой истории от школьных курильщиков убегал…




  • Ха-ха-ха! Ну ты, Федя, насмешил! Ой, извините, здрассте!




  • Здравствуй, здравствуй, Василий. Вы уже догадались, что пришёл наш третий собеседник. Это Вася Активистов. Он - тоже петрозаводский школьник, но, в отличие от Феди, в ученическом самоуправлении Василий участвует давно и активно. Как говорится, опытный кадр. Что же, Вася, так насмешило тебя в грустном рассказе Феди Пессимистова?




  • Да то, что у нас в школе была очень похожая ситуация. Только развивалась она с точностью до наоборот. Начнём с того, что депутатов в наш школьный совет выбирали сами ребята, а не «посылали» учителя. Так вот, однажды к нам обратились старшеклассники. Они пожаловались на то, что им запрещают курить в туалете, а другого места для курения в школе нет. Не курить совсем они не могут, потому что, извините, со второго класса привыкли. Школьный совет решил, что с этим надо что-то делать, и предложил директору оборудовать место для курения. Директор велел завхозу открыть черный ход и поставить у крыльца мусорницы. Теперь у курильщиков есть место для курения, и им больше не надо прятаться по туалетам. Всем остальным не приходится дышать табачным дымом. И никто ни от кого не бегает.




  • Твоя, Василий, точка зрения понятна. А какой же вывод из Фединого рассказа делаете Вы, профессор?




  • Вывод прост - Федя причисляет к самоуправлению то, что вовсе им не является. Какое же это самоуправление? Завуч собрал детей, назначенных учителями, и они, как в «старые добрые времена», якобы от имени школьников «проштамповали» готовое решение. К сожалению, такое «самоуправление» в наших школах – не редкость. И одна из причин этого состоит в том, что ни взрослых, ни ребят не учат, как наладить в школе не формальное, а настоящее ученическое самоуправление. Для того, чтобы восполнить этот пробел, и нужен наш учебник.

Теперь, Читатель, ты знаком с персонажами, которые будут вести с тобой разговор об ученическом самоуправлении.



В конце параграфа, как и положено в учебнике, ты найдёшь задание. Мы будем рады, если ты захочешь его выполнить!
Домашнее задание:

  1. Узнай, есть ли в твоей школе ученическое самоуправление.

  2. Расскажи об ученическом самоуправлении твоей школы. Как называется орган ученического самоуправления, как он избирается, что он делает? Как к его работе относятся ученики и учителя?

  3. Обсуди со своими друзьями и знакомыми этот материал нашего учебника. Расскажи, как они отнеслись к прочитанному. Что вызвало интерес? Что осталось непонятным? Какие возникли вопросы?

ГЛАВА 1. ЦЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Параграф 1. Сложное слово «самоуправление».
Наши новые знакомые – доктор школьных наук, профессор Ю.С. Дорога, петрозаводские школьники Федя Пессимистов и Вася Активистов – решили начать работу над учебником с самого главного. Они встретились в штабе Юниорского союза «Дорога», чтобы обсудить, какой смысл скрывается за сложным словом «самоуправление».
Профессор Дорога: Ну что ж, мои юные друзья, приступим. На прошлой встрече Федя поведал грустную историю о том, как его записали в «самоуправление» и что из этого вышло. Федя, может быть, ты расскажешь нам, что же в твоей школе понимают под ученическим самоуправлением?

Федя Пессимистов: Ну вот, опять Федя… Чуть что – сразу я…

Вася Активистов: Федя ты Федя! Ты как будто на урок пришёл! Профессор ведь тебе не собирается двойки ставить. Просто, как мы поняли из прошлой беседы, твоей школе до настоящего самоуправления еще ох как далеко! Поэтому и начинаем разговор с тебя. Так что наливай чай и рассказывай!

Федя Пессимистов: Ну, так и быть. Как раз недавно у нас был классный час. Мариванна, наша классная, говорит: «Начнём-ка, дети, создавать самоуправление! Отныне вы всё будете делать сами. Давайте выберем старосту. Он будет руководить дежурствами, проводить классные часы и собирать дневники на проверку. Я думаю, старостой будет Маша Отличникова. Все за? Отлично! Еще нам нужен культмассовый сектор, чтобы проводить вечера и утренники. Вот ты, Затевахин, и будешь этим сектором! Теперь учком. Он будет двоечников подтягивать. Учкомом выберем Светочку Заучкину. И наконец, редактор. Он будет выпускать классную газету «Учёба – наш главный труд». Так-с, редактором будет Петя Рифмоплётов. Ну, а в школьном парламенте у нас - Федя Пессимистов. Молодцы, все по домам!»

Профессор Дорога: Очень любопытно! Вася, как ты считаешь, действительно ли в Федином классе появилось самоуправление?

Вася Активистов: Ага! Только учительница, наверное, думает, что «самоуправление» - это когда она сама управляет, без учеников. Мариванна просто назначила себе помощников, чтобы они ей жизнь облегчали! Нет, я не спорю, ученики должны помогать учителям. И в нашем классе тоже есть староста. Но, по-моему, ученическое самоуправление – это совсем другое!

Профессор Дорога: Что же тогда, Вася, ты понимаешь под «ученическим самоуправлением»?

Вася Активистов: Я понимаю так: ученическое самоуправление – это когда ученики решают вопросы своей жизни в школе не по указке учителей, а сами. В нашей школе для этого выбран орган самоуправления – школьный совет. Если у учеников есть какая-то проблема, то школьный совет ставит её перед директором. И директор от этой проблемы уже не отмахнётся. Он ведь знает, что школьный совет говорит от имени всех учеников. А когда ребята хотят чем-то заняться в свободное время, например, провести спортивный праздник, им не надо уговаривать учителя физкультуры – школьный совет поможет организовать всё самим.

Федя Пессимистов: Да никому это не нужно! Кто из современных школьников будет тратить своё личное время, чтобы проводить какие-то там праздники? Им ведь денег за это не платят!

Вася Активистов: Ты, Федя, не обижайся, но… Сейчас ты показал нам, с какими взглядами растут ребята в тех школах, где самоуправление заканчивается на дежурстве по столовой. Давай-ка сравним наши школы на простом примере. Какой у нас скоро праздник? Новый год. Расскажи-ка мне, как он обычно проходит в вашей школе?

Федя Пессимистов: Физрук надевает бороду Деда Мороза и водит хороводы вокруг елочки. Кто стишок прочитает – тому конфетку.

Вася Активистов: И вам нравится?

Федя Пессимистов: Конечно! Я с первого класса один и тот же стишок читаю, и мне всегда конфетка достаётся!

Вася Активистов: Вот видишь! Не Новый год, а какая-то стихотворная повинность! А в нашей школе праздники проводит школьный совет. В совете есть организаторская комиссия, которая придумывает разные школьные дела. Хочешь, расскажу, что они в прошлый Новый год учудили? Снегурочка только в зале появилась, как её тут же «нечистая сила» украла. И главный среди этой нечисти объявил, что теперь Снегурочку надо выкупить, а иначе праздника не будет. Вот и пришлось всем по школе бегать – задания всякие выполнять, чтобы «нечистая сила» развеселилась и отпустила Кристину… то есть Снегурочку. Меня, например, заставили с завязанными глазами рисовать снеговика. Знаешь, как прикольно было!

Профессор Дорога: Давайте обобщим. Вася считает, что ученическое самоуправление есть в том случае, если вопросы своей жизни в школе ученики решают сами. Конечно же, Василий не говорит, что школьный совет должен отобрать полномочия у директора или учителя. Ведь активисты ученического самоуправления не могут вместо завхоза покупать краску на ремонт школы или вместо учителей вести уроки…

Федя Пессимистов: Ну, почему же? Иногда могут! Поучись-ка теперь, Васечка, у нас! В нашей школе в День учителя каждый год проходит День самоуправления. В этот день уроки вместо учителей ведут старшеклассники, а самый солидный школьник выполняет обязанности директора. Учителя уходят отмечать свой праздник, а у нас начинается… полное самоуправление! Я на прошлом Дне самоуправления вёл урок в 5 «Б» классе. Есть там такой Колька Дергунов. Всё время в столовой в меня корками апельсиновыми кидался. Так я ему в отместку двоек наставил в журнал на всю четверть вперед! Правда, математичка меня потом этим журналом чуть не пришибла…

Вася Активистов: Если честно, Федя, я даже и не знаю, чему тут поучиться можно. Ты предложи в следующий раз назвать это весёлое мероприятие как-нибудь по-другому. Например, Днём будущего учителя. Во всяком случае, самоуправление здесь точно ни при чём. Оно ведь не может существовать один день в году! И вовсе не означает, что ученики подменяют учителей. У учителей есть свои права и обязанности, а у школьников – свои.

Профессор Дорога: Раз уж мы заговорили о правах и обязанностях, давайте обратимся к Закону об образовании. Многое из того, что написано в этом законе, в школах до сих пор не используется. А зря! Например, закон даёт обучающимся, то есть школьникам, право участвовать в управлении школой. Таким же правом обладают педагоги и родители. А управление школой, согласно статье 35 этого закона, строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это значит, что в школе есть «начальник» - директор школы, который имеет право решать многие вопросы своей директорской властью. Но есть и органы самоуправления, каждый из которых также обладает властью при решении «своих» вопросов.

Вася Активистов: Получается, что ученики через самоуправление осуществляют своё право на участие в управлении школой?

Профессор Дорога: Совершенно верно! При этом в уставе школы должно быть написано, какие в школе существуют органы самоуправления и какие вопросы они могут решать.

Федя Пессимистов: Это что еще за устав такой?

Профессор Дорога: Каждая школа, Федя, работает на основе своего устава. Там написано, какие есть права и обязанности у учеников и учителей. Что в школе можно, а что нельзя. Какие наказания можно применять. И много других полезных сведений о правилах школьной жизни. В том числе, как устроена школьная власть: что может делать директор, а что – органы самоуправления. Органы самоуправления - это педсовет, общешкольное собрание и многие другие, в том числе, и совет ученического самоуправления. Между прочим, устав должен висеть в школе на видном месте, а администрация школы обязана знакомить с ним учеников и родителей. Это написано в Законах «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Вася Активистов: Значит, в уставе школы должно быть сказано, какие у школьного парламента есть полномочия. И это даст возможность ученикам через свой парламент участвовать в управлении школой.

Профессор Дорога: Совершенно верно! Но это – идеальный вариант. К сожалению, во многих школьных уставах об ученическом самоуправлении не написано вообще ничего.

Вася Активистов: И как же тогда быть?

Профессор Дорога: Нужно помнить, что право участвовать в управлении школой ученикам даёт закон. Устав школы не может отнять у них это право. Самоуправление – механизм, который позволяет это право реализовать. Другого механизма участия учеников в управлении школой просто нет в природе! Конечно, лучше всего, когда полномочия органов самоуправления действительно отражены в уставе. Но, если это не так, есть другой выход. В школе может быть принято Положение об ученическом самоуправлении, которое восполнит этот пробел.

Федя Пессимистов: Давайте-ка я скажу своими словами, что я из этого всего понял. Оказывается, школой управляет не только директор. В управлении школой должны участвовать учителя, ученики и родители. И для того, чтобы они могли это делать, необходимо создать органы самоуправления. Значит, ученическое самоуправление может не только праздники проводить, но и школой управлять?

Вася Активистов: Гениально, Федя! А еще я думаю, что если ученики будут вместе с учителями и родителями управлять школой, то они почувствуют себя хозяевами школьной жизни. Сейчас большинство ребят приходят в школу с чувством, что от них ничего не зависит. Они думают, что всё решают учителя. Ведь им никто не рассказывал, что у них есть право участвовать в управлении школой.

Профессор Дорога: Каким будет самоуправление – зависит и от желания ребят, и от доброй воли администрации школы. В двух соседних школах системы ученического самоуправления могут быть совершенно разными, и это нормально. Например, в первой из этих школ ребята участвуют в решении практически всех вопросов, вплоть до финансовых. Скажем, встречаются с директором и договариваются, потратить школьные деньги на новый компьютер или же на аппаратуру для дискотеки. А во второй школе ученики только проводят замечательные праздники, и ни им, ни администрации больше ничего не надо. Если ребята сами не захотят управлять своей школой, а администрация не захочет к ним прислушиваться, то право учеников на участие в управлении образовательным учреждением так и останется на бумаге.

Федя Пессимистов: Так, может быть, именно поэтому в нашей школе нет настоящего ученического самоуправления? Ребята ничего об этом не знают и не умеют договориться друг с другом, а администрации школы проще жить, когда никто не суёт нос в её дела?

Профессор Дорога: Не торопись с выводами, Федя. Пусть ребята и учителя подумают над нашей беседой и решат для себя этот вопрос сами. Может быть, читая следующие параграфы нашего учебника, они поймут, что в школе должно быть сильное ученическое самоуправление, причём с реальными правами и полномочиями.
Домашнее задание:

  1. Расскажи, что понимают под словом «самоуправление» ребята и учителя твоей школы.

  2. Дай прочитать этот параграф своим друзьям и знакомым. Узнай их мнение о прочитанном. А что думаешь ты сам?

  3. Если бы ты мог управлять своей школой, что бы ты в ней изменил? А твои знакомые? Одноклассники? Родители? Учителя?


Параграф 2. Изменяем школу?
Прошлую встречу Вася Активистов, Федя Пессимистов и профессор Ю.С.Дорога завершили выводом: ученическое самоуправление будет работать в школе только в том случае, если ученики захотят этим заниматься, а администрация школы будет готова их поддержать. И именно от школьников и педагогов зависит, за какие дела ученическое самоуправление возьмётся.

Сегодня наши собеседники обсуждают в штабе Юниорского союза «Дорога» очень серьезный вопрос: какую роль может выполнять ученическое самоуправление в жизни школы.


Профессор Дорога: Коллеги, сегодня я предлагаю вам начать более глубоко разбираться в том, почему необходимо развивать ученическое самоуправление. Неужели без него никак не обойтись? К примеру, твоя школа, Федя. Хоть она и не может похвастаться успехами в самоуправлении, но детей-то она, я надеюсь, учит?

Федя Пессимистов: Еще как… Вчера весь вечер в публичной библиотеке проторчал, читал в разных энциклопедиях статьи про микробов. А куда деться - коллоквиум по биологии! Даже во дворе не поиграл. А вы говорите – самоуправление! Когда ж этим заниматься?

Вася Активистов: Во-во. Моя тётя как раз работает в этой библиотеке. Так она говорит, что школьников теперь приходит туда даже больше, чем студентов. И как же, уважаемый профессор, убедить учителей, что детям нужно не только готовиться к урокам, но и иметь время на личные дела? Ведь хочется и в секции позаниматься, и с друзьями встретиться, и на школьном совете побывать…

Профессор Дорога: А вы знаете, как в подобной ситуации поступили школьники соседней Эстонии? Они стали поднимать эту проблему через органы ученического самоуправления. У них самоуправление в школах развивается уже восемь лет. За это время школьные советы по всей стране объединились и создали два больших союза ученических самоуправлений. Так вот. Представители этих союзов поставили вопрос о перегрузке школьников перед эстонским Министерством образования, разговаривали об этом с мэрами городов и лидерами партий.

Федя Пессимистов: И их слушали? Не может быть! У нас бы только поулыбались и… в общем, вежливо выставили бы.

Профессор Дорога: Почему-то, Федя, эстонские ребята не побоялись, что от них отмахнутся. В итоге министр социальных дел издал постановление о запрете перегрузок. Теперь на праздничные и выходные дни домашние задания в Эстонии вообще не задают. Определено, сколько времени ученик какого класса может тратить на подготовку уроков. Более того, для каждой возрастной ступени установлено… сколько должен весить портфель! Теперь, если учитель спрашивает эстонского школьника, почему он не принёс учебник, ученик может ответить примерно так: «Извините, господин учитель, но если бы я взял учебник по Вашему предмету, то вес моего портфеля превысил бы шесть килограмм. А мне в моём возрасте можно только пять.»

Федя Пессимистов: Да-а, а я как-то сказал училке, что учебник в портфель не влез. Потом не знал, какой кислотой вывести то, что она в дневнике написала. Из всех пробирок в кабинете химии дневник поливал - бесполезно!

Вася Активистов: Так, делаю вывод. Нам легче поливать дневник кислотой, чем решать спорные вопросы через самоуправление!

Федя Пессимистов: Можно сказать и наоборот: если в школе есть самоуправление, то дневники кислотой поливать не требуется!

Профессор Дорога: Федя, растёшь на глазах! Ты только что указал на очень важную мысль. Сейчас я её сформулирую. Роль ученического самоуправления заключается в том, чтобы изменить школу.

Федя Пессимистов: Чего-о-о???

Вася Активистов: Я, Федя, понял тебя так. В твой портфель не влезали учебники. Если бы в школе работало самоуправление, то ты смог бы поставить эту проблему перед администрацией, как это сделали ребята из Эстонии. И вы вместе с педагогами искали бы решение. Я думаю, вы бы его нашли. Например, вместо шести уроков по разным предметам можно было бы поставить три «пары» в день. И тогда вместо шести учебников нужно было бы носить всего лишь три. Не было бы конфликта с учительницей и не пришлось бы поливать дневник кислотой.

Федя Пессимистов: И что из этого?

Профессор Дорога: А то, коллега, что школа в результате стала бы уже немного другой. Более удобной для учеников и учителей. Ведь учителям тоже не очень-то приятно ругаться и писать замечания.

Вася Активистов: Ну, это зависит от того, какой учитель. Кстати говоря, в нашей школе год назад ученический совет открыл правозащитную приёмную. Если учителя нарушали права учеников, то школьники могли прийти туда и попросить о помощи.

Федя Пессимистов: Это что за права такие они нарушали?

Вася Активистов: Например, однажды на уроке учитель ударил ученика линейкой. Тем самым он нарушил сразу несколько законов и прав ребёнка.

Федя Пессимистов: И что, в вашей правозащитной приёмной у детей стресс снимали, что ли? Наверное, гипнозом?

Вася Активистов: Пять баллов за шутку! Но, вообще-то, ребята в приёмной выясняли, как всё было на самом деле, смотрели в законы и говорили учителю, что он нарушил такие-то права ребенка. Как правило, учителя всё понимали и извинялись перед ребятами, которых они обидели. А если не понимали, то правозащитная приёмная обращалась к администрации школы.

Федя Пессимистов: Да, лихие у вас ребята. Они не боялись, что тот учитель, против которого они выступили, потом «срежет» их на экзамене?

Вася Активистов: Как гласит русская пословица, учителей бояться – в школу не ходить!

Профессор Дорога: А если без шуток, то ты, Федя, опять попал в точку. В той же Эстонии был такой случай, когда президент одного из школьных парламентов, ученица выпускного класса, подала на школу в суд. На экзамене ей поставили более низкие оценки, чем те, на которые она рассчитывала. По мнению этой девушки, школа таким образом «отомстила» за её активную деятельность в школьном самоуправлении.

Вася Активистов: У петрозаводских активистов так далеко отношения с педагогами не заходили, но «добрые советы» от некоторых учителей они получали. Мол, если ты будешь продолжать так же активно работать в школьном парламенте, то это скажется на твоей успеваемости.

Федя Пессимистов: По-моему, это очень похоже на шантаж.

Профессор Дорога: И что же, ты, Василий, об этом думаешь? Почему не всех учителей радует активность ребят в школьной жизни?

Вася Активистов: Вот уж не знаю… Но версия у меня есть! По-моему, новое всегда встречает сопротивление. А в школе – тем более! Некоторые учителя считают, что они во всём правы, потому что они – взрослые, а мы – дети. И думают, что если ученики с ними спорят, то страдает их авторитет.

Федя Пессимистов: Они боятся, что мы совсем «разболтаемся», и им с нами будет не справиться.

Профессор Дорога: Так или иначе, для многих учителей непривычно, что ученики могут иметь в школьной жизни свой голос. Когда они сами были детьми, никаких прав в школе у них не было: как учитель скажет – так и надо поступать. Как говорится, тогда было другое время. А работать по-новому в наше время учителей никто не учил. Учителя не сразу привыкнут к тому, что теперь они управляют школой не одни, а вместе с учениками. И нужно, чтобы они увидели, что школьное самоуправление работает не против них, а в общих интересах детей и педагогов. Скажи-ка нам, Вася, не получалось ли так, что ваша правозащитная приёмная как раз работала против учителей?

Вася Активистов: Некоторые учителя так считали. А потом одна из учительниц пришла в правозащитную приёмную сама. Она сказала, что не может справиться с Кузей Лоботрясовым из седьмого «г». Вроде бы, случай для правозащитников не совсем подходящий. Но ребята из правозащитной приёмной всё же нашли Кузю и объяснили ему, что он нарушает законы и устав школы. И сказали, что будут проверять, как этот Кузьма себя ведёт. Кузьма успокоился, а учительница потом выступала на педсовете и очень правозащитную приёмную хвалила.

Профессор Дорога: Федя, попробуй-ка обобщить, что изменилось в Васиной школе, когда школьный совет открыл правозащитную приёмную?

Федя Пессимистов: Учителя стали думать, стоит ли им законы нарушать. И ученики тоже.

Профессор Дорога: Сказано, конечно, сильно, но по смыслу – верно. Просто раньше в школе добивались своего силой. Силой авторитета, или физической силой, или просто наглостью. Ученик провинится, учитель на него накричит, и инцидент считается исчерпанным. А если ученик окажется более наглым, то учитель и сделать-то с ним ничего не может. Но после открытия приёмной в школе начала действовать другая сила – сила закона. Если ты считаешь, что твои права нарушили, то у тебя появляется возможность их защитить. Отношения в школе постепенно становятся более уважительными, потому что школьники и учителя начинают понимать не только свои, но и чужие права.

Вася Активистов: Значит, правозащитные приёмные – это один из примеров того, как школьное самоуправление может изменять школу к лучшему?

Профессор Дорога: Совершенно верно, коллега. Мне кажется, что у ребят чувство нового развито гораздо сильнее, чем у взрослых. Поэтому именно они могут сделать школу более современной. Судите сами. Родители приходят в школу редко, подчас только на собрания. Учителя очень заняты подготовкой к урокам, да и дома у них проблем хватает. И получается, что, кроме самих учеников, изменять жизнь в школе просто некому.

Вася Активистов: Только учеников кто-то должен учить, как это делать. Вот, например, правозащитные приёмные в школах Петрозаводска помог создать Юниорский союз «Дорога».

Профессор Дорога: На самом деле, сейчас существует очень много организаций, в которые школьники могут обратиться за советом и помощью. В конечном счёте, всё зависит от желания ребят. Вот ты, Федя, что решил: будешь ли ты изменять жизнь в своей школе или всё-таки не будешь, потому что есть шанс себе неприятности нажить?

Федя Пессимистов: И хочется, и колется…

Вася Активистов: Думай, Федя, думай!
Домашнее задание:

  1. Подумай, какие проблемы твоей школы можно было бы решить с помощью ученического самоуправления. Предложи свой вариант решения одной из них.

  2. Представь, что ты выступаешь на педсовете и убеждаешь учителей в том, что в вашей школе необходимо наладить ученическое самоуправление. Что бы ты сказал в этом выступлении?

Параграф 3. Изменяемся сами - изменяем общество.
Ученическое самоуправление может изменить жизнь в школе, - считают профессор Ю.С.Дорога и его юные коллеги Федя Пессимистов и Вася Активистов. Однако, Федю волнует, что активность школьников подчас не устраивает учителей. Поэтому Федя Пессимистов сомневается, стоит ли ему участвовать в преобразовании школьной жизни.
Профессор Дорога: Неделю назад Федя обещал нам подумать, готов ли он, как говорится, сделать шаг вперед - стать активистом школьного самоуправления.

Федя Пессимистов: Вы будете долго смеяться, но думать мне было некогда.

Вася Активистов: Что, еще один коллоквиум по биологии?

Федя Пессимистов: Хуже! На этот раз - конкурс «Мистер и мисс нашей школы». Мариванна послала меня защищать честь класса. «Ты же у нас, - говорит, - в парламенте? Вот и оправдывай доверие!»

Вася Активистов: И как же ты его оправдываешь?

Федя Пессимистов: На репетиции хожу каждый день. Там показывают, как ручками- ножками двигать, голливудскую улыбку ставят…

Вася Активистов: Вау!.. Круто?

Федя Пессимистов: Тошнит уже!

Вася Активистов: Если бы ты, Федечка, учился в моей школе, тогда твоё самочувствие было бы гораздо лучше! У нас ученическое самоуправление уже давно добилось того, чтобы все внеклассные мероприятия были добровольными. Хочешь – участвуй, не хочешь – иди по своим делам. Между прочим, это не мы придумали: так в законе написано.

Профессор Дорога: Есть такое выражение: если ты не занимаешься политикой, то политика займётся тобой. Выходит, Федя, что так же и с самоуправлением. Если ты не управляешь школой, то школа будет управлять тобой.

Федя Пессимистов: Да-а… А я-то думал, что без самоуправления в школе прожить проще.

Вася Активистов: Некоторым и правда проще. Делаешь десять лет всё то, что тебе говорят, а там и учёбе конец.

Профессор Дорога: И чему же, коллеги, может научить человека такая «десятилетка послушания»?

Вася Активистов: Очень многому может научить! Например, сидеть и не высовываться. Молчать, пока тебя не спросят. Напоминает надпись на трансформаторной будке: «Не влезай – убьёт!»

Федя Пессимистов: А нам на истории рассказывали, что раньше вожди нашей страны сравнивали людей с винтиками. Винтики с шестерёнками крутятся, и государственная машина работает. А, если что не так, то винтик просто-напросто заменяют.

Профессор Дорога: Как это ни грустно, но Федя вспомнил историю очень к месту. Именно в те смутные времена зародились не самые лучшие традиции нашей школьной жизни. Они не ушли из стен школы и до сих пор.

Вася Активистов: А живём мы, между прочим, уже в XXI веке!

Профессор Дорога: Правильно. И наша страна становится совершенно другой. Что требовалось от добропорядочного гражданина еще лет пятнадцать назад? Быть дисциплинированным и уметь жертвовать собой ради общего блага. За человека всё решала власть, а его собственное мнение ни на что не влияло. Школа должна была готовить людей именно к такой жизни. Теперь же всё в стране зависит от самих людей. Они сами выбирают мэров и президентов, создают собственные фирмы и общественные организации. Чем активнее будут люди, тем лучше нам всем будет жить. И наоборот.

Федя Пессимистов: Вы, профессор, сказали - будто про нашу семью! Мой папа раньше работал на заводе. Он стоял у станка и вытачивал какую-то деталь для бронепоезда. Каждый день он вытачивал 10 деталей. Он мог бы выточить и двадцать, но в то время зарплату за это не прибавляли. Зачем ему было напрягаться? А потом завод закрыли. Папа остался без работы и не смог никуда устроиться. И тогда он создал свою фирму. Теперь дома почти не бывает, но зато зарабатывает хорошо.

Профессор Дорога: И чем больше его фирма получает прибыли, тем больше налогов она платит государству. На эти деньги содержат школы, больницы, устраивают праздники.

Вася Активистов: Значит, если в городе откроется больше разных фирм, то в городскую казну будет поступать больше денег. И жизнь тогда станет лучше.

Профессор Дорога: Если, конечно, власть сумеет правильно этими деньгами распорядиться.

Вася Активистов: Значит, нужно, чтобы инициативные люди пришли и во власть?

Профессор Дорога: Совершенно верно! Еще нужно, чтобы жители города эту власть контролировали. Иначе она может забыть, что работает именно для них. И начнёт делать только то, что выгодно ей самой.

Федя Пессимистов: Эх, жалко, что всё это - только сказки! Я могу рассказать вам, какими на самом деле станут мои одноклассники, когда вырастут. Фирму создаст Петька, но только налоги он точно платить не будет! Он такой, всегда выкрутится. Машка начальницей будет. Которая всех «отфутболивает». Она ж не для того в начальство пойдёт, чтобы нам лучше жить стало. А большинству всё будет «по барабану». Не трогают, и ладно.

Вася Активистов: Так в том-то всё и дело! Если в вашей школе не будет работать самоуправление, то получится именно так, как ты говоришь!

Федя Пессимистов: А при чём тут самоуправление? Если у нас люди такие, то с этим уже ничего не поделаешь.

Вася Активистов: Помнишь, мы говорили о том, что школа должна не только учить, но и воспитывать? Готовить школьников к взрослой жизни. Ведь ребята не рождаются равнодушными и пассивными. Они становятся такими за десять лет учёбы в школе. Понимаешь?

Федя Пессимистов: Некоторые, между прочим, уже одиннадцать лет в школе учатся. А скоро, говорят, перейдём на двенадцатилетку. Кошмар!

Профессор Дорога: Не будем уходить от темы. Давайте сравним, какие качества в ребятах школа должна была воспитывать раньше, и какие качества нужны теперь.

Федя Пессимистов: Я понял так. Раньше школа воспитывала людей дисциплинированных и исполнительных. Чтобы они хорошо исполняли то, что им скажет начальство и не лезли, куда не надо. И сейчас школа по привычке продолжает делать то же самое. Ведь как учителя оценивают учеников? По дисциплине и успеваемости. Хорошо себя веди и не получай двоек, и школе от тебя больше ничего не надо.

Вася Активистов: Значит, пора это менять! И воспитывать другие качества: инициативность и самостоятельность. Чтобы человек не сидел сложа руки, а мог сам чего-то в жизни добиться.

Федя Пессимистов: Выходит, наш школьный парламент должен убедить учеников школы в том, что они должны быть активными. Предложу-ка я провести на эту тему классные часы! И будем вместе с Мариванной воспитывать их, пока все активными не станут! Если надо, и замечания в дневники влепим!

Профессор Дорога: Куда же тебя, голубчик Федя, занесло!? Неужели ты сам не понимаешь, что воспитывать активность лекциями и замечаниями в дневник просто бесполезно? Это ведь всё равно, что учиться плавать не в воде, а на асфальте!

Федя Пессимистов: А что же тогда делать-то?

Профессор Дорога: Нужно рассматривать школу как модель.

Федя Пессимистов: Чего-о??? Какую еще модель? Вот я точно скоро буду на конкурсе «Мистер и мисс нашей школы» топ-модель изображать. При чём же тут активность?

Профессор Дорога: Понимаешь, школа – это маленькая модель общества. Если мы хотим, чтобы школьники стали во взрослой жизни инициативными людьми, то нам надо сделать их инициативными уже в школе. Если мы хотим, чтобы ребята выросли самостоятельными, то уже в школе они должны быть самостоятельными. Научиться этому нельзя ни на классном собрании, ни на уроке. Только в школьной жизни! Самостоятельности и инициативности может научить лишь сама жизнь.

Вася Активистов: То есть, если я хочу научиться плавать, то мне для этого обязательно надо прыгнуть в воду?

Федя Пессимистов: Причём головой вниз!

Профессор Дорога: Пока ты, Федя, еще школьник, у тебя есть время заходить в воду более аккуратно. Учиться держаться на поверхности, плавать и нырять. И тогда, если будет нужно, во взрослой жизни ты будешь готов и с обрыва прыгнуть.

Федя Пессимистов: И всё-таки, как самоуправление может научить ребят нырять в бурный поток инициативы и активности?

Вася Активистов: Красивый вопрос, Федя! По-моему, чтобы справиться с этой задачей, самоуправление должно быть не игрушечным, а настоящим. И тогда ребята в него поверят.

Профессор Дорога: А это во многом зависит от самих активистов. Недавно в германском городе Любеке ученическое самоуправление отстаивало свою позицию… забастовкой. Власти Любека решили преобразовать гимназию в обычную школу, а ученики с этим не согласились. И решили не выходить из здания гимназии, пока власти своё решение не отменят. Первый день ученики провели одни. Играли в спортзале, смотрели видеофильмы. Как это принято сейчас говорить, тусовались. На следующий день к этой «тусовке» присоединились и учителя. Власти поняли, что надо выходить из неудобной ситуации, и признали свою ошибку. Ученики отпраздновали победу.

Вася Активистов: А в Петрозаводске был другой случай. В одной из школ педагоги решили провести переводные экзамены для десятых классов. «Какие еще экзамены?» - возмутились ученики и пошли в школьное правительство. Председатель школьного правительства позвонил в комитет по образованию и спросил, имеет ли право школа проводить экзамены для десятиклассников. Ему объяснили, что экзамены обязательны только для девятых и одиннадцатых классов. А другие параллели можно экзаменовать лишь в том случае, если это разрешает устав школы. Тогда школьное правительство потребовало у директора показать устав. И увидело, что там об этом - ни строчки. В результате директор экзамены отменил.

Профессор Дорога: Давайте подведем итоги. Мы выяснили, что самоуправление необходимо развивать не только потому, что оно изменяет к лучшему жизнь школы. Оно также изменяет самих ребят. Ученическое самоуправление делает их инициативными и самостоятельными. Благодаря самоуправлению, активность входит в моду. Ведь, если ученики видят, что самоуправление – это реальная сила, которая им помогает, то они начинают уважать и поддерживать своих активистов. И значит – роль самоуправления еще и в том, чтобы выпустить в жизнь новое поколение людей, которые своей активной позицией будут изменять к лучшему наше общество.
Домашнее задание:

  1. Какие поступки, вызвавшие у тебя уважение, совершило ученическое самоуправление твоей школы?

  2. Захотелось ли тебе после прочтения первых параграфов учебника, чтобы в твоей школе было настоящее самоуправление? Обоснуй свою позицию.


Параграф 4. Повторение пройденного, или работа над ошибками.
Новая встреча в штабе Юниорского союза «Дорога» началась с чтения писем. Первые параграфы нашего учебника не оставили читателей равнодушными, и они тоже решили высказаться.
Профессор Дорога: Ну-с, открываю первый конверт. Нам пишет учёный с характерной фамилией Умнов: «А не копнуть ли вам, господа, поглубже? В научном мире уже сформировалась новая точка зрения на обсуждаемую проблему. Она такова: ученическое самоуправление в школе просто невозможно! Ученики никогда не смогут самостоятельно управлять школой. Они ведь еще не взрослые и сознательные граждане - у них просто нет необходимого опыта! В школе может существовать только со-управление, но никак не самоуправление.»

Федя Пессимистов: Это что ж получается, наш учебник выкидывать надо? Оказывается, и не бывает самоуправления вовсе...

Вася Активистов: А «со-управление», значит, бывает? По-моему, его еще больше не бывает! По крайней мере, я нигде его не видел, а словцо это узнал только что из письма умного Ученого... ой, наоборот, ученого Умнова.

Профессор Дорога: Да, Вася, среди умного нашего брата учёного немало таких, которые всё время придумывают новые слова. Их и сами-то ученые не успевают выучить, не то что простые школьники.

Федя Пессимистов: Надеюсь, билет на экзамене по этому самому «со-управлению» я не вытащу?

Профессор Дорога: Думаю, вряд ли. Могу предположить, что словечко это появилось вот как. Прочитал кто-то, вроде господина Умнова, слова «ученическое самоуправление» и подумал: «Это означает, что ученики сами управляют всем и вся». И охватил ученого тихий ужас: бедная школа, что же с ней будет-то! Призадумался труженик науки и через минуту-другую воскликнул: «Эврика! Со-управление – вот спасение человечества!»

Федя Пессимистов: Ну и дела! Неужели этому ученому никто не мог объяснить, что к чему!? Он ведь думает, что самоуправление – это то же самое, что самоуправство!

Вася Активистов: Ага! Диктатура школьников! А потом после таких научных открытий много интересных дел творится! Например, приходят ребята к директору и говорят: «Хотим самоуправление наладить». А он и отвечает с хитрым прищуром: «В школе, дети, самоуправления не бывает. Бывает только со-управление. Последний, так сказать, писк науки. Так что, извините, не получится: надо идти в ногу со временем!»

Федя Пессимистов: А наша Мариванна прочитала первые параграфы и сказала, очень так выразительно: «Такого самоуправления нашей школе не надо!» Видите, без всякого со-управления обошлась!

Вася Активистов: Она, наверное, саму себя так называет - «Наша Школа». Нам на истории рассказывали про одного короля, который тоже так шутил. Проснётся, бывало, в хорошем настроении, соберет всех придворных, залезет на трон и объявит: «Государство – это я!»

Федя Пессимистов: Ага, - Людовик. Не помню только, который по номеру. Слушай, так мы что, - вроде придворных, получается?

Вася Активистов: А режим, при котором живут некоторые школы, называется «учительская монархия»! Давай, брат Фёдор, запатентуем!

Профессор Дорога: Что-то, коллеги, вы сегодня слишком много шутите!

Федя Пессимистов: Обождите, профессор, главные шутки еще впереди. Вот завуч наша сказала так: «Мы бы и рады, чтоб у нас самоуправление было, но только ученики-то у нас – все пассивные. Они на это не пойдут».

Вася Активистов: Классная отмазка, посильнее «со-управления» раз в десять!

Профессор Дорога: Между прочим, многие педагоги говорят это совершенно искренне. Для них это – серьезная проблема.

Федя Пессимистов: Даже две. Первая – как за первые пять лет учебы превратить нормального человека в «дисциплинированного ученика». А вторая – как за оставшиеся пять лет не дать ему превратиться обратно.

Вася Активистов: В одной из школ нашего города учится Маша, моя знакомая. Она тоже что-то подобное говорила, мол, никто у нас ничего не хочет, все пассивные… Ходила-ходила, жаловалась-жаловалась… А потом собрала такой школьный совет, что школа аж затрещала!

Профессор Дорога: Коллеги, хватит резвиться! Давайте вернёмся к письмам. Нам пишет школьник Николай Неформалов: «Как только ученики пролезут в школьный парламент, они сразу начнут «надувать щеки», и, в конце концов, превратятся в законченных бюрократов. А наша Родина и так стонет от засилья бюрократии. Зачем же создавать бюрократические структуры еще и в школе? Все вопросы нужно решать неформально. Хочешь провести в школе праздник – подойди к директору и обо всём договорись. Недоволен учителем – опять же иди к директору. И увидишь, что без самоуправления всё решается гораздо проще.»

Вася Активистов: А что делать, если директор не хочет идти тебе навстречу? Или ты – на встречу с директором?

Федя Пессимистов: Тогда утешай себя тем, что директор – тоже враг бюрократии! Не позволяет ученикам по парламентам рассиживать и щеки надувать!

Вася Активистов: Классная позиция у этого Николая Неформалова, между прочим! Видите ли, школьный парламент – это сплошной формализм! Почему-то как только ученики начинают заявлять свои права, на них сразу вешают ярлык формалистов и бюрократов.

Федя Пессимистов: Ага! И вдобавок «народные гуляния» устраивают! Мол, не нужны нам никакие права, будем вовеки холопами, а царь-батюшка нам – директор родной!

Профессор Дорога: У нас как раз есть письмо от директора. «Выражу мнение большинства моих коллег, – пишет твердым учительским почерком Анна Петровна Строгая. - Школа – это учебное заведение. Главное в ней – учебный процесс. Не случайно при входе в нашу школу детей встречают два больших плаката: «Учёба – наш главный труд» и «Дневник – лицо ученика». Учебным процессом должен руководить опытный взрослый человек - директор, и никакой самодеятельности здесь быть не может. Внеклассную же работу может и должно выполнять школьное самоуправление. Но только так, чтобы это ни в коем случае не мешало учебе.»

Федя Пессимистов: Так мы ведь, вроде бы, уже договорились, что школа должна не отметки выставлять, а к жизни готовить…

Вася Активистов: Просто Анна Петровна считает, что «готовить к жизни» и «давать знания» - это одно и то же. Нет, серьезно! Я встречал людей, которые рассуждают в таком духе: «Быть готовым к жизни – значит, уметь преодолевать трудности. Поэтому какая разница, чему учить! Главное, чтобы учиться было трудно.» Вот так!

Профессор Дорога: Так вот. Анна Петровна советует школьникам: не вмешивайтесь в учебный процесс, а внеклассная работа – ваша. Принимаем это предложение?

Федя Пессимистов: Сначала «со-управление», теперь «учебный процесс»… Вы сначала покажите нам этот «процесс»! Чтоб мы поняли, где он начинается, а где – заканчивается!

Вася Активистов: Начинается первым звонком, а заканчивается – последним. Пришёл в шесть лет, вышел в семнадцать – процесс закончен, результат на лице!

Федя Пессимистов: У-у-у…

Вася Активистов: А если серьезно, то недавно мы встречались с ребятами из Юниорского союза «Дорога», которые выпускают детскую правозащитную газету «Школа – территория закона». Они там много интересного про этот «учебный процесс» пишут. В одной из школ на уроке учительница ставит на стол бутылку пепси-колы и прямо «из горла» запивает сникерс. Весь класс слюнки пускает, но процесс идёт! В другой школе педагог учит детей сидеть прямо: кто над партой нагнулся - хрясть линейкой по спине! Еще была статья про трудовика: он уже три месяца ничего нового не объясняет. Даёт парням одно и то же задание, а сам вытачивает на станке резаки для резьбы по дереву. Выточит – и продаёт своим же ученикам. Они даже подсчитали, сколько он на этом зарабатывает. Ребят, которые обо всём этом написали, классная руководительница весь урок пропесочивала!

Федя Пессимистов: Интересно, а какую тему она в журнал записала?

Вася Активистов: Так и записала: «проработка»!.. Расслабься, Федя, это была шутка. Конечно же, что положено, то и записала. И добавила: «Параграф, который мы с вами не прошли из-за этих хулиганов, прочитаете дома. На следующем уроке напишем самостоятельную работу».

Профессор Дорога: Интересно, что сказала бы об этом Анна Петровна Строгая?

Вася Активистов: Она бы сказала примерно так: «Эти юнцы своей желтой прессой оскорбили тысячи учителей нашей страны, которые из последних сил, за нищенскую зарплату героически несут детям знания!»

Федя Пессимистов: Выходит, если зарплата маленькая, то можно делать с учениками, что тебе вздумается?

Вася Активистов: И при этом говорить, что самоуправление ни в коем случае не должно в это вмешиваться!

Профессор Дорога: Василий подсказал нам очень важную мысль. Давайте мы посоветуем Анне Петровне и другим директорам не бояться, что ученическое самоуправление помешает учебному процессу. Наоборот, учебный процесс можно сделать более качественным, если директор будет на самоуправление опираться. Ведь что происходит в школе, в которой ученического самоуправления нет? Директор в большинстве случаев не знает, что творится за закрытыми дверьми класса: учат там детей или занимаются чем-то другим. Многие учителя в такой школе не понимают, что они работают не для самих себя, а для детей и поэтому, извините, халтурят. А ученики вынуждены со всем смириться, потому что любые споры с учителями немедленно сказываются на их оценках. Ученическое самоуправление может эту ситуацию в корне изменить: качество учебного процесса будут контролировать сами школьники. Если директор действительно хочет дать детям хорошее образование, то он не может не прислушиваться к мнению школьного совета. Предположим, Совет говорит, что Марья Петровна не должна вместо объяснения новой темы устраивать детям проработку. Мудрый директор в ответ на это непременно скажет: «Совершенно верно!» - и сделает так, чтобы в следующий раз учитель не путал урок с «беседой по душам».

Федя Пессимистов: Мудрый директор? А что, директора бывают и не очень…

Вася Активистов: Фёдор! Как такое могло прийти тебе в голову! Ты чуть не обидел всех директоров Вселенной!

Федя Пессимистов: Хорошо, что наш директор сейчас меня не слышит!

Профессор Дорога: Нет, коллега, наоборот: это очень плохо, что директор тебя не слышит! Ученическое самоуправление еще и тем ценно, что оно помогает педагогам и школьникам наладить диалог, понять друг друга. Ведь и те, и другие часто друг другом недовольны. Они, действительно, порой друг друга не слышат, хотя встречаются каждый день. А площадки, на которой они могли бы договариваться, у них нет. Если и те, и другие будут иметь возможность выяснять отношения цивилизованно, то педагогам не придётся применять силу, а ученикам – писать на партах про учителей нехорошие слова.

Вася Активистов: Значит, ученическое самоуправление помогает создать такую площадку для переговоров?

Профессор Дорога: Если, конечно, это именно то самоуправление, которое позволяет ученикам влиять на решение реальных школьных проблем.
Домашнее задание:

  1. Сталкивался ли ты с мнением, что ученическое самоуправление в школе развивать не нужно? Как это мнение обосновывалось? Что ты можешь возразить?
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница