Педагогическое мастерство



Скачать 240,5 Kb.
страница1/10
Дата19.06.2020
Размер240,5 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Педагогическое мастерство трактуется и как комплекс профессиональных знаний и умений учителя, и как искусство, основанное на проявлении педагогом совокупности способностей и личностных качеств, помогающих ему эффективно решать педагогические задачи, и как определенный уровень педагогической деятельности, позволяющий достигать оптимальных результатов.

Как указывал А.С. Макаренко, ученики могут простить своим учителям и чрезмерную строгость, и сухость, даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего ценят они в педагоге «глубокое знание предмета, ясную мысль».

Знания педагога-мастера характеризуются комплексностью, системностью, межпредметностью, высоким уровнем обобщения.

Дополняют характеристику педагогических способностей украинские ученые (И.А. Зязюн, М.С. Бургин, И.С. Дмитрик и др.). Они рассматривают способности к педагогическому труду как «индивидуально-психологические предпосылки успешной педагогической деятельности, стимуляторы профессионального роста учителя». К важнейшим педагогическим способностям, по их мнению, относятся личностные свойства учителя, которые обусловливают установление диалогических отношений с другими людьми:

коммуникативность (способность к общению, хорошее владение ораторскими умениями, умение слышать и слушать других людей и т.д.);

профессиональная зоркость или перцептивность, эмпативность (наблюдательность, умение по лицам и позам людей определять их внутренние переживания, отношение к другим людям; понимание психологического и физического состояния другого человека, умение сопереживать и сочувствовать ему, встать на его место);

динамизм личности учителя (способность к проявлению сильного характера, умение повести за собой учащихся, не прибегая к приказному тону и, тем более, к наказаниям, способность к руководству другими людьми, к лидерству);

эмоциональная устойчивость (умение владеть собой, подчинять себе свои чувства и другие эмоциональные состояния по мере необходимости);

педагогический оптимизм (вера в свои профессиональные силы и в духовные и физические силы своих воспитанников, жизнерадостное восприятие своих профессиональных удач и неудач, укрепление в себе чувства удовлетворения от профессиональной деятельности и от общения с воспитанниками); 24

способность к творчеству или креативность.



Можно ли рассматривать педагогическую деятельность условно как искусство. Анализ исторических подходов к определению сущности педагогической деятельности позволяет нам ответить на этот вопрос положительно. Любое произведение искусства – это результат работы головы (ума человека) + сердце (душа) + мастерство воплощения (техника) = искусство (творчество).

Любой вид искусства имеет продукт своей деятельности (картины – живопись, музыкальное произведение – музыка и т.д.).

Продукт деятельности учителя – человек. И в этой связи уместны слова К.Д. Ушинского «Педагогика – первое и высшее из искусств, потому что она стремиться к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека…».

Творческое рабочее самочувствие учителя основывается на:

1) умении видеть внутренний мир каждого ребенка; видении всех учеников и каждого в отдельности;

2) сосредоточенности учителя на ведущей задаче урока (осознанность замысла урока воздействует на волю, разум, чувства учителя и делает его сильным);

3) прицеле на сверхзадачу урока; подключении учеников к своим мыслям и чувствам;

4) умении работать в обстоятельствах реальной жизни и в любых обстоятельствах доводить дело до конца.

Саморегуляция творческого рабочего самочувствия включает:

1) предстартовое состояние учителя перед началом урока (это вхождение в рабочее состояние);

2) «духовный душ» (отключиться от всех посторонних раздражителей, создать вокруг себя вакуум, привести в порядок нервы, освободиться от обыденных проблем, сосредоточиться);

3) психологическая установка на готовность к уроку (вытеснить все лишнее для урока, проектируется лишь его силуэт, охватывает желание, чтобы все получилось);

4) положительный эмоциональный настрой, ибо, как говорил Станиславский «на фальшивом, расстроенном инструменте нельзя играть Бетховена»;

5) в хорошем рабочем самочувствии сделать шаг навстречу поднявшемуся в приветствии классу.

Педагогическая техника по управлению учителем собой представлена следующими компонентами:

– управление внутренним эмоциональным состоянием, формирование творческого рабочего самочувствия учителя;

– формирование педагогически целесообразного внешнего вида, владение мимическим и пантомимическим мастерством;

– развитие перцептивных способностей (внимание, наблюдательность, память, воображение, фантазия и т.д.);

– отточенная техника речи.

К важнейшим способам эмоциональной саморегуляции относятся (по В. Леви):

знание и аналитическое исследование основных причин нарушения эмоционального равновесия, что позволяет учителю быть психологически готовым к эмоциогенным ситуациям и сохранять в них психическое равновесие (типичные причины нарушения эмоциональной устойчивости – психофизические перегрузки педагога; несложившиеся отношения с отдельными учениками или с классным коллективом в целом, с коллегами и администрацией школы; монотонность в работе, возникающая особенно в тех ситуациях, когда учитель работает в 3–4 классах одной параллели; бытовые и семейные неурядицы в жизни и т.д.);

воспитание доброжелательности к людям, оптимистического мировоззрения, культивирование положительных эмоций;

разрядка в деятельности;

специальные психофизические упражнения (расслабление определенных мимических мышц на основе словесных самоприказов: «я вижу свое лицо», «мое лицо спокойно», «мышцы лба расслаблены», «мышцы щек расслаблены», «мышцы глаз расслаблены», «мое лицо как маска»; управление тонусом скелетной мускулатуры; приемы самоконтроля темпа своих психических реакций путем мысленного произнесения вопросов и самоприказов типа: «Как темп?», «Спокойно!» и т.д.; упражнения в плавных и медленных движениях независимо от эмоциональных состояний; совершенствование дыхания; психическая разрядка; способы отключения, переключения и отвлечения от источников эмоциогенного напряжения, самоубеждение и самовнушение и т.д.);

аутогенная тренировка; она особенно полезна в сочетании с систематическими занятиями физической культурой, закаливанием организма и совершенствованием режима дня.

Таким образом, суммируя все вышеизложенное о мастерстве учителя в организации себя в рамках педагогической техники, можно выделить следующие основные показатели проявления его педагогического профессионализма:

1. Психологическая культура (эмоциональное равновесие, владение собой, своими чувствами, умения быстро входить в творческое рабочее самочувствие).

2. Педагогическая имиджиология (одежда, прическа и т.д. отражают духовную глубину и обаяние, высокий уровень интеллекта, интеллигентность).

3. Мимика (подвижная, эстетически выразительная, в выражении лица доминируют улыбчивость, доброжелательность).

4. Контакт глаз (соблюдается всегда).

5. Жестикуляция (оживленная, органичная личности учителя и педагогической ситуации, изящная и плавная).

6. Энергичность позы, пластичность, отсутствие мышечных зажимов и бесконтрольных неэстетичных движений.

7. Общий артистизм личности педагога (эстетика манер, внешнего оформления в целом).

В ходе профессиональной деятельности учитель может выполнять следующие роли:

«Монблан» (отстранение от учащихся и возвышение над ними);

«Китайская стена» (дистанция, отсутствие эмоциональных контактов);

«Локатор» (избирательно реагирует на учащихся, допускает предвзятые отношения);

«Робот» (действует по программе, не учитывая изменений в ситуации, неэмоционален);

«Бумеранг» (предвидит результат взаимодействия, общение организует на основе поддержания обратной связи с учащимися).


С учетом всего вышесказанного можно выделить особенности оптимального педагогического общения на основе:

1) задач – широкий спектр коммуникативных задач, открытая атмосфера для учащихся, а не преобладание самодемонстрации учителя;

2) средств – преимущественное использование воздействий учителя (по сравнению с дисциплинарными), преобладание косвенных воздействий над прямыми, опережающих над результативными, воздействие в положительном эмоциональном тоне над воздействиями, отрицательно окрашенными, наличие обратной связи от ученика, чередование учителем разных позиций в общении;

3) результат – раскрытие резервов личности, удовлетворенность всех участников общения, педагогический такт.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница