Педагогической и психологической методологии в процессе консалтинга инновационного развития образовательных учреждений



Скачать 58.82 Kb.
Дата14.02.2016
Размер58.82 Kb.
ТипАнализ
В.А. Ясвин,

доктор психологических наук, профессор,

заведующий лабораторией экспертизы и проектирования

образовательных систем Института научной информации и мониторинга РАО.


ИНТЕГРАЦИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

В ПРОЦЕССЕ КОНСАЛТИНГА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Анализ социально-экономических механизмов развития науки показывает, что в современных условиях формируется новый способ существования гуманитарных наук, в том числе педагогики и психологии, при котором они могут быть социально востребованными и успешно функционировать, только напрямую встраиваясь в систему общественной практики. При этом неизбежен принципиальный переход от эмпирической науки к прикладной, что влечет за собой, по выражению Б. Сазонова, «иные способы понятийного и теоретического строительства, умение работать – аналитически, проектно, программно – с конкретными ситуациями, превращая их в факт теоретического (со)знания, теоретическое (со)знание – в практические образовательные процессы».

Можно констатировать, что в последние десятилетия практическая психология прочно вошла в современную школу. Одним из актуальных направлений психологической поддержки школьного образования становится деятельность психолога как эксперта и консультанта в различных сферах образовательной практики. Особенно актуальной экспертно-консультативная деятельность психологов становится в условиях инновационного развития образовательных учреждений.

В начале девяностых годов XX века на первом этапе инновационного движения в российском школьном образовании лишь от 5 до 20 % школ (по разным оценкам) можно было считать инновационными. Количество школ, заявляющих себя в качестве инновационных, постоянно увеличивается, и уже девять из десяти российских школ оказываются в той или иной степени причастными к инновационной деятельности. Однако во многих случаях внедрение инноваций носит недостаточно продуманный и плохо подготовленный характер, т.е. массовость нововведений не только не обеспечивает повышения качества образования, но нередко приводит к обратному результату. В итоге констатируется «кризис инновационного движения» в российских школах (П. Щедровицкий).

Ключевое противоречие этого кризиса, по нашему мнению, в большинстве случаев заключается в несогласованности вводимых локальных изменений образовательного процесса со всей организационно-образовательной системой, а также со сформировавшейся организационной культурой школы. Организационно-образовательная система школы, как правило, формируется стихийно, слабо представляется администрацией и педагогическим коллективом, соответственно, попытки изменения отдельных ее элементов могут приводить к новым рассогласованиям и усиливать существующие, но неосознаваемые противоречия.

В сложившихся условиях актуальным становится создание и методическое обеспечение психолого-педагогических консалтинговых структур, специализирующихся на проектном и экспертно-консультативном сопровождении инновационного развития образовательных учреждений. Проблема разработки и внедрения эффективных механизмов экспертно-консультативного сопровождения инновационного развития школьных организаций представляется одной из актуальнейших проблем совершенствования школьного образования.



Анализ работ в области гуманитарной экспертизы образования и организационного консультирования школ показал методологическую и функциональную близость экспертной и консультативной деятельности в сфере образования, что позволяет рассматривать экспертизу и консультирование как составляющие единого процессаэкспертно-консультативного сопровождения инновационного развития образовательных учреждений. Возникает функциональная позиция эксперта-консультанта в области развития образовательных систем, которая не тождественна функциональным позициям ни научного руководителя школы, ни экспертного совета, оценивающего перспективность и эффективность образовательных проектов.

Технология экспертно-консультативного сопровождения инновационного развития школьных организаций заключается в поэтапном использовании следующих механизмов: выявление и корректировка социальной миссии и стратегических целей развития школы – экспертиза-диагностика состояния организационной, образовательной и социальной подсистем – моделирование основных системных элементов – сопоставительный анализ полученных моделей – проектирование нововведений – разработка программы развития – консультирование руководителей и обучение сотрудников – рефлексия эффективности инноваций на основе мониторинга – коррекция программы развития.

Содержание системной экспертизы школы заключается в анализе согласованности между ее образовательной, организационной и социальной подсистемами, а также в анализе соответствия каждой из этих подсистем заявленной миссии школы. Выделяются следующие содержательные блоки системной экспертизы школьной организации:

  • анализ представлений директора и его заместителей о состоянии школы, а также об её миссии и перспективах развития;

  • определение реально сложившейся в школе организационно-педагогической модели;

  • психолого-педагогический анализ развивающего потенциала содержания образовательной программы школы;

  • психолого-педагогическая экспертиза образовательной среды школы на различных уровнях (микросреда, локальная среда, взаимоотношения с макросредой) на основе анализа восприятия школьной среды различными субъектами образовательного процесса (руководителями, педагогами, учащимися и родителями);

  • определение характера организационной культуры педагогического коллектива;

  • психологическая диагностика субъективного отношения к школе различных категорий субъектов образовательного процесса;

  • анализ взаимной толерантности различных субъектов образовательного процесса.

Результатом обработки экспертно-диагностических данных является моделирование основных элементов школьных подсистем: организационной; образовательной и социальной.

Сопоставительный анализ полученных моделей позволяет выявлять точки рассогласований, во-первых, между стратегическими целями развития школы (в соответствии с миссией) и тенденциями развития каждой из школьных подсистем; во-вторых, между организационной, образовательной и социальной подсистемами; в-третьих, между различными элементами внутри каждой из подсистем.

Программа развития школьной организации разрабатывается на основе проектирования целесообразных управленческо-организационных, психолого-педагогических и психолого-социальных изменений, необходимых для преодоления выявленных рассогласований. Реализация программы развития осуществляется на основе тесного сотрудничества администрации, педагогического коллектива и экспертов-консультантов.

Рефлексия эффективности инновационного процесса осуществляется на основе мониторинга развития школы, который проводится с помощью экспертно-диагностического комплекса, методически обеспечивающего возможность анализа согласованности школьных подсистем. В нашей 10-ти летней практике такой комплекс включает следующие методики:



  • методика построения организационно-образовательных моделей школ (Л. де Калуве, Э.Маркс, М. Петри);

  • методика векторного моделирования и психолого-педагогической экспертизы образовательной среды (В.А. Ясвин);

  • методика психолого-педагогического анализа развивающего потенциала содержания образовательной программы школы (В.А.Ясвин);

  • методика анализа организационной культуры (К. Камерон, Р. Куинн);

  • методика диагностики субъективного отношения к школе (В.А. Ясвин);

  • методика «Индекс толерантности» (В.А. Ясвин).

Для осуществления экспертно-консультативного сопровождения инновационных процессов в школьных организациях целесообразно создание соответствующих структур – независимых консалтинговых центров в муниципальных системах образования, а в школах – введение системно-проектных и организационно-диагностических функций в должностные обязанности одного из заместителей директора, который бы непосредственно отвечал за взаимодействие с экспертами-консультантами (во многих школах уже существуют должности заместителей директора по инновационной работе).

Целесообразно осуществлять подготовку экспертов-консультантов в области образования на психологических и психолого-педагогических факультетах вузов, используя обучение в форме мастер-классов, а также на курсах для управленческого персонала системы образования. Важно осуществлять подготовку школьной администрации как грамотных «пользователей» экспертно-консультативных услуг.



Моделирование компонентов школьных систем на основе экспертно-диагностических процедур представляется перспективным механизмом комплексной оценки качества школьного образования экспертными советами органов управления образованием, а также в процессе проведения конкурсов «Школа года», «Лучшие школы России» и т.п.
Каталог: files -> ipk
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ
ipk -> От «бесполой» педагогики к гендерно ориентированному образованию Л. П. Шустова


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница