Предмет и задачи психофизиологии. Ее место в ряду других нейробиологических наук. Активизм, селективизм и информатизм современной психофизиологии.
Методы психофизиологии. Электроэнцефалография. Способы регистрации и способы анализа ЭЭГ. Вызванные потенциалы мозга. Томография.
Методы психофизиологии. Методы регистрации КГР. Показатели работы сердечно-сосудистой системы. Электромиография. Регистрация дыхания. Реакции глаз. Полиграф.
Проблема «мозг и психика». Варианты традиционного решения психофизиологической проблемы. Коррелятивная и системная психофизиология. Активность и реактивность. Теория функциональных систем. Результат как системообразующий фактор. Целенаправленность поведения.
Теория функциональных систем. Опережающее отражение. Системные процессы. Системогенез. Поведение как континуум результатов. Субъективность отражения. Активность как субъективное отражение. Физические характеристики среды и целенаправленное поведение. Структура и динамика субъективного мира человека. Проекция индивидуального опыта на структурные механизмы мозга.
Межнейронное взаимодействие и нейронные сети. Эмерджентные качества сетей. Типы сетей: иерархические, локальные и дивергентные. Мозг как «сверхсистема». Формирующая и регулирующая роль функциональных систем в процессепрофессиональной деятельности.
Биологическое созревание и психическое развитие. Степень зрелости. Принцип гетерохронности развития. Критерии созревания. Темп созревания. Биологический возраст, акселерация и ретардация. Пластичность и сензитивность ЦНС в онтогенезе. Эффекты обогащения и обеднения среды
Влияние среды на функциональные показатели созревания ЦНС детей. Изучение влияния интенсификации обучения на психофизиологическое созревание детей. Критические и сенситивные периоды развития.
Динамика созревания основных блоков головного мозга и психическое развитие. Функции основных блоков головного мозга. Три оси созревания. Созревание мозга и умственное развитие. Межполушарные отношения в онтогенезе.
Временная организация памяти. Градиент ретроградной амнезии. Стадии фиксации памяти. Кратковременная и долговременная память. Эмоциональная память. Состояние энграммы. Спонтанное восстановление памяти. Ретроградная амнезия для реактивированных следов памяти.
Основные положения теории активной памяти. Гипотеза о распределенности энграммы. Процедурная и декларативная память. Молекулярные механизмы памяти. Дискретность мнемических процессов. Константа Ливанова. Объем и быстродействие памяти.
Понятие о внимании. Теории фильтра. Проблема внимания в традиционной и в системной психофизиологии. Ориентировочно-исследовательская деятельность, ориентировочный рефлекс, угашение рефлекса.
Эмоции, их классификация. Сущность подкрепляющей, переключающей, компенсаторно-замещающей и коммуникативной функций эмоций. Биологическая сущность положительных и отрицательных эмоций. Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций.
Психофизиология потребностей и мотивации. Структуры мозга, регулирующие потребности и мотивы. Витальные, социальные и идеальные потребности. Гомеостатические, активационные и гедонистические теории мотивации. Доминирующая мотивация. Иерархия мотивов.
Побуждения, входящие в мотивационную сферу: призвание, намерение, потребность, ценностные ориентации, мотивы. Мотивация в профессиональной деятельности. Виды целеполагания. Взаимодействие мозговых структур в процессе организации поведенческого акта.
Сущность и функции сознания. Основные концепции сознания. «Светлое пятно». Повторный вход возбуждения и информационный синтез. Общение и речь, связь с сознанием.
Понятие бессознательного. Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия. Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов. Ассоциации на неосознаваемом уровне. Структурно-функциональная асимметрия полушарий и бессознательное. Обратные временные связи и бессознательное. Психическая защита, ее нервные механизмы.
Определение функционального состояния. Роль и место функционального состояния в поведении. Модулирующая система мозга. Стволо-таламо-кортикальные связи. Базальная холинергическая система. Модулирующие нейроны. Понятие биоритмов. Адаптивное значение биоритмов.
Цикл сон-бодрствование. Определение сна, теории наступления сна. Медленный и быстрый сон. Стадии медленного сна. Сон в фило- и онтогенезе. Потребность во сне. Депривация сна, ее последствия. Сновидения. Функциональное значение сна. Измененные состояния сознания.
Психофизиологические компоненты работоспособности. Динамика работоспособности человека в процессе рабочего дня. Перерывы и микропаузы в течении рабочего времени. Рабочая поза. Тяжесть работы. Темп и ритм. Оптимальная продолжительность рабочего дня. Сменность. Малоподвижность и монотонность. Показатели эффективности труда.
Стресс, стресс-реакция. Фазы стресса. Острый и хронический стресс. Типы реагирования на стресс. Дистресс и болезни. Основные принципы профилактики стресса. Сознательное управление уровнем стресса.
Тревожность, ее значение для организма: адаптивная функция тревоги. Хроническая тревожность. Уровни тревожности. Функциональные изменения на фоне тревожности. Влияние на восприятие, мышление и поведение. Защитные механизмы.
Концепция свойств нервной системы. Представление об индивидуальности и ее структуре. Структура индивидуальности по К.К.Платонову и В.С.Мерлину. Целостные формально-динамические характеристики индивидуальности. Анализ способов организации уровней индивидуальности: иерархический и гетерархический.