Образовательная программа высшего профессионального образования «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
для аспирантов БГСХА им. В.Р. Филиппова
АННОТАЦИЯ:
1. Общая характеристика программы
Основной задачей аспирантуры является подготовка научно-педагогических и научных кадров в сфере послевузовского образования. Во время обучения аспиранты работают в качестве преподавателей высшей школы по специальным дисциплинам и ведут практические занятия со студентами. Аспиранты являются научно-педагогическим потенциалом высших учебных заведений, в современных условиях модернизации высшего образования и перехода на двух уровневую систему образования психолого-педагогические знания являются базовой основой дальнейшего профессионального становления молодых педагогов-ученых. Возникает актуальность в профессионально-педагогической подготовке аспирантов к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования, в формировании и становлении их личностно-профессиональной преподавательской позиции. В результате освоения программы « Основы педагогики и психологии высшей школы » у аспирантов формируются универсальные компетенции, не зависящие от конкретного направления подготовки, а также общепрофессиональные компетенции в научно- исследовательской деятельности по направлению подготовки в аспирантуре.
Целью образовательной программы «Основы педагогики и психологии высшего образования» является подготовка к преподавательской деятельности в высшем учебном заведении и формирование универсальных психолого- педагогических и общепрофессиональных компетенций современного вузовского преподавателя и молодого ученого в условиях модернизации профессионального образования.
Задачи программы:
- формирование универсальных психолого- педагогических компетенций аспирантов в области построения собственной образовательной и профессиональной стратегии в процессе осуществления преподавательской деятельности;
- расширение представлений аспирантов о современных подходах к развитию образования, его модернизации, сущностного понимания процессов обучения и воспитания в высшей школе, понимания проблемы психологической безопасности в образовательных учреждениях;
- подготовка к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования ;
- освоение аспирантами понятий, принципов и методов педагогической и психологической диагностики и мониторинга для реализации образовательных целей и задач в процессе работы со студентами;
- формирование психолого-образовательной готовности преподавателя к работе со студентами разных курсов;
- актуализация у аспирантов представлений о здоровье как профессиональной ценности; формирование навыков самопознания, саморазвития и самопрезентации, способствующих успешной профессиональной адаптации и сохранению психического здоровья;
2. Компетенции, на формирование которых направленная данная образовательная программа:
В результате освоения программы аспиранты должны соответствовать следующей обобщенной характеристике компетенций ( УК, ОПК):
- умеет анализировать и оценивать тенденции и закономерности развития современных образовательных систем и технологий, личности студента и современного вузовского сообщества;
- понимает целостность и системность закономерностей и особенностей развития мировой и отечественной системы образования, современные концепции реализации педагогической деятельности в системе высшего профессионального образования в России и за рубежом;
- умеет определять задачи использования проектирования в профессиональной деятельности, а также для развития инновационной деятельности в образовании;
- умеет анализировать результаты образовательного проектирования в контексте антропологического подхода, базовые основания модульно-рейтинговой системы организации образовательного процесса в вузе с соответствии со стандартами третьего поколения;
- умеет создавать диагностический инструментарий, адекватный целям и задачам педагогической деятельности, оформлять в устной и письменной форме образовательные результаты учебного процесса;
- умеет моделировать ситуации, позволяющие превратить «деятельностную норму» в предмет проблематизации (в режиме рефлексивного обсуждения), выявить образовательные «дефициты» и оформить образовательный запрос, а также умеет использовать полученные знания (об особенностях развития личности студента на разных этапах обучения в вузе) при организации образовательного пространства;
- умеет выбирать психолого-педагогические формы и методы работы со студентами в соответствии с поставленными образовательными целями;
- готов к продуктивному решению задач собственного профессионального личностного саморазвития, самоопределения, самообразования и научного исследования.
3. Итоговая аттестация по программе
По завершении изучения курса аспирант сдает зачет. Зачет включает:
а) письменный зачет в виде реферативного исследования по предложенной теме;
б) выполнение проектного задания по предложенной теме;
в) защиту выполненного задания.
Реферативное задание оформляется в письменном виде в формате Word (электронный или печатный вариант представляется на проверку преподавателю-консультанту и сдается в отдел аспирантуры).
Контактный адрес для получения дополнительной информации:
galina.rogaleva@mail.ru
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе
____________ Р.Ц. Цыдыпов
«___»______________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»
Направление подготовки / специальность
все специальности
Профиль подготовки / специализация
все профили
Квалификация (степень) выпускника
аспирант
форма обучения
очная / заочная
Улан-Удэ
2014
Структура и содержание программы «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» на 2014 -2015 уч.
Общий объем -2зет (72 часа)
Тема
|
Лекции
|
Семинары
|
Сам.раб.
Рефераты
Проекты
|
Всего
Часов
|
|
|
|
|
|
1. Система образования в современном мире и Российской Федерации
|
2
|
2
|
4
|
8
|
2. Роль педагогики и психологии в высшей школе.
Педагогика и психология как науки о человеке.
|
2
|
2
|
4
|
8
|
3.Методология и методы психолого- педагогических исследований в высшей школе.
|
2
|
4
|
4
|
10
|
|
|
|
|
|
4.Актуальные проблемы дидактики высшей школы
|
4
|
4
|
6
|
14
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.Воспитательное пространство вуза.
Современные теории воспитания студентов
|
4
|
2
|
6
|
12
|
6.Научная деятельность как предмет психологии Личность ученого.
Интеллектуальные способности в структуре личности ученого. Деятельность.
|
2
|
|
4
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Психологические и возрастные характеристики современного студенчества
|
2
|
2
|
4
|
8
|
8.Управление и самоуправление в вузе. Руководство и управление воспитательно - образовательным процессом вуза. Органы управления.
|
2
|
|
4
|
6
|
Итого:
|
20
|
16
|
36
|
72
|
Преподаватель, к.п.н., доцент Г.И. Рогалева
Содержание программы:
Тема 1. Система образования в современном мире и Российской Федерации.
Лекция 2 ч. Современное образование. Сущность системного подхода в образовании. Болонский процесс. Модернизация образования .Образование как объект системного обоснования. Образование как ценность. Образование: централизованная система или децентрализованная сфера образовательных услуг. Образование как результат.
Практическое занятие 2 ч. История развития образования в России и зарубежных странах. Модернизация высшего образования в России в свете Болонского процесса: «за» и «против». Высшее образование в России в «европейском зеркале». Понимание многоуровневого образования в России. Проектирование государственных образовательных стандартов третьего поколения. Реализация многоуровневой системы образования на новом этапе интеграции в европейское образовательное пространство. Угроза «утечки умов» из России. Фундаментальность в образовании. Университет и его функции. Платное высшее образование. «Особенности российских инновационных проектов по переходу на многоуровневую систему подготовки; введение кредитной и балльно-рейтинговой системы; введение индивидуально-ориентированного учебного процесса в системе зачетных единиц».
Самостоятельная работа 4 ч. Подготовка сообщения по теме: Современная система образования в одной из зарубежных стран (по выбору аспиранта ).
Тема 2. Роль педагогики и психологии в высшей и профильной школе
Лекция 2 ч. Педагогика и психология как науки о человеке. Объект педагогики и психологии - человек как развивающийся индивид и формирующуюся личность. Предмет –воспитание, обучение, образование и развитие. Студент как предмет педагогики и психологии высшей школы.
Практическое занятие 2 ч. Задачи педагогики и психологии высшей школы. Основные этапы развития педагогики и психологии. Роль отечественных ученых в развитии педагогики и психологии.
Самостоятельная работа 4ч. Рассмотреть отрасли педагогики и психологии, составить логические схемы взаимосвязи отраслей наук.
Тема 3 Методология и методы психолого-педагогических исследований в высшей школе
Лекция 2 ч. Раскрывается понятие «методология», представляются отечественные и зарубежные подходы к определению методологии, характеризуется отличие научного творчества от творчества художественного, анализируется содержание основных элементов научного творчества: объекта и предмета, гипотезы, целей и задач, методов и приемов. Учение о структуре, логической организации , методах и средствах деятельности- методология. Методологические принципы современных педагогических исследований.
Практическое занятие 4 ч. Развитие исследовательской компетентности. Анализируются распространенные содержательные ошибки в процессе структурирования научного исследования и формулирования его основных элементов (на текстах исследовательских работ). Содержание заданий на практическом занятии Кейс №1. Изучите текст, найдите и исправьте ошибочные формулировки Кейс №2. Проанализируйте представленные гипотезы и определите тип ошибки в их формулировании. Кейс №4. Определите ошибки в понятийном аппарате данной работы (объект, предмет, цель, задачи, гипотеза) Кейс №4. Есть ли ошибки в понятийном аппарате данной работы (объект, предмет). Обоснуйте свой ответ. Кейс №5. Вы согласны с данной формулировкой гипотезы? Обоснуйте свой ответ. Кейс № 6. Перечислите недостатки данной статьи. Дайте методические рекомендации по ее редактированию Задание №7. Составьте из предложенного текста исследовательский кейс.
Самостоятельная работа 4 ч. Представить самостоятельно подготовленный кейс по теме научного исследования с обоснованием актуальности темы.
Тема 4 Актуальные проблемы дидактики высшей школы
Лекция 2 ч. Общее представление о дидактической системе. Содержание высшего образования. Нормативные документы, определяющие содержание обучения. ФГОС нового поколения. Структура процесса обучения .Функция обучения. Основные закономерности обучения студентов. Характеристика принципов обучения. Методы.
Лекция 2 ч. Современные дидактические теории и технологии обучения в вузе. Слагаемые дидактических технологий. Личностно-ориентированное обучение в вузе. Блочно- модульное обучение студентов .Теория и практика проблемного обучения. Дистанционное обучение в высшей школе.
Практическое занятие 2 ч. «Модульная структура основной образовательной программы как предмет профессионального мышления преподавателя высшей школы» Модульная структура основной образовательной программы как характеристика стандартов 3 поколения. Модульный принцип в проектировании учебных и образовательных программ. Различие учебной и образовательной программ. Основные этапы разработки модульной структуры учебного курса и образовательной программы.
Практическое занятие 2 ч. Проектно-инновационная деятельность преподавателя высшей школы. Методология и технология проектной деятельности» Общие характеристики проектной деятельности: отличие проектной и исследовательской деятельности. Проекты и проектирование как предмет управления. Проектирование как культурная форма развития и существования инноваций. Антропологический контекст содержания проектирования. Характеристика субъекта и предмета проектной деятельности в образовании. Аналитический этап разработки проекта: методология и технология. Организация деятельности по определению целей и задач проекта. Особенности обоснования и специфика содержания цели, задач и проблемы проекта. Методика организации аналитической работы: анализ заинтересованных сторон, построение дерева проблем, разработка дерева целей. Вопросы для обсуждения 1) Структура проектного текста – общее содержание проекта. 2) Характеристика цели, задач проекта. 3) Содержание и способы обоснования проблем, на решение которых направлен проект. 4) Организация исследований в проектной деятельности – задачи и программы проектирования.
Самостоятельная работа 6 ч. Разработка содержания деятельности в проекте: методология и технология. Обоснование результатов проектной деятельности – продукты и показатели эффективности проекта. Организация и содержание планирования деятельности в проекте; определение субъектов реализации проекта, содержания действий, результатов и ресурсов проекта. Управление разработкой и формирование субъекта проектирования. Вопросы: 1) Особенности содержания результатов проекта: специфика продукта как результата проекта, обоснование показателей эффективности проекта. 2) Управление разработкой проекта: обоснование действий и формирование субъекта проектной деятельности. 3) Программа мониторинга проекта. Проектные технологии в высшем образовании. Вопросы: 1) Формы организации проектной деятельности в высшей школе. 2) Образовательное проектирование как средство построения и реализации инновационных образовательных проектов. 3) Проектирование образовательного профиля: условия и границы в высшей школе.
Тема 5. Воспитательное пространство вуза. Современные подходы к воспитанию в высшей школе.
Лекция 2 ч. Современные подходы к воспитанию студентов: концепции, теория и практика. Понятие воспитательное пространство вуза, методологические основы исследования развития воспитательного пространства высшего учебного заведения. Системный аспект реализации воспитательной деятельности в вузе.
Лекция 2 ч. Воспитание - приоритет высшего образования. Нормативно- правовое обеспечение приоритетов воспитания в высшем профессиональном образовании. Студенческие общественные объединения- инновационные субъекты воспитания во внеучебной деятельности вуза.
Практическое занятие 2 ч. Современные социокультурные модели воспитания (традиционная, социально-адаптирующая, педоцентрическая, диалоговая). О пространстве воспитания (пространство, среда, поле воспитания). Субъектное и межсубъектное пространство воспитания. Воспитательное пространство высшего учебного заведения. Универсальные единицы содержания воспитания. Операционная сторона воспитательной деятельности (методы, технология).
Самостоятельная работа 6 ч. Разработать модель воспитательного пространства высшего учебного заведения. Подготовить проект программы воспитания социальной активности студентов в молодежном объединении вуза.
Тема 6. Научная деятельность как предмет психологии Личность ученого. Интеллектуальные способности в структуре личности ученого.
Лекция 2ч.Теория психической деятельности А.Н. Леонтьева. Структура деятельности . Действие, операция, обеспечение деятельности ( потребность). Основные виды деятельности людей.
Самостоятельная работа 4 ч. Выделите и рассмотрите любой вид деятельности, проанализируйте его: определите в нем потребности, мотивы, цели, что в нем является действием, операцией, какие психологические уровни задействованы в выполнении этой активности.
Тема 7. Психология личности и возрастные характеристики современного студенчества
Лекция 2 ч. Современное студенчество. Психологические и возрастные особенности студенческой молодежи. Личность как психологическая категория. Личность и деятельность. Строение личности. Психологические особенности студенческого возраста. Развитие творческого мышления студентов .
Практическое занятие 2 ч. Психодиагностика в высшей школе. Психодиагностика как психологическое тестирование. Типы психологических показателей, тесты интеллекта, тесты способностей ,личностные тесты .Психодиагностика в контексте обследования студентов и студенческих групп.
Самостоятельная работа 4ч. Подготовить реферат по проблемам развития личности студента (по предложенной тематике )
Тема 8. Руководство и управление в высшей школе. Проектные методы управления в вузе. Студенческое самоуправление.
Лекция 2 ч. Особенности управления педагогическими системами. Основные понятия, принципы и функции педагогического управления. Службы управления. Методы управления. Студенческое самоуправление.
Самостоятельная работа 4ч. Подготовить проект программы развития высшего учебного заведения (определить примерные направления деятельности, структуру программы, предполагаемые результаты)
ТЕМЫ ДЛЯ ДОКЛАДОВ И СООБЩЕНИЙ:
1.Двухуровневая система подготовки специалистов в вузах как основа качества образования
2.Анализ состояния высшего образования в России ( период 1995-2012г.г.)
3.Воспитательное пространство вуза
4.Личностное саморазвитие студентов
5.Сущность и механизмы саморазвития личности студента в рамках ценностно-личностного подхода
6.Психологические особенности личности ученого и их формирование
7.Введение рейтинговой системы учета знаний в высших учебных заведениях
8.Современные подходы к воспитанию студентов: концепции, теории и практика
9.Основные подходы к исследованию развития воспитательного пространства высшего учебного заведения
10. Состояние и перспектива развития воспитательного пространства в региональном вузе
11.Студенческое самоуправление как характеристика воспитательного пространства вуза
12.Методы обучения в высшей школе: теория ,опыт
13.Современные дидактические концепции
14.Понятие – образовательное пространство, воспитательное пространство в труда
15.Ориентированность воспитательного пространства вуза на личностное саморазвитие студентов
16.Основные концептуальные идеи развития воспитательной деятельности в высшей школе в России
17.Психологические и возрастные особенности современного студенчества
18.Компетентностный подход в реализации образовательных стандартов по спец. предметам ( с указанием спец. дисциплины )
19.Компьютеризация обучения в высших учебных заведениях: проблемы и перспективы
20.Формы организации обучения в вузе: традиции и инновации
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:
1. Концептуальная модель развития воспитательного пространства вуза
2. Теоретические и методологические основания исследования развития воспитательного пространства вуза
3. Сущность и особенности воспитательного пространства высшего учебного заведения
4.Основные подходы к исследованию развития воспитательного пространства высшего учебного заведения
5. Методологические основы исследования воспитательного пространства в высшей школе
6.Проблема развития воспитательного пространства вуза в теории и практике образования
7. Основные концептуальные идеи развития воспитательной деятельности в высшей школе России
8.Ориентированность воспитательного пространства вуза на личностное саморазвитие студентов
9.Проектный подход в управлении развитием воспитательного пространства вуза
10. Концепция развития воспитательного пространства вуза
11. Особенности включения студентов в воспитательное пространство вуза
12.Студенческое самоуправление как характеристика воспитательного пространства
13. Воспитательное пространство - пространство личностного саморазвития студентов
14. Состояние и перспективы развития воспитательного пространства в региональном вузе
15. Антропологический подход в воспитательной деятельности студентов в вузе
16. Сущность воспитания студентов в университетах России в ХVIII –ХIХ веках.
17.Сущность воспитания студентов в университетах России в ХХ веке
18.Опыт организации воспитательной деятельности со студентами в современных зарубежных вузах
19. Адаптивное управление развитием высшего учебного заведения
20. Понятие воспитательное пространство учебного заведения и модели его развития
21. Модели воспитательной деятельности в современных вузах России
ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНОГО ЗАДАНИЯ:
1.Метод моделирования в педагогике (определение, сущность, дать несколько определений – использовать авторов: В.Г. Афанасьев ,Б.А. Глинский, Ю.А. Конаржевский, И.Б.Новик, А.М. Новиков ) Состав модели. Где используется.
2. Анализ воспитания студенческой, главным образом вузовской молодежи (Н.Ф.Головатский, В.Т.Дмитриев, Л.Н. Лесохина, В.Т. Лисовский, Т.В. Шадрин и другие авторы) (Раскрыть сущность и показать проблемы, выделить противоречия )
3. Понятие - образовательное пространство, воспитательное пространство в трудах философов (Н.А.Бердяев, В.В. Розанов, И.А. Ильин, Н.О. Лосского и современных философов )
4. Анализ состояния высшего образования в период с 1995 – 2012г.г. в России ( показать : что было, что стало, причины, тенденции )
5.Концептуальная модель подготовки специалистов в условиях регионального вуза.
6.Воспитательное пространство вуза ( рассмотреть в теориях Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В.И. Аршинова).
7. Студенческая молодежь в исследованиях А.В. Меренкова, И.Э. Надуткиной, Т.Э.Петровой и др. ( показать особенности воспитания и обучения )
8.Личностное саморазвитие студентов (Л.П. Лазарева, Н.Г. Григорьева, Е.В. Шишмакова) (рассмотреть в работах этих авторов)
9.Развитие личности студента (А.А. Вербицкий, Е.Л. Горбатюк, Т.Л.Журавлева и др.)
10.Сущность и механизмы саморазвития личности в рамках ценностно-личностного подхода (Л.Н. Куликова )
11.Проектирование самого себя, самосозидание своей целостности в творческой деятельности ( в работах И.А. Ильина, М.Хайдеггер и др.)
ЛИТЕРАТУРА:
-
Пионова Р.С. Педагогика высшей школы. Учебное пособие. Мн. Университетское,2002.- 256с.
-
Козырев В.А., Шубина Н.Л. Высшее образование в России в зеркале Болонского процесса. СПб, 2005.
-
Ахола С., Месикяммен Я. Болонский процесс и его влияние на высшее образование в Финляндии // Высшее образование в Европе, 2008. № 2.
-
Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. М., 2007.
-
Гребнев Л..С. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. 2008. № 4.
-
Лукичев Г.А. Динамика Болонского процесса // Высшее образование сегодня. 2008. № 3.
7.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. – М.: Academia, 1999. с. 663.)
8.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.)
9.Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах (введение в трансспективный анализ). Томск 2005
-
Клочко В.Е, Галажинский Э.В. Психология инновационного поведения. Томск, 2009
11.Морен Э. Метод. Природа Природы. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 464 с.
12.Щедровицкий Г.П. Психология и методология. -М., 2004
13.Галажинский Э.В. Перспективы направления психологического обеспечения образовательных проектов в регионе с высоким инновационным потенциалом // // Психология образования, 2008. - №8. – С. 4-9
14.Дрюк М.А. Современные концепции многомерности как новой парадигмы мышления / М.А. Дрюк //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 2. 2002.
15.Кольцова В.А. Теоретико-методологические основы психологии. М.ИПРАН, 2004,
16.Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологически объяснений //Психологический журнал. Том 27, №5, 2006, 92-100,
17.Поваренков Ю.П. Системогенетическая концепция профессионального становления человека // Идея системности в психологии. ПРАН, 2004, с. 365-384.
18.Юревич А.В. Объяснение в психологии // Психологический журнал, № 1, 2006, с. 97-106.
19.Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В., Цыб А.В.. Болонский процесс в вопросах и ответах. СПб, 2008.
20.Лукичев Г.А. Зарубежный опыт реформ в образовании //Высшее образование сегодня. 2001. №2.
21. Модернизация высшего образования уже началась //Высшее образование сегодня. 2005. № 2.
22.Реформы образования: Аналитический обзор. М., 2008.
23.Садовничий В.. Высшая школа в России: традиции и современность // Вестник высшей школы. 2005. № 12.
24. Психология науки. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 312 с.
Интернет-ресурсы:
-
http://www.ehea.info/- официальный сайт Европейского пространства высшего образования;
-
http://bologna.mgimo.ru/- Болонский процесс в МГИМО;
-
http://www.vvsu.ru/bp/page.asp?IdRubric=220693 –Болонский процесс в России;
-
www.bologna-berlin2003.de - На сайте размещены все материалы Болонского процесса за период 19.09.03 – 19.05.05, включая текст Бергенского коммюнике министров высшего образования, а также национальные доклады стран-участниц Болонского процесса;
-
www.eua.be/eua/en/Trends_European_Education_redirect.jspx - Доклад о ходе осуществления целей Болонской декларации в странах участницах процесса, подготовленный к Бергенской конференции министров образования а рамках проекта Европейской ассоциации университетов;
-
http://europa.eu.int/comm/education/programmes/socrates/ects_en.html - На сайте размещены необходимые методические материалы по системе ECTS и Diploma Supplement;
7.Аршинов В.И. Постнеклассические практики, конвергентные (трансформативные) технологии и проблема коммуникации в сложностностях. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://synergia-isa.ru/?page_id=3186
Барнетт Р. Осмысление университета http://charko.narod.ru/tekst/alm1/barnet.htm;
8.Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке http://spkurdyumov.narod.ru/Haken7.htm;
9.Налимов В.В. Самоорганизация как творческий процесс Электронный ресурс: http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_960.htm;
10.Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность. Режим доступа: http://filosof.historic.ru/books/c0026_1.shtml;
Поделитесь с Вашими друзьями: |