Период
|
Законы
|
Содержание периода
|
Временные рамки
|
Терминология
|
Специалисты
|
Система специального образования
|
1.От агрессии и
нетерпимости к
осознанию
необходимости
заботиться о
людях с
отклонениями в
развитии.
|
По указу Петра 1, запрещающие умертвлять детей с врожденными дефектами (1704);
Началом в Западной Европе является первый прецедент государственной заботы об инвалидах.
|
В контексте нищелюбия изначально более терпимое и сострадательное отношение к калекам и убогим.
В X в. Киевская Русь в готовом виде получила систему монастырской благотворительности и призрения.
|
Россия 996 – 1715 гг.
ЗЕ IX – VIII вв. до н.э. – начала XII в
|
Уроды. Калеки.
Припадочные, безумцы.
Глухонемые, слепые, увечные.
Юродивые
|
Законодатели,
философы,
юристы.
С началом
христианизаци
и Европы –
Церковь.
|
открытие в Баварии первого приюта для слепых 1198 г. В России же прецеденты возникновения первых монастырских приютов приходятся на 1706 – 1715 гг.
|
2.От осознания необходимости
призрения лиц с
отклонениями в
развитии к осознанию
возможности
обучения хотя бы
части из них.
|
Условной
границей периода
в Западной
Европе можно
считать
переосмысление
во Франции
гражданских прав
людей с
сенсорными
нарушениями и
первые
прецеденты
открытия в
Париже
специальных
школ
В России
прецеденты
открытия первых
специальных
школ (в
Петербурге: для
глухих – 1806 и
для слепых – 1807
гг.) связаны со
знакомством
императора
Александра I с
западным опытом
и приглашением
французского тифлопедагога
Валентина Гаюи
для работы в
Россию.
|
Зарождение светской благотворительности происходит в контексте петровских реформ и европеизации государства.
Опыт индивидуального обучения глухих и слепых отсутствует.
|
1706 – 1806 гг.
Начало XII в. – конец XVIII в.
|
Убогие – бесноватые.
Ненормальные.
Инвалиды (увечные воины).
Сумасшедшие, эпилептики. Глухие, немые, слепые, умственно отсталые
|
Проповедники-
моралисты.
Врачи, юристы
философы.
Священнослужители,
прежде всего
протестанты,
озабоченные
воцерковлением
глухих, предпринимают
попытки их
обучения.
|
открытия в Париже специальных школ: для глухонемых (1770) и для слепых (1784). В России прецеденты открытия первых специальных школ (в Петербурге: для глухих – 1806 и для слепых – 1807 гг.)
|
3.От осознания
возможности к
осознанию
целесообразност
и обучения трех
категорий детей:
с нарушениями
слуха, зрения,
умственно
отсталых.
|
Время принятия в Западной Европе законов об обязательном всеобщем начальном образовании и на их основе – законов об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей.
|
Открытие
специальных школ в
России происходит в
контексте
государственных
реформ Александра
І, заимствование
моделей во
Франции.
При отсутствии
гражданских прав и
свобод помощь
инвалидам,
обучение глухих и
слепых детей
возможно как акт
светской
благотворительности.
В идеологии
призрения убогих.
Автономность и
децентрализация
специальных школ.
Идеологические
концептуальные
основы ССО
кардинально
меняются в процессе
ее строительства.
|
1806 – 1927 гг.
Конец XVIII в. – начало XX в.
|
Инвалиды труда. Инвалиды с детства. Дети-инвалиды.
Малоуспешные, трудные, малоумные ученики.
Анормальные, аномальные.
Олигофрены. Дебилы. Имбецилы. Монголоиды.
Дефективные.
Аномальное детство. Детская дефективность. Умственная, физическая, моральная дефективность.
|
Врачи-психиатры,
педагоги, психологи,
литераторы, деятели
культуры.
XX век:
патопсихологи,
детские психологи,
педологи, педагоги,
специализирующиес
я в различных
дефектологических
направлениях.
|
Это время создания
параллельной
образовательной
системы – системы
специального
образования для трех
категорий детей. В
России оформление
параллельной
образовательной
системы с теми же
тремя типами
специальных школ
приходится на
советский период –
1927 – 1935-е гг.
|
4. От осознания
необходимости
обучения части
аномальных
детей к пониманию
необходимости
обучения всех
аномальных
детей.
|
Объявив себя
демократическим
государством, РФ в 1991 г. ратифицировала
Конвенции ООН «О
правах ребенка», «О правах инвалидов», «О
правах умственно
отсталых лиц».
|
Оформление системы специального образования происходит в контексте понимания государством обязанности граждан быть полезными обществу, при отсутствии закона об образовании, вне диалога с общественными движениями и родителями, при запрещении благотворительной деятельности и единственном источнике финансирования – госбюджете, т.е. в логике тоталитарного государства.
Дефектологический квадрат.
Дифференциация происходит в «дефектологическом квадрате». Неполный охват нуждающихся.
«Необучаемые» дети.
|
1927 – 1991 гг.
Начало XX
в. – 1970-е гг. XX в.
|
Аномальные дети.
Дети с
отклонениями
(нарушениями) в
развитии.
Дети с
нарушениями
зрения, слуха,
речи,
двигательными
нарушениями,
задержкой
психического
развития.
Слепые,
слабовидящие.
Глухие,
слабослышащие,
позднооглохшие.
Логопаты.
Аутисты. Дети с синдромом Дауна.
(Аутята,даунята)
|
Врачи, психофизиологи, педагоги и психологи, специализирующиеся в различных областях дефектологии (тифлисты, сурдисты, логопеды, олигофренисты).
|
К концу 70-х гг. специальным образованием в странах Западной Европы охватывается от 5 до 15% детей школьного возраста. В России же дифференциация системы, ее структурное совершенствование, переход от 3 к 8 типам спецшкол и 15 типам специального обучения осуществляется в 50 – 90-е гг.
|
5. От изоляции к интеграции.
|
Время принятия деклараций ООН «О правах умственно отсталых», «О правах инвалидов» и последовавших за ними национальных антидискриминационных законов об инвалидах и о специальном образовании: в Швеции – Закон о помощи умственно отсталым, Закон об учебном плане основной школы (1980); в Великобритании – Акты об образовании (1981-1995); в Нидерландах – Временный закон по специальному образованию и среднему специальному образованию (1985).
Россия как демократическое государство в 1998 году ратифицировало Конвенцию ООН
"О правах ребенка", "О правах умственно отсталых лиц", приняло закон "Об образовании".
|
Признание равных
прав и гуманного
отношения к
инвалидам
декларируется в
период
преобразования
государственного
строя,
экономического
кризиса, в ситуации
резкого ухудшения
жизни разных слоев
и групп населения,
национальных
конфликтов.
|
1991 - ….
1970-е гг. XX в - …
|
Ограниченные
возможности
здоровья,
специальные
нужды.
Дети с
проблемами в
развитии. Дети с
особыми
образовательным
и потребностями.
Дети со
специальными
нуждами.
|
Специалисты в
области
коррекционной
(специальной)
педагогики и
специальной
психологии, детские
и школьные
психологи,
психологи-
консультанты,
семейные психологи,
социальные
работники
|
Период
характеризуется в
западноевропейских
странах перестройкой
в 80 – 90-е гг.
организационных
основ специального
образования,
сокращением числа
специальных школ и
резким увеличением
количества
специальных классов в
общеобразовательны
х школах, перестройкой
взаимоотношений
массового и
специального
образования.
|