Педагогический совет «педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»



Дата02.06.2016
Размер95 Kb.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА И ПРОЦЕССА ЕГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ»

(составлен ВА. Андреевой и Л. И. Понизовской)

Цель: способствовать формированию у педагогов уста­новки на применение технологий педагогики поддержки в учебно-воспитательном процессе.

Задачи: 1) проанализировать практику использования приемов и методов педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе школы;

2) выявить формы и способы педагогической поддерж­ки, наиболее приемлемые для построения личностно-ориентированного воспитательного взаимодействия;

3) наметить пути освоения педагогами технологий педа­гогической поддержки.

Участники: администрация и педагоги МОУ-СОШ № 12 с. Ярцево

Подготовка.

1. Создание инициативной и творческих групп по про­ведению педсовета.

2. Изучение научно-методической литературы по про­блеме «Педагогическая поддержка ребенка в процессе обучения и воспитания».

3. Взаимопосещение учебных и внеучебных занятий,

4. Анализ планов воспитательной работы классных руководителей.

5. Проведение анкетирования педагогов, родителей и учащихся (приложение 1, 2,3)

6. Составление аналитической справки о деятельности классных руководителей по обеспечению педагогичес­кой поддержки учащихся и процесса их развития.

7. Подготовка памятки «Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки

ребенка в решении личностно значимой для него про­блемы» (приложение 4).

8. Разработка инициативной группой проекта решения педагогического совета.



Оформление, оборудование и инвентарь:

1. На классной доске записана тема педагогического совета.

2
Педагогическая поддержка
. В центре доски плакат:

3. Листы ватмана, прикрепленные к стене, фломасте­ры для проведения «Мозгового штурма» и «Аккумулятора проблем».

4. Подготовлены рабочие места для четырех групп педа­гогов и экспертной группы.

5. Отпечатано пять экземпляров памятки «Этапы, ос­новные направления и способы осуществления педагоги­ческой поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы».



Ход педсовета

I. Вступительная часть. Краткое выступление директора школы о задачах и замысле педагогического совета.

П. Информационно-теоретическая часть. Выступление за­местителя директора школы по воспитательной работе:

Одним из важнейших направлений модернизации рос­сийского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитар­ной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности приходит практика гумани­стического личностно-ориентированного обучения и вос­питания детей. Педагогику насильственного формирова­ния личности сменяет педагогика поддержки ребенка.

Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О. С. Газмана. Ее ре­ализация возможна в том случае, если основу профессио­нальной позиции учителя составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение ви­деть и слышать, сопереживать, милосердие, терпи­мость и терпение, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сю­сюканья и без панибратства), умение слушать, слы­шать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каж­дого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность ока­зать содействие и прямую помощь при решении про­блемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребенка на свободу поступка, вы­бора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);

е) поощрение и одобрение самостоятельности, незави­симости и уверенности в его сильных сторонах, сти­мулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной пробле­мы,

ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в ка­честве символического защитника и адвоката), готов­ность ничего не требовать взамен;

з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку. Для выявления возможностей и проблем построения воспитательной деятельности в соответствии с перечислен­ными нормами были осуществлены диагностико-аналитические процедуры:

— анкетирование педагогов, учащихся и их родите­лей;

—- изучение и анализ планов работы классных руково­дителей;

— посещение урочных и внеклассных занятий.

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что большинство учителей испытывают потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов орга­низации воспитательного процесса, проявляют желание строить педагогическое взаимодействие на основе гуманистических принципов. В этой связи они считают необходи­мом пополнить свой теоретический и технологический арсеенал. При заполнении анкет родители продемонстриро­вали убежденность в том, что учителя обладают профессиональными умениями для поддержки личност­ного роста и развития индивидуальности ребенка, что пе­дагогический коллектив старается создать в школе благо­приятную нравственно-психологическую атмосферу. Ито­ги анкетирования учащихся позволяют констатировать наличие у детей доверия к педагогам и желание обращать­ся к учителям в трудной жизненной ситуации. При изуче­нии и анализе планов работы классных руководителей вы­яснилось, что педагоги планируют индивидуальную рабо­ту с учащимися, используют специальные формы, приемы и методы личностно-ориентированного взаимодействия, регулярно заполняют информационную карту «Индиви­дуальная поддержка учащегося».

Посещение классных часов показало, что для них харак­терно следующее:

— разнообразие тематики, составляемой с учетом пред­ложений и интересов детей;

— рассмотрение вопросов, имеющих важное значение для стимулирования детей в работе по самосовершенство­ванию;

— создание для учеников ситуации выбора и успеха;

— использование приемов групповой и индивидуальной рефлексии;

— доброжелательная атмосфера при их подготовке и проведении.

Однако в деятельности учителей по обеспечению про­цесса развития индивидуальности ребенка существуют не­решенные проблемы:



1) не всегда процесс воспитания связан с реализацией базовых потребностей детей;

2) наблюдается однообразие приемов и методов педа­гогической поддержки ребенка и процесса его раз­вития;

3) при проведении урочных и внеурочных занятий пе­дагоги недостаточно умело опираются на субъект­ный опыт детей;

4) не все классные руководители владеют технологией эффективной помощи ребенку в решении личностно значимой проблемы.

III. Проектная часть.

1. Ведущий:

Важную роль в освоении новых подходов, форм, при­емов и методов играет педагогическое проектирование. С помощью этого метода сначала создается целостный и детальный образ новшества, а лишь затем начинается работа по его освоению. На сегодняшнем педсовете мы попытаемся использовать возможности проектирования для того, чтобы лучше понять и быстрее освоить технологию педагогической поддержки ребенка и процесса его развития. Давайте осуществим совместную проектную деятельность.

2. Ведущий проводит «Мозговой штурм» с использованием следующих вопросов:

1. Для чего нужна педагогическая поддержка?

2. Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?

3. Что является предметом деятельности ребенка взрослого при осуществлении педагогической поддержки?

4. Как можно соотнести личностно-ориентированный подход и педагогическую поддержку?

В течение 5—7 минут участники педсовета обсуждают в малых группах данные вопросы, вырабатывают по ним 1 коллективные суждения и по окончании работы всех групп высказывают совместно выработанные точки зрения.

Ведущий делает заключение:

Педагогическая поддержка необходима для того, бы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий. До заседания педагогического совета члены нашего коллектива в зависимости от выбора вида тактики создали четыре творческие группы, каждая из которых подготовила сообщение о том или ином виде тактики педагогической поддержки.

3. Выступление творческих групп с представлением следующих тактик:

1) защиты;

2) помощи;

3) содействия;

4) взаимодействия.

Выступающие характеризуют особенности и условия применения каждой тактики, позиции участников учебно-воспитательного процесса, технологические аспекты их

Действий.

Эксперт благодарит группы за подготовленные сообщения и отмечает важность овладения педагогом всеми видами тактик педагогической поддержки.

4. Ведущий проводит игру «Аккумулятор проблем», в ходе которой педагоги, играя роли учеников, выделяют сколько проблем, наиболее значимых для детей, их жиз­недеятельности и развития.

5. Каждой группе предлагается с помощью метода про­ектирования и использования памятки «Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической под­держки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы» разработать в течение 15 минут проект реше­ния одной из выделенных проблем.

Группы представляют свои проекты, а эксперты зада­ют вопросы и после получения ответов на них делают эк­спертные заключения.

IV. Заключительная часть. Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

I. Считать целесообразным осуществление научно-ме­тодической деятельности, направленной на овладение и использование технологии педагогической поддержки в практике обучения и воспитания учащихся:

1. Организовать краткосрочные курсы для педагогов школы по данной проблеме.

2. Провести заседание школьного методического объединения классных руководителей по теме «Педагогическая поддержка ребенка в практике вое питательной деятельности».

II. Создать картотеку форм, приемов и методов педагогической поддержки.

III. Совершенствовать проведение индивидуальной работы с учащимися. Разработать образец дневника индивидуальной работы.



Литература

1. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность! современного образования//Классный руководитель. №3.2000,1

2. Газман О. С. Воспитание и педагогическая поддерж­ка детей//Народное образование. №6. 1998.

3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманисти­ческую цивилизацию Х.Х1 века //Классный руководитель. №3.2000.

4. Кабуш В. Т. Гуманистическое воспитание школьников. Мн., 2001.

5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.

6. Педагогическая поддержка //Сост. и ред. С.Д. Поля­ков. Ульяновск, 2000.

7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.

8. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания /Под ред. Л.И. Семиной. М., 2002.

9. Шредер П. Политическое образование взрослых. М., 2001.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для выявления самочувствия ученика в коллективе

(составлена В. Т. Кабушем)

1. К кому ты чаще всего обращаешься за разъяснением твоих прав и обязанностей:

а) родителям;

б) учителям;

в) друзьям;

г) руководителю организации, клуба, кружка;

д) к кому еще (напиши)_______________________,

е) не знаю.

2. К кому ты чаще всего обращаешься за советом при выборе реше-как поступить в сложных жизненных ситуациях:

а) родителям;

б) учителям;

в) руководителю организации, клуба, кружка;

г) друзьям;

д) к кому еще (напиши)___________________,



е) не знаю.

3. Если тебе будет трудно в жизни, к кому ты обратишься за помощью:

а) родителям;

б) учителям;

в) друзьям;

г) руководителю клуба, организации, кружка;

д) к кому еще (напиши)________________________,

е) не знаю.

4. Кому в первую очередь ты рассказываешь о своих удачах и огорче­ниях в жизни:

а) родителям;

б) учителям;

в) знакомым, сверстникам;

г) руководителю организации, клуба, кружка;

д) кому еще (напиши)__________________,

е) не знаю.

5. С кем ты хочешь проводить свое свободное время:

а) наедине с собой;

б) с родителями;

в) с друзьями по классу;

г) с друзьями по организации, клубу, кружку;

д) с кем еще (напиши)_________________ ,

е) не знаю.

6. Кто чаще всего обижает тебя или неправильно оценивает твое поведение:

а) родители;

б) учителя;

в) сверстники;

г) руководитель кружка, клуба, объединения;

д) кто еще (напиши)__________________________,

е) не знаю.

7. Кто лучше всего к тебе относится и понимает тебя:

а) дедушка, бабушка; ; ; ^

б) папа, мама;

в) учителя;

г) друзья ло классу;

д) друзья по дому, улице;

е) кто еще (напиши)____ ж) не знаю.

8. Кто чаще всего благодарит тебя за успехи в учебе, хорошие дела поступки в жизни:

а) родители;

б) учителя;

в) друзья по классу;

г) друзья по организации, клубу, кружку;

д) руководитель организации, клуба, кружка;

е) кто еще (напиши)________________- ______

ж) не знаю.

Приложение 2



Анкета для родителей

(составлена В.А. Андреевой)

Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные нкм утверждения и оцените степень согласия с каждым из них по следуюия

шкале:

4 -- совершенно согласен;



3 -- согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

О — совершенно не согласен.

1. Педагоги школы стараются помочь нашему ребенку овладе ниями и навыками самопознания, самоанализа, самооценк

2. В школе созданы условия для самореализации и самоутвер

личности нашего ребенка.

3. Педагоги доброжелательно относятся к нашему ребенку.

4. В школе нет ни психологического, ни морального насилия над

детьми.


5. Нашего ребенка в школе никто не унижает.

6. Педагоги искренно переживают невзгоды и радости нашего

ребенка.

7. Педагоги в общении с нашим ребенком учитывают его эмоциональное состояние.

8. У нас и нашего ребенка складываются неконфликтные отношения с учителями.

9. В классе, где учится наш ребенок, сформирована благоприятная атмосфера.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета для выявления затруднений и возможностей педагогов в организации системы гуманистического воспитания

(составлена В. Т. Кабуше^)

Уважаемый (ая) коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, пользуя следующую шкалу оценки:

2 — справлюсь легко;

1 — испытываю затруднения;

О—не справлюсь.

Содержание вопроса

Баллы

2

1

0

  1. Как Вы оценивайте свою теоретическую подготовку по следующим проблемам:

А) умение ставить гуманистическую цель воспитания по отношению к каждому ученику;

Б) определение содержания гуманистического воспитания;

В) выбор методов и технологии гуманистического воспитания;

Г) установление взаимодействия семьи, школы, общественности в гуманистическом воспитании;

Д) обеспечение управления и самоуправления в процессе гуманистического воспитания;












  1. Как Вы оцениваете свою педагогическую деятельность по следующим аспектам:

а) формирование у учащихся гуманистических идеалов и смысла жизни;

б) воспитание у учащихся мотивов, потребностей гуманистического отношения к окружающим;

в) выработка с учащимися индивидуальных добротворческих и созидательных программ;

г) умение готовить учащихся к самопознанию, самоанализу, самооценке;

д) обеспечение учащимся условий для самореализации и самоутверждения.











  1. В какой степени Вы владеете технологией гуманистического воспитания:

а) создание ситуации личностного успеха ученика;

б) формирование позитивного отношения к непопулярным в коллективе детям;

в) ненасильственные методы воспитания;

г) психолого-терапевтическое воздействие на учащихся;

д) доброжелательное отношение к ученикам независимо от уровня их развития и манеры поведения.











  1. Охарактеризуйте свои возможности гуманистического отношения к учащимся и своим коллегам:

а) устранять эмоциональную напряженность в педагогическом и ученическом коллективах;

б) избегать психологического и морального насилия над ребенком;

в) предупреждать в коллективе сплетни, ложь, бесчестность;

г) предотвращать в детской среде попытки преднамеренного унижения личности ученика.













  1. Удается ли Вам в своей работе с учащимися реализовать возможности педагогического общения, в частности:

а) переживать невзгоды и радости своих учеников;

б) создать благоприятную атмосферу в коллективе учащихся;

в) избегать конфликта с учащимися и их родителями;

г) учитывать эмоциональное состояние собеседника;

д) уметь ставить себя на место другого, понимать его состояние.











  1. Можете ли Вы формировать в детском коллективе и у отдельных его членов:

а) искренность;

б) отзывчивость;

в) справедливость;

г) уважительность;

д) оптимистичность.













Памятка «Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы»

{составлена на основе материалов лекционного занятия ЕН. Степанова)



Этапы педагогической поддержки

Содержание деятельности

Приемы и методы организации деятельности

I . Сигнальный

1. Педагог фиксирует сигналы о наличии значимой для него проблемы:

- неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость) ;

- обращение родителей к педагогу или администрации школы;

-тревожное суждение об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе;

- попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.

2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы.

3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения.

4. Консультация педагога у специалистов: психолога, медработника и др.



1. Педагогическое наблюдение

2. Размышление в парах и малых группах

3. Приемы и методы аутогенной тренировки.


II.Контактно-созидательный

1.Определение эмоционально-психологического состояния школьника; его готовность к общению.

2.Обеспечение эмоционально-положительного настроения к беседе, устранение психологических барьеров.

3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником.


1. Ситуативное тестирование.

2.Приемы ритуального коммуникативного взаимодействия.

3. Приемы «Ты-высказывание» и «Я- высказывание»


III. Диагностический

1.Организация доверительной беседы с учащимся.

2.Диагностика («раскодирование») проблемы ребенка.

3. Определение причин возникновения проблемы


1.Способы активного эмпатического слушания:

а)приемы невербальной эмоцианольной поддержки;

б)прием «Парафраз»;

в)прием «Редакция»

2.Приемы «Проговаривание»


IV. Проектный

1. Учащийся при помощи учителя направляет усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло.

2. Ребенок при поддержки педагога определяет пути и способы решения проблемы.

3. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы.


1. Методика «Кот в сапогах» (О.В. Хухлаева)

2.Методика самопроектирования и педагогического проектирования.

3. Прием «Анализ способов решения чужой проблемы»

4. Метод договора (С.М. Юсфин)



V. Деятельностный

1.Осуществление ребенком плана намеченных действий по решении. Проблемы

2.Педагогическая поддержка усилий ребенка



1.Методы практической деятельности ребенка.

2.Методы педагогической поддержки действий учащегося



VI. Результативно-аналитический

1.Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности.

2. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения.

3. Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы.


1.Приемы рефлексии и саморефлексии.

2. Метод беседы.









Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница