Блохин Игорь Николаевич,
доктор политических наук, доцент
Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций
Журналистика, аспирантура, 2 курс
2015-2016 уч. г.
ПЕДАГОГИКА: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Факультативная дисциплина
Аннотация
Основной целью учебной дисциплины «Педагогика: дидактика высшей школы» является усвоение теоретических основ дидактических основ педагогики в применении к условиям обучения в высших учебных заведениях.
Материал дисциплины знакомит с теоретической базой, необходимой в преподавательской деятельности в высшей школе, и дает первичные знания по подготовке и проведению учебных занятий в университете.
Поставленные цели достигаются путём решения следующих задач:
-
определение основных функций современной педагогики высшей школы;
-
ознакомление с дидактическими основами обучения и образования в вузе, основными видами дидактических систем в применении к условиям высшего образования, историей дидактики как науки об образовании и обучении;
-
усвоение основ методологии и методики современной дидактики в рамках различных концепций образования и во взаимосвязи с принципами обучения в высшей школе.
Особое внимание в содержании дисциплины уделяется теориям, концепциям и методам, разработанным в рамках научных педагогических дисциплин. В содержании курса отводится место ознакомлению с основными теоретическими разработками в области дидактики, ее историей, особенностями современных концепций образования, проблемами современной отечественной и зарубежной педагогики, тенденциями развития высшего профессионального образования в России и зарубежных странах.
План занятий
Тема 1. Дидактика как наука об обучении и образовании. Дидактика в системе педагогических наук. Дидактические вопросы и задачи.
Тема 2. Дидактические системы: традиционная и педоцентрическая. Основные категории дидактики.
Тема 3. Современная дидактическая система. Предмет и цель дидактики в рамках современной системы.
Тема 4. История дидактики: этапы и персоналии.
Тема 5. Процесс обучения в высшей школе и его структура.
Тема 6. Современные концепции обучения. Объяснительно-иллюстративная и проблемная модели.
Тема 7. Современные концепции обучения. Программированная и деятельностная модели.
Тема 8. Современные концепции обучения. Системная и личностно-ориентированная модели.
Тема 9. Принципы обучения в современной высшей школе.
Тема 10. Проблемы современной отечественной и зарубежной дидактики.
Тема 11. Педагогика высшего журналистского образования: процесс, структура, проблемы обучения.
Тема 12. Педагогика медиаобразования. Основные концепции и история.
Тема 13. Компетенции в высшем профессиональном образовании. Медиакомпетенции.
Тема 14. Документация высшего профессионального образования. Учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин.
Тема 15. Документация высшего профессионального образования. Учебно-методические материалы и комплексы.
Тема 16. Тенденции развития высшего профессионального образования в России и зарубежных странах.
Вопросы к экзамену
Дидактика как наука об обучении и образовании. Дидактика в системе педагогических наук. Дидактические вопросы и задачи. -
Дидактические системы: традиционная и педоцентрическая.
-
Современная дидактическая система. Предмет и цель дидактики в рамках современной системы.
-
История дидактики: основные этапы и персоналии.
-
Процесс обучения в высшей школе и его структура.
-
Объяснительно-иллюстративная концепция обучения.
-
Проблемная концепция обучения.
-
Программированная концепция обучения.
-
Деятельностная концепция обучения.
-
Системная концепция обучения.
-
Личностно-ориентированная концепция обучения.
-
Принципы обучения в современной высшей школе.
-
Педагогика высшего журналистского образования: процесс, структура, проблемы обучения.
-
Педагогика медиаобразования. Основные концепции и история.
-
Компетенции в высшем профессиональном образовании. Медиакомпетенции.
Текущий контроль
Форма текущего контроля по дисциплине – самостоятельная работа с использованием методических материалов по темам:
-
Документация высшего профессионального образования. Рабочие программы учебных дисциплин.
-
Документация высшего профессионального образования. Учебно-методические материалы.
Работа делается в письменной форме, этапы ее выполнения обсуждаются на индивидуальных консультациях, сдается на последнем занятии.
Критерии оценки (экзамен)
Форма проведения экзамена – устная. Аспирант отвечает на два вопроса.
Аспирант успешно и вовремя сдавший материалы самостоятельной работы отвечает на один вопрос.
На подготовку ответа аспиранту дается 20 минут.
Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 48% (3% за занятие); результаты ответа на вопрос к экзамену – 52%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс составляет 100 баллов.
Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 2 часа.
Оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.
Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Список основной литературы
-
Альянс: Актуальные проблемы журналистиковедения и смежных областей знания: сборник. Краснодар, 2009.
-
Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи лектора: монография. 2-е изд. М., 2012.
-
Санкт-Петербургский университет в XVIII-XX вв.: европейские традиции и российский контекст: труды международной научной конференции. 23-25 июня 2009 г. СПб., 2009.
Список дополнительной литературы
Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. М., 2010. -
Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
-
Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. Ростов-н/Д, 2000.
-
Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. 2-изд., испр. и доп. М., 2003.
-
Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. М., 1982.
-
Викулина М. А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: учебное пособие для студентов вузов. Нижний Новгород, 2004.
-
Гребенев И. В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. № 1.
-
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
-
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. М., 1998.
-
Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. К., 1987.
-
Дьяченко В. К. Дидактика. Учеб. пособие для сист. повыш. квалиф. работ. образования. В 2-х тт. М., 2006.
-
Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. М., 2006.
-
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.
-
Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
-
Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер с нем. М., 1984.
-
Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003.
-
Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г.. Педагогическое наследие. М., 1989.
-
Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007.
-
Кульневич С. В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-н/Д, 2001.
-
Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. М., 1986.
-
Куринский В. А. Автодидактика. М., 1994.
-
Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. М., 1990.
-
Осмоловская И. М. Дидактика. М., 2006.
-
Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.
-
Педагогический энциклопедический словарь / Под ред Б. М. Бим-Бада. М., 2003.
-
Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994.
-
Ситаров В. А. Дидактика. М., 2004.
-
Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М., 1984.
-
Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003.
-
Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб., 2004.
-
Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. М., 2007.
-
Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.
Поделитесь с Вашими друзьями: |