Педагогическое сопровождение формирования педагогической рефлексии учителей



Скачать 21,48 Kb.
Дата27.05.2016
Размер21,48 Kb.
Педагогическое сопровождение формирования педагогической рефлексии учителей

Боботкова Н.В.

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района
Аннотация. Современные исследования, посвященные профессиональной компетентности, все больше апеллируют к феномену рефлексии, рассматривая ее, и как содержательный элемент последней, и как условие ее развития. Глубоко и всесторонне исследованная в философии, признанная устоявшимся понятием в психологии, педагогике и других гуманитарных науках, ставшая методологическим инструментом деятельности и мышления, рефлексия имеет множество дефиниций. В рамках данного параграфа мы остановимся на методологическом ее определении какпоиска оснований для собственной деятельности и мышления.

Ключевые слова:педагогическая рефлексия, педагогическое сопровождение.

Выбор педагогического сопровождения как условия формирования педагогической рефлексии обусловлен тем, что ведущей идеей модернизации образования является переход от знаниевой к личностно-деятельностной парадигме педагогической деятельности, то есть возвращение педагогической деятельности к ее подлинной сущности – к личности как к предмету и цели педагогической деятельности. Модернизация послевузовского образования означает его изменение в соответствии с требованиями современности. Такими требованиями становятся:

- усиление внимания к личности, развитию ее способностей,

- ориентация обучения на максимальный учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей личности,

- помощь в решении проблем развития профессионализма учителя.

Понятие сопровождение рассматривается в научной литературе неоднозначно:

- это специально организованный и контролируемых процесс приобщения субъекта к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций (Л.Н.Бережнова, В.И.Богословский);

- это деятельность, обеспечивающая создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения проблем жизненного выбора (Е.И.Казакова, А.П.Тряпицына).

Данные позиции сходятся в том, что педагогическое сопровождение это особый вид взаимодействия, имеющий целью создание благоприятных условий, при которых субъект развития сможет принять оптимальное решение в различных ситуациях жизненного выбора.

В психолого-педагогических исследования акцент часто делается на понятие психологическое сопровождение, означающее идти вслед за развитием (Р.В. Овчарова); опора на естественное развитие человека (Г.Н.Сериков); сопутствовать кому-либо (Ч.А.Чирков). Мы обнаруживаем, что сущность педагогического содействия и педагогического сопровождения сходятся в том, что их связь проявляется в создании условий для личностного развития на основе целеобусловленной организации деятельности по достижению результата.

В исследовании Горшениной Я.Л. показаны формы педагогического сопровождения, среди которых автор выделяет консультирование и педагогическую мастерскую. Консультирование осуществляется в рамках образовательного процесса различного уровня и предполагает помощь в решении проблем, связанных с учебной деятельностью. Педагогическая мастерская направлена на анализ и конструирование ситуаций [2, С.11].

Мы приходим к выводу, что создание условий и определение форм и методов деятельности составляют ядро педагогического сопровождения. А формирование педагогической рефлексии начинающих учителей должно осуществляться при поддержке, помощи, содействии, направленных на обеспечение внутренних и внешних обстоятельств, от которых зависит эффективность данного процесса. При этом главным является то, что педагогическое сопровождение направлено и на оказание педагогического содействия развитию внутренних качеств личности в определенных направлениях – в нашем исследовании – педагогической рефлексии учителя.

Итак, педагогическое сопровождение это помощь, поддержка и содействие; специальным образом организованная деятельность, направленная на достижение целей; преподаватель выступает в качестве консультанта, наставника, помощника.

Таким образом, педагогическое сопровождение формирования педагогической рефлексии начинающих учителей мы будем рассматривать как деятельность по разрешению актуальных проблем развития педагогической рефлексии и способствующей формированию активной позиции учителя по отношению своей деятельности и себе как субъекту этой деятельности и выступающую фактором успешности в преобразовании деятельности и дальнейшего самосовершенствования.

Необходимость педагогического сопровождения формирования педагогической рефлексии учителей обусловлено выбором форм организации процесса формирования педагогической рефлексии, которые опираются на ряд принципов:

- принцип активности – постоянное вовлечение учителей в различные действия (выполнение рефлексивно-пиктографических творческих задач, письменных упражнений, обсуждение и проигрывание ситуаций);

- принцип творческой позиции – создание ситуаций, в которых учитель оказывается пред необходимостью найти решение проблемы;

- принцип диалогичности – установление субъект – субъектных отношений, равенство, уважение и доверие, то есть создание коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно - смысловое общение, рефлексию, саморазвитие учителя;

- принцип обогащения – наращивание компетентности учителей в сфере педагогической рефлексии;

- принцип ориентации на педагогические ценности – педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельности педагога [3].

В этом контексте для нас важным является ориентация на личностно-педагогические ценности:

- ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в профессиональной среде;

- ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг;

- ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;

- ценности, позволяющие осуществить самореализацию;

- ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности [1].

Субъективное восприятие и присвоение педагогических ценностей определяется богатством личности учителя, направленностью профессиональной деятельности, развитием самосознания и отражает внутренний мир учителя. Поэтому педагогическое сопровождение формирования педагогической рефлексии практикующих учителей должно насыщать данный процесс формами и средствами самоопределения в ценностях педагогической деятельности.

Своеобразие педагогического сопровождения состоит в том, что опираясь на данные принципы оно выступает одновременно и средством, и условием, и методом формирования педагогической рефлексии учителей и выполняют на этой основе функции поддержки, познавательной направленности, «расшатывание» стереотипов, личностного продвижения учителя от объектной позиции к субъектной.

В данном аспекте значение придаетсяинициированию рефлексивной позиции учителя на основе принципов профессионально-педагогической направленности, предусматривая:

- построение рефлексивных задач и заданий в контексте рефлексивно-педагогической деятельности;

- учет специфики конкретных педагогических ситуаций;

- личностной осознанности.

Реализация указанных позиций осуществляется посредством:

- самодиагностики учителями изменений уровня сформированности педагогической рефлексии;

- самопроектирования рефлексивной и педагогической деятельности;

- самореализации личностных достижений учителей на основе конструирования ситуации успеха.

При разработке программы педагогического сопровождения формирования педагогической рефлексии у начинающих учителей за основу был взят определяющий замысел программного управления, который состоит в том, чтобы подходить к планированию будущего как к разработке целостной системы действий с четко определенными, понятными для всех результатами.

Программа педагогического сопровождения формирования педагогической рефлексии у начинающих учителей представляет собой нормативную модель деятельности преподавателей, осуществляющих педагогическое сопровождение формирования педагогической рефлексии учителей как профессиональной.

Содержание педагогического сопровождения складывается из разработки рефлексивно-ориентирующих модулей для обогащения содержания программ формирования педагогической рефлексии учителя, а также использования рефлексивно-ориентированных методов, приемов обучения, обусловленное необходимость развития у учителей умения осознанно использовать потенциал учебных программ для целостного решения профессионально-педагогических задач, для применения на практике полученных знаний, для проявления индивидуальности и самостоятельности учителей.

Планово-деятельностный компонент педагогического сопровождения предусматривает и организационные элементы, в числе которых мы усматриваем возможности среды, основными элементами которой являются:

- доброжелательные отношения между субъектами процесса формирования педагогической рефлексии;

- формы взаимодействия всех субъектов педагогического сопровождения (консультирование, педагогическая мастерская);

- свобода выбора учителем форм сопровождения.

В методологической и методической плоскости реализация педагогического сопровождения формирования педагогической рефлексии учителей опирается на идею создания рефлексивной среды:

- в мышлении – через решение проблемно конфликтных ситуаций;

- в деятельности – через формирование установки на кооперирование;

- в общении – через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для другого и открытость опыта для себя.

Рефлексии невозможно научить прямыми воздействиями, это не информация, которую передают обучающимся. Потому процессуально-технологическое обеспечение данного процесса усматривает педагогическое сопровождение, включающее консультирование, организацию деятельности (моделирование, проектирование) решение комплекса ситуативных задач, рефлексивный тренинг, создание педагогических условий, способствующих эффективному протеканию процесса формирования педагогической рефлексии учителей.

Технология педагогического сопровождения формирования педагогической рефлексии у начинающих учителей реализовывалась с учетом логики этапов формирования педагогической рефлексии и включает следующие шаги: самопознание, самосозидание и самореализация, рефлексивное восхождение.

При реализации технологических шагов самопознания, самосозидания и самореализации мы исходили из следующих принципов:

- принцип саморазвития – принцип определяющий не только содержание, но и является ведущим в технологии данного процесса;

- принцип саморефлексии – самопознание, самоопределение, самооценка, обеспечивающий восприятие особенностей своего поведения через наблюдение своих собственных состояний;

- принцип педагогической направленности – включение педагогических ситуаций;

- принцип обратной связи – включение ситуаций взаимодействия.

Литература:

1. Ведерникова Л.В. Формирование ценностных установок будущего учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности. М.: Прометей, 2001. – 144с.



2.Горшенина Я.Л. Педагогическое сопровождение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности кафедры педагогического вуза. Автореф. дис. …канд.пед.наук. Омск, 2007.

3.Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб.заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е. Н. Шиянов. – М.: Школа-Пресс, 1998.
Каталог: pdf -> 2013
2013 -> Вак 19. 00. 05 Психологические аспекты удовлетворенности браком молодых семей
2013 -> Великое сокрестие континентов как модель космопланетарной интеграции планеты земля
2013 -> Поликультурная компетентность как социально-педагогический феномен
2013 -> О. В. Романова, председатель пцк учетно- экономических, страховых и банковских дисциплин Функции образования и их роль в современном обществе
2013 -> Методы управления прибылью предприятия
2013 -> Педагогическое проектирование фамилистически направленного образовательного пространства
2013 -> Особенности формирования имиджа организации
2013 -> Формирование имиджа компании в различных сферах деятельности
2013 -> Трансформация системы ценностей студенческой молодежи в россии
2013 -> Залесова Н. В. Эвристические методы и приемы как средство развития познавательного интереса учащихся Аннотация. В статье раскрывается сущность понятия «эвристические методы»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница