Перепросмотр ( Пересмотр )



страница1/4
Дата02.06.2016
Размер0.5 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
Перепросмотр

( Пересмотр )

Посвящается всем единожды рождённым

и неоднократно умершим на Тропе Духа…

Посвящается всем многократно рождённым

и однажды умершим на Тропе Войны…

Содержание

Введение. История Концепции Перепросмотра

Термин и слово "Пересмотр" ("Перепросмотр")

Пересмотр и Катарсис

Концепция Пересмотра

Великие Заблуждения Пересмотра

Кастанеда: практика Recapitulacion

Практика Пересмотра (уровни, формы и вектора перепросмотра)

Введение. История Концепции Перепросмотра

Пересмотр, Перепросмотр, Вспоминание - эти термины популярны среди сторонников Карлоса Кастанеды и вошли в обиход как определенные рабочие термины в среде русскоязычных читателей книг Кастанеды и членов его линии. Я заимствовал эти термины именно из этих книг, но, по истечению более чем 10-ти летнего регулярного их использования вижу необходимость все же доопределить их и развести мою интерпретацию от изначальной.

Пересмотр по Карлосу Кастанеде (далее также К.К.) - это основа искусства Сталкинга, или Выслеживания. Сталкинг, или Выслеживание, согласно К.К., не может быть передан ни кем иным, кроме как последователем линии Дона Хуана. Принимаю это полностью и считаю необходимым пояснить понятие "пересмотр", которое использую я на своих семинарах Психологической Антропологии дыхания.

Действительно, саму идею пересмотра мне дали книги К.К., которые мне доступны с 1990 года. Причем, первые самиздатовские тома К.К. содержали термин "пересмотр", и лично для меня были привлекательны в плане красивых изречений типа: "безупречный охотник есть воин Духа", или "человек Знания" и пр. Сам "пересмотр" был не столь привлекательным на то время, а идея была не понятна, или "слишком понятна". Хотелось заниматься больше магией в плане воздействия на других, а также сновидением, полетами, общениями с Олли (союзниками) и только. Но после курсов ТМ Махариши весной 1990 года пересмотр стал понятным в разрезе "высвобождения стрессов" во время техники ТМ, в частности в том, что касается идеи "мыслей вне медитации". Так, на тренингах по Психологической Антропологии (далее ПсиА) я даю пересмотр как "пересмотр опыта дыхания" или же как пересмотр жизни в контексте тренинга ПсиА. Сама методика пересмотра мною изначально и давалась "по Кастанеде" (с известными ограничениями использования термина). И, по мере развития тренингов ПсиА, развивался и мой вариант самой методики пересмотра, да и сама концепция. Сейчас я предлагаю Пересмотр именно как концепцию, но не просто как метод, или методику, технику и пр.

Давайте вернемся к генеалогии использования этого понятия в нашей русскоязычной среде.

Термин и слово "Пересмотр" ("Перепросмотр")

Изначально для самого К.К. пересмотр озвучивался по-испански как recapitulacion, что буквально означает как "прохождение заново капитуляции (или сдачи в плен)", или "пленение заново". В словарях английское recapitulation переводится как "итог", "резюме", или же как "перечисление" Словом, recapitulacion есть кропотливая работа по возобновления пленения самого себя. Причем, это добровольное пленение, в то время как первая капитуляция была вынужденная. Нас вынудили быть частью социума, - сознание капитулировало перед социальной системой, синтаксисом, непрерывностью заданного восприятия определенной матрицы (почти как в стиле кинофильма "Матрица"). При recapitulacion же мы используем наработанную нами же способность быть плененными системой, но уже речь идет не о социуме, а о линии магов.

Recapitulacion - это сознательное возвращение способности воспринимать, в то время как способность воспринимать есть капитуляция перед какой-либо парадигмой восприятия. Мы вправе сами выбирать эту парадигму, в то время как навязанная нам парадигма есть, согласно метафоре Дона Хуана, "черная магия", т.е. неосознаваемая магия. Наша парадигма есть "осознаваемая МОГИЯ". "Вспоминание представляет собой метод возвращения всякой энергии, запертой во внешнем мире; это делается для того, чтобы такой энергией можно было пользоваться для других нужд. Техника Вспоминания позволяет увидеть: реальность, в которой вы родились, не является единственно реальной; это просто фиксация энергии." - Тайша.

Recapitulacion - это возвращения самого себя - своей энергии - молодости, свободы, здоровья, силы, духа и т.п. Recapitulacion - это и Гурджиевское возвращение долгов другим людям, а также самому себе - другим частям самого себя.

Т.о. под Пересмотром можно понимать технику Возвращения, или Последней Капитуляции, на подобии Раджнишевского "Последнего Кошмара" (см. книгу Ошо "Нирвана - Последний Кошмар"). Именно в таком понимании термина "Пересмотр" я выдвигаю Концепцию Пересмотра на тренингах ПсиА.

Пересмотр и Катарсис

Концепция Пересмотра может быть легко понята в русле рассмотрения пересмотра в ходе так называемого Последовательного Катарсиса (катарсис есть интенсивное очищение) в условиях прохождения тренинга по дыханию. На таком тренинге участники проходят три последовательные фазы опыта. В контексте данной статьи мы лишь упомянем вкратце две первые фазы и остановимся на третьей фазе последовательного катарсиса, или 3-м катарсисе, который и отражает пересмотр.

В ходе первых дней тренинга у большинства дышащих новичков наблюдается преобладание телесно-физических ощущений. Такой опыт и есть первый катарсис, который идет в основном по пути нагнетаний телесного напряжения и заканчивается быстрым освобождением от этого нагнетающего напряжения. За этим катарсисом, спустя 3-5 дней следует второй катарсис - эмоционально-динамический. Такой опыт имеет свои отличительные особенности, но, как и первый, он связан с нагнетанием напряжения и последующим освобождением от этого напряжения. Только на этот раз это не телесное, но больше "душевное", т.е. эмоциональное напряжение, и длится оно дольше - около 10 дней. Затем следует третий катарсис, о котором речь будет идти ниже. Эти три катарсиса могут дополнять друг друга, идти вместе, и перетекать один в другой (подробнее о ходе тренинга см. "Дыхание - Работа Духа"). Общая же картина такого Последовательного Катарсиса существенно не меняется, - у новичка опыт чаще просто классический. У бывалого опыт как бы "размазан" предыдущим катарсисом и идет на другом, более утонченном уровне восприятия происходящего во время дыхательных процессов.

Как уже было сказано, 3-й катарсис, по истечению около 10-и дней двух предыдущих катарсисов, отражает пересмотр. Это означает, что законы пересмотра, прежде всего как ментальной техники (причем, связанной с дыханием!) начинают обнажаться - явно присутствовать по истечению двух первых, сравнительно грубых катарсисов, т.е. тех катарсисов, что "ближе к телу". Раньше пересмотр присутствовал, но выступал в неявной форме, ситуативно и личностно (об этом речь пойдет дальше). С этим явлением связан тот факт, что нередко (в некоторых эзотерических, а чаще психологических группах) речь о пересмотре явно не ставится. Например, они занимаются холотропным дыханием, или динамической медитацией и им этого "достаточно". Более подробно об этом в ранней статье 1995 года: о 2-х путях развития человека - "снизу вверх" и "сверху вниз" - "Пространство и Время: Медитация и Катарсис".

Пересмотр как различные ментальные явления начинает присутствовать явно тогда, когда уходят телесный и эмоциональный опыт.

Концепция Пересмотра

Концепция Пересмотра - это то общее звено, которое связывает разные направления эзотерической и психологической жизни людей. Разные техники, методы, методики по-разному начинают трактовать психику, здоровье, целостность человека, по-разному действуют на начальных этапах. Но конечный этап развития - высший уровень в любом направлении - это пересмотр, как бы его не называли. Пересмотр ведет к освобождению, интеграции, Свободе, покою или тишине, просветлению, Нирване, Сатори и пр. ИСХОДУ, не зависимо от понимания и интерпретации руководителя или учителя. И если кто-то со мной не согласен в использовании данных терминов, - пусть пересмотрит природу этого несогласия…

I. Прежде всего, пересмотр - это действительно Вспоминание. Причем вспоминание умом, чувственное повторное переживание с соответствующими и телесными реакциями. Все три компонента могут быть задействованы (хотя это и не обязательно). Только тот, кто имеет УМ (буквально - "У МЫ"), может пересматривать. Приведу примеры.

Если кому-либо приходилось заполнять автобиографию, тем более подробную, то у него невольно начинался не только ментальный, но и эмоциональный и возможно даже физический пересмотр.

Другой пример, в реабилитационном центре определенным лицам мы предлагали написать некролог на себя. Первая реакция человека на такую "просьбу" - "какая ерунда - Бред!". Но написать сразу не смог почти никто! Зато впоследствии это задание сыграло существенную роль в личностной трансформации.

Личные дневники, которые чаще склонны вести подростки, а также мемуары людей зрелых - также пример неосознанного Пересмотра (можно сказать, что это пересмотр "с маленькой буквы").

Люди, вспоминающие свою жизнь, условно могут делиться на три категории.

Первая категория - это те, кто склонен вспоминать эпизоды своей жизни, но не ради решения проблем или изменения себя, но ради самого вспоминания. Если речь идет о вспоминании негатива, то это популярный вариант самоистязания, самобичевания, ментального мазохизма (ментальной мастурбации, если хотите). Впрочем, от вспоминания позитива это почти не отличается. Такой человек способен истощить себя и вспоминанием условных побед. Это истероидный вариант вспоминания. Эти люди чаще общительны, эмоционально раскрепощены и достаточно обаятельны и приятны.

Вторая категория - это те, кто склонен не вспоминать травмирующие ситуации. Правда, такая способность автоматически переносится и на позитивные ситуации. В итоге, человек зажат, эмоционально черств, часто неискренен. Такой человек не столь общителен, как первая категория людей, даже нередко отталкивает от общения с ним. Но эта его черта является и психологической защитой, поэтому эти люди чаще более успешны в материальной деятельности, чаще бывают начальниками производств и крупных компаний, - им просто проще управлять в силу своей недоступности для сотрудников. Так, эмоциональная недоступность легко эксплуатируется как производственная субординация.

Если сравнивать эти две категории "вспоминающих" по другим параметрам, то можно добавить, что первая живет душевно полноценнее, но вторая живет материально богаче, первая склонна страдать душевными расстройствами, а вторая психосоматическими. В частности, неврозы - удел первой категории, а кардиологические и астматические симптомы - для второй. Первая легче обращается к представителям паранауки и традиционной медицины, а вторая - к представителям академической медицины. В принципе, вторая категория дольше живет, а первая быстрее "сгорает". Впрочем, советы типа "не думай о плохом" очень популярны в нашем обществе и сформулированы они представителями второй группы. Первая категория людей "неудобны" государственным структурам любого современного общества, - они "изгои" для стабильных людей второго типа, но "богема" сами для себя. Вторая категория более надежны в делах для обеих категорий, но также и менее интересны в самом человеческом общении.

Третья категория "вспоминающих" - это те, кто "вспоминает мудро", т.е. это те, кто

не уходит от пересмотра и

вспоминает события жизни, не зацикливаясь на них.

Другими словами, это те, кто занимается сознательным пересмотром (или перепросмотром, если хотите, хотя получается что-то вроде "сильно беременная").

II. Тогда идем дальше. Пересмотр - это действительно Перечисление. Перечисление фактов жизни. Кастанеда предлагает составить список важнейших жизненных событий. Тайша предлагает при этом сделать упор на пересмотр сексуальных контактов. В Трояновой Тропе предлагается сделать список из 7 ситуаций и их "прописывать" (в этой общине основа пересмотра - так называемая "Писанка"). О письменном пересмотре, правде "вслепую", в виде автобиографии и дневников мы уже упоминали.

III. Наконец, пересмотр - это действительно Итог, или даже ИСХОД жизни. Это техника подытоживания и "оплаты долгов". Какой бы не был пересмотр - интенсивный или медитативный; телесный, эмоциональный или чисто ментальный; или же, по К. К., "постепенное стирание голов змея Важности", "достижение места безжалостности" или "смерть", - все эти походы, есть, по сути ОДНО. Они есть Смерть как достижение меры, Умирание как приход к миру. В случаях, когда медленно умирающий человек, например онкологический больной, позволял себе пересмотреть свою жизнь, оплачивая тем самым прямые и косвенные долги себе и другим, а не впадал в отчаяние и жалость к себе, а также не отворачивался от своей УЧасти, своего УРока , - в этих случаях люди действительно умирали. Но умирала старая личность со всеми своими личинами, недугами и личной историей. Впрочем, умирающий в любом случае умрет, но КАК..? - это его выбор.

Например, в архаичных традициях лечение означало позволить человеку умереть. Умирая, человек избавлялся от негативного нажитого и приходил к своей мере, своей целостности. Таким образом, его не лечили (буквально, - не ложили), а исцеляли. И чем тяжелее был недуг, - тем явнее должна была смерть. Так, в северных традициях человека закапывали, в буддистских замуровывали в пещеру, и проводили при этом почти натуральные процедуры похорон.

Другой пример, посвящения в шаманы есть ритуал, аналогичный умиранию, причем возможность умереть биологически здесь также не исключается: если ты хочешь быть шаманом, то будь добр готовься к смерти настоящей. И если в случае с больными речь шла о несколько дневном замуровывании (3-7 дней в зависимости от недуга), то неофита (будущего шамана) замуровывали (и тем самым заставляли пересмотреть) в течение 40 дней и больше.

И еще раз можно упомянуть вариант "некролог на себя" - здесь все три особенности пересмотра - вспоминание, перечисление и исход-смерть. Вспомним К. К.,: три закона сталкинга - стирание чувства важности, тотальная ответственность и смерть, а основа сталкинга, напомню - пересмотр. По К.К. законы сталкинга, в отличие от выделенных нами особенностей пересмотра, - более драматизированы и категоричны. Это особенность пути линии магов К.К. Но принцип тот же. Например, законы пересмотра по Тайше более сексуализированы, - это особенности самой Тайши - и как женщины, и как личности. Флоринда (6-й том К.К.) не столь эксцентрична и не столь категорична как Тайша.

Перед тем как преступить к практике, освещу так называемые "Великие Заблуждения".

Великие Заблуждения Пересмотра

Речь идет о фундаментальных заблуждениях тех, кто пересматривает, связанных с явлением, называемым "духовный материализм" - человек занимается какой-либо практикой ради духовного или психологического роста, но перед лицом случившейся болезни или другого потрясения уходит в общепринятое решение проблем. "Практики - практиками, духовность - духовностью, но жизнь есть жизнь, - здесь другие законы" - такова формула "духовного материализма". Т.е., в глубине себя человек не верит в свой путь, хотя на уровне сознания - верит искренне, как ему кажется. Можно "баловаться" эзотерикой, мистикой, говорить и ПОЧТИ верить в возможности человека, но до первой серьезной болезни… Это явление - порождение материалистического мировоззрения, нашей культуры мыслить, а точнее, - отсутствия культуры пересматривать. Великими эти заблуждения называются в силу того, что они встроены во всю нашу жизнь и просачиваются всюду - в действиях, в речи, в мыслях, - в отношении к людям, к себе и в отношении к жизни вообще.

Итак, первое и, пожалуй, основное Великое Заблуждение касается СМЕРТИ. Кто-то говорит: "Все умрут рано или поздно". В этой фразе даже не чувствуется никакого подвоха, - она слишком очевидна. Мы можем лишь рассуждать на темы: КАК можно умереть. Например, как умирает просветленный - он уходит, а не умирает, а можно умереть как собака. Но все достигнут своей меры. А где же подвох? - его вроде нет. Фразы простые и построены достаточно корректно…

А подвох здесь в том, что СМЕРТЬ - явление не из будущего, а из прошлого. Мера находится в прошлом. Смерть - это Дама, которая приходит СЛЕВА, - она и находится, помните? - слева и сзади на расстоянии вытянутой руки. Во всех религиях и традициях смерть изображается слева. А слева - прошлое. Мы и пишем слева направо, а значит и живем, не оглядываясь на СМЕРТЬ. В НЛП (современное психотерапевтическое направление коммуникации) калибровка выясняет где у человека прошлые воспоминания, а где фантазии. И почти все представители современной цивилизации склонны вспоминать слева. Человек, у которого вспоминания справа - всего лишь относительно неординарная личность, но и для него слева будет смерть, к которой он, кстати, относится терпимее, потому что видит ее - смерть. А те культуры, у которых письмо справа налево, или сверху вниз и смерть воспринимают по-другому. …Но лишь в глубинах коллективного бессознательного. Тем не мене, они, являясь представителями современной цивилизации, пишут слева направо (например, по-английски), а значит в этом смысле они являются носителями современных представлений о смерти, т.е. предпочитают о ней не думать, нося в себе иллюзию в будущем времени: "Я умру".

Человек действительно может умереть - издохнуть как собака, а может перейти - освободиться. Но это не в будущем. Это - результат его прошлой жизни, более того - результат его пересмотра прошлой жизни. Наши грехи, стрессы, карма - все в прошлом, в нажитом. Там и смерть. Когда стираешь нажитое - обнажается мера. Но, в силу нагромождения этого хлама в прошлом, смерть видится слева как "черный океан осознания" - (К.К.). Если кто-то думает о смерти в будущем, - он уже мертв.

Второе Великое Заблуждение Пересмотра касается личностного аспекта. Нити пересмотра соединяют нас с теми, кого мы пересматриваем. Это нити не просто в метафорическом смысле. По Кастанеде, это нити энергетические, а точнее ментально-энергетические. Они начинают формироваться на уровне думания о ком-то, а основной потенциал черпают на уровне энергетического ядра. Когда мы о ком-то думаем, - человек на это реагирует, - осознанно или нет, - это зависит от его уровня силы и осознания.

Само второе заблуждение состоит в том, что часто люди склонны, думая о ком-то говорить, что их мысли касаются только их. Например, пересматривая кого-либо, человек вдруг заявляет, что "у него, мол, меняется отношение к другому, а другого к нему - нет…". Вывод здесь прост - значит, и первый, тот кто пересматривает не меняется, а занимается самообманом, выдавая идеалистическое желаемое за действительное. Люди, будучи "духовными материалистами", склонны играть в пересмотр, поминая, что эта "игра" касается только их. Они и не верят, что можно как-то повлиять не других, тех, кого пересматривают. И уж тем более изменить других.

Здесь понятие "игра" требует оговорки. В данном случае я имею в виду неверие. Тем не менее, есть и другое использование этого понятия. Можно сказать, "с большой Буквы". Так вот, Игра - это жизнь, и для лучших результатов любой сакральной деятельности, такой как Пересмотр, лучше и эффективнее относиться к такому занятий как к Игре космической, понимать серьезность космических масштабов. Когда человек озабочен результатами и самим собой, то он просто играет, хотя и не понимает глупости этой игры с маленькой буквы. Когда же маленький ребенок катает машинку, то он знает, что это всего лишь игрушка, - модель, но он Играет так, как будто он этого не понимает. Он Играет искренне. Это "контролируемая глупость" по К.К. Это ЛИЛА на санскрите - Игра в проявления. И эта серьезность - но мелочная, не личная, но глобальная, космическая. Это причинно-следственная связь, карма. Ребенок, конечно, этого не осознает, но он и не осознает своей важности. Им управляют силы ЛИЛЫ. Он родился, чтобы отработать эту Игру с большой буквы. Но современный мир навязывает ему другую игру с маленькой буквы.

Вернемся к Второму Заблуждению. По большому счету, часто люди и не хотят, чтобы ситуация натянувшихся взаимоотношений пересматривалась, т.е. устранялась. Очень удобно, не желая устранять проблему, также и не верить в возможности устранить с помощью пересмотра, - как бы на расстоянии. Конечно, речь идет о бессознательных установках: …нет, нет, проблему не устранить, ведь пересмотр не работает…, или …Я не хочу устранять проблему, а в пересмотр не верю… Привязанности к проблемам порою сильнее сознательного желания от них избавиться. Поскольку привязанности к проблемам - это привязанности к себе, это ПРИВЯЗАННОСТИ. Это моя личина, эта слагаемые моей Самости. Потерять болезнь или проблему семейного характера, - потерять себя: А что я буду из себя представлять после этого …освобождения? Потеряв доступность моего раба, или моего хозяина, - я потеряю свое лицо, вернее личину. Нет, уж лучше культивировать болезни друг друга, - тут, по крайней мере, все доступно и понятно. И хотя степеней свободы немного, - но все они мои. Ведь: "Знание приносит ответственность. Бывает, что даже при открытой двери темницы, пленник предпочитает заточение", - Согьял Ринпоче.

Таким образом, трудно обвинять себя в неверии в то, что пересмотр - это "разговор между двумя абонентами", - реальный разговор (если, конечно, мы не пересматриваем давно умерших, но об этом разговор дальше).

Итак, ниже предлагается пересмотр в упражнениях, используемые мною на тренинге "Психоантропология Дыхания" (другие названия - "Психология Дыхания Культов и Обрядов", "Дыхание - работа Духа" и др.).

Кастанеда: практика Recapitulacion

Пересмотр - это "взгляд с моста". К. Кастанеда.

В данной главе на будет ссылок на конкретные страницы книг К.К., поскольку всегда можно подтасовывать факты и подгонять их "под себя", тем более, когда речь идет о сакральном. В разных местах Кастанеды (другой такой яркий пример - Ошо) можно встретить взаимопротиворечащие утверждения. Ведь всякая относительная истина дается В КОНТЕКСТЕ и именно в контексте она таковой и является. И я о пересмотре Кастанеды буду говорить в контексте книг его и членов его партии.

Итак, "классический" пересмотр - по Кастанеде состоит из следующей теоретической предпосылки. Энергетическое тело человека имеет обыкновение вспоминать "слева", т.е. прошлое находится слева и ВИДИТСЯ темным океаном сознания. В то время, как будущее видится магу как желтая относительно непроницаемая стена тумана. Непроницаемость стены и определяется степенью пересмотра - у магов она может быть проницаемая настолько, что такой человек ВИДИТ свое будущее.

Это утверждение может иметь свое обоснование из того факта, что, как уже говорилось, человек современной цивилизации пишет слева направо, ассоциирует левую стороны с прошлым, и даже дьявола (или шайтана, а также саму Смерть) ставит на левую сторону в культовых изображениях, а Бога (или его Аналога) - в Правую. Возможно, этот факт определен и функциональной асимметрией мозга, т.е. человеческий мозг состоит из двух неравнозначных полушарий, где правое ответственно за ассоциации и за левую сторону туловища, а левое за синтез и за правую сторону туловища. Предлагаю своеобразную иллюстрацию вышесказанного из буддизма: танкха (икона) Будды долголетия и бессмертия.

Когда человек что-либо вспоминает, то он присоединяется к этому на уровне энергетики. Видящий эту энергетику может ВИДЕТЬ энергетические нити вспоминания, которые тянутся в прошлое, т.е. влево от вспоминающего. Эти нити собираются в мощный пучок в нижней части живота, - в центре энергетики. Вызывает же вспоминание человек своим менталом, т.е. нити начинаются внизу энергетического кокона человека, но выходят из кокона наверху, - из "третьего глаза". Нити могут выходить непосредственно внизу из кокона, но такое вспоминание будет несознательным, - спонтанным. Дон Хуан говорит в таком случае: "Тело само вспоминает".

Пересмотр по Кастанеде делается с использованием дыхания и делается автоматически. Дыхание рассматривается как мощнейший энергетический фактор и как средство отвлечь разум от индульгирования. Впрочем, для остановки индульгирования и нужна энергия. В 6-м томе К.К. в главе "Флоринда" пересмотр дается более целенаправленно и последовательно чем, например, в книге Тайши или в лекциях и интервью с Кастанедой и его Со. Тайша, предлагает пересмотр в стиле Флоринды - справа налево, но говорит, что К.К. и Флоринда (из партии самого К.К., не та, о которой написано в 6-м томе) делали его по разному, игнорируя факт правой и левой сторон. В любом случае, негативный опыт выдыхается как суррогат того осознания, который требуется Орлу (Орел по К.К. - аналог смерти и источник жизни). Ведь Орел одалживает нам осознание, чтобы потом его заполучить обратно. Но воин - толтек предлагает Орлу факсимиле жизненного опыта вместо осознания - своеобразный суррогат. В более поздней своей интерпретация перепростмотра чакмулы (воспитанники партии К.К., которые не называются не учениками, не последователями) также выделяют функции пересмотра: пересмотр дает изменчивость и пересмотр воспитывает твердую дисциплину - состояние подвижности и решимости. Партия Дона Хуана использовала следующий метод.


Каталог: ld
ld -> -
ld -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
ld -> На правах рукописи
ld -> Программа оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов-психологов
ld -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
ld -> Управление образовательными инновациями вуза на основе информационно-аналитической деятельности
ld -> Информационно-аналитическое сопровождение образовательных инноваций вуза: основные принципы и подходы
ld -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
ld -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании 13. 00. 07 теория и методика дошкольного образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница