Педагогическое образование Ростовской области: концепция и стратегии развития



Дата14.02.2016
Размер97.3 Kb.
Педагогическое образование Ростовской области: концепция и стратегии развития

1. Основания создания инновационной (модернизационной) системы педагогического образования и ее роль в совершенствовании школьного образования Ростовской области
Создание системы педагогического образования в регионе обусловлено необходимостью его дальнейшего развития, приведение педагогического образования в соответствие с требованиями времени, социальным заказом, полноценного использования модернизационных ресурсов, обеспечивающих его влияние на развития всех сторон современного школьного образования.

Исходным основанием разработки концепции является социальный заказ педагогическому образованию, который ориентирует педагогическое сообщество на выполнение следующих задач:

- подготовить «поколение учителей новой формации, умеющих работать с процессами развития личности и социума» (Е.В. Бондаревская);

- разработать и реализовать современную «открытую» (многоканальную) модель получения педагогического образования, обеспечивающую привлечение и продвижение наиболее талантливых и мотивированных студентов и специалистов;

- разработать и освоить новый образовательный стандарт ЮФУ, позволяющий студенту педагогической магистратуры сочетать работу с учебой, а не наоборот;

- нацелить подготовку учителей на построение мощного чувства индивидуальной ответственности за результаты обучения, за здоровье и благополучие учеников, находящихся под их опекой;

- создать модель сетевого взаимодействия вузов, педагогических колледжей, общеобразовательных организаций Ростовской области для организации практической подготовки и переподготовки учителей Ростовской области;

- разработать и освоить новый образовательный стандарт ЮФУ, позволяющий студентам педагогических колледжей обучаться по ускоренным программам бакалавриата;

- разработать механизм реализации ускоренной подготовки в вузах по программам бакалавриата выпускников педагогических колледжей, приступивших к работе в общеобразовательных организациях области;

- отработать систему профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, ориентированную на потребности регионального рынка труда;



- создать методику точного расчета потребностей в педагогических кадрах;

- повысить эффективность механизмов привлечения на должность учителя самых талантливых выпускников и карьерных перспектив учителя.

Таким образом, социальный заказ педагогическому образованию состоит в том, чтобы поднять на самый высокий уровень статус ученика в широком смысле слова – от дошкольника до студента, и его возможностей получения качественного образования.

Все выше сказанное указывает на необходимость построения единого регионального пространства педагогического образования как конструкта, который будет целенаправленно ориентировать деятельность образовательных организаций на реализацию общих задач модернизации региональной системы дошкольного, общего и профессионального образования, вытекающих из требований образовательного стандарта, мировых тенденций, потребностей и запросов региона.

2. Методологические функции педагогического образования в образовательной системе региона

1. Необходимость усиления системообразующей роли и методологической функции педагогического образования в общей работе всех образовательных организаций региона, прежде всего, определяет содержание инновационного поиска, связанного с построением новой системы педагогического образования Ростовской области. Как указывает академик Е.В. Бондаревская, проектируя и моделируя модернизационные процессы, следует учитывать что, все, что происходит в педагогическом образовании, имеет резонанс во всех других видах образования. Все это ведет к реализации педагогическим образованием прогрессообразующей функции.

2. Особая методологическая роль педагогического образования в научно-образовательном пространстве региона состоит в том, что оно развивается на основе междисциплинарного подхода, который реализуется в содержании всех сторон подготовки педагога. Что лежит в основе междисциплинарной функции позволяющей создавать целостную научно-образовательную среду.

3. Гуманизация образовательного процесса, следующая методологическая функция педагогического образования, определяющая ориентацию на свободное развитие личности; принципы целостности, непрерывности и преемственности развития, альтернативности выбора образовательной траектории; диалогичности процесса; культурологический, аксиологический, компетентностный, акмеологический и личностный подходы к решению проблемы конструирования педагогического процесса;

4. Педагогическому образованию присуща прогностическая функция, позволяющая вытраивать модель образования опережающего типа. Ориентация на положения квалиметрического подхода к измерению результатов образования и оценки его качества на основе системы педагогических показателей. Создание и апробация новых форм организации образовательного процесса, ориентированного на будущее.

5. Практическая функция педагогического образования в методологическом обеспечении качества образования, способствует его развитию во взаимосвязи с другими образовательными организациями, ориентируя содержание образования на актуальные проблемы реальной педагогической действительности, обеспечивает соответствие содержания и результатов педагогической подготовки требованиям профессионального стандарта.



3. Модель педагогического образования РО

Основная идея состоит в создании целостного, саморазвивающегося, мобильного регионального педагогического образования на основе объединения всех его субъектов в единое пространство, для которого характерна инновационность, ориентация на передовой отечественный опыт, культурные традиции и мировые тенденции. Что является основой в достижении главной цели педагогического образования – подготовка и воспитание современной педагогической элиты; учителя-строителя педагогической практики, нового профессионала, имеющего «взгляд из будущего» и способного к «будущетворению» в настоящем.



Миссия: повышение эффективности и обеспечение высокого качества профессиональной подготовки педагогических кадров в соответствии профессиональным стандартом педагога, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, перспективными задачами развития общества и меняющимися запросами региональной системы образования.

Цели:

- модернизация, повышение качества профессиональной подготовки в сторону усиления интеллектуального, духовно-нравственного, профессионально-творческого развития потенциала педагогических кадров, имеющих ценостно-смысловые установки на инновационно-педагогическую деятельность и способных работать в постоянно меняющихся социокультурных условиях;

- построение системы регионального педагогического образования опережающего типа на основе сетевого взаимодействия с целью повышения его результативности;

- интеграция и сближение программ профессионального педагогического образования с реальными потребностями работодателей через создания многоканальной системы получения педагогического образования.



Задачи:

- совершенствование содержания педагогического образования и основных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» через разработку образовательного стандарта ЮФУ и технологий обучения в целях учета требований профессионального стандарта педагога и обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, для осуществления качественного образования обучающихся региона, воспитания граждан России, укорененных в региона и способных решать задачи его развития;

- становление и развитие региональной инновационной среды педагогического образования на основе принципов открытости, инклюзивности, мобильности, культурной ответственности, диалогичности, практикоориентирвоанности, применения передовых научных достижений с целью повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций;

- диверсификация образовательных программ профессиональной подготовки педагогических кадров в регионе: реализация педагогических программ бакалавриата со значительным увеличением объема практической подготовки, проведение длительных практик, обеспечивающих реализацию индивидуальной образовательной траектории для обучающихся, уже имеющих среднее профессиональное и высшее образование; разработка программ многопрофильного бакалавриата, предполагающего возможность комбинации двух профилей обучения и направленного, в том числе, на овладение современными образовательными технологиями и компетенциями в целях обеспечения инклюзивного образования; внедрение несколько видов основных образовательных программ магистратуры (программ подготовки по педагогическим направлениям с усиленной практической или исследовательской направленностью, программ по менеджменту для управленческого персонала системы образования); апробация модели получения педагогического образования лицами, не имеющими педагогического образования, но мотивированными к данному виду деятельности



Модель

Предлагаемая модель является структурно-функциональной, т.е. такой в которой отражаются связи между инновационными функциями системы педагогического образования и структурными компонентами ее деятельности, обеспечивающими их реализацию. В случае приведения структурных компонентов в деятельное состояние, они становятся механизмами, «запуск» которых способствует развитию системы. Под функциями в данном контексте имеются ввиду функции, способствующие развитию самой образовательной деятельности системы педагогического образования Ростовской области, превращению ее в инновационную деятельность. К таким функциям можно отнести:



  • Диагностическая функция, позволит выявлять реального состояние дел, актуальных потребностей в изменениях, проблем, требующих решения, степень готовности субъектов к изменениям, наличие необходимых ресурсов для модернизационных преобразований;

  • Инновационно-творческая (созидательная), позволит разрабатывать и внедрять новшества (образовательные технологии, новые формы и средства организации образования и т.д.);

  • Проектно-программная функция, позволит проектировать необходимые изменения, нововведения, инновации и обеспечит их жизненный цикл через положения программно-целевого подхода;

  • Внедренческая функция обеспечит организацию работы по реализации инновационных проектов, их внедрение в образовательный процесс и создание для этого необходимых условий.

Теоретическую основу модели составляют:

  • концепция модернизации современного образования (Г.А. Бордовский, В.А. Болотов, Ю.И. Журавлев, В.Г. Кинелев, В.В. Краевский, В.В. Лаптев, В.Л. Матросов, Г. П. Щедровицкий и др.);

  • методологические основы моделирования подготовки специалиста (И. А Зимняя, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, Т.Д. Макарова, А.К. Маркова);

  • концепции непрерывного педагогического образования (Н.Д. Никандров, Г.А. Бордовский, Д.И. Фельдштейн, Б.С. Гершунский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин);

  • современные концепции и идеи модернизации российского образования (А.Г. Асмолов, А.Е. Волков, П.Н. Новиков, В.М. Зуев, В.В. Рубцов, Д.И. Фельдштейн);

  • психолого-педагогические концепции личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская) и компетентностного (А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Дж. Равен) подходов к образованию;

  • концепции образовательной среды (Г.Ю. Беляев, А.И. Бондаревская, О.В. Гукаленко, С.Д. Дерябо, Г.А. Ковалев, С.Л. Новоселова, В.И. Слободчиков),

  • концепции профессионального становления (Л.И. Анцыферова, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков), социализации (Г.М. Андреева, Л.П. Буева, Л.Н. Коган, А.В. Мудрик, Б. Л.А. Петровская) и адаптации человека (Ф.Б. Березин, А.А. Налчаждан, Л.И. Новикова, А.А. Реан, С.Л. Рубинштейн);

  • идеи гуманистической трансформации образовательных моделей, (А.А.Бакушин, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.А. Бордовский, Н.М. Борытко, К.Я. Вазина, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.П. Капустин, В.Г. Рындак, Г.К. Селевко, Ю.В. Сенько, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов);

  • идей сочетания требований государственных образовательных стандартов и ценностного отношения к качеству образования (В.И. Байденко, Ю.Я. Клехо, М.Н. Лазутова, Л.А. Майборода, А.И. Субетто);

  • основные положения теории квалиметрии, теории оценки (В.П. Беспалько, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, В.М. Соколов, А.И. Субетто и др.);

Схема построения модели, представляет собой совокупность единиц в качестве которых выступают подструктуры целостной системы педагогического образования Ростовской области: образовательная, научно-исследовательская, общественно-управленческая, постдополнительного образования.

В каждой подструктуре выделяются основные новшества (нововведения), которые будут способствовать ее модернизации и приведению в соответствие с требованиями развития педагогического образования и определены механизмы инновационного развития, запуск которых будет способствовать достижению нового качественного уровня каждой подструктуры.



4. Стратегические направления и содержание модернизационных преобразования педагогического образования РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

  • вовлечение педагогического сообщества Ростовской области в непрерывное образование, используя различные формы обучения в течение всей жизни, уделив особое внимание самообразованию;

  • формирование в каждой семье культуры потребности непрерывного образования с детских лет;

  • определение перечня ключевых проектов, способных выступить в качестве точек роста, обеспечивающих реальную модернизацию содержания и технологий педагогического образования Ростовской области;

  • создание комплекса мер отбора абитуриентов, мотивированных к педагогическому труду;

  • разработка и освоение университетского образовательного стандарта педагогического образования;

  • создание единого сетевого научно-образовательного пространства «школа – педколледж – университет (педвуз)»;

  • приведение в соответствие с социальной привлекательностью и престижностью позиционирование профессии учителя, как одной из самых почетных и ответственных;

  • повышение эффективности сети и конкурентоспособности организаций системы педагогического образования Ростовской области;

  • внедрение целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества педагогического образования, с использованием системы сертификации профессиональных квалификаций.

Вопросы, предложения просьба отправлять на адрес: Кострикиной Елене Владимировне <kostrikina_ev@rostobr.ru>
Каталог: Data -> Sites
Sites -> Административная инспекция ростовской области
Sites -> Самооценка профессиональной деятельности педагога
Sites -> Статья" среди школьников: Луговцева Елена Николаевна маоу "
Sites -> Методические рекомендации по подбору кадров в органы местного самоуправления
Sites -> Методические рекомендации по вопросам планирования стратегии карьерного роста
Sites -> Медиа-агентство
Sites -> Информация о мероприятиях в рамках Дня славянской письменности и культуры мбук «Межпоселенческая центральная библиотека» и библиотек сельских поселений Кунгурского муниципального района


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница