Педагогический проект «Коммуникативная компетентность педагога в рамках реализации фгос»



Скачать 411.36 Kb.
страница1/9
Дата16.02.2016
Размер411.36 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Педагогический проект

«Коммуникативная компетентность педагога

в рамках реализации ФГОС»
c:\documents and settings\chernihev\мои документы\мои рисунки\11.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

Центр развития ребенка – детский сад №5 «Золотой ключик»

городского округа Стрежевой

«Коммуникативная компетентность

педагога в рамках реализации ФГОС»

*педагогический проект*

База реализации проекта: Педагогический коллектив ДОУ



Автор и руководитель проекта:

Мунина Елена Сергеевна

Педагог-психолог

высшая квалификационная категория



МБДОУ ЦРР д/с №5 «Золотой ключик»

городского округа Стрежевой

г.Стрежевой Томской области ;

4мкр д 423 кв 59 636785

г. Стрежевой

Содержание




1.

Информационная карта проекта

2.

Состав и обязанности основных участников проекта

3.

Пояснительная записка

3.1

Цель

3.2

Задачи

3.3

Гипотеза

4

Реализация проекта

4.1

Ресурсы реализации проекта

4.2

План реализации этапов проекта

4.3

План работы по реализации проекта

4.4

Ожидаемые результаты

4.5

Критерии и показатели оценки эффективности реализации проекта

4.6

Перспективный план встреч

5.

Диагностический инструментарий

6.

Прогноз возможных негативных последствий и рисков, способы их устранения

7.

План работы по реализации проекта

8.

Список используемой литературы

9.

Приложение


Информационная карта проекта


Название проекта


Коммуникативная компетентность педагога в рамках реализации ФГОС

Руководитель проекта


Мунина Елена Сергеевна


Приоритетное направление


Взаимодействие с педагогическим коллективом

Цель проекта

Формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Задачи проекта

• развивать и корректировать установки, обеспечивающие успешность общения педагогов с родителями воспитанников;

• знакомить с азами психологических знаний в области коммуникативной компетентности;

• формировать способности к адекватной оценке себя в общении с родителями;

• пополнять знания из области семейной педагогики, психологии общения, имиджелогии;

• развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

• выработать практические навыки эффективного взаимодействия с родителями воспитанников;

• овладеть стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях;

• изучить способы грамотного решения конфликтных ситуаций;

• проработать конкретные ситуации, возникающие в общении с родителями.


Адресная направленность проекта

Педагогический коллектив ДОУ

Краткое описание проекта

Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.

Успешность педагогической работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться. Проведение семинаров-практикумов способствует появлению у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими продуктивным знаниями, приемами, механизмами и закономерностями коммуникативной компетентности.



Продолжительность проекта

сентябрь 2014г. – май 2016г.


Состав и обязанности участников проекта
Разработка и реализация проекта, отслеживание промежуточных результатов, согласно срокам реализации проекта.

Представление итоговых результатов на педагогическом совете в мае 2016г.






Ф.И.О.

Основное место работы и занимаемая должность

Должность в проекте

Основные обязанности по проекту

1.

Мунина Елена Сергеевна

Педагог-психолог

Руководитель проекта

Исполнитель проекта



Общее руководство проектом. Участие в разработке и функционировании проекта

2.

Белоногова Т.В.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

3.

Гожая О.С.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

4.

Лебедева Н.В.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

5.

Кириенко И.В.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

6.

Фролова И.И.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

7.

Рахманова Н.А.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

8.

Куминова Н.Т.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

9.

Доровская Н.В.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

10.

Дмитрикова В.П

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

11.

Галат В.С.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

12.

Поминова С.Е.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

13.

Мацюк Е.Г.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

14.

Алимпиева Л.В

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

15.

Калина Ю.А

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

16.

Павлова И.А

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

17.

Бирюкова М.О.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

18.

Сафронова Л.В

Воспитатель»

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

19.

Рубцова Е.Л.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

20.

Медведева Е.В

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

21.

Митюкова Ю.С.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

22.

Анисимова И.А.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

23.

Андрушко И.В.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

24.

Корсунова Е.С.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

25.

Чулисова Л.С

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функционировании проекта

26.

Соморокова О.В.

Воспитатель –эколог

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

27.

Харченко Е.М.

Музыкальный руководитель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

28.

Жаркова Е.А.

Воспитатель ИЗО

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта

29

Стихиляс Л.Д.

Инструктор по ФК


Участник проекта

Участие в функционировании проекта

30

Шемякина И.В.

Учитель-логопед


Участник проекта

Участие в функционировании проекта

31

Дронова А.В.

Учитель-логопед


Участник проекта

Участие в функционировании проекта

32

Соколкина Л.

Воспитатель

Участник проекта

Участие в функциони-ровании проекта


Пояснительная записка

«Будущее - это когда человек вновь и вновь

использует одни и те же приемы,

искренне надеясь на то,

что результат будет иным».

Альберт Эйнштейн

В настоящее время общество предъявляет к педагогам все более жесткие требования. Общение педагога с родителями воспитанников продолжает оставаться одним из наиболее сложных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Соответственно возрастают требования к коммуникативной сфере личности педагога и возникает необходимость целенаправленного формирования коммуникативной компетентности в образовательном процессе.

В современных условиях эффективное функционирование дошкольного образовательного учреждения невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь.

Вопросы развития профессиональной и коммуникативной компетентности педагога рассматриваются в психолого-педагогической литературе. Исследования целого ряда авторов (Е. П. Арнаутова, Е. М. Вроно, А. И. Захаров, Л. В. Загик, О. Л. Зверева, Т. А. Маркова и др.) убедительно доказывают необходимость оказания родителям грамотной педагогической помощи.

Необходимым условием оказания педагогической помощи родителям является установление контактов и педагогическое просвещение родителей через общение. Общение педагога с родителями в дошкольном учреждении предполагает возможность индивидуального подхода, постоянство контактов, непосредственность, наличие «обратной связи». Анализ психолого-педагогической литературы (Д. Н. Исаев, Э. Берн, П. Н. Виноградов, К. Г. Юнг, К. Меэр) показал, что на протяжении многих лет идет поиск разнообразного содержания, форм и методов общения педагогов с родителями. В то же время, в литературе отмечается, что процесс организации общения педагогов с родителями воспитанников характеризуется рядом недостатков: формализмом, отсутствием согласованности, построением общения педагогов и родителей на уровне взаимных претензий.

Исследователями выделен ряд причин, вызывающих сложности во взаимодействии детского сада и семьи, среди которых: низкий социальный статус профессии воспитателя (О. Л. Зверева); недооценка педагогами роли родителей в воспитании детей (Н. П. Корниенко); отсутствие установки на сотрудничество со стороны педагогов и родителей (Т. А. Данилина, 3. И. Теплова); различие ценностных ориентации и взаимных ожиданий (Е. К. Эльяшевич); стихийность построения общения с родителями, неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями (В. П. Дуброва). Полученные данные свидетельствуют о наличии трудностей между участниками педагогического процесса - родителями и педагогами.

Установление взаимодействия педагогов и родителей требует решения ряда проблем: устранения недоверия, знания запросов родителей и трудностей семейного воспитания, опоры на семейные ценности, партнерское общение, использование разнообразных форм общения с родителями, формирование у воспитателей педагогической рефлексии и развитие навыков общения.

Можно констатировать существующее противоречие между потенциальными возможностями педагогов в оказании помощи родителям в воспитании детей и отсутствием у них необходимых установок, теоретических знаний и практических умений, позволяющих компетентно оказывать данную помощь.

Материалы предлагаемого проекта разработаны на основе: «Практикума общения педагога с родителями» (автор - канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Московского педагогического государственного университета Т. В. Кротова), «Коммуникативного тренинга (педагоги, психологи, родители)» (авторы - Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс), коррекционно-развивающей программы для педагогов «Давайте жить дружно» (автор - И. Левошко), тренинга «Как улучшить способности педагогов и учащихся к восприятию и переработке информации» (автор - Л. Евланова), социально-психологического тренинга «Успешный учитель» (автор - И. А. Агеева), «Тренинга коммуникативной компетентности. В деловом взаимодействии» (автор -Е. В. Сидоренко).

Цели занятий реализуются в тесном тандеме ведущих: специалиста в области педагогики и педагога-психолога. Такой подход способствует более полному раскрытию содержания практикума. Особенностью практикума является использование упражнений тренингового характера. Выполняя упражнения, участники познают причины и особенности своего поведения, учатся анализировать ситуации общения, понимать других людей (в данном случае родителей и коллег), прогнозировать и проектировать их поступки, обнаруживать «пробелы» в знаниях, дефицит умений и навыков.

Проведение семинаров-практикумов способствует появлению у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими продуктивным знаниями, приемами, механизмами и закономерностями коммуникативной компетентности.

Таким образом, повышая мастерство педагогов, пополняя их теоретические и практические знания в области коммуникативной компетентности, целесообразно использовать активные формы работы, которым свойственно вовлечение обучающихся в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Такой эффективной формой является тренинг. В тренинге сводится чувственный опыт и анализ в единое целое, таким образом создаются условия для психологической безопасности общения. В процессе тренинга каждый педагог становится непосредственным его участником. Активность его проявляется в самостоятельном поиске средств и способов решения поставленной проблемы, в приобретении психолого-педагогических знаний, необходимых для профессиональной деятельности.

Успех занятий напрямую связан с активной позицией самого педагога, его желанием научиться, измениться. Только так можно достигнуть настоящего успеха. Древняя мудрость гласит: сложно изменить мир, но если ты хочешь этого - начни меняться сам.

Успешность педагогической работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, в большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.





Объект проектной деятельности:

Формирование коммуникативной сферы личности педагога.



Предмет проектной деятельности:

Коммуникативная компетентность педагогического коллектива : продуктивные знания, приемы, механизмы и закономерности.


Цель: формирование коммуникативной компетентности во взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Задачи:

  • развивать и корректировать установки, обеспечивающие успешность общения педагогов с родителями воспитанников;

  • знакомить с азами психологических знаний в области коммуникативной компетентности;

  • формировать способности к адекватной оценке себя в общении с родителями;

  • пополнять знания из области семейной педагогики, психологии общения, имиджелогии;

  • развивать эмоциональную устойчивость, уверенность в себе;

  • выработать практические навыки эффективного взаимодействия с родителями воспитанников;

  • овладеть стратегиями правильного поведения в проблемных ситуациях;

  • изучить способы грамотного решения конфликтных ситуаций;

  • проработать конкретные ситуации, возникающие в общении с родителями.


Гипотеза: Проведение семинаров-практикумов способствует появлению у педагогов мотивации к самосовершенствованию, овладению более глубокими продуктивным знаниями, приемами, механизмами и закономерностями коммуникативной компетентности.



Реализация проекта

Ресурсы реализации проекта:


Организационные

Мотивационные

Финансовое

Материально-техническое

Информационные ресурсы

Создание локальных актов, регулирующих деятельность проектной группы (приказ, положение и др.)


Активная позиция педагогического коллектива, научиться, измениться.

Благотворительная помощь педагогов

Средства ДОУ





Приобретение новинок методической литературы по теме проекта.

Ознакомление с материалами, размещёнными в интернете.



Формирование банка данных по реализации

проекта.
Мониторинговые мероприятия.




Организация работы по реализации этапов проекта.


Повышение компетентности педагогов и родителей по теме проекта



Благоприятная коммуникативная среда ДОУ



Регулярное пополнение сайта новой информацией в плане реализации проекта. Использование возможностей Интернета в поиске информации.

Определение критериев эффективности реализации проекта.







Создание методического материала по данной теме

Использование возможностей

Интернета в поиске информации.

Консультации педагогической и родительской общественности.


План реализации этапов проекта
Функционирование проекта рассчитано на 2 года и будет реализовываться через три основных этапа:

1 этап. Подготовительный (Организационный) (август – сентябрь 2014г.)

1.  Мониторинг коммуникативной компетентности педагогической общественности ДОУ

2. Подбор и систематизация материала для реализации проекта.

3. Изучение компетентности педагогов по теме проекта.

4. Обсуждение целей и задач проекта.

5. Распределение материала на блоки, составление перспективного плана работы



2 этап. Внедренческий (сентябрь 2014г. – май 2016 г.)

  1. Реализация проекта по перспективному плану.

  2. Мониторинг коммуникативных способностей во взаимодействии всех участников педагогического процесса

3 этап. Обобщающий (май 2016г.)

  1. Мониторинг коммуникативных способностей во взаимодействии всех участников педагогического процесса (итоговый).

  2. Анализ полученных результатов по реализации проекта.

  3. Подготовка отчетных материалов

  4. Презентация опыта работы по проекту на педагогическом совете.


Принципы реализации:

  1. Принцип добровольности.

  2. Принцип информированного участия (педагог заранее имеет право знать все, что с ним может произойти, о процессах, которые будут происходить в группе).

  3. Принцип доверительности (открытость и искренность участников в описании своих чувств, демонстрации поведения и высказывании мыслей).

  4. Принцип партнерства (активное и постоянное вовлечение участников в коллективную работу).

  5. Принцип конфиденциальности (запрещается «выносить» за пределы группы и обсуждать вне группы, происходящие в процессе тренинга события).

  6. Принцип ответственности и персонификации в дискуссии и при обсуждении результатов тренинга (требует конкретизации высказываний, но не по отношению пространства и времени, а по отношению к участникам событий. Не допускаются безличные рассуждения и ссылки).

  7. Принцип «здесь и сейчас» (позволяет сконцентрировать умственные и эмоциональные усилия участников на анализе и осмыслении происходящего в группе).

  8. Принцип обратной связи (для объективации поведения).



Критерии и показатели оценки

эффективности реализации проекта


Критерии

Показатели

Диагностические методики

Уровень общительности

Общий уровень общительности

Методика В. Ф. Ряховского


Стиль общения педагога

Стиль общения педагога в педагогическом коллективе

методика

Стиль общения

Стиль общения педагога с родителями

опросник В. Г. Маралова, В. А. Ситарова

«Ваш творческий возраст».

творческий возраст

опросник

Отношение к практикуму

Самореализация

Анкета на основе материалов Н. А. Моревой

Эмпатия

Оценка эмпатии

Методика Т. Н. Оганесян)

Владение аудиторией

самооценка

на основе материалов В. Г. Маралова, Н. А. Моревой, В. А. Ситарова

Мимика и жесты

Уровень владения

Методика Т. Н. Оганесян


Оценка профессиональной

компетентности

самооценка

Тест «Молодого воспитателя ДОУ»

Оценка профессиональной

компетентности

самооценка

Тест «Опытного воспитателя ДОУ»

Оценка личностной

компетентности

самооценка

Тест «Как вы заботитесь о себе».


Агрессивность педагога

особенности

Тест А. Ассингера

Психологический микроклимат

микроклимат

опросник









Формы работы с педагогами:

  • диагностика;

  • групповая дискуссия;

  • мини-лекции;

  • консультации;

  • практические задания;

  • ролевые игры с предписаниями и свободными ролями;

  • разбор конкретных ситуаций;

  • творческие задания;

  • деловые игры;

  • импровизации;

  • наблюдение.

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

сопутствующие положительные эффекты:

  • личностный рост;

  • корректировку в восприятии себя и других;

  • повышение продуктивности и эффективности профессиональной деятельности;

  • саногенное (позитивное) мышление.


Для детей:

  • благоприятный психоэмоциональный климат в группе

Для педагогов:

Приобретение коммуникативного опыта:



  • умение ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями;

  • конструировать программу деятельности с родителями, выбирая содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями;

  • преодолевать психологические барьеры общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к родителям;

  • осознавать собственные трудности в общении.

  • понимание важности психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в системе «педагог - родитель - ребенок»;

  • повышение потребности персонала в дополнительном обучении и применении полученных навыков на практике;

  • овладение техниками саморегуляции эмоционального состояния;

  • улучшение психологического климата в коллективе;

• овладение навыками как делового так и неформального общения;

  • разрешение конфликтных ситуаций;

  • устранение барьеров при прохождении информационных процессов, уменьшение искажения информации.


Для родителей:

  • Понимание важности психолого-педагогической коррекции взаимоотношений в системе «педагог - родитель - ребенок»;

  • улучшение психологического климата в коллективе родителей группы;

•овладение навыками как делового так и неформального общения;

  • разрешение конфликтных ситуаций;

  • устранение барьеров при прохождении информационных процессов, уменьшение искажения информации.

Прогноз возможных негативных последствий и рисков:

  • Недостаточная компетентность воспитателей в данном вопросе.

  • личностный рост – отсутствие заинтересованности



Способы устранения негативных последствий:

1. Просветительская работа и индивидуальное консультирование воспитателей для повышения профессиональной компетентности по вопросам эффективности организации данного проекта.

План работы по реализации проекта




Планируемые мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

Оформление результатов

1 этап - Подготовительный

1.

Мониторинг коммуникативной компетентности педагогической общественности ДОУ

Разработка диагностического инструментария



сентябрь 2014

Педагог-психолог Мунина Елена Сергеевна.

аналитическая справка

2.

Подбор и систематизация материала для реализации проекта.

сентябрь 2014

Педагог-психолог Мунина Елена Сергеевна

подобранный материал по выбранной теме

3.

Постановка целей и задач проекта. Распределение материала на блоки, составление перспективного плана работы.

сентябрь 2014

Педагог-психолог Мунина Елена Сергеевна

перспективный план работы по проекту

2 этап - Внедренческий

1.

Реализация проекта по перспективному плану.


Октябрь 2014г Май 2016г.


Педагог-психолог Мунина Елена Сергеевна

накопленный методический материал

2.

Мониторинг коммуникативных способностей во взаимодействии всех участников педагогического процесса

в течении срока реализации проекта


Педагог-психолог Мунина Елена Сергеевна

аналитическая справка

3.Этап - Обобщающий

1.

Мониторинг коммуникативных способностей во взаимодействии всех участников педагогического процесса(итоговый).

май 2016г.

Педагог-психолог Мунина Елена Сергеевна

аналитическая справка

2.

Анализ полученных результатов по реализации проекта.

май 2016г.

Педагог-психолог Мунина Елена Сергеевна

оценка реализации проекта

3.

Подготовка отчетных материалов

и презентация опыта работы по проекту на педагогическом совете.



май 2016г.

Педагог-психолог Мунина Елена Сергеевна.




Каталог: files -> file
file -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
file -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
file -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
file -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
file -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
file -> Семья в психологической консультации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница