Перспективное планирование экологического воспитания в первой младшей группе



страница1/7
Дата01.06.2016
Размер1.15 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ДОУ НА ПРОГУЛКЕ И В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ




Автор-составитель:

Масленникова А.С. – воспитатель 1 квалификационной категории
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

НА ПРОГУЛКЕ И В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ




Задачи экологического воспитания в первой младшей группе на прогулке и в уголке природы.


  • Содействовать возникновению у детей интереса к объектам природы: уточнять представления детей о растениях (трава, деревья).

  • Учить детей рассматривать комнатные растения (выделять листья и цветы).

  • Познакомить детей с рыбкой в аквариуме.

  • Познакомить с птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т. п.).

  • В процессе наблюдений показать отличительные особенности животных, птиц и рыб.

  • Учить различать — по внешнему виду и вкусу — наиболее распространенные овощи и фрукты.

  • Наблюдать с детьми за красотой природных явлений (падает снег — снегопад, кружатся листья — листопад, в небе появилась радуга, распустились цветы).

  • Рассказывать о сезонных изменениях в природе.

  • Формировать интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.

  • В процессе игр знакомить детей со свойствами воды и песка.

Объяснять детям правила поведения на участке.


Месяц

Прогулка

Уголок природы

Занятия

Наблюдения

Труд

Игры

Наблюдения

Труд

Игры

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

  • Поддерживать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день.

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату,

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

А. Барто

  • Предложить детям посмотреть на небо, отметить какое оно (чистое, голубое), подставить ладошки лучам солнца и поиграть с солнечным «зайчиком». охарактеризовать погоду (хорошая, солнечная)

  • В дождливую погоду проводить наблюдения из окна.

К нам на длинной

Мокрой ножке

Дождик скачет

По дорожке,

А на лужице круги –

Это дождика шаги. З. Александрова

Предложить детям послушать, как стучит дождь по окнам, посмотреть, как стекает струйками вода по стеклам, какие на дорожках лужи. Отметить, какая погода (дождливая, ненастная).



  • Посмотреть, есть ли на небе солнышко, тучи. Что сделали тучи (закрыли солнце), отметить какое небо (хмурое).

Дуют ветры,

Ветры буйные.

Ходят тучи,

Тучи темные. А. Кольцов

  • Наблюдать, как раскачиваются деревья, гнутся ветки, летят с деревьев листья. Спросить у детей, почему так неспокойно ведут себя деревья.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

  • Обратить внимание детей на красоту расцвеченной листвы. Предложить им потрогать белый ствол березы. Обратить внимание, что дерево высокое и, чтобы его рассмотреть, надо высоко поднять голову. Понаблюдать, как, медленно кружась в воздухе листья падают на землю.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад

И желтые, красные листья

По ветру вьются – летят. М. Ивенсен.

  • Предложить детям побегать по опавшим листьям (в начале месяца они сырые, а в конце месяца – сухие). Рассмотреть опавшие листья: найти красные, зеленые, желтые, большой, маленький, круглый, удлиненный. Провести дидактические игры: «Найти самый красивый», «Найди самый большой», «Найди такой же» (по цвету, величине). Использовать листья в сюжетных играх, составлять букеты для украшения группы.

  • Обратить внимание детей на траву, спросить, что надо сделать, чтобы рассмотреть ее (низко опустить голову), что надо сделать, чтобы увидеть все дерево (высоко поднять голову). Порадоваться травам продолжающим цвести – подорожник, мокрица. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям (не рвать, не топтать).

  • Рассмотреть цветы на клумбах: настурцию, ноготки, бархатцы. Срезать несколько цветков для составления букета в группе. Учить детей различать стебель, листья, цветок.

  • Понаблюдать за появившимися на участке в солнечный день бабочками и летающими на паутинке паучками.

  • Посмотреть, как работают дети старших групп на клумбах (уборка сухих, листьев и побегов, сбор семян).

  • Наблюдать за работой взрослых по уборке опавших листьев и обрезании засохших ветвей на деревьях.

  • Наблюдать за птицами. Отметить их внешний вид, голоса, поведение (как передвигаются, клюют корм, пьют воду).

Воробей по лужице,

Прыгает и кружится.

Перышки взъерошены,

Хвостик распушил. А. Барто

  • Выкопать несколько цветущих растений, чтобы наблюдать продолжение цветения в уголке природы.

  • В конце месяца собрать семена цветов.

Дидактические игры.

  • Игры с песком. Обратить внимание на то, что сухой песок рассыпается, а если его полить (или если он после дождя), то песок становится влажным и из него можно лепить угощение для кукол.

  • Игры с ветром. Если погода ветряная, взять с собой на прогулку бумажные ленточки, вертушки, бумажные самолетики на ниточке. Спросить детей: почему ленточки развиваются, шуршат, вертушки вертятся, самолетики летают.

Подвижные игры (с бегом) - развивать у детей желание играть вместе с воспитателем.

  • «Догони мяч».

  • «По тропинке»

  • Наблюдать за рыбкой, ка она плавает, хватает корм.

  • Привлекать внимание к комнатным растениям и растениям, пересаженным из цветника (какие они красивые, как украшают группу).

  • Поместить в уголке природы различные овощи, рассматривать их, учить различать их по внешнему виду и вкусу. Поместить в уголке природы картинки с изображением наблюдаемых предметов и явлений в сентябре – содействовать возникновению у детей интереса к явлениям природы.

  • Давать детям индивидуальные поручения –подать баночку с кормом, высыпать корм с ложечки в кормушку.

  • Показать детям, как ухаживать за комнатными растениями (правильно поливать, удалять засохшие листья и т.д.)

  • Украсить группу букетиками цветов и листьев.

  • Игры с растениями: «Найди пару»; «Найди растение с большими или маленькими листьями».

  • Игры с овощами: «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию».

  • Игра «Покажем мишке наш уголок природы».

  • Тема: «Овощи».

Задачи: Уточнить представления детей о характерных признаках овощей (морковь – продолговатая, красная, крепкая, сладкая; луковица – круглая, гладкая, крепкая, желтая, горькая; репа – круглая, с хвостиком, сладкая, желтая). Научить детей узнавать овощи на вкус, на ощупь.

  • Тема: Рассматривание клумбы».

Задачи: Учить детей различать и называть два цветущих растения по окрасе цветка, по высоте; учить обследовать (показывать рукой высокое и низкое растение, нюхать, обращать внимание на окраску цветка; воспитывать у детей умение радоваться красивому, бережно относиться к красивому.

Месяц

Прогулка

Уголок природы

Занятия

Наблюдения

Труд

Игры

Наблюдения

Труд

Игры

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

  • Продолжать ежедневно отмечать состояние погоды, предлагая детям определять, какая она (пасмурная, дождливая, ветряная, солнечная).

  • Обратить внимание детей: если плохо греет, то погода холоднее.

  • Спросить ребят, как стали одеваться люди и почему.

  • Показать детям, как тяжелые темные тучи плывут по небу, рассказать, что их подгоняет ветер.

Ветер, ветер ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч. А. С. Пушкин

  • Отметить, что чаще идут дожди холодные, моросящие, на земле не просыхают лужи.

Дождик, дождик,

Что ты льешь,

Погулять нам не даешь?

  • Наблюдать, как кружатся первые снежинки, как затягиваются лужицы очень непрочной ледяной корочкой.

Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло. З. Александрова.

  • Обратить внимание детей на то, что на деревьях не осталось листьев, высохли травы.

Ни листочка, ни травинки,

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят. О. Высоцкая

  • Прочитать детям стихотворение шутливое, но в то же время вызывающее добрые чувства, например:

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру…

Дайте осинке

Пальто и ботинки.

Надо согреться

Бедной осинке.

  • Показать ребятам красавицу рябинку, дать попробовать ягодки.

Красную ягодку

Дала рябина.

Думал я, что сладкая

А она как хина.

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябинка хитрая,

Подшутить хотела? И. Токмакова

  • Предложить детям подойти к березке, погладить ствол, определить его цвет.

  • Посмотреть вверх на тоненькие ветки березки, кое-где оставшиеся потемневшие листья. Предложить детям найти листья березы на земле.

  • Обратить внимание на «вертолетики» - плоды клена, поиграть с детьми – «вертолетики» очень занятно вертятся на лету.

  • Наблюдать как старшие дети убирают с участка листву.

  • Спросить детей, вся ли трава высохла, показать им подорожник, одуванчик, мокрицу. Рассказать им, что эти травы не боятся осенних холодов.

  • Отметить, что и на клумбах есть цветущие растения – ноготки, бархатцы, полюбоваться окраской этих цветов.

  • Продолжать наблюдения за птицами на участке.

Голуби – голуби,

Раз, два, три,

Прилетели голуби сизари.

Сели и нахохлились у дверей,

Кто накормит крошками сизарей. И. Токмакова

  • Наблюдать как птицы клюют корм.

Воробей, что ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки. А. Тараскин

  • Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц, обратить их внимание на то, как передвигаются птицы (например, голубь ходит перекатываясь, а воробей прыгает как на пружинке).

  • Наблюдать за собаками, которых прогуливают хозяева, охарактеризовать внешний вид и поведение животных.

  • Срезать букетики ноготков и бархатцев для украшения группы.

  • Предложить детям покормить голубей. насыпать им хлебных крошек.

  • Произвести посев травянистых цветущих растений (под зиму), привлекая детей к посильной помощи.

Повесить на участке кормушки для птиц.

Дидактическая игра.

«Птички». Побуждать детей имитировать движения птиц, в зависимости от словесной инструкции воспитателя (попрыгать как воробышки; походить, часто переступая ногами, как голубь). Подвижные игры - приучать детей совместным играм небольшими группами.



  • «Мяч в кругу», (с бросанием и ловлей мяча);

  • «Кто тише» (с ходьбой и бегом).

  • Продолжить наблюдения за растениями, принесенными с клумбы. Находить их изображения на картинках.

  • Рассматривать комнатные растения, выделять их характерные признаки.

  • Рассматривать овощи, определять их по вкусу, форме, цвету.

  • Продолжать в присутствии детей и с их помощью ухаживать за обитателями живого уголка - комнатными растениями, растениями, принесенными из клумбы, рыбками. Приучать детей после работы ставить предметы ухода на место.

  • Оформить календарь природы иллюстрациями, отражающими наблюдение природы в октябре.

  • Украшать группу букетиками, сделанными из сухих трав и листьев.

Дидактические игры.

  • «Найди пару» (найти такое же растение и назвать его).

  • «Угостим кукол» (с овощами).

  • Тема: «Наблюдения за рыбкой». Задачи: познакомить детей с обитателем аквариума – рыбкой. Научить их выделять особенности внешнего вида рыбки (удлиненное тело, на голове глаза, рот; хвост плавники на спине и на брюшке). Познакомить ребят со средой обитания рыб (песок, камешки, растения). Сказать, что домик, в котором живет рыбка, называется аквариумом. Познакомить ребят с некоторыми особенностями поведения рыбки (плавать помогают плавники, хвост; ртом хватает корм). Воспитывать у детей бережное, заботливое отношение к рыбке, желание ухаживать за ней.

  • Тема: «Рассматривание дерева». Задачи: уточнить представление детей об основных частях дерева (ствол, ветви, листья). Дать им наглядное представление, что деревья бывают разной высоты и толщины. напомнить, что на ветвях растут листья, но, когда становится холодно, они опадают. воспитывать у детей бережное отношение к деревьям. Учить называть некоторые деревья: березу и ель.


Месяц

Прогулка

Уголок природы

Занятия

Наблюдения

Труд

Игры

Наблюдения

Труд

Игры

НОЯ

Б

Р

Ь

  • Продолжать наблюдать состояние погоды, активизируя знакомые слова, (пасмурная, хмурая, холодная, ветряная, морозная).

  • Предложить детям посмотреть на тучи, низко нависшие над землей. Ответить, какое небо (серое, мрачное). В вечернее время обратить внимание детей, что на улице темно, на небе не увидишь ни звезд, ни луны.

Ах ты, ноченька, ночка темная!

Ночь ты темная, ночь осенняя.

Что ж ты ноченька, так нахмурилась?

Ни одной в небе нету звездочки!

  • Вспомнить время, когда дети бегали по улице в трусиках, сандалиях, панамках. Спросить, можно ли сейчас в таком виде пойти гулять. Если нельзя, то почему? Как сейчас одеты люди?

  • Порадоваться выпавшему снегу.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица,

Собралися мы в кружок,

Завертелись ка снежок. А. Барто

  • Предложить детям посмотреть на ветви деревьев и определить, есть ли на улице ветер. Если есть, то какой? (холодный, пронзительный).

  • На прогулке подвести детей к дереву, предложить показать и охарактеризовать ствол. Спросить куда делись листья.

Ветрено, ветрено

Вся земля проветрена!

Ветер листья с веток

Разогнал по свету.

  • Обратить внимание детей на торчащие сухие былинки, которые остались от однолетней травы. Показать (если подвернется случай), как воробышек склевывает семена с нее.

Наш воробушек качаться захотел,

В гости к тоненькой былинке прилетел.

Сел на самую вершину,

Цинь-цверинь,

Покачай меня, былиночка, подкинь.

  • Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, белобоких сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они накормят их.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

-Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

  • Развешать кормушки вместе с взрослыми

  • Кормить птиц, накладывая корм в кормушки.

Дидактические игры.

  • «Узнай птицу» - упражнять детей в умении узнавать и называть знакомых птиц.

Подвижные игры. - учить детей перешагивать из круга в круг (нарисованные на снегу).

  • «Ладушки-оладушки» - учить действовать в соответствии со словами взрослого.

  • Продолжить наблюдения за обитателями аквариума. Вызывать у детей бережное, заботливое отношение к ним.

  • Поместить в уголке природы картинки с изображением предметов и явлений природы в ноябре.

  • Показать детям сачок для вылавливания рыб из аквариума при смене воды. Поручить двум-трем ребятам, промыть камушки в теплой воде.

  • Разрешить детям мыть поддоны для растений

Дидактическая игра.

  • «Кому на обед?» - упражнять детей в умении определять пищевые предпочтения человека, животных, птиц.

  • Тема: «Рассматривание фикуса». Задачи: учить детей выделять характерные особенности фикуса (высокий, похожий на дерево, большие, зеленые, жесткие, продолговатые листья). Формировать у детей интерес к растениям, желание ухаживать за ним.

  • Тема: «Рассматривание кливии». Задачи: учить детей выделять характерные особенности кливии (высокая, нет ствола, листья длинные, зеленые, жесткие), продолжать формировать у детей интерес к растениям, желание ухаживать за ним.
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница