Перспективы академической мобильности студентов сибирских вузов в свете принципов Болонского процесса



страница1/5
Дата19.06.2022
Размер95 Kb.
#148492
  1   2   3   4   5

Степанов В.И., Степанова О.Г.
Алтайский экономико-юридический институт, г. Барнаул


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА

Глобализация социально-экономических и культурных процессов связана с переходом к инновационной экономике, основанной на информационных технологиях, с растущей интеллектуализацией основных факторов производства. Неудивительно, что удельный вес молодежи, получающей высшее образование в развитых странах, постоянно растет. Сейчас в мире 80 млн. студентов. По прогнозам к 2025 году контингент студентов должен удвоиться. Например, в Японии фактически осуществлен переход к всеобщему высшему образованию.


Мировая система высшего образования еще не сложилась. Глобализация противоречива, прокладывает себе дорогу через интеграцию локальных экономических и политических объединений, следовательно, и в сфере образования пока преобладают региональные интеграционные процессы.
Одним из них является Болонский процесс, названный в честь города, в котором в 1999 г. была подписана Болонская декларация (десятилетием раньше, в 1988 г., там же была подписана Великая хартия университетов – "Magna Сharta Universitatum"). Его инициировали администрации европейских университетов, а затем министры образования в интересах дипломированных специалистов, выезжающих на работу в соседние страны. Потребовались согласование программ обучения, выработка единых подходов к оценке качества образования, определение четких единиц измерения доверия, названных "кредитами". Болонский процесс активно развивается, а его промежуточные результаты постоянно отслеживаются и фиксируются в международных документах (Прага (2001), Берлин (2003), Берген (2005), Лондон (2007)., Ливен (2009), Будапешт-Вена (2010).
Главной целью Болонского процесса является обеспечение прозрачности национальных систем образования на основе принимаемых рекомендаций и процедур путем максимального предоставления согласованной информации при сохранении особенностей каждой из систем образования стран-участниц.
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии ее достижений и традиций – важнейший принцип государственной политики. Государственная программа развития образования предусматривает существенное расширение экспорта российского образования, в том числе создание сетей межвузовских представительств и филиалов в странах ближнего и дальнего зарубежья, привлечение иностранных граждан на обучение в российских вузах. Решение этой задачи возможно лишь на пути повышения конкурентоспособности отечественного профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и предоставления возможности российским студентам и выпускникам образовательных учреждений массового участия в системе международного непрерывного образования.
В России, которая Болонскую декларацию подписала в сентябре 2003 года, научной и университетской общественностью наиболее активно обсуждаются цели и принципы анализируемого процесса. Например, содержание и язык Приложения к диплому. Участниками Болонского процесса решено выдавать Приложение каждому выпускнику бесплатно на одном из широко распространенных в Европе языков, соблюдать Лиссабонскую конвенцию по признанию документов о высшем образовании 1997 г. Россия ратифицировала Лиссабонскую конвенцию, однако у нас пока нет четкого различения понятий академической квалификации и профессиональной квалификации [3].
15 февраля 2005 г. принят приказ №40 Минобрнауки России"О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации". Утвержден План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы.
25 апреля 2005 г. был издан приказ №126 Минобрнауки России "О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией".
В октябре 2007 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)".
17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ принят Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов".
В План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования РФ на 2005-2010 годы вошли:
- Проблема качества образования и разработки сопоставимых методологий и критериев оценки качества образования;
- Создание системы сопоставимых критериев, методик и технологии оценки качества образования с целью обеспечения гармонизации российской системы оценки качества образования с европейскими системами;
- Разработка технологии государственной аккредитации отдельных образовательных программ высшего профессионального образования;
- Содействие вхождению России в Европейскую сеть агентств по обеспечению качества ENQA.

Каталог: images -> sbornik2011
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология
sbornik2011 -> Шесть принципов болонской декларации
sbornik2011 -> В 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске были созданы первые федеральные университеты
sbornik2011 -> Одной из актуальнейших проблем современности является проблема духовности, нравственности, эстетическо-художественного начала в процессе образования и воспитания подрастающего поколения
sbornik2011 -> Мониторинг качества подготовки студентов с учетом европейских подходов
sbornik2011 -> Методология количественной оценки качества процесса обучения в медицинском вузе
sbornik2011 -> Итоговая государственная аттестация (ига) в системе высшего педагогического образования как мониторинг готовности выпускников к профессиональной деятельности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница