Педагогика: дидактика высшей школы



Скачать 30.77 Kb.
Дата14.02.2016
Размер30.77 Kb.
Блохин Игорь Николаевич,

доктор политических наук, доцент

Кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций

Журналистика, аспирантура, 2 курс

2015-2016 уч. г.
ПЕДАГОГИКА: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Факультативная дисциплина
Аннотация
Основной целью учебной дисциплины «Педагогика: дидактика высшей школы» является усвоение теоретических основ дидактических основ педагогики в применении к условиям обучения в высших учебных заведениях.

Материал дисциплины знакомит с теоретической базой, необходимой в преподавательской деятельности в высшей школе, и дает первичные знания по подготовке и проведению учебных занятий в университете.



Поставленные цели достигаются путём решения следующих задач:

  • определение основных функций современной педагогики высшей школы;

  • ознакомление с дидактическими основами обучения и образования в вузе, основными видами дидактических систем в применении к условиям высшего образования, историей дидактики как науки об образовании и обучении;

  • усвоение основ методологии и методики современной дидактики в рамках различных концепций образования и во взаимосвязи с принципами обучения в высшей школе.

Особое внимание в содержании дисциплины уделяется теориям, концепциям и методам, разработанным в рамках научных педагогических дисциплин. В содержании курса отводится место ознакомлению с основными теоретическими разработками в области дидактики, ее историей, особенностями современных концепций образования, проблемами современной отечественной и зарубежной педагогики, тенденциями развития высшего профессионального образования в России и зарубежных странах.
План занятий
Тема 1. Дидактика как наука об обучении и образовании. Дидактика в системе педагогических наук. Дидактические вопросы и задачи.

Тема 2. Дидактические системы: традиционная и педоцентрическая. Основные категории дидактики.

Тема 3. Современная дидактическая система. Предмет и цель дидактики в рамках современной системы.

Тема 4. История дидактики: этапы и персоналии.

Тема 5. Процесс обучения в высшей школе и его структура.

Тема 6. Современные концепции обучения. Объяснительно-иллюстративная и проблемная модели.

Тема 7. Современные концепции обучения. Программированная и деятельностная модели.

Тема 8. Современные концепции обучения. Системная и личностно-ориентированная модели.

Тема 9. Принципы обучения в современной высшей школе.

Тема 10. Проблемы современной отечественной и зарубежной дидактики.

Тема 11. Педагогика высшего журналистского образования: процесс, структура, проблемы обучения.

Тема 12. Педагогика медиаобразования. Основные концепции и история.

Тема 13. Компетенции в высшем профессиональном образовании. Медиакомпетенции.

Тема 14. Документация высшего профессионального образования. Учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин.

Тема 15. Документация высшего профессионального образования. Учебно-методические материалы и комплексы.

Тема 16. Тенденции развития высшего профессионального образования в России и зарубежных странах.
Вопросы к экзамену

  1. Дидактика как наука об обучении и образовании. Дидактика в системе педагогических наук.

  2. Дидактические вопросы и задачи.


  3. Дидактические системы: традиционная и педоцентрическая.

  4. Современная дидактическая система. Предмет и цель дидактики в рамках современной системы.

  5. История дидактики: основные этапы и персоналии.

  6. Процесс обучения в высшей школе и его структура.

  7. Объяснительно-иллюстративная концепция обучения.

  8. Проблемная концепция обучения.

  9. Программированная концепция обучения.

  10. Деятельностная концепция обучения.

  11. Системная концепция обучения.

  12. Личностно-ориентированная концепция обучения.

  13. Принципы обучения в современной высшей школе.

  14. Педагогика высшего журналистского образования: процесс, структура, проблемы обучения.

  15. Педагогика медиаобразования. Основные концепции и история.

  16. Компетенции в высшем профессиональном образовании. Медиакомпетенции.


Текущий контроль
Форма текущего контроля по дисциплине – самостоятельная работа с использованием методических материалов по темам:

  1. Документация высшего профессионального образования. Рабочие программы учебных дисциплин.

  2. Документация высшего профессионального образования. Учебно-методические материалы.

Работа делается в письменной форме, этапы ее выполнения обсуждаются на индивидуальных консультациях, сдается на последнем занятии.
Критерии оценки (экзамен)
Форма проведения экзамена – устная. Аспирант отвечает на два вопроса.

Аспирант успешно и вовремя сдавший материалы самостоятельной работы отвечает на один вопрос.

На подготовку ответа аспиранту дается 20 минут.

Критерии оценивания по дисциплине: посещаемость занятий – 48% (3% за занятие); результаты ответа на вопрос к экзамену – 52%. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс составляет 100 баллов.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 2 часа.

Оценки «отлично» заслуживает слушатель, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает слушатель, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется слушателям, показавшим систематизированный характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает слушатель, обнаруживший знание основного учебного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется, допустившим погрешности в ответе на экзамене, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя.



Оценка «неудовлетворительно» выставляется слушателю, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Список основной литературы


  1. Альянс: Актуальные проблемы журналистиковедения и смежных областей знания: сборник. Краснодар, 2009.

  2. Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи лектора: монография. 2-е изд. М., 2012.

  3. Санкт-Петербургский университет в XVIII-XX вв.: европейские традиции и российский контекст: труды международной научной конференции. 23-25 июня 2009 г. СПб., 2009.


Список дополнительной литературы

  1. Амонашвили Ш. А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. М., 2010.


  2. Андреев В. И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.

  3. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография. Ростов-н/Д, 2000.

  4. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. 2-изд., испр. и доп. М., 2003.

  5. Вендровская Р. Б. Очерки истории советской дидактики. М., 1982.

  6. Викулина М. А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации: учебное пособие для студентов вузов. Нижний Новгород, 2004.

  7. Гребенев И. В. Дидактика предмета и методика обучения // Педагогика, 2003. № 1.

  8. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

  9. Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие. М., 1998.

  10. Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. К., 1987.

  11. Дьяченко В. К. Дидактика. Учеб. пособие для сист. повыш. квалиф. работ. образования. В 2-х тт. М., 2006.

  12. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. М., 2006.

  13. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. Под ред. А. И. Пискунова. М., 2001.

  14. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

  15. Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер с нем. М., 1984.

  16. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. М., 2003.

  17. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г.. Педагогическое наследие. М., 1989.

  18. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2007.

  19. Кульневич С. В. Педагогика личности от концепций до технологий. Ростов-н/Д, 2001.

  20. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. М., 1986.

  21. Куринский В. А. Автодидактика. М., 1994.

  22. Оконь В. Введение в общую дидактику / Пер. с польск. М., 1990.

  23. Осмоловская И. М. Дидактика. М., 2006.

  24. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983.

  25. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред Б. М. Бим-Бада. М., 2003.

  26. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград, 1994.

  27. Ситаров В. А. Дидактика. М., 2004.

  28. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М., 1984.

  29. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. М., 2003.

  30. Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб., 2004.

  31. Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. М., 2007.

  32. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.


Каталог: upload -> files
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
files -> Столяренко Л. Д. Психология
files -> Примерная тематика курсовых работ
files -> Социальная установка: понятие, структура, формирование Понятие аттитюда
files -> Детство как предмет психологического исследования. Самоценность детства
files -> 1974 Кокорина Наталья Петровна Некоторые вопросы клиники и социально-трудовой реабилитациии больных приступообразно прогредиентно-протекающей шизофрениии
files -> Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница