Перечень вопросов для подготовки к государственному междисциплинарному экзамену по программе бакалавриата, направлению 080500 – «менеджмент»



Скачать 151.43 Kb.
Дата24.02.2016
Размер151.43 Kb.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА, НАПРАВЛЕНИЮ 080500 – «МЕНЕДЖМЕНТ»

2011/2012 УЧЕБНЫЙ ГОД


ЧАСТЬ 1: ОБЩАЯ (ВЫБОР ОТВЕТА ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТОВ)
Микроэкономика


  1. Основные гипотезы об отношении предпочтения потребителя (полнота, транзитивность, ненасыщаемость (монотонность), выпуклость) и свойства кривых безразличия. Регулярное отношение предпочтения.

  2. Представление предпочтений потребителя с помощью функции полезности. Предельная полезность товара (блага). Законы Госсена.

  3. Постановка задачи выбора потребителя. Графическое решение задачи выбора потребителя. «Угловое» и «внутреннее» решение. Условия оптимальности выбора потребителя (в терминах предельной нормы замещения товаров и отношения их цен).

  4. Зависимость выбора потребителя от его дохода и цен товаров. Функция индивидуального спроса. Графические представления функции индивидуального спроса. Кривая спроса и кривая Энгеля. Закон спроса.

  5. Концепция эластичности. Ценовая эластичность спроса: прямая и перекрестная. Эластичность спроса по доходу. Взаимосвязь валовой выручки продавца с ценовой эластичностью спроса.

  6. Функция издержек: определение, свойства, виды.

  7. Поведение фирмы в условиях монополии. Функция выручки (дохода). Предельные затраты и предельная выручка как основа принятия решения фирмы об объеме предложения товара и цене его продажи.

  8. Ценовая дискриминация в условиях несовершенной конкуренции.

  9. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции. Предельные затраты и предельная выручка как основа принятия решения фирмы об объеме предложения товара. Функция предложения. Максимизация прибыли фирмы в условиях совершенной конкуренции в длительном периоде.

  10. Монополистическая конкуренция и олигополия: общее и особенное.



Макроэкономика


  1. Система национальных счетов. Понятия ВВП, НД, конечной и промежуточной продукции.

  2. Экономическое развитие и экономический рост. Экстенсивный и интенсивный типы роста.

  3. Экономическое развитие и циклы в экономике. Теории экономических циклов.

  4. Деньги. Спрос и предложение денег. Монетарная политика.

  5. Платежный баланс и валютный курс. Системы и режимы валютных курсов.

  6. Валютный курс. Номинальный и реальный валютные курсы. Спрос и предложение на валютном рынке. Внутренняя и внешняя цена денег.

  7. Безработица. Типы безработицы. Взаимосвязь безработицы и инфляции.

  8. Стабилизационная монетарная политика. Стабилизационная фискальная политика. Структурная политика.

  9. Совокупный спрос. Рынок товаров и рынок денег. Модель IS – LM.



Мировая экономика


  1. Модель внешней торговли Хекшера-Олина и Стандартная торговая модель: основные различия.

  2. Последствия «экспортноориентированной» и «импортозамещающей» индустриализации.

  3. Краткосрочные и долгосрочные последствия использования тарифов.

  4. Связь денежного и валютного рынка.



Маркетинг


  1. Маркетинг: определение, принципы, функции, этапы развития.

  2. Поведение покупателей на потребительском рынке: основные характеристики, модели, процесс принятия решений.

  3. Сегментирование, выбор целевых сегментов и позиционирование товара на рынке.

  4. Ассортиментные стратегии компании.

  5. Разработка новых продуктов и выбор стратегии на различных этапах жизненного цикла продукта.

  6. Понятие торговой марки и марочного капитала.

  7. Маркетинговые коммуникации: реклама, стимулирование сбыта, личные продажи и связи с общественностью.


Менеджмент


  1. Менеджмент как профессия. Понятия «менеджмент» и «организация». Вертикальное и горизонтальное разделение труда в менеджменте. Навыки, необходимые менеджерам.

  2. Основные школы управленческой мысли (начало – 30-е годы 20 века): представители и основные положения.

  3. Развитие теории менеджмента в 1950 – 70-е годы: количественный, системный и ситуационный подходы.

  4. Основные направления развития теории менеджмента в 1980-90-е годы: краткая характеристика.

  5. Уровни и элементы внешней и внутренней среды организации. Методы анализа внешней и внутренней среды организации.

  6. Функциональная и дивизиональная структура: сравнительный анализ и условия использования.

  7. Матричная и сетевая структура: сравнительный анализ и условия использования.

  8. Понятие лидерства. Лидерство и менеджмент: современное соотношение понятий.

  9. Основные теории лидерства (теория великих людей, теория личностных качеств, поведенческие теории, ситуационные теории).

  10. Современные подходы к изучению лидерства: харизматическое лидерство; трансакционное и трансформационное лидерство.

  11. Понятия мотивации и мотивирования. Базовая модель мотивации.

  12. Содержательные и процессуальные теории мотивации.



Управление персоналом
1. Управление персоналом: понятие и значение для управления организацией в современных условиях.

2. Задачи управления персоналом.

3. Вербовка персонала: задачи и основные методы. Посредники на рынке труда.

4. «Отборочная воронка»: основные элементы, их роль и значение.

5. Психологическая, производственная и организационная адаптация новых сотрудников. Программа адаптации и ее основные элементы.

6. Обучение персонала: формы и методы. Провайдеры обучения. Основные подходы к оценке эффективности обучения.

7. Карьера профессиональная и внутриорганизационная. Карьерные якоря. Карьерное плато.

8. Типы трудовой мотивации и их влияние на индивидуальную ценность вознаграждения.

9. Финансовое вознаграждение в современной организации: основные элементы и их соотношение.

10. Нефинансовое вознаграждение: современные формы и методы.


Организационное поведение
1. Индивид в организации: типология сотрудников, проявление индивидуально-типологических особенностей персонала в организационном поведении.

2. Формирование и развитие команд: ролевая структура команды, диагностика командных ролей.

3. Мотивация в современной организации. Поведение организации как «мотивирующее» «демотивирующее». Факторы демотивации в организации. Управление мотивацией сотрудников в организации.

4. Организационная культура: понятия организационной и корпоративной культуры, подходы к анализу и классификации типов организационной культуры, основные инструменты влияния на организационную культуру с целью ее изменения.


Стратегический менеджмент


  1. Школы планирования и проектирования. Основные авторы и положения.

  2. Основные подходы к идентификации конкурентного преимущества компании в ресурсной концепции фирмы.

  3. Компоненты модели пяти сил конкуренции М. Портера.

  4. Карта стратегических групп: принципы построения.

  5. Основные источники конкурентного преимущества фирмы.

  6. Ресурсы и компетенции фирмы как источник конкурентного преимущества.

  7. Базовые конкурентные стратегии М. Портера.

  8. Базовая цепь формирования ценности компании М. Портера.

  9. Система цепочек ценностей.

  10. Методы анализа внутренней среды фирмы.

  11. Корпоративные стратегии компаний: цели и виды.

  12. Стратегия диверсификации: возможности и ограничения использования.


Управление изменениями


  1. Модель жизненного цикла организации И. Адизеса: проблемы каждой стадии и методы их преодоления. Анализ этапов ЖЦО по модели PAEI.

  2. Организационные патологии. «Ошибочные» стили менеджмента и «болезни роста» компании.

  3. Модели организационных изменений: модель К.Левина, теории Е и О, модель калейдоскопа изменений.


Этика бизнеса


  1. Основные нормативные теории в этике бизнеса.

  2. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции.

  3. Управление этичным поведением компании: подходы и инструменты.


Финансы, финансовый учет, финансовый анализ, управленческий учет, финансовый менеджмент
1. Назначение, состав и основные принципы построения бухгалтерской отчетности. Структура баланса и отчета о прибылях и убытках.

2. Принципы финансового учета: допущения учетной политики, требования к учетной политике, требования к финансовой отчетности.

3. Правила оценки статей баланса организации.

4. Структура, функции, инструменты финансового рынка.

5. Общая характеристика методов и система показателей финансового анализа.

6. Анализ финансового состояния и деловой активности организации.

7. Анализ финансовых результатов, эффективности и рентабельности деятельности организации.

8. Бюджетирование: финансовая структура компании, виды бюджетов и их взаимосвязь.

9. Виды и классификации затрат в управленческом учете. Типы управленческих решений, принимаемых на основе информации о затратах.

10. Основные методы калькулирования затрат: традиционные методы, ABC-метод, калькулирование по ЖЦ.

11. Концепция временной ценности денег. Модель приведенной ценности потока платежей и ее приложение к оценке финансовых активов. Модель ценообразования на капитальные активы (САРМ).

12. Концепция стоимости капитала и ее использование в финансовых решениях фирмы: модели средневзвешенной (WACC) и предельной стоимости капитала (МСС).

13. Методы (критерии) оценки инвестиционных проектов.

Информационные технологии в менеджменте
1. Информационные технологии как фактор создания конкурентного преимущества.

2. Анализ, моделирование и реинжиниринг бизнес-процессов: принципы и инструменты.

3. Корпоративные информационные системы: понятия, элементы структуры, тенденции развития.

4. Internet/Intranet технологии в менеджменте.


Операционный менеджмент и Управление цепями поставок

  1. Стратегии позиционирования продукта и процесса в операционных  системах.

  2. Сущность и методы определения производственной мощности (пропускной способности) организации.

  3. Задачи и методы формирования «Плана продаж и операций» в организации (S&OP).

  4. Правила и методы формирования приоритетов при календарном планировании работ в организации.

  5. Модель стратегического соответствия в управлении цепями поставок М. Фишера.

  6. Основные модели управления запасами.

  7. Эффект кнута в цепях поставок: понятие и влияние на управление цепями поставок.

  8. Основные подходы к выбору местоположения объектов инфраструктуры в цепях поставок.



ЧАСТЬ 2: РАЗВЕРНУТЫЕ ОТВЕТЫ НА ЛЮБЫЕ ДВА ВОПРОСА ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ
ПРОФИЛЬ «МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»


  1. Фундаментальные признаки капиталистической рыночной системы. Модификация классического рыночного капитализма.

  2. Основные характеристики экономической системы США.

  3. Основные характеристики экономической системы Японии.

  4. Сравнительный анализ экономических систем США и Японии.

  5. Основные характеристики экономической системы Китая.

  6. Основные характеристики экономической системы Германии.

  7. Структура и динамика международной торговли. Основные тенденции внешней торговли Российской Федерации.

  8. Формы и методы международной торговли. Международные встречные операции.

  9. Тарифное регулирование внешней торговли: таможенный тариф, его состав и основные принципы формирования. Классификация применяемых таможенных пошлин.

  10. Нетарифные ограничения международной торговли. Классификация нетарифных ограничений.

  11. Виды таможенных режимов товаров. Таможенные платежи, порядок их исчисления и уплаты.

  12. Международная торговая политика. Основные принципы Генерального соглашения по тарифам и торговле. Соглашения о преференциях в торговле. Последствия создания таможенного союза.

  13. Цены в международной торговле. Мировые цены. Публикуемые и расчетные цены. Базисные цены. Базисные условия поставок (ИНКОТЕРМС). Виды контрактных цен.

  14. Международные операции в системе стратегического маркетинг-менеджмента.

  15. Классификация и принципы выбора методов/форм международных операций.

  16. Международный контракт купли-продажи: выдача/акцепт оферты, структура, обязательные и факультативные статьи.

  17. Международные торгово-посреднические операции.

  18. Операции встречной торговли.

  19. Международный коммерческий обмен результатами интеллектуальной деятельности.

  20. Международные стратегические альянсы.

  21. Особенности управления человеческими ресурсами в международном бизнесе: основные задачи и подходы.

  22. Экспатрианты как особая категория сотрудников: особенности процесса подбора и отбора.

  23. Обучение и развитие экспатриантов: кросс-культурная модель и ее основные особенности.

  24. Подходы к оценке и мотивации сотрудников в международных компаниях.

  25. Основные задачи линейных и топ менеджеров в процессе управления экспатриантами.

  26. Международный валютный рынок: структура, функции, основные участники. Спот-рынок. Виды валютных котировок. Кросс-курсы и треугольный валютный арбитраж. Форвардные котировки.

  27. Международные условия паритета. Паритет покупательной способности, эффект Фишера и международный эффект Фишера. Паритет процентных ставок, покрытый процентный арбитраж, форвардный паритет.

  28. Международный банковский и денежный рынок: основные участники, функции, инструменты. Международный рынок облигаций. Виды облигаций, факторы, влияющие на цену и доходность международных облигаций.

  29. Корпоративное управление в разных странах. Основные модели, их характеристики. Механизмы корпоративного управления.

  30. Фьючерсные контракты на валютные активы: виды, позиции, использование на международном финансовом рынке.



ПРОФИЛЬ «ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»


  1. Учетная политика: определение и содержание, процедура формирования и изменения, раскрытие в отчетности.

  2. Нормативное регулирование и основные правила организации бухгалтерского учета коммерческих организаций в РФ.

  3. Счета и двойная запись: определение, структура и классификации бухгалтерских счетов; понятие двойной записи и четыре вида изменений бухгалтерского баланса.

  4. Факторный анализ показателей финансовой отчетности: сущность и методы.

  5. Анализ финансового состояния организации: анализ ликвидности и платежеспособности, анализ финансовой устойчивости организации.

  6. Анализ рентабельности деятельности организации и эффект финансового рычага.

  7. Концепция приведенной (текущей) ценности. Принципы оценивания финансовых активов.

  8. Концепция «риск – доходность». Модель ценообразования на капитальные активы (САРМ) и ее использование в финансовом менеджменте.

  9. Управление портфелем финансовых активов: концепция Марковица.

  10. Построение бюджета капиталовложений компании: постановка задачи, методы, модели.

  11. Акции: механизмы размещения и обращения. Методы оценки акций.

  12. Особенности и методы оценки долговых финансовых инструментов.

  13. Современная банковская система. Центральный банк: место и роль в банковской системе государства.

  14. Управление ликвидностью коммерческого банка: нормативы, управленческие решения.

  15. Достаточность («адекватность») капитала коммерческого банка: международные и российские нормативы.

  16. Цели и принципы распределения затрат в управленческом учете. Особенности традиционных методов распределения затрат. Принципы распределения затрат обслуживающих подразделений.

  17. Виды и классификации затрат в управленческом учете. Анализ соотношения прибыли, затрат и объема продаж (CVP-анализ).

  18. Мера риска VaR, ее взаимосвязь с традиционной мерой риска - дисперсией возможных результатов.

  19. Исторический метод оценивания риска - основные предположения, лежащие в основе метода, и ограничения применения. Экспертные оценки существенности рисков и построение карты рисков компании.

  20. Измерение результативности корпорации: агентская проблема, EVA, смещенность эккаунтингового подхода.

  21. Две формы ММ-теоремы (без корпоративного налога и с корпоративным налогом): доказательство и интерпретация.

  22. Роль долговой политики корпорации: финансовый риск и ожидаемая доходность, WACC.

  23. Оценивание: сравнение подходов, основанных на WACC и APV.

  24. Базовые концепции в международных финансах: международные условия паритета.

  25. Международный валютный рынок: структура, функции, основные участники. Спот-рынок. Виды валютных котировок. Кросс-курсы и треугольный валютный арбитраж. Форвардные котировки.

  26. Основная проблематика корпоративного управления. Ключевые элементы системы корпоративного управления в компании. Основные процедуры и практики корпоративного управления.

  27. Сущность, мотивы и принципы проведения первичного размещения акций компании.

  28. Фундаментальные принципы корпоративного управления. Агентская теория и агентские издержки. Теория заинтересованных сторон.

  29. Страновые системы корпоративного управления и их эволюция. Рыночно-ориентированная и банковско-ориентированная системы. Типовые механизмы организации контроля над компанией.

  30. Система корпоративного управления в России. Специфика формирования российской системы корпоративного управления. Направления эволюции корпоративного управления в России.



ПРОФИЛЬ «МАРКЕТИНГ»


  1. Маркетинг: определение, принципы, функции, этапы развития.

  2. Производственная, сбытовая и маркетинговая концепции деятельности фирмы.

  3. Основные факторы, определяющие поведение потребителей на потребительских рынках.

  4. Модели поведения потребителей: процесс принятия решения о покупке.

  5. Основные факторы, определяющие поведение потребителей на промышленных рынках.

  6. Выявление признаков сегментирования и формирование профиля целевого сегмента.

  7. Оценка привлекательности сегментов и определение стратегий охвата рынка.

  8. Сегментирование рынка по поведенческим признакам.

  9. Поиск конкурентных преимуществ и разработка стратегии позиционирования.

  10. Концепция жизненного цикла товара: стратегии маркетинга на различных стадиях жизненного цикла товара.

  11. Маркетинг-микс и его основные элементы.

  12. Эволюция концепций маркетинга.

  13. Ассортиментные стратегии компании.

  14. Марочный капитал и его активы.

  15. Брендинг: сущность, основные этапы разработки.

  16. Основные бренд-стратегии компании.

  17. Разработка ценовой стратегии компании в комплексе маркетинга

  18. Общая характеристика системы управления ценообразованием в компаниях.

  19. Базовые методы ценообразования: содержание и сравнительная характеристика.

  20. Выбор целевых рыночных сегментов компании.

  21. Маркетинговые коммуникации: принципы, основные элементы, инструментарий.

  22. Медиапланирование: основные качественные и количественные показатели. Оценка эффективности медиаплана.

  23. Основные направления и модели PR: этапы, технология PR активности, использование PR.

  24. Основные методы количественного исследования и ситуации их использования.

  25. Основные методы качественного исследования и ситуации их использования.

  26. Основные решения по управлению брендом: создание, спонсор, марочные стратегии.

  27. Концепция глобальной маркетинговой среды и ее место в международных маркетинговых исследованиях.

  28. Принципы формирования международных маркетинговых стратегий компаний.

  29. Основные задачи сбыта в системе управления компанией.

  30. Функции и характеристики маркетинговых каналов.



ПРОФИЛЬ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»


  1. Эволюция понятия «государственное управление» в отечественной науке.

  2. Эволюция системы государственного управления в России: основные этапы.

  3. Организация государственной службы в России: XVI – XX вв.

  4. Местное самоуправление в России: историческая ретроспектива.

  5. Модели социальной политики: неолиберальная модель, консервативно-корпоративистская модель, социально-демократическая модель.

  6. Модели управления социальной политикой: плюралистическая модель, модель элит; корпоративная модель, модель М.Олсона.

  7. Экономические и правовые формы организаций в социальной сфере. Выбор форм организаций для предоставления услуг, финансируемых государством.

  8. Демографическая политика России. Основные проблемы демографического развития. Меры миграционной политики в России.

  9. Основные направления и принципы государственной политики социальной защиты. Методы расчета черты бедности. Механизмы определения нуждаемости в России. Монетизация льгот.

  10. Экономические особенности образования. Формы финансирования государством образовательной деятельности. Направления реформирования российской системы образования.

  11. Экономические особенности системы социального обслуживания. Пути повышения эффективности социального обслуживания.
  12. Организация социального страхования в России и направления его реформирования.

  13. Сравнительные преимущества и недостатки накопительных и распределительных пенсионных систем. Направления реформирования пенсионных систем. Организация пенсионного обеспечения в России и направления его реформирования.


  14. Направления модернизации российской системы здравоохранения.

  15. Концепции реформ государственного управления в конце 20-го – начале 21 века. Государственное администрирование и государственный менеджмент. Новый государственный менеджмент: базовые принципы, сфера применения, примеры.

  16. Стратегии изменений в органах государственного управления и организациях общественного сектора.

  17. Современные технологии в государственном управлении: электронное правительство в контексте современных административных реформ.

  18. Роль и границы общественного сектора в экономике: национальный и исторический аспект.

  19. Общественные блага. Проблемы определения спроса на общественные блага и оптимального объема их предоставления.

  20. Институциональные механизмы взаимодействия государства и частного сектора при предоставлении общественных благ: формы, методы взаимодействия, их преимущества и недостатки.

  21. Асимметричная информация. Особенности поведения экономических агентов в условиях асимметрии информации. Проблемы неблагоприятного отбора и морального ущерба (на примерах).

  22. Провалы государства. Агентская проблема в государственном секторе.

  23. Естественная монополия. Прямое и косвенное регулирование цен естественных монополий.

  24. Понятие общественного проекта. Подходы к оценке общественных проектов. Оценка общественных выгод, общественных затрат и выбор нормы дисконта (на примере условного проекта).

  25. Несовершенства рынка и роль государства в их преодолении на примере конкретной отрасли.

  26. Бюджетирование, ориентированное на результат.

  27. Среднесрочное финансовое планирование на региональном и муниципальном уровне.

  28. Особенности анализа уровня концентрации на товарных рынках: теоретические предпосылки и их использование на практике

  29. Антимонопольный контроль на товарных рынках: теоретические предпосылки и их использование на практике

  30. Конкурентная политика в отраслях естественных монополий. Конкурентная политика в отраслях естественных монополий в РФ (электроэнергетика, железнодорожный транспорт и др.).



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница