Педагогический совет



Скачать 230.2 Kb.
Дата22.02.2016
Размер230.2 Kb.
ТипАнализ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

«Новые формы и методы повышения учебной мотивации

обучающихся основной школы»
Цель педсовета

  • Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности

  • Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников


Задачи педсовета

  • Выявление проблем снижения успеваемости в среднем звене лицея.

  • Анализ результатов исследования уровня мотивации учащихся лицея.

  • Обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся в подростковом возрасте.

  • Разработка дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.


План проведения педсовета

  • Пути повышения учебной мотивации в условиях современной школы. Кудинова В.И.

  • Результаты диагностики сформированности учебной мотивации в 5-9 классах. Психолог: Федосеева Н.И.

  • Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку. Гольдт Е.В.

  • Опыт участия родителей в уроке-конференции. Наполова А.С.

  • Дифференциация и индивидуализация на уроках математики. Цурикова Э.Р.

  • Приемы и способы повышения мотивации на уроках русского языка и литературы. Лазеева О.В.

  • Роль творческих заданий на уроках музыки для повышения мотивации учащихся. Борзухина Т.С.

  • Мотивирующая роль оценки. Зобанова М.И.

  • Основные приемы мотивации ученика и учителя. Лоренц М.В

Слайд - 1

Уважаемые коллеги, я понимаю, что вы уже устали после уроков, я постараюсь излагать всё кратко, но материала при подготовке к педсовету было просмотрено много, часть я буду говорить, а часть выводить на слайды. Постарайтесь уловить основные моменты, которые важны именно для вас.

Слайд - Установки



Пути повышения учебной мотивации

в условиях современной школы

В течение нескольких последних лет в лицее наблюдается снижение качества успеваемости, прежде всего в среднем звене. Об этом мы говорим на совещаниях каждую четверть, обсуждая итоги. (Я даже не стала готовить слайд).

Слайд -3 – цели педсовета

Не стоит думать, что это проблема только нашей школы. Снижение качества успеваемости наблюдается во всем образовании и не только России. Одним из критериев обеспечивающим качество обучения является учебная мотивация учащихся. О путях повышения учебной мотивации мы и поговорим сегодня.

Слайд 4 – задачи.

При подготовке к педсовету было проведено анкетирование учителей, родителей 9а, 5а, и 5б классов, а также учащихся 9-ых классов с целью выяснить их мнение о причинах снижения качества успеваемости и возможных путях повышения учебной мотивации.

Слайд 5 – причины – взрослые.

Взрослые участники образовательного процесса – учителя, родители, - выделяют как глобальные проблемы, касающиеся всего общества, и влияющие на уровень образования, так и более близкие нам – содержание образования, формы, методы обучения. Изменилось общество, изменились ценности, изменились дети и учителя. Если раньше в среднее звено приходили классы с показателем качества более 80%, то в прошлом году оно было



 






















отличников

4

4

3

4

2

1










ударников

16

12

14

15

7

9










количество учащихся

26

26

26

24

21

24










% качества

77

62

65

79

43

42






































































Тем ни менее на конец текущего года ожидается повышение качества в 5б, в 5в – по прогнозу будет на том же уровне, а вот в 5а будет снижение.

Введение предметов НРК совпало с периодом снижения качества успеваемости в лицее. Введение дополнительных предметов явно привело к увеличению нагрузки на учеников. В 5-ых классах есть учащиеся, которые имеют по одной 3 именно по предмету НРК.

Слайд – 6 анкета 9 классов

Учащиеся же 9-ых классов на первое место среди причин снижения успеваемости ставят – лень. Причины снижения успеваемости они в основном ищут в себе, в своем отношении к учебе. Хочется отметить, что ответы ребят достаточно содержательны и интересны. Они критически относятся к своим успехам и своему развитию. Обращает внимание, что на втором месте – усталость, перегрузка. Вызывают тревогу отношения в семье.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

В литературе по психологии дается не менее 50 определений мотива, мотивации.

(Слайд 7 - мотив)

Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.

(Слайд-8- мотивация)

Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

(Слайд-9- учебная мотивация)

Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.

(Слайд-10- виды мотивации)

Задача школы в создании оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации – это учить детей так, чтобы им захотелось учиться. Для этого учителя должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся.



Среднее звено школы – это подростковая школа. В педагогической психологии всё больше делается упор на особенности этого возраста. 5-6 класс относят к переходному возрасту, 7-9 собственно подростковый.

(Слайд-11- причины снижения мотивации у подростков)

При работе с 5-9 классами стоит всегда помнить портрет подростка:

а) «подростку важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими»;

б) для подростка важно, чтобы форма его поведения была не детской;

в) ценность для подростка некоторой работы определяется ее «взрослостью» (т.е. соответствием некоторому представлению о взрослости);

г) «любимый герой подростка — человек активный, стремящийся к цели, преодолевающий серьезные, почти непреодолимые препятствия и выходящий из них победителем». В любом начинании он предпочитает быть деятелем, а не наблюдателем;

д) склонность к мечтанию и фантазированию в сочетании со склонностью рассказывать о своих реальных (или выдуманных) качествах. «Ребята больше хотят что-то делать, чем реально делают»;

е) возникновение разнообразных «кодексов» (например, товарищества);

ж) возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых. Зачастую, обсуждение весьма нелицеприятное.


С результатами исследование уровня мотивации наших лицеистов 5-9 классов познакомит психолог Надежда Игоревна Федосеева.
В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее болезненных проблем. Редко встретишь учителя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Не лучше обстоят дела и в высшей школе. Очевидно, что низкая мотивация сегодняшних школьников и студентов ставит под сомнение эффективность учебной деятельности в целом.

Изменения сложившейся ситуации необходимы, но, прежде чем вырабатывать конкретные предложения, стоит проанализировать основные причины, которые приводят к снижению мотивации у наших лицеистов и российских школьников в целом. Мотивация является многофакторным явлением, поэтому стоит предположить, что на снижение мотивации влияют самые различные факторы, идущие как от специфики устройства российского общества в целом и принятых в культуре стилей воспитания, так и от содержания, методов и форм обучения.



Демотивирущие факторы, связанные со спецификой устройства современного общества, таковы:

отсутствие связи между уровнем образования и уровнем доходов (это отмечают в анкетах и учителя и родители);

коррумпированность;

привычка имитировать деятельность по выполнению обязанностей;

отношение к интеллектуальной собственности;

пропаганда гламурного (легкого) образа жизни;

научно-технический прогресс, в том числе Интернет, телевидение и т.д.

На первый взгляд, всё это вещи, далёкие от интересов школьников, однако в действительности и семья, и школа живут и действуют в этом обществе и готовят учащихся к существованию именно в таком обществе. Дети впитывают то, что им показывают по телевизору, предлагают в сети Интернет. Каждая вторая «якобы звезда» начинает свое интервью со слов как плохо он или она учились в школе, а теперь они преуспевающие люди. Имидж учителя подорван в обществе, а телевидение продолжает, я бы сказала, это смаковать. Про Год учителя не хочется и вспоминать. Мотивацию учащегося надо начинать с мотивации учителя.



Демотивировать учащегося может также принятый в семье стиль воспитания, если родители игнорируют потребность подростка в принятии решений, автономии или компетентности, что нередко встречается в семьях. Очень часто за подростка решают все вопросы родители, но зачастую ситуация бывает обратная – родители занимаются зарабатываем денег, устраняются от всех проблем подростка, предоставляют ему свободу действий, что приводит к плачевным, а порой и неисправимым результатам. А изменить ситуацию родителям уже не удается.

(Слайд-13- причины нежелания учиться)

К демотивирущим факторам, связанным с содержанием образования, относится заметное расхождение между содержанием образования и тем, что реально нужно для профессиональной деятельности ученика в будущем примерно через 10- 15 лет, а также требованиями работодателя. Вовсе не очевидно, что следует приблизить содержание образования к практическим нуждам, поскольку многими фундаментальность российского образования воспринимается именно как его особая ценность. Заметим лишь то, что отсутствие понимания у ученика, чем именно приобретаемые знания и умения могут пригодиться в будущем, способно заметно демотивировать. Массовые учебники составлены так, как будто ребёнок сам должен знать, зачем ему нужны предлагаемые знания, или как будто ему вообще не обязательно это знать.
Мы с вами повлиять на эти глобальные факторы не можем. Какие решения предлагает нам в ближайшее время правительство, президент, министерство образования и науки России?

Год назад в феврале 2010 была принята программа «Наша новая школа». Первоначально это была президентская инициатива, а теперь это программа, которая начала реализовываться.

(Слайд – 13 – Наша новая школа)

1. Прежде всего, изменится содержание образования и формы обучения за счет введения новых стандартов. Об этом мы уже говорили на предыдущем педсовете. С 1 сентября 2011 года первые классы начинают учиться по новым стандартам. Среднее звено начнет работать по новым стандартам с 2015 года по всей стране. Ряд школ будет вести апробацию этих стандартов с 1 сентября 2012 года. Наш лицей принял участие в краевом конкурсе и вошел в число 50 пилотных школ по апробации введения федерального образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) с 2012 года.

(Слайд-13-ФГОС ООО)

Из нашего города в числе этих школ и гимназия 91. Была надежда, что на апробацию выделят дополнительное финансирование, часть которого пойдет на поощрение работы творческой группы, которая будут вести апробацию. Однако, на семинаре в Красноярске в начале апреля четко дали понять, что такого финансирования не будет и предложили поощрять из имеющегося фонда оплаты труда (ФОТ). Я напомню, что новый стандарт – это три «Т»:

требования к содержанию,

требования к условиям,

требования к результатам.

Требования к условиям представляют собой довольно большой перечень, который включает требования к материально-технической базе, информационному обеспечению, к кадрам и т.д. Сейчас идет согласование перечня оборудования, которое будет поставляться в пилотные школы, но звучит цифра не 50 пилотных школ, а только 8. Трудно пока сказать, как будут определяться эти школы и попадем ли мы в их число.

Результаты обучения в основной школе делятся на три группы:

Предметные. И мы с вами знаем, что это такое и как их проверять и измерять. Прежде всего, остаются внешние оценки – ЕГЭ, ГИА, контрольные в 4 классах.

Метапредметные. Единого понятия, что стоит подразумевать под этим, пока не выработано. Есть несколько научных школ, несколько трактовок.

И третий тип результатов это личностные. Эти результаты должны отслеживать развитие личности ребенка. Понятно, какие показатели стоят за этим, но сложно представить четкие критерии их измерения. Предполагается, что часть предметных результатов будет измеряться, а метапредметные и личностные будут мониториться, т.е. оцениваться через опросники и анкеты.

Для реализации стандартов предложена Примерная образовательная программа основного общего образования. Она состоит более чем из 500 страниц, из которых 144 первых содержат перечень результатов, которые необходимо получить по каждому типу. В образовательную программу наряду с программами по предметам включена и воспитательная программа, за счет которой и должны быть получены личностные достижения учащихся.

Новые стандарты предполагают довольно большой объем внеурочной деятельности. Фактически получается школа полного дня. Ответов на вопросы «как всё это организовать» никто не дает. Семинар, прошедший в Красноярске, поставил перед пилотными школами задачу искать ответы на все вопросы.

(Слайд _15 – должностные инструкции )
Опубликованы новые квалификационные требования (характеристики) должностей работников образования, существенно расширяющие круг должностных обязанностей учителя, в т.ч. и по введению ФГОС. Возможно, что вы и не заметили, что у вас изменились должностные инструкции.
Как при этом правительство планирует поддержать, т.е. мотивировать учителей?
2. Пункт программы «Совершенствование учительского корпуса» предполагает (читаю дословно) «внедрить систему моральных и материальных стимулов поддержки отечественного учительства. А главное - привлечь к учительской профессии молодых талантливых людей». Звучит заманчиво, в реальности мы с вами этого не ощущаем.
В настоящее время в крае идет апробация введения НСОТ в ряде школ и учреждениях дополнительного образования с увеличением фонда оплаты труда. В этом году и наш лицей подал заявку на участие в апробации НСОТ со следующего учебного года. В какой-то мере это было почти в приказном порядке. К сожалению, до сих пор неясно включены ли мы в этот проект. Дело в том, что для расчета заработной платы по новой системе для бухгалтерии необходимо выдать формулы расчета стимулирующих коэффициентов для каждого учителя. Для этого необходимо разработать Положение оценки качества образования лицея, которое будет включать в себя все виды работ учителя, направленные на результаты обучения: предметные, метапредметные и личностные, если говорить в терминах нового стандарта. На семинаре в Красноярске по введению ФГОС ООО, а также на городском семинаре для управленческих команд некоторых школ города (лицеи, гимназии, 106, 101?) с опытом работы по новой системе оплаты труда выступала директор лицея №1 города Канска Качан Надежда Николаевна, которая стала победителем краевого конкурса «Лучший директор» в прошлом году. Она подробно рассказывала о Положении оценки качества в их лицее, о системе баллов, которые назначаются за текущие предметные результаты, за итоговые, за подготовку к олимпиадам, НПК. Говорит, что у учителей появилась возможность выбора: либо взять больше часов, либо выбрать внеурочную деятельность с учащимися, что позволяет в результате получить такую же зарплату. Следующий семинар пройдет в Канске на базе этого лицея предварительно 12 мая. Будем на месте знакомиться с их опытом. Хочется добавить ещё, что у них более активную роль, чем у нас играет родительская общественность, управляющий совет, родительский фонд.

Возможно, что переход на новую систему оплаты труда с опорой на Положение оценки качества позволит повысить мотивацию учителя.


3. Программой «Наша новая школа» предполагается поддержка, т.е. мотивация одаренных детей.

В связи с принятием программы «Наша новая школа» эта работа активизировалась. В крае были созданы Центры по работе с одаренными детьми: в Красноярске -3, Канске, Дудинке, Минусинске и т.д., приняты краевые программы

(Слайд 16- работа с одаренными детьми)

У нас в городе тоже разработали подобную программу, в ГМЦ ввели должность специалиста по работе с одаренными детьми. Пока все это вылилось в целый поток запросов и отчетов разного формата, т.е. имитация деятельности. За год я выслала 6 отчетов разной структуры в отдел образования, в управление, в краевой центр по работе с одаренными, специалисту по работе с одаренными детьми в ГМЦ и т.д. Хотя существует краевая информационная автоматизированная система управления образования КИАСУО, в которой предусмотрен учет достижений учащихся, ни одно ведомство не заинтересовано в том, чтобы развивать эту систему и ей пользоваться. Всем проще выслать свой шаблон запроса. Каждые три дня приходит запрос об участии наших лицеистов в том или ином всероссийском конкурсе рисунков, творческих проектов, исследовательских работ и т.д. И приходится на всё это отвечать, хотя практически все всероссийские конкурсы заканчиваются тем, что результаты публикуются на сайте этого конкурса.

Для того, чтобы получить финансовую поддержку на участие в какой-то олимпиаде, конкурсе надо, чтобы эта олимпиада или конкурс были внесены в краевую программу, дальше обратиться в специальную комиссию, которая примет решение. Весной оплатили поездку Астраханцева Никиты на олимпиаду по физике в МФТИ в Москву. В мае в рамках краевой программы трое наших лицеистов, которые проявили себя в гуманитарном направлении, Медведев Александр, Лоренц Кристина, Егорова Софья, приглашены на краевую гуманитарную школу, которая пройдет на базе «Красэйр». К сожалению, на сопровождающего учителя денег в программе не заложили.

У нас в лицее поддержка одаренных детей была всегда. Это и информирование их о предстоящих олимпиадах, конкурсах, и проведение школьных олимпиад, конкурсов. Так в этом году новым был конкурс «Легоконструирование», который вызвал большой интерес у учащихся начальной школы. Ученики начальной школы стали активней принимать участие в различных НПК. Петров Никита занял не только место в региональном этапе в Зеленогорске, но и в Москве на заключительном этапе конкурса «Я – исследователь». Имена всех победителей объявляются по радио, списки победителей вывешиваются на стенде при входе в лицей. Наиболее активно это делают учителя физкультуры. Необходимо брать с них пример. Все результаты заносятся в лицейскую базу данных. Я обращаюсь с просьбой к вам коллеги - предоставлять результаты конкурсов, олимпиад Дюкиной Ирине Григорьевне, чтобы она заносила в БД. Через год-два уже с трудом вспоминается тот или другой результат, а из базы данных всегда можно получить нужную информацию и через год, и через 10. Руководители театральной студии Чисникова Т.Н. и Пилипчук Е.А. последовали примеру учителей физкультуры и вывесили грамоты ребят, а в базу данных они занесены?

(Слайд-18- предложения по работе с одаренными детьми)

На сайте у нас теперь организован специальный раздел «Одаренные дети», куда мы выставили план работы на год и результаты различных олимпиад и конкурсов. При возможности, надо вносить в БД и результаты участия детей лицея в музыкальных и других творческих конкурсах, когда они участвуют от ДТ, музыкальной или художественной школы.

Тем ни менее родители в своих анкетах, учителя и учащиеся предлагают усилить работу по престижу участия в конкурсах и олимпиадах:

___________________________________________________

более активно и красочно (эмоционально) подавать информацию на стенде;

устраивать приемы победителей у директора;

для ярко одаренных выстроить карту интеллектуального развития на 5-6 лет вперед и сопровождать ребенка в соответствии с этой картой;

учредить денежную стипендию не только в 10-11 классах, но и в 5-9 (источник финансирования не указывается);

поощрять и отмечать не только достижения в предметных конкурсах, но и в творческих, в том числе в составе коллективов дополнительного образования;

давать наиболее важную информацию родителям через пятиминутку по радио вначале общих родительских собраний;

создать Доску почета с фотографиями, как это в начальной школе.

_________________________

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению предмета. Творческий учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на уроке и вне него? Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему . Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.



Однообразие форм работы на уроке способствует потере мотивации, особенно если преобладающей формой является фронтальная работа, в которой довольно мало возможностей для индивидуальной активности учащегося.

Групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение вокруг отметок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ученика, чем при фронтальной работе. Парная форма работы хороша при формировании внимательности учащихся, когда им предлагается проверить работы друг друга. Самостоятельное оценивание своей работы во время проверки тоже снимает нежелательное напряжение вокруг оценивания учителем и ведёт к формированию самооценивающегося субъекта. Частая смена форм работы хорошо используется на уроках английского языка.
Опытом повышения мотивации учащихся при обучении английскому языку

поделится Гольдт Е.В.

__________________________________________________________________

Родители, как 9-го, так и 5 классов, в своих анкетах предлагают разнообразить виды уроков, вынести их «в поле»:

(Слайд-19- предложения по разнообразию видов уроков)

_________________________________________________________________

- экскурсии на предприятия с целью показать низко квалифицированный труд и высококвалифицированный;

- проводить уроки в музеях ГХК, ОАО ИСС, в городском музее;

- уроки природоведения, а особенно ПЭКК, иногда проводить на природе;

- приглашать на уроки различных специалистов для знакомства с профессиями, для которых необходимы знания этого предмета;

- проводить уроки с выходом в библиотеки.


Стоит отметить, что Дюкина Ирина Григорьевна, замещая Литовкина А.В., с юношами 6-8 классов более 10 раз сходила в библиотеку имени Гайдара и в профсоюзную библиотеку ГХК. С Центральной городской библиотекой у нас тесные связи, туда учителя литературы часто водят детей, она расположена недалеко от лицея, а в библиотеке Гайдара наши лицеисты бывают редко.

Учителя проводят нетрадиционные уроки в форме конференций, семинаров, игры, викторины, КВНа. Такие уроки требуют дополнительной подготовки, затрат времени учителя, поэтому проводятся не часто, но они всегда работают на повышение мотивации учеников, внося разнообразие в учебный процесс. В качестве примера такого урока хочется привести урок-конференцию, который провела Г.К. Шатилова 28, 30 апреля в 4Б и 4А классах как итоговый урок по Основам мировых религий. В подготовке урока и в самом уроке активно участвовали родители. Одним из условий воспитания духовно-нравственной личности является обеспечение поддержки родителей, привлечение родных и близких учащихся к урочной и внеурочной деятельности в рамках курса «Основы мировых религий».


Мнение одного из родителей Наполовой А.С. я предлагаю послушать.

Я надеюсь, что отзыв А.С. вдохновит других учителей на уроки с участием родителей. Ученики 4-ых классов – это будущие пятиклассники, родители уже готовы работать совместно с учителями.

Снижается мотивация учащихся и при однотипных упражнениях, которые служат по преимуществу закреплению знаний.

В ряде случаев полезно давать детям возможность самим выбирать себе задание, если учитель видит, что альтернативные задания ведут к формированию одного и того же действия или понятия. Необходим дифференцированный подход к учащимся с учетом их способностей.



Слово Цуриковой Э.Р. о дифференциации и индивидуализации на уроках математики
Приемами и способами повышения мотивации на уроках русского языка и литературы поделится Лазеева О.В.
На пути к преодолению низкой мотивации учащихся школа стоит сегодня перед необходимостью пересмотра методов, форм и стиля обучения.

Давно замечено, что способствуют повышению мотивации проблемные и исследовательские методы обучения. Сегодня многие используют исследовательские методы, однако зачастую в отрыве от деятельностного анализа учения, так что вся «исследовательская деятельность» сводится к угадыванию правильного решения, а не к выведению его из освоенных умений и предметного материала.


Важно наличие в учении творческих работ. Давным-давно в экспериментальном исследовании было доказано, что ситуация продуктивных письменных работ (сочинений) порождает значительно более богатую письменную речь, тогда как репродуцирование текстов (изложение) надолго растягивает процесс становления письменной речи. Я из опыта преподавания информатики знаю, что если в 7-8 классах не разработать с учащимися хотя бы самой простой игры-стрелялки, программиста из них позже не вырастишь. Только свобода творчества, фантазия дает быстрое освоение знаний.

Опытом творческих заданий на уроках музыки поделится Борзухина Т.С.
Обратная связь, то есть реакция учителя на выполненную работу, должна быть максимально конкретной, разнообразной и индивидуализированной. Неуспешный ученик не должен оказываться в ситуации постоянных негативных оценок. Порицание нерадивого ученика в средней школе, если оно действительно необходимо, должно противопоставлять его не учителю, а коллективу учащихся (но и этим опасно злоупотреблять). Похвала тоже может быть неэффективной, если не соответствует качеству работы, или не учитывает усилия учащегося и значение достигнутого результата, или приписывает успех внешним факторам, или просто неконкретна и выражена стандартно.

_____________________________________________________

Эффективная похвала осуществляется обоснованно:

конкретизирует действие, за которое хвалят;

имеет спонтанный и разнообразный характер и другие признаки искренности;

акцентирует внимание на конкретных результатах учеников;

даёт информацию о компетентности или достижениях учеников;

настраивает на позитивное отношение (внимание) к выполнению задания;

использует прежние достижения ученика в качестве контекста для оценки текущего достижения, учитывает усердие, приписывает успех усердию;

стимулирует веру учеников в то, что они стараются потому, что им это нравится, или потому, что они хотят этому научиться.


Как учителям, так и родителям следует иметь в виду, что для подстраховки внутренней мотивации с самого раннего возраста детей следует настраивать на адаптивные модели восприятия успехов и неудач (успехов как неслучайных и зависящих от усердия, а неудач как временных); нужно помогать детям обрести веру в собственную эффективность и в контролируемость средств и результатов деятельности.
Как педагогически грамотно и объективно обеспечить процесс оценивания расскажет Майя Ивановна Зобанова.
Учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учеников, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого - знание индивидуальности каждого ученика, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы.

(Слайд-20- педагогическое воздействие)

И известно: педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учеников надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за детьми.

Во многих случаях и это помогает мотивировать детей. И всё же решение проблемы в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь познавательных, социальных. Это, повторю, не означает, что использование внешних стимулов, метод “кнута и пряника” не нужен совсем. Есть ученики с очень слабо развитыми мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись. Но, все таки, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок учился не ради оценки или, чтобы избежать наказания, а ради знаний.

Об эффективной мотивации учителя расскажет Лоренц Марина Витальевна

Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной программы с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и ученика на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в компьютерных играх: в них существует серия заданий различной сложности, которые можно выбирать; ребёнок получает полную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения задания (обратная связь);сложность заданий такова, что успех возможен только при определённых усилиях, играющий ребёнок воспринимает всю ответственность за ситуацию.

(Слайд-21- концовка)
Вся школьная жизнь, все общение педагогов и учеников должны быть пронизаны гуманным отношением к школь­никам. При этом удовлетворяются многие потребности растущего человека.

Следствие такого отношения - доверие к детям, предостав­ление им максимально возможной свободы. В книгах известных педагогов, опытных директоров школ показывается много­летний опыт обучения и воспитания детей в школе в условиях широко понимаемой свободы. Там утверждаются равные права учеников; право ученика делать то, что он хочет; его право на кри­тику учителей и администраторов. Не во всем соглашаясь с этими авторами и сознавая, что пределы свободы должны быть педаго­гически оправданы, отмечу, что расширение свободы и самостоя­тельности в целом положительно влияют на самочувствие школь­ников. Им нравится в школе, они любят своих преподавателей; им нравится учиться в таких условиях.



А сейчас мне хочется предложить вам небольшую видеозарисовку как видят ученики нашу мотивацию
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

  • В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения эффективности познавательного процесса.

  • С целью ознакомления с положительным опытом работы по заявленной теме руководителям школьных методических объединений в следующем учебном году спланировать и организовать проведение открытых уроков, в том числе с привлечением родителей.

  • Подобрать методический материал по вопросам формирования мотивации учения школьников, а также о возрастных особенностях подросткового возраста и сделать его доступным для педагогов на web-сайте школы.

  • При разработке «Положения оценки качества лицея» учитывать результативность текущей успеваемости учащихся, результаты внеурочной деятельности.

  • Создать группу по разработке Программы поддержки одаренных детей в лицее с учетом городской и краевой программ и высказанных родителями и учителями предложений.

  • Включить в рабочую программу по предметам уроки-экскурсии, уроки на природе.

  • Запланировать в следующем году семинар по переходу на апробацию введения ФГОС ООО.






Каталог: FGOS
FGOS -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
FGOS -> 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
FGOS -> М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа
FGOS -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
FGOS -> Методические рекомендации по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до)
FGOS -> Закона «Об образовании рф»
FGOS -> Преемственность детского сада и школы в условиях модернизации образования
FGOS -> Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
FGOS -> Переход на новые образовательные стандарты моу сош №12 г. Дербента рд


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница