Перспективы развития теории семейного воспитания в современной педагогической науке



Скачать 56.47 Kb.
Дата22.04.2016
Размер56.47 Kb.

И.А.Хоменко




Перспективы развития теории семейного воспитания

в современной педагогической науке


Опубликовано: Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». В 2-х частях.Ч.1/Под общей ред. В.К.Шабельникова, А.Г.Лидерса.- М., 2003.
Семейная педагогика стала выделяться из общей педагогики со второй половины ХIХ века, и лишь к началу ХХ столетия обрела свои теоретические положения. Одним из самых ярких ученых, которого можно смело назвать основоположником этой науки в России, был П.Ф.Каптерев. По его инициативе в Петрограде зимой 1912-1913 гг. прошел I Съезд по семейному воспитанию. Главной темой Съезда было обсуждение вопроса о соотношении семейного и общественного воспитания, а также путей просвещения родителей.

К слову сказать, на разных этапах развития страны этот вопрос решался по-разному. И именно поэтому, возможно, развитие теории семейной педагогики имеет несколько пунктирную историю.

Основной акцент в исследовательских работах разных времен делался не столько на разработке теории семейного воспитания, сколько на изучении семьи (Т.А.Маркова), родительства (И.Кон), отдельных видов деятельности детей в семье (Г.Н.Гришина, Д.О.Дзинтаре), формировании силами родителей разных качеств личности ребенка (В.П.Дуброва, Л.В.Загик). Некоторые исследователи (И.В.Гребенников, И.В.Филин, А.Ю.Гранкин и др.) обращались к осмыслению взглядов педагогов советского и постсоветского периода (Н.К.Крупской, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.Амонашвили) в контексте семейного воспитания.

Однако целостной, системной и методологически проработанной теории семейного воспитания, способной дать ответы на многочисленные вопросы родителей и педагогов, пока не создано.

В настоящее время педагогическая наука подошла вплотную к необходимости научного осмысления перспектив семейной педагогики, так как современная социокультурная ситуация требует внятной реакции ученых на то, что происходит с ребенком до школы и вне школы.

Изменение социально-экономического строя в России заставило общество круто изменить свои духовные ориентиры. Ранее, в советские времена, когда так остро не стоял вопрос выживания, семья могла позволить себе переложить часть воспитательных функций на государство. Ребенок постоянно находился в зоне чьей-то ответственности, и его жизненная траектория, в зависимости от исходного положения семьи, была более-менее предсказуема. Собственно, от ребенка требовалось лишь быть послушным, хорошо учиться и приносить пользу Отечеству. Взамен на это государство гарантировало социальную стабильность, предсказуемость и безопасность. Индивидуальные проявления личности нивелировались в зависимости от контекста, и возможности выйти за рамки «социального регламента» у Личности практически не было. Да и само понятие «личность» в науке обозначалось весьма осторожно: приоритет коллективного над индивидуальным был одним из главных принципов изучения человека.

Однако современная ситуация поставила родителей перед необходимостью готовить ребенка к нестабильному миру, вариативному образованию, альтернативным политическим идеям и посягательствам на его внутренний мир со стороны СМИ, сект и продавцов наркотиков. Мир стал разнообразным и небезопасным, а попытки эвакуировать ребенка от социальной действительности и духовной экспансии – тщетными.

Иными словами, современным родителям приходится готовить ребенка к той жизни, к которой они вряд ли хорошо готовы сами. Поэтому вполне естественно, что их взоры обращены к специалистам, обладающим большей информацией о механизмах развития личности ребенка в новой прагматичной реальности.

В педагогике 90-е годы ХХ века можно назвать периодом инноваций, затронувшим и сферу управления образовательными учреждениями, и методическую сторону образовательного процесса, и процесс формирования новых отношений в школе. В науке появились Педагогика поддержки (О.С.Газман), Педагогика сотрудничества (Ш.Амонашвили, С.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и др.), Педагогика успеха (Е.И.Казакова), Педагогика самоопределения (А.Тубельский), Педагогика индивидуальности (Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б.) активно разрабатывались идеи педагогической рискологии (И.А.Абрамова), творческого саморазвития (В.И.Андреев) и педагогического менеджмента (В.П.Смирнов).

Особую актуальность в новой парадигме образования вызывали работы, связанные с развитием творческой индивидуальности (А.П.Тряпицына, Р.У.Богданова) и субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса (Н.Ф.Радионова, В.В.Горшкова). Субъектность ученика и учителя, гуманизация их отношений стала той ключевой идеей, которая оказалась одной из самых востребованных в педагогических исследованиях. Одновременно в психологии конца XX – начала XXI века все большую популярность обретает философия экзистенциализма (экзистенциальная психология) обращающаяся к вопросам личностных смыслов, качества человеческого бытия, свободы выбора и поиска человеком своего предназначения. Начинают разрабатываться идеи самодетерминации (Э.Л.Деси, Р.М.Райан), жизнестойкости (С.Мадди), жизненного выбора (А.А.Кроник) и жизнетворчества (Д.А.Леонтьев). Можно сказать, что человечество поднимается на более высокий уровень в удовлетворении своих потребностей (по А.Маслоу).

Однако эти идеи мало коснулись семьи, в то время как именно семья, формирующая личность ребенка до его встречи со школой и обществом, закладывает (или нет) первые ростки субъектности.

Складывается парадоксальная ситуация: школа пытается развивать то, что не заложено.

Но что и как нужно заложить? Какие философские основания могут лежать в основе современной семейной педагогики? Какова основная идея, цель воспитания сегодняшнего ребенка? Какими способами современные родители могут реализовать свою основную педагогическую функцию?

По всей видимости, именно акцент на развитии субъектности ребенка и может стать той ведущей идеей, которая может объединить потребности общества и самой личности, выходящий на новый уровень своей жизнедеятельности.

Напомним, что «субъект» имеет три базовые характеристики – свобода, уникальность, активность. Но родители должны не просто обозначать и беречь уникальность ребенка, стимулировать его активность и предоставлять свободу действий, но делать это в системе, сбалансированной интересами Другого, - чтобы свобода не превратилась в безответственность, уникальность – в изоляцию, а активность – в агрессивное нарушение чужих границ.

Развитие субъектности ребенка – это прежде всего само-развитие, само-отграничение, само-регуляция, само-познание. То есть, основные усилия ребенка (в контексте этой идеи) необходимо направить на само-творение себя, сделать его креативным автором своей собственной жизни, используя ту ситуацию и те ресурсы, в которых он находится в каждый момент своего бытия. А задача родителей и педагогов – помочь ему в этом процессе бережными и ненасильственными способами.

Такую педагогику можно назвать «Педагогикой жизнетворчества».

Слово «жизнетворчество» используется в русском языке давно, однако ни один из наиболее полных словарей не дает его точного определения. Оно встречается у литературоведов и писателей, не так давно появились научные исследования (в частности, С.А.Сухоруков. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы. Дисс. …канд.психол.наук, 1997) и статьи (Д.А.Леонтьев, М.И.Меерович).

Д.А.Леонтьев трактует жизнетворчество как «расширение мира, расширение жизненных отношений», ссылаясь на мысль В.Франкла о том, что «если человек хочет прийти к себе, его путь идет через мир. Это и есть путь жизнетворчества1 Мы же, опираясь на категориальный аппарат педагогики, понимаем жизнетворчество как само-воспитание, само-стоятельность, творческое отношение к миру и себе и само-созидание.

Естественно, в данной статье сформулирована лишь основная идея исследовательской работы, которая ведется автором в области семейной педагогики. Тем не менее, определенные выводы, основанные на значительном эмпирическом материале, позволяют утверждать, что именно эта идея может иметь большую перспективу развития в педагогической науке и практике.



В рамках созданной на кафедре педагогики РГПУ им.А.И.Герцена Лаборатории семейной педагогики разработка научно-методологических основ педагогики жизнетворчества станет одним из ведущих направлений исследовательской деятельности.



1 Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира //1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д.А.Леонтьева, Е.С.Мазур, А.И.Сосланда. - М.: Смысл, 2001,  с. 100-109.

Каталог: zip
zip -> Уполномоченный по правам ребенка в Калининградской области Доклад
zip -> Основные принципы хорошей работы памяти Из книги Д
zip -> Сборник статей к 70-летию Станислава Грофа под редакцией Козлова В. В., Майкова В. В
zip -> Аннотация
zip -> Информация о писателях Наринэ Юрьевна Абгарян
zip -> Библиотеки г. Пскова приглашают на Декаду знаний
zip -> Зеркало мудрости человеческой. Выпуск 2 В. Н. Пупышев Основы тибетской медицины
zip -> Физическая реальность
zip -> Практический курс гипп «школа журналистики» продающие тексты в сми 16-17 октября 2015 года
zip -> Техники медитации в учении Гурджиева Содержание Нормативная часть


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница