Переход на новые образовательные стандарты моу сош №12 г. Дербента рд



Скачать 150.13 Kb.
Дата12.02.2016
Размер150.13 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
Переход на новые образовательные стандарты МОУ СОШ №12

г. Дербента РД
Анализ работы по подготовке учителей начальных классов

к введению ФГОС второго поколения в начальной школе

Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» послужила мощным стимулом развития системы образования, одним из ключевых направлений которой является обновление стандартов.

22 декабря 2009 года в Министерстве юстиции Российской Федерации был зарегистрирован приказ министерства образования и науки России от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

Образовательный стандарт – система требований к результатам начального общего образования, его содержанию, условиям к механизму осуществления на территории РФ.

Школа вступает в период глубоких качественных изменений. В чем же их суть?

В новом стандарте, в первую очередь, меняется вектор целеполагания, а это влечет за собой изменения в содержании и структуре образования в целом. Целью образования становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений и на их основе усвоения базовых знаний, а главное – умение самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющего мира.

Универсальные включают в себя личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные умения.



Результаты образования разделены в новом стандарте на три области: личностные, метапредметные и предметные.

Таким образом, современный ученик не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы, работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое. И учиться этому он будет как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

С 01.09.2008 года по приказу Министерства образования и науки РД от 29.11.2007 №1152 «Об организации апробации материалов Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» наша школа одна из немногих школ РД вошла в список апробационных площадок муниципального и институционального уровней по организации и проведению апробаций ФГОС второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих нормативное и инструментальное сопровождение, их введения.

Творческую группу муниципального уровня по апробации требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования составили Зотова Людмила Георгиевна, директор МОУ СОШ №12 города Дербента, Джабраилова Анжела Алиевна зам.директора по УВР по начальным классам МОУ СОШ №12, Алирзаева Земфира Курбановна, учитель – экспериментатор, учитель начальных классов МОУ СОШ №12».

В апробационной площадке институционального уровня наша школа участвует в двух направлениях:


  • Апробация Требований к структуре основной; образовательной программы начального общего образования;

  • Апробация Требований к условиям реализации основной образовательной программы начального образования.

Являясь апробационной площадкой, выполняли работы:

  • по апробации материалов ФГОС в соответствии с техническими заданиями, сформированными региональным центром;

  • проводили экспертизу материалов ФГОС (октябрь 2008 г.);

  • готовили соответствующие экспертные заключения (ноябрь 2009г.) и направляли их на рассмотрение творческих групп, созданных на региональном уровне;

  • подготавливали предложения в региональный центр по подбору педагогов – участников апробаций;

  • участвовали в обсуждении хода апробации материалов ФГОС на территории РД.

Постоянно принимаем участие в работе конференций, круглых столов по обсуждению Стандартов второго поколения, организованных ДИПКПК:

«Обсуждение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», 23 октября 2008год (Джабраилова А.А., Алирзаева З.К.)

«Подготовка учителей школы I ступени Республики Дагестан к реализации стандартов второго поколения», 3 декабря 2009 год (Джабраилова А.А., Алирзаева З.К.)

«Реализация ФГОС второго поколения через систему Занкова », 6-9 декабря 2010 год (Джабраилова А.А., Алирзаева З.К., Сторожук Т.В.)

Для успешного и качественного введения в школу (на первой ступени обучения) ФГОС нами созданы Совет и рабочая группа, которыми разработана программа, выработан механизм поэтапных действий по подготовке учителей начальных классов к работе в новых условиях (Председатель Совета по внедрению ФГОС в начальной школе – Зотова Л.Г., директор школы, руководитель рабочей группы – Джабраилова А.А., зам. дир. по УВР по нач. классам (Приказ №72 по СОШ №12от 24.06.2009)). Членами рабочей группы являются руководители ШМО учителей нач.кл. Амбарцумян А.А. (1-х кл.), Качаева Э.Л. (2-х кл.), Микоянова Д.Н. (3-х кл.), Гаждиева А.М. (4-х кл.), руководитель ШМО учителей математики – Буржалиева Д.Н., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы Керимова Т.А. и др. (Приказ №73 по СОШ №12 от 25.06.2009г.)

С целью реализации программы подготовки учителей начальных классов к работе по введению ФГОС второго поколения вначале были изучены нормативно-правовые документы и материалы, обеспечивающие реализацию стандартов.

С проектом стандартов второго поколения учителя начальных классов познакомились на заседаниях МО, в ходе которых был дан сравнительный анализ стандартов 2004 г. со стандартами второго поколения, в результате были выявлены положительные и отрицательные стороны данных документов.

Была перестроена методическая работа учителей начальных классов, взят курс на обновление содержания образования в школе первой ступени обучения в условиях перехода на новые образовательные стандарты, формирования нового типа учителя.

Ведущими направлениями методической работы начальной школы являются:


  • широкое информирование и активно просветительская деятельность, предполагающая проведение теоретических и практических семинаров, конференций, педагогических чтений;

  • изучение, накопление и внедрение в педагогическую практику методик, технологией и средств, соответствующих требованиям ФГОС;

  • повышение квалификации учителей в сфере современных методик и технологий.


Новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше.

Поэтому методическая работа в нашей школе строится на диагностико – прогностической основе, включает поиск оптимального содержания образования; внедрение в учебный процесс новых форм, технологий и приемов обучения. В ней появились такие важнейшие компоненты, как мотивация учения, дифференциация образовательного процесса; деятельность контроля и оценки. Включение этих компонентов позволяет обеспечить реализацию новой цели образования школьника – развитие его личности на основе ведущей деятельности. Речь идет о формировании:



  • учебно-познавательных мотивов, возможности быстро и спокойно переключаться с одного вида деятельности на другие;

  • способности выполнять различные целенаправленные учебные действия, адекватные поставленной учебной задаче;

  • умения решать учебные задачи разной степени трудности, ориентироваться на усвоенные общие способы действий;

  • способности контролировать свои действия, предвидеть и устранять возможные трудности, оценивать процесс и результат работы;

  • способов учебного сотрудничества – как на практическом (процессуальном), так и на коммуникативном уровне.

Подобный подход при правильной его методической обеспеченности может вывести на межпредметное (полидисциплинарное) построение системы образования вообще и начальной школы в частности.

Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей начальных классов является участие на заседаниях школьного МО. Учителя начальных классов в 2010 году принимали активное участие на проводимых заседаниях ШМО: выступали с рефератами, делились опытом работы готовили отчеты по темам самообразования. На ШМО учителей начальной школы освещены следующие темы:


  • «Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы»;

  • «Формирование целеполагания у младших школьников»;

  • «Развитие духовно-творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме»;

  • «Формирование общеучебных умений и навыков»;

  • «Развитие функциональной грамотности у младших школьников» и др.

Анализ информации показывает, что тематика заседаний МО определялась задачами методической работы школы. При выборе тем учитывались профессиональные запросы учителей, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышение качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе.

Основная методическая тема, над которой работают ШМО учителей начальных классов, - «Формирование и развитие ключевых компетенций младших школьников через использование современных образовательных технологий, методов и приемов обучения». Она и определяет стратегию работы МО учителей начальных классов.

В своей педагогической деятельности учителя начальных классов успешно применяют элементы личностно-ориентированнных, информационно-коммуникационных, игровых и групповых технологий. Также используют известные инновационные методы и приемы обучения, широко используется проектный метод обучения. Творчески работающие учителя Гаджиева А.М., Качаева Э.Л., Велибекова С.Р., Амбарцумян А.А., Мамедова М.И., Микоянова Д.Н. используют необычные разновидности урока, новые построения занятий.

Подтверждением инновационного подхода к педагогической деятельности может служить проведенный 30 апреля 2010 года городской семинар-практикум зам.директора по начальным классам «Стандарты образования второго поколения» (Приложение №1)

На семинаре заместитель директора по УВР по начальным классам Джабраилова А.А. представила систему работы учителей начальной школы, направленную на формирование ключевых компетенций младших школьников, развитие универсальных учебных действий, разработала методические рекомендации по использованию современных технологий с целью формирования позитивной учебной мотивации школьников. Учителя Гаджиева А.М., Качаева Э.Л., Велибекова С.Р., Алирзаева З.К., Амбарцумян А.А. приняли на этом семинаре активное участие.

Гаджиева А.М. и Качаева Э.Л. на семинаре провели мастер-класс, который позволили заместителям директоров школ города на практике познакомиться с применением интерактивных методов обучения, метода проектов, метода синквейна и увидели успешную реализацию системно-деятельного и компетентностного подходов, формирование универсальных учебных действий у младших школьников.

Амбарцумян А.А, выступила с докладом «Инновационность стандартов второго поколения». Тезисы доклада были проиллюстрированы примерами различных нетрадиционных форм уроков, проведенными ею и коллегами, продемонстрированы этапы организации учебного процесса в форме учебной деятельности и выделена Новизна подходов к отбору содержания учебного материала и методические аспекты учителя.

Велибекова С.Р. выступила с информацией «Формирование универсальных учебных действий у младших школьников» и провела мастер-класс с практической демонстрацией некоторых приемов по развитию различных УУД.

Алирзаева З.К. подготовила доклад «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования» и познакомила участников семинара с организацией и итогах проведения апробации ФГОС в школе.

Большой вклад в подготовку семинара внесли учителя Беньягуев Р.Х., Абумислимова Н.А.. Беньягуев Р.Х. составил компьютерную программу для применения интерактивной доски к разработанному уроку математики «Урок Памяти» в 3 л классе, учитель - Гаджиева А.М.. Абумислимова Н.А. подготовила презентацию к выступлениям учителей. В заключение семинара состоялся круглый стол, на котором были проанализированы результаты работы и подведены итоги.

Ведется широкая разъяснительная работа среди учителей, родителей учащихся по введению ФГОС второго поколения: постоянно проводятся индивидуальные и групповые консультации, информационные и оперативные совещания, которые направляют, координируют, контролируют работу учителей начальных классов, оказывают действенную помощь в реализации программы.

Преобразования, происходящие в обществе, в современном образовании, в школе, побуждают педагогов пересмотреть педагогическую деятельность.

Современный этап педагогической практики – это переход от преимущественного использования репродуктивных методов в обучении и воспитании к деятельностно – развивающим технологиям, способствующим развитию личностных качеств. Важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Неизбежно встает вопрос о необходимости увеличения доли самостоятельности учащихся в учебном процессе. Однако далеко не все педагоги готовы работать в совершенно новых условиях, диктуемых стандартами. Поэтому основная задача методической работы начальной школы – обеспечить успешный переход всех субъектов образования работать по новым стандартам с минимальными для каждого участника учебно-воспитательного процесса рисками и потерями.

С этой целью в школе организуются практико-ориентированные семинары, мастер - классы, педагогические тренинги в технологии мозгового штурма, проводим работу, направленную на системно – деятельностное обучение, ориентированное на новые образовательные результаты.
Так, 20 января 2010 года в начальной школе был проведен круглый стол по теме «Актуальные проблемы и перспективы литературного образования в начальной школе», где зам.дир. Джабраилова А.А. представила учителям программу «Формирование правильных приемов понимания прочитанного». После чего учителя начальных классов преступили к работе по развитию функциональной грамотности учащихся, развитию ключевых умений и навыков, развитию которых в Стандартах второго поколения уделяется особое внимание.

29 сентября 2010 года в школе состоялся научно-практический семинар на тему «Проблемы преподавания математики в начальных классах в свете стандартов второго поколения» с приглашением старшего преподавателя ДИПКПК Борисенко А.А., который ознакомил учителей начальных классов универсальному способу решения трудных задач в курсе математики начальной школы.(Приложение №2, №3)

Учителя нашей начальной школы Амбарцумян А.А., Сторожук Т.В., Абдуллаева А.К. приняли активное участие на городском заседании МО, где прочитали доклады, ознакомили участников методических объединений с организацией и итогах проведения апробации ФГОС в школе, а также провели мастер-класс с практической демонстрацией некоторых приемов по развитию различных УУД.
В новом варианте стандарта заложена солидарная ответственность, прежде всего семьи, а также общества и государства за результат образования.

Большое внимание мы уделяем работе с родительской общественностью: проводим родительские собрания, лекции, семинары, общешкольные конференции, на которых изучаем психологические особенности детей младшего школьного возраста, знакомим родителей с нормативно-правовой базой, с целями и задачами новых образовательных стандартов, требованиями к результатам образования, которые зафиксированы в стандарте в качестве портрета выпускника, информируем о ходе и результатах работы по внедрению ФГОС. Привлекаем родителей к участию в учебно-воспитательном процессе школы в ходе предметных недель, внеклассных мероприятий. Так, 26 ноября 2010 года учителем Гаджиевой А.М. была проведена занимательная игра с родителями учащихся 4-х классов «Наши мамы и папы - математики». С каждого класса была представлена одна команда, состоящая из шести игроков – родителей. Игра проведена в форме соревнования. Были предложены родителям следующие задания: тест, задачи в стихах, задачи на смекалку, логические задачи, задачи-шутки, ребусы, творческие задачи, а также задание решить программную задачу, целью которого было проверить умение правильно анализировать и доступно объяснить решение задачи своему ребенку. Все задания вызывали живой интерес у родителей. Такие мероприятия сближают, объединяют все субъекты учебно-воспитательного процесса (родитель =>учитель => ученик => родитель)


Введение новых образовательных стандартов подразумевает изменения подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания.

К основным результатам начального общего образования стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения обучения в основной школе;

  • воспитание основ умения учиться- способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности –мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой, саморегуляции.

Актуальной формой контроля результатов обучения являются интегрированные проверочные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

В течение 2010 года нами проводились интегрированные работы во 2-4-х классах (март, май, декабрь 2010г.) и в 1-х классах (май 2010г), построенные на деятельностном и компетентностном подходах. Достижения школьников оценивались не по уровню усвоения отдельных знаний, а по способности решать учебно-практические задачи. В комплексные работы (май 2010г.) включались задачи, основанные на различных ситуациях из реальной жизни. Результаты работ учащихся были качественно проанализированы и обсуждены на различных уровнях ( на совещании при завуче, на заседаниях ШМО, на августовском педсовете, на родительских собраниях). После проведения комплексной работы учителя пришли к выводу:


1. Направить детей на приобретение навыков работы с информацией и

инструкцией к заданиям. Учащиеся должны научиться осуществлять

поиск, организацию и хранение информации, анализировать, сопоставлять,

обобщать и систематизировать информацию, интерпретировать и

преобразовывать её, создавая свои собственные информационные объекты

(сообщения, небольшие сочинения, графические работы).


2. Формировать у учащихся читательскую потребность, приобщать к чтению

художественных, научно-познавательных произведений через уроки

внеклассного чтения, вечера семейного чтения, внеурочную деятельность,

посещение библиотек разного уровня.


3. Направить работу учителей на расширение деятельности форм обучения,

предполагающих развитие познавательной активности учащихся;

организацию образовательного процесса с использованием технологий

учебного сотрудничества; использование оценочной системы,

ориентированной на обучение детей самооцениванию,

взаимооцениванию; личностное развитие учителя, которое заключается в

творческой самостоятельности, в потребности самообразования на

протяжении всей жизни. (Приложение №4)

В школе начата разработка программы формирования универсальных учебных действий обучающихся начальной школы. Главное предназначение программы конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ, что поможет учителям в работе и позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе.
Данная проблема является актуальной в свете стандартов второго поколения, которая ориентирует образовательный процесс на формирование универсальных учебных действий. Сложность решения этих задач заключается в том, что учитель должен «прочувствовать» универсальность конкретного учебного действия, понять разницу между предметным (функциональным) действием и действием таким же по форме, но ставшим универсальным; осознать, как осуществляется постепенный переход к «всеобщности» учебного действия. На наш взгляд, в этом и состоит главная проблема перехода на Стандарты второго поколения. Вторая проблема – осознание учителем того, что освоение конкретного предметного знания само по себе не решает задачу развития ребенка, так как учебная деятельность – это деятельность, имеющая самого субъекта. В её процессе ребенок-школьник приобретает два важнейших интегрированных качества личности – желание и умение учиться.

Современный массовый учитель не работает на уровне понятий, часто, к сожалению, не ориентируется на них, что и приводит к нарушению законов построения процесса обучения.


Проблемы учителя начальных классов при переходе на работу по новым образовательным стандартам
С введением нового всегда возникает много вопросов и проблем. Так происходит и с новыми стандартами.
1. Кадровое обеспечение. Не все учителя методически и морально готовы к

работе по новым стандартам. Возникает много вопросов и недопониманий.

Педагог должен быть адекватен новым стандартам. Они предъявляют

высокие требования к профессиональной компетенции. Востребованы

свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические,

прогностические, экспертные, организационные.


2. Материально-техническое оснащение школ. Не все кабинеты оснащены

современной техникой, которая бы позволяла более качественно

построить процесс обучения и помогать учителю в оперативной обработке

материалов и ведения мониторинга по развитию у ребенка универсальных

учебных действий.
3. С введением новых стандартов принципиально должна меняться и

система оценивания качества образования. Внутришкольная система

оценивания должна соответствовать той системе, которая будет

применяться на государственном уровне при переходе учащихся на

новую ступень обучения.


4. Различный уровень мотивации учащихся и способность к усвоению

знаниями.
5. Новый стандарт подразумевает наряду с обязательными учебными

занятиями, дополнительную образовательную программу школы,



осуществляемую во второй половине дня. Как построить внеурочную

деятельность при работе школы в две смены?


Мы перечислили наиболее важные проблемы реализации идей Стандартов второго поколения, которые связаны с грамотным их пониманием и овладением соответствующим понятийным аппаратом. Только целенаправленная работа по отработке приемов, направленных на решение задач Стандарта, поможет педагогам сориентироваться в новых условиях. Выход один – самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперед навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.
Зам.дир. по УВР по нач.кл. Джабраилова А.А.




Каталог: storage -> files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Основная образовательная программа основного общего образования
files -> Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» 1 класса разработана по государственной программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. Г. Головановой, утверждённой мо РФ
files -> Учебно-методическое пособие для тренера-преподавателя, обеспечивающего процесс повышения квалификации учителей по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»
files -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
files -> Основная образовательная
files -> Развитие педагогического мастерства учителя


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница