Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования



Скачать 326.02 Kb.
Дата10.02.2016
Размер326.02 Kb.



На правах рукописи



Щеглова Светлана Николаевна


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

13.00.01 – общая педагогика,

история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Москва – 2006

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии высшей школы

факультета психологии Московского гуманитарного университета

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор



Ситаров Вячеслав Алексеевич
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Савостьянов Александр Иванович
кандидат педагогических наук, профессор

Чиканцева Нелли Ивановна
Ведущая организация: Российский государственный

педагогический университет

имени А.И. Герцена
Защита состоится «20» июня 2006 г. в 13 30 часов на заседании диссертационного совета Д 521.004.05 при Московском гуманитарном университете по адресу: 111395, Москва, Юности ул., 5/1, корпус 3, ауд. 511.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского гуманитарного университета.

Автореферат разослан « 19 » мая 2006 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Гурова Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность исследования. На современном этапе развития высшего образования происходит переосмысление роли ценности приобретаемых студентами знаний, поскольку современному обществу необходим творческий специалист, способный самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научно-технической информации, умеющий критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения.

Изучение психолого-педагогической литературы позволило выявить такие качества современного творческого педагога как: научное психолого-педагогическое мышление, высокий уровень педагогического мастерства, определенная исследовательская смелость, развитая педагогическая интуиция, критический анализ, потребность в профессиональном самовоспитании и разумное использование передового педагогического опыта.

Таким образом, главная задача процесса становления творческой личности будущего педагога состоит в выявлении и совершенствовании творческих возможностей личности и превращении их в устойчивые, социально-ценностные творческие параметры.

Обоснованию идеи развития личности в деятельности и рассмотрению человека в его целостности как носителя духовного начала, свободного в своих выборах познания, творца и созидателя способствовал анализ философской литературы (Н.А. Бердяев, К. Роджерс, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, В. Франкл, Э. Фромм и др.).

Основные аспекты творчества выявлены в трудах известных философов и психологов: B.C. Библера, Ж. Брунера, А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, И.Я. Гальперина, И.П. Гильфорда, В.В. Давыдова, Г. Кляуса, В.А. Крутецкого, Ю.Н. Кулюткина, А.Н. Леонтьева, A.M. Матюшкина, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева, К. Поппера, С.Л. Рубинштейна и др. Творчество как сложный, многогранный, социально-духовный феномен рассматривалось в работах О.В. Афанасьевой, В.В. Зотова и др. Значительное внимание уделено определению творчества, разработке его структуры и выявлению специфики творческого развития личности в работах М.С. Кагана, Б.М. Кедрова, В.Ф. Овчинникова, В.И. Шинкарука, А.Т. Шумилина и др.

Различные аспекты сущности и структуры творческого потенциала личности раскрыты в работах Т.Г. Браже, С.Р. Евинсона, М.С. Кагана, Е.В. Колесниковой, М.В. Колосовой, Ю.Н. Кулюткина, А.В. Мартынюка, В.А. Моляко, Л.Н. Москвичевой, В.Ф. Овчинникова, Г.Л. Пихтовникова, В.Г. Рындак, А.И. Санниковой, А.П. Тряпициной, Е.Л. Яковлевой и др. Проблеме развития творческого потенциала личности учащихся посвятили свои исследования Г.С. Альтшуллер, Дж. Гауэн, Дж. Гилфорд, С.Г. Глухова, Е.А. Глуховская, В.В. Давыдов, Н.С. Лейтис, К. Тейлор, П. Торренс и др.

Т.К. Градусова, Т.А. Саламатова, И.А. Шаршов и др. определили условия становления и актуализации творческого потенциала личности будущего специалиста; С.Л. Лесникова, О.Г. Степанова, И.И. Томилова, Т.И. Торгашина, Л.Г. Устинова и др. выявили средства его развития и формирования в системе среднего и высшего образования; В.И. Андреев, Д.В. Вилькеев, Г.М. Коджаспирова, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, Л.С. Подымова, Н.Ю. Посталюк, А.И. Савостьянов, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин и др. исследовали проблемы творческого саморазвития студентов педвуза, стимулирования их творческого мышления и стиля деятельности. В выполненных исследованиях показано, что саморазвитие потенциальных возможностей и внутренних ресурсов специалиста, интенсификация творческого начала студентов, их полноценная самореализация в учебной и предстоящей профессиональной деятельности обуславливают необходимость поиска средств развития творческого потенциала личности.

В результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта выделены существующие противоречия между:

- потребностью общества в творческих, способных вариативно действовать в различных ситуациях специалистах и недостаточной разработанностью педагогических технологий, обеспечивающих их подготовку;

- потребностью современной образовательной системы в творческом педагоге и недостаточным использованием таких моделей профессионально-педагогической подготовки, которые бы максимально способствовали развитию личностных качеств, обеспечивающих возможность реализации творческого потенциала будущего педагога.


Таким образом, существующие противоречия в образовательной практике обусловили обращение к теме исследования, проблема которого заключается в выявлении и обосновании совокупности педагогических условий, способствующих развитию творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза.


Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – процесс развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза.

Предмет исследования – педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что развитие творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза обеспечивается следующими условиями:

- построение образовательного процесса на основе идей и практик личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, обеспечивающих формирование субъектно-творческой позиции студента в процессе профессиональной подготовки;



  • использование элементов эвристических заданий, направленных на повышение творческой мотивации и креативного мышления студентов, ориентирующих их на создание нового, оригинального продукта в учебной деятельности;

  • применение методов и приемов, стимулирующих продуктивность мышления за счет расширения индивидуального опыта творческой деятельности студентов, ведущим из которых выступает метод моделирования проблемных ситуаций;

- педагогическое содействие студентам в приобретении творческого опыта посредством обучения технологии решения нестандартных заданий и поэтапное их приобщение к научно-поисковой деятельности, стимулирующей формирование первичного опыта самостоятельного авторского решения научных проблем;

  • использование приема рефлексивной педагогической оценки результата творческих усилий студентов, который оценивается как самим студентом, так и преподавателем в режиме конструктивного анализа как самоценного продукта личностного роста обучаемого.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи.

1. Проанализировать состояние проблемы развития творческого потенциала студентов в образовательном процессе.

2. Разработать модель развития творческого потенциала студентов педагогического вуза в образовательном процессе.

3. Обосновать и апробировать технологию развития творческого потенциала студентов младших курсов посредством моделирования проблемных ситуаций в процессе обучения.



4. Обосновать и экспериментально подтвердить педагогические условия развития творческого потенциала студентов педагогического вуза.

Методологической основой исследования являются философские идеи о становлении и развитии человека, о его целостности, о социальной, творческо-деятельностной сущности личности, его авторства в выстраивании самого себя, трансцендентной сущности; современные психолого-педагогические концепции творческого развития личности; гуманистические концепции личности; ведущие положения педагогической науки о творческом характере учебно-познавательной деятельности; идеи саморазвития личности как основы ее становления.

Теоретическую основу исследования составили:

  • ведущие идеи личностно-ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, А.И. Савостьянов, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

  • положения современных концепций развития и реализации субъектности участников педагогического процесса (В.И. Андреев, М.Г. Мерзлякова, А.К. Осницкий, Г.А. Ушаков, И.С. Якиманская и др.);

  • идеи системного и целостного подходов к образованию (В.П. Беспалько, Н.И. Болдырев, В.С. Ильин, Н.В. Кузьмина, В.А. Якунин и др.);

  • исследования по философии и психологии творчества (А. Бергсон, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин, В.И. Морозов, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров и др.);

  • ведущие положения о творческом характере деятельности, об активности субъекта познания, о преобразующей роли самого субъекта деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.К. Веретенникова, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

  • вопросы стимулирования творческой активности, концепции формирования мышления учащихся (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф Талызина, С.Л. Рубинштейн, Ж. Пиаже, В.В. Давыдов и другие), проблемного обучения (Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.);

  • педагогический аспект теории креативности (А,М. Брушлинский, Н.Ф. Вишнякова, Д. Гилфорд, Я.А. Пономарев, А.И.Савостьянов,Е. Торренс и др.);

  • идеи использования возможностей дидактического процесса для активизации творческого потенциала личности обучаемого (Г.А. Китайгородская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, А.Н. Утехина и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс методов исследования: изучение и теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение за творческой деятельностью студентов по решению задач; собеседование со студентами, участвовавшими в педагогическом эксперименте; математические методы обработки полученных экспериментальных данных.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

  • определены концептуальные подходы к проблеме педагогического обеспечения развития творческого потенциала студентов педагогического вуза: определены сущность и специфика процесса развития творческого потенциала студентов; сформулировано авторское определение понятия категории «творческий потенциал студента»;

  • разработана и апробирована модель развития творческого потенциала студентов педвуза, включающая задачи, принципы, формы, средства и методы обучения;

  • определены компоненты развития творческого потенциала студентов (мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный), а также критерии его развития (показатели творческой активности личности, познавательной самостоятельности и креативных способностей);

  • установлены и содержательно раскрыты уровни творческого потенциала студентов (креативный, конструктивный, пассивный);

  • выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого потенциала студентов педвуза.

Теоретическое значение исследования заключается в определении системы комплексных показателей, позволяющих установить характер новообразований в структуре личности студентов, в совокупности предоставляющих возможность судить о степени развития творческого потенциала. Кроме этого, результаты исследования дополняют научные представления о педагогических возможностях учебно-познавательной деятельности студентов вуза. Выделены и представлены организационно-педагогические условия по развитию и активизации творческого потенциала студентов, которые могут быть положены в основу образовательного процесса любого вуза.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в качестве научного обоснования концепций, проектов, программ развития образовательных учреждений системы общего и высшего образования. Разработанные материалы могут применяться преподавателями вузов как гуманитарных, так и технических дисциплин для составления творческих и индивидуальных заданий. Результаты исследования могут быть использованы при составлении учебно-методических пособий по математике.

Достоверность и надежность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечиваются обоснованностью исходных параметров работы, применением методов, релевантных объекту, предмету, цели и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, опытной проверкой гипотезы, длительным характером опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Творческий потенциал студента – это интегративное качество, отражающее наличие возможности к развитию творческой активности, познавательной самостоятельности и креативных способностей.

  2. Развитие творческого потенциала студента вуза представляет собой процесс количественных и качественных изменений его личностных характеристик, овладения приемами творческой деятельности, формирования творческих мотивов, креативного мышления в процессе взаимодействия преподавателя и студента.

  3. Развитие творческого потенциала обеспечивается построением образовательной среды на основе включения широкого спектра различных учебно-творческих эвристических задач, направленных на развитие творческих способностей, реализацию и создание новых, оригинальных идей, решений и т.д.

  4. Ведущими составляющими развития творческого потенциала студента выступают: мотивационно-целевой компонент (ценностное отношение к творческой деятельности, выраженное в интересах, мотивах, установках в стремлении к деятельности, носящей творческий характер); содержательный компонент (знания, умения, навыки общеобразовательного, специального и инновационного характера); операционно-деятелъностный компонент (способы действий, мыслительные логические операции, навыки познавательной самостоятельности); рефлексивно-оценочный компонент (осмысление, самоанализ и самооценку собственной творческой деятельности).

  5. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели развития творческого потенциала личности студента включает в себя:

  • организацию образовательного процесса на основе идей и практик личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, обеспечивающих формирование субъектно-творческой позиции студента на основе выявления начального уровня сформированности творческих способностей студентов с целью последующего их развития;

  • овладение приемами творческой работы и внедрение элементов эвристических заданий, направленных на повышение творческой активности студентов, ориентирующих их на создание нового, оригинального продукта в их учебной деятельности;

  • применение методов и приемов, стимулирующих продуктивность мышления за счет расширения индивидуального опыта творческой деятельности студентов, ведущим из которых выступает метод моделирования проблемных ситуаций строящихся с опорой на межпредметные связи и создание системы заданий, в ходе выполнения которых применяются проблемные ситуации, процесс решения которых способствует развитию нестандартного творческого мышления;

  • педагогическое содействие студентам в приобретении творческого опыта, посредством обучения их технологии решения нестандартных заданий и поэтапное приобщение студентов к научно-поисковой деятельности, стимулирующей формирование первичного опыта самостоятельного авторского решения научных проблем;

  • использование приема рефлексивной педагогической оценки результата творческих усилий студентов в режиме конструктивного анализа как самоценного продукта личностного роста обучаемого.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в Северном международном университете на педагогическом факультете в процессе преподавания курса «Математика» и проведения спецкурса «Загадки теории вероятностей». Результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии дошкольного образования, на семинарах кафедры высшей математики Северного международного университета, на аспирантских объединениях кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета, на международных конференциях (Магадан, 2002; Москва, 2005); на межрегиональной научно-методической конференции (Хабаровск, 2002); на научно-практических конференциях (Магадан, 2001; Магадан, 2003; Магадан, 2005); на круглом столе и семинарах молодых ученых (Москва, 2004; Москва, 2005); на ежегодных научных конференциях аспирантов, соискателей и молодых исследователей (Магадан, 2001; Магадан, 2002; Магадан, 2003; Магадан, 2005).

Исследование и его результаты нашли отражение в 11 научных публикациях автора общим объемом в 2,9 условных печатных листа.



Этапы исследования: исследование проводилось в течение шести лет и осуществлялось в три этапа (2000 – 2006 гг.).

На первом этапе (2000-2002 гг.) проводился анализ основных аспектов проблемы исследования с точки зрения ее разработанности в философской, психологической и педагогической литературе, ее отражение в практике педагогического образовательного процесса современной высшей школы (г. Москва, г. Магадан). В рамках этого этапа уточнялся понятийный аппарат, определялась степень разработанности исследуемой проблемы. На этом этапе было определено концептуальное ядро исследования, разрабатывалась теоретическая концепция исследования, определялись цель, задачи, была выдвинута рабочая гипотеза, намечена программа опытно-экспериментальной работы. В данный период было проведено пилотажное исследование, позволившее убедиться в преобладании у большинства студентов ориентации на исполнительскую деятельность. В ходе первого этапа выявлялся исходный уровень развития творческого потенциала студентов. В ходе констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были определены контрольная и экспериментальная группы студентов.

На втором этапе (2002-2005 гг.) осуществлялись констатирующий и преобразующий эксперименты, обосновывались теоретические положения, уточнялись концептуальные положения, изучалась и оценивалась эффективность применяемых педагогических путей и средств. Данный этап связан с выполнением поисково-созидающего эксперимента, моделированием и реализацией педагогических условий, обеспечивающих эффективность учебно-познавательной деятельности с целью развития творческого потенциала личности студента педвуза. На втором этапе опытно-экспериментальной работы проверялась гипотеза исследования.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) проводилась обработка и анализ данных полученных в опытно-экспериментальной работе, уточнение теоретических и практических выводов, подведение итогов, апробированы полученные результаты и сделанные на их основе выводы, проведено оформление диссертационного исследования.



Структура диссертации: логика исследования и изложения его результатов определила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, основных результатов и выводов, списка используемой литературы из 207 наименований и 6 приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, формулируются проблема, цель, гипотеза исследования, определяются объект, предмет, задачи и методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Развитие творческого потенциала личности как социокультурная и педагогическая проблема» представлен анализ проблемы исследования в контексте подготовки будущего специалиста к предстоящей профессиональной деятельности, социокультурные предпосылки и методологические основы исследования проблемы, а также основные педагогические технологии и формы развития творческого потенциала студентов педагогического вуза.

Во второй главе «Особенности педагогического обеспечения развития творческого потенциала студентов младших курсов педвуза» обосновывается модель такого развития студентов, описываются особенности его методического обеспечения в образовательном процессе, описывается логика и методика проведения опытно-экспериментальной работы, анализируются ее результаты.

В заключении изложены основные теоретические и эмпирические результаты исследования, подведены общие итоги работы.

В приложениях представлены разработки опытно-экспериментальных и методических материалов исследования.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Для педагогики и системы образования принципиальное значение имеет развитие творческого потенциала современного специалиста-педагога как ведущего субъекта культуры в деле социального и духовного воспроизводства общества.

Творческий потенциал выступает в целом как интегративное свойство личности, являющееся предпосылкой и результатом творческой деятельности, определяющее направленность, готовность и способность личности к самореализации. Кроме того, это объединение личностных способностей, природных и социальных сил человека.

Творческий потенциал тесно связан с явлением креативности, которое проявляется в направленности на познавательный процесс; в способностях порождать новые идеи, отклоняться от традиционных схем мышления и поведения, в беглости и гибкости мышления; а также в характере человека – в оригинальности, инициативности, нестандартности, терпимости к неопределенности, проницательности.

Основной дидактической проблемой, встающей перед преподавателем при организации образовательного процесса в вузе, выступает обучение приемам и навыкам творческой деятельности, что предполагает наличие специального инструментария. Большие возможности в этом плане заложены в математическом цикле предметов профессиональной подготовки студентов педвуза, которые по своему содержанию и построению направлены на формирование понятийно-образно-практической структуры творческого мышления студентов.

Творческий потенциал обуславливается развитием творческой активности студента в процессе обучения, а также развитием его познавательной самостоятельности, что полагает наличие активной деятельности его самого как личности, направленной на саморазвитие и самореализацию.

Среди существующих технологий и форм подготовки в качестве наиболее продуктивных в деле развития творческого потенциала студентов выступают проблемно-поисковые, проектно-исследовательские и коллективно-групповые технологии подготовки.

Проблемность обучения лежит в основе управления творческой деятельностью студентов вуза, способствуя прочному и полноценному добыванию, усвоению знаний, активному развитию их творческих потенций, эффективному формированию эмоционально-волевых качеств личности. Создавая проблемные ситуации в процессе обучения преподаватель вовлекает студента в такую деятельность, в ходе которой он сталкивается с фактами, противоречащими его системе знаний и жизненному опыту.

Учитывая специфику математики, особенности ее преподавания студентам гуманитарных факультетов, были выделены следующие приемы создания проблемных ситуаций: выполнение исследовательских заданий; исторический экскурс; использование цепочки «нацеливающих» задач; составление алгоритма; использование контрпримеров; учет типичных ошибок; использование задач с занимательным сюжетом; решение задач на сообразительность; установление междисциплинарных связей; использование парадоксов; раскрытие практической значимости материала.

Большие возможности в деле развития творческого потенциала несёт в себе широкое и раннее применение проектно-исследовательской деятельности студентов. Она обеспечивает подготовку творчески мыслящих специалистов, имеющих навыки научной деятельности, самостоятельного анализа возможностей использования достижений науки и передового опыта, навыки практического участия в работе научных коллективов.

Проведенная в исследовании опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе разработанной модели развития творческого потенциала студентов педвуза как прикладной основы совершенствования образовательного процесса, выполнения контрольно-диагностических замеров и применения соответствующих методических разработок (Рис. 1).

Данная модель представляет процесс развития творческого потенциала как сложное личностно-деятельностное образование, включающее мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный компоненты, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.

Мотивационно-целевой компонент отражает ценностное отношение к творческой деятельности, выраженное в интересах, мотивах, установках в стремлении к деятельности, носящей творческий характер.

Содержательный компонент включает знания, умения, навыки общеобразовательного, специального и инновационного характера.

Операционно-деятелъностный компонент включает способы действий, мыслительные логические операции, а также способы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные, лежащие в основе познавательной самостоятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент полагает осмысление, самоанализ и самооценку собственной творческой деятельности.

Развитие творческого потенциала студентов, согласно модели, рассматривается как многоуровневый процесс, в основе которого лежат следующие принципы: принцип сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств человека под воздействием условий жизнедеятельности, принцип компенсации возможностей, индивидуализации, противоречивости, нравственной опосредованности, принцип креативных вспышек.

В качестве основных критериев определения уровня творческого потенциала студента выступали показатели творческой активности личности, познавательной самостоятельности и креативных способностей.

На основе проведенных экспериментальных наблюдений и изучений учебной деятельности студентов развернута картина поуровневого описания основных компонентов и критериев развития их творческого потенциала, а также представлены сравнительные характеристики студентов различных уровней развития этого потенциала.

В ходе констатирующего эксперимента определился исходный уровень творческого потенциала каждого студента, который выявлялся при решении и анализе решенных заданий систематически повторяющихся различных диагностических контрольных срезов по математике, ответов на вопросы требующих умений думать, размышлять, доказывать, наблюдений за студентами их включенности на лекционно-практических занятиях. Были определены три уровня сформированности творческого потенциала: креативный (высокий), конструктивный (средний), пассивный (низкий) и установлены три соответствующие группы студентов.

Студенты с пассивным (низким) уровнем творческого потенциала (25% от общего числа испытуемых) не проявляют интереса к творческой деятельности, у них наблюдается слабая мотивация к выполнению заданий творческого характера, их отличает безынициативность. У студентов существуют определенные стандарты поведения, фиксированные оценки той или иной ситуации, прочно вошедшие в сознание с момента учебы в школе и укрепившиеся в процессе обучения в вузе.

Большинство обследованных студентов (около 60%) характеризуются конструктивным (средним) уровнем творческого потенциала. Они осуществляют творческую деятельность осознанно и целенаправленно, но не регулярно. Студенты характеризуются наличием творческой направленности, гибким мышлением, стремлением к поиску и созданию нового, способностью освобождаться от власти обыденных представлений и запретов, выдвигать и обосновывать свои гипотезы, разнообразием интересов, наличием собственного мнения, способностью быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию. Они часто правильно применяют теоретические знания при решении нестандартных заданий, но редко находят оригинальные решения, отличающиеся явной новизной. Задания выполняются при поддержке преподавателя.

Студенты с креативным (высоким) уровнем творческого потенциала (около 15% от общего числа испытуемых) проявляют устойчивый интерес к творческой деятельности. Наличие положительной мотивации к творческой деятельности у них не зависит от ситуации. Им свойственны следующие характеристики: наличие творческой направленности, абстрактно-логического мышления, эрудиции, умения находить новое решение на основе опыта и знаний; творческая чувствительность и инициативность; развитое воображение, побуждающее к новым видам творческой деятельности, в каждую из которых вкладываются свои замыслы и идеи; стремление к полной самореализации; способность принимать собственные решения, независимость от группы; способность к рефлексии, эмоциональная подвижность.

Анализ развернутого опроса преподавателей и студентов, проведенного в ходе констатирующего эксперимента показал следующее. Преподаватели понимают важность проведения работы со студентами по стимулированию творческой активности, но редко включают в образовательный процесс задания, требующие нестандартного творческого решения. Студенты считают, что педагоги используют в образовательном процессе традиционные репродуктивные методы. Анализ ответов студентов и преподавателей показал, что обе категории респондентов видят значимость и ценность творческой деятельности, но у студентов, не достаточно развиты умения видеть и формулировать противоречия; они испытывают трудности при составлении плана решения, нахождении способа решения творческих заданий, умении обосновать свое решение. Во многом это обуславливается тем, что работа преподавателей по развитию навыков творческой деятельности носит, как правило, бессистемный характер, часто проводится на случайном дидактическом материале, задания носят преимущественно репродуктивный характер, исключающий активную творческую работу студентов.

В этой связи, проведение формирующего эксперимента было направлено на организацию образовательной среды, направленной посредством учебно-творческих задач на развитие продуктивного мышления и творческой мотивации учения, что способствует развитию творческих способностей и их реализации в создании новых, оригинальных идей, решений и т.д. Основной акцент делался на самоактуализации личности, максимальном развитии ее потенциальных возможностей, реализации потребностей и интересов. Цель формирующего этапа состояла в организации дидактического пространства стимулирования творческого потенциала студентов младших курсов педвуза в процессе изучения математических дисциплин.

При изучении цикла этих дисциплин был особо выделен экспериментальный курс «Комбинаторика», направленный на формирование умений и навыков логически строить цепочки рассуждений, подбирать интересный задачный материал, доказывать свойства изучаемых объектов, выстраивать ассоциативный ряд прикладных и творческих задач.

Среди ведущих форм, методов и приёмов, стимулирования творческого потенциала студентов, применялись такие как работа в парах сменного состава; методика творческих заданий; методика создания проблемных ситуаций; методика адресно составленных контрольных работ; специальная методическая разработка «Рефлексивная памятка» проверки решения проблемных задач.

Эти и другие формы и методы были направлены на выработку следующих творческих умений студентов: умение определить роль и положение рассматриваемых задач; умение выполнить анализ условия задачи (понимание постановки задачи); умение выбрать способ решения задачи и составить план решения этой задачи; точность логических выводов в ходе решения задачи; умение пользоваться анализом и синтезом, индукцией и дедукцией, сравнением и аналогией в процессе решения задачи; умение обосновать правильность полученного решения и сделать проверку; умение выполнить исследование решения задачи; умение правильно и рационально оформить условия, ход решения и подведение итогов решения задачи.



Цель – развитие творческого потенциала студентов педвуза



Задачи


  • формирование мотивации и направленности студента к творческой деятельности;

  • стимулирование познавательной самостоятельности студентов и их стремления к самосовершенствованию;

  • ориентация студентов на создание нового оригинального продукта как формы объективизации результатов своего интеллектуального творчества;

  • стимулирование творческой активности студента на процесс создания нового и совокупность свойств личности, обеспечивающих ее включенность в этот процесс;

  • развитие креативных способностей студента;

  • вооружение студентов способами и приемами рефлексивной деятельности.

Принципы


  • сочетания и реорганизации природных особенностей и качеств личности человека под воздействием условий жизнедеятельности;

  • компенсаторный;

  • индивидуализации;

  • противоречивости;

  • нравственной опосредованности;

  • «креативных вспышек».








Формы занятий

Методы обучения

Средства обучения





  • лекция с элементами дискуссии;

  • занятия-исследования;

  • практикум по решению задач;

  • защита проектов;

  • занятия – дидактические и ролевые игры;

  • индивидуальная работа со студентами (консультации) и т.д.




  • эвристические методы;

  • дискуссионные методы;

  • тренинговые методы;

  • методы проблемного обучения;

  • игры;

  • метод проектов;

  • исследовательские методы и др.

  • учебно-методичес-кий комплект;

  • технические средства обучения;

  • учебно-наглядные пособия;

  • дидактические материалы;

  • литература и т.д.

Уровни развития творческого потенциала студентов


(пассивный, конструктивный, креативный)






Компоненты развития творческого потенциала студентов

(мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный,

рефлексивно-оценочный)


Основные педагогические условия развития:

- психолого-педагогическая поддержка преподавателя в оказании помощи студенту осознать наличие у него творческого потенциала с целью его развития;



  • мотивация студента на развитие своего творческого потенциала и овладение приемами творческой деятельности;

  • применение методов и приемов, стимулирующих продуктивность мышления за счет расширения индивидуального опыта творческой деятельности студентов;

  • педагогическое содействие студентам в приобретении творческого опыта;

  • использование приема рефлексивной педагогической оценки результата творческих усилий студентов в режиме конструктивного анализа как самоценного продукта личностного роста обучаемого.



Рис. 1. Модель развития творческого потенциала студента педвуза

Особое внимание при проведении экспериментальных курсов уделялось стимулированию самостоятельной работы студентов, осуществлению межпредметных связей, использованию прикладных задач, задач с интересной и занимательной формулировкой, с необычным требованием задачи, что обеспечивало осознанное овладение математической теорией, учило самостоятельному решению заданий, приемам поиска, исследования и доказательства.

Итоги экспериментального исследования, выполненные на основе обобщения и сравнения данных серии контрольных замеров студентов экспериментальной и контрольной групп (Гистограмма 1, 2), показали повышение уровня творческой активности, познавательной самостоятельности, креативности после прохождения студентами формирующего эксперимента.




Гистограмма 1. Результаты анализа исходного уровня творческого потенциала студентов КГ и ЭГ




Гистограмма 2. Результаты анализа измененного уровня творческого потенциала студентов КГ и ЭГ

На рисунках 2, 3, 4 показана динамика формирования творческой активности, познавательной самостоятельности, креативности (высокого, среднего и низкого уровней) у студентов контрольных и экспериментальных групп в ходе обучения математике.




Рис. 2. Динамика формирования высокого уровня ТП



Рис. 3. Динамика формирования среднего уровня ТП



Рис. 4. Динамика формирования низкого уровня ТП




Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о положительном влиянии предлагаемой модели развития творческого потенциала студентов. Было установлено возникновение в ходе экспериментальной работы интегративного параметра, задающего ряд изменений теоретического, рефлексирующего, стилевого характера. Он состоял в том, что у студентов изменились и расширились представления о своих возможностях, повысилась самооценка, сформировалась мотивация на творческую деятельность. Творческая и исследовательская позиция у некоторых из них стала стилевой и личностной характеристикой личности.

В заключении сформулированы выводы по результатам исследования.



  1. В ходе исследования было установлено, что проблема развития творческого потенциала студентов в образовательном процессе является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего осмысления. Подтверждена необходимость и возможность развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического вуза. Уточнены структура, содержание и сформулировано авторское определение категории «творческий потенциал студента», который представляет собой интегративное качество, отражающее наличие возможности к развитию творческой активности, познавательной самостоятельности и креативности.

  2. В модели развития творческого потенциала студентов в образовательном процессе педвуза выделены и обоснованы следующие взаимосвязанные компоненты: мотивационно-целевой, содержательный, операционно-деятельностный, рефлексивно-оценочный, отражающие совокупность личностных качеств и способностей, психологических состояний, знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высокого уровня его развития.

  3. В представленной технологии развития творческого потенциала студентов младших курсов посредством моделирования проблемных ситуаций в процессе обучения среди ведущих форм, методов и приёмов представлены: работа в парах сменного состава; самостоятельное составление учебно-творческих заданий; адресно составленные контрольные работы (по уровням сложности); специальная методическая разработка «Рефлексивная памятка» проверки решения проблемных задач.

  4. Более эффективному функционированию модели развития творческого потенциала студентов педагогического вуза способствует реализуемый комплекс педагогических условий, включающий в себя: построение образовательного процесса на основе идей и практик личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; использование элементов эвристических заданий, направленных на повышение творческой мотивации и креативного мышления студентов; применение методов и приемов, стимулирующих продуктивность мышления за счет расширения индивидуального опыта творческой деятельности студентов, ведущим из которых выступает метод моделирования проблемных ситуаций; педагогическое содействие студентам в приобретении творческого опыта посредством обучения их технологии решения нестандартных заданий и поэтапное их приобщение к научно-поисковой деятельности, стимулирующей формирование первичного опыта самостоятельного авторского решения научных проблем; использование приема рефлексивной педагогической оценки результата творческих усилий студентов, который оценивается как самим студентом, так и преподавателем в режиме конструктивного анализа как самоценного продукта личностного роста обучаемого.

  5. Диагностику уровня развития творческого потенциала целесообразно проводить через использование комплекса взаимодополняющих методик, которые в соответствии с описанными критериями и показателями позволяют корректировать процесс развития творческого потенциала студентов в вузе и судить о степени его эффективности. В качестве основных критериев определения уровня творческого потенциала студента выступали показатели творческой активности личности, познавательной самостоятельности и креативных способностей. Уровень развития творческого потенциала студента проявляется в ценностных отношениях и мотивах к познанию как творчеству, направленности на творческую деятельности, и потребность в творчестве; в широте и глубине знаний, разносторонности умений и навыков; в открытости новому опыту; в творческой активности и готовность к самообразованию, самосовершенствованию; в самостоятельно ставить цель, планировать, прогнозировать свою деятельность, умении быстро оценить ситуацию и находить оптимальное решение; в уверенности в себе; способности управлять своими действиями; в развитом воображении и эрудиции; в умении управлять своими чувствами, своим поведением; в способности видеть цель и проявлять усилия для ее достижения; в способности к планированию своей деятельности; в способности отстаивать свою точку зрения, в умении убеждать.

  6. На основе проведенных экспериментальных наблюдений и изучений учебной деятельности студентов развернута картина поуровневого описания основных компонентов и критериев развития их творческого потенциала, а также представлены сравнительные характеристики студентов различных уровней развития этого потенциала.

  7. Данные, полученные в ходе выполнения проверки выдвинутой в исследовании гипотезы, позволили сделать вывод о том, что внедрение в практику педагогического вуза комплекса педагогических условий в рамках разработанной модели развития творческого потенциала студентов способствует переходу с низкого уровня его развития на средний и высокий.

Проведенный анализ полученных количественных и качественных результатов экспериментальной работы дает основание полагать, что цель работы достигнута, выдвинутые положения подтверждены, а гипотеза исследования нашла свое подтверждение.

Основные положения исследования отражены в следующих публикациях автора:



  1. Щеглова С.Н. Древнегреческая философия и ее роль в формировании и развитии логико-математического мышления студентов педагогических специальностей // Идеи, гипотезы, поиск…: Сб. статей по материалам VIII науч. конф. аспирантов, соискателей и молодых исследователей Север. междунар. ун-та. Секция «Педагогика. Психология». Магадан: Изд. СМУ, 2001. – С. 49-50 (0,1 п.л.)

  2. Щеглова С.Н. Психолого-педагогические аспекты организации учебной деятельности, обусловленной использованием новых информационных технологий в преподавании математики на педагогических специальностях вузов///Материалы научно-практической конференции, посвященной 40-летию Северного международного университета. Магадан, 20-21 ноября 2001 г. / Отв. ред. Е.М. Кокорев, Л.П. Бирюкова. Магадан: Изд. СМУ, 2002 г. – С. 28-30 (0,2 п.л.)

  3. Щеглова С.Н. Методические аспекты системы заданий для формирования логико-математической подготовки студентов специальностей НО и ДП // Идеи, гипотезы, поиск…: Сб. статей по материалам IX науч. конф. аспирантов и молодых исследователей Север. междунар. ун-та. Секция «Гуманитарные науки». Магадан: Изд. СМУ, 2002. – С. 33-36 (0,2 п.л.)

  4. Щеглова С.Н. Моделирование учебно-познавательного процесса как средство активного обучения математике студентов педагогических специальностей вузов // Образование на Севере: проблемы и перспективы: Материалы Междунар. конф. Магадан, 11-13 июня 2002 г. /Гл. ред. Е. М. Кокорев. – Магадан, 2002. – С. 173-175 (0,3 п.л.)

  5. Щеглова С.Н. Образовательный процесс как рефлексивное пространство взаимодействия преподавателя и студента в условиях северного региона // Университетский комплекс – стратегический фактор социально-экономического развития северного региона: Материалы науч. практ. конф., 29-30 мая 2003 г. /Гл. ред. Е. М. Кокорев. – Магадан: Изд-во СМУ, 2003 г. – С. 239-240 (0,1 п.л.)

  6. Щеглова С.Н. Творчество как основа педагогического научного знания // Актуальные проблемы современной педагогики / Материалы семинара молодых ученых, посвященного 60-летию МосГУ. – М., 2004. – С. 239-250 (0,5 п.л.)

  7. Щеглова С.Н. Психолого-педагогические аспекты развития творческого потенциала студентов // Актуальные проблемы современной педагогики /Материалы семинара молодых ученых, посвященного 60-летию МосГУ. – М., 2004. – С. 250-261 (0,5 п.л.)

  8. Щеглова С.Н. Формирование творческого потенциала студентов педагогических специальностей вуза при изучении математических дисциплин // Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и ВУЗе. Выпуск 10 (юбилейный). – М.: Прометей, МПГУ, 2005. – С. 129-134 (0,2 п.л.)

  9. Щеглова С.Н. Психолого-педагогические критерии развития творческого потенциала студентов // Идеи, гипотезы, поиск…: Сб. ст. по материалам XII науч. конф. аспирантов, соискателей и молодых исследователей Север. междунар. ун-та. - Магадан: Изд-во СМУ, 2005. – С. 41-44 (0,25 п.л.)

  10. Щеглова С.Н. Концептуальные подходы к развитию творческого потенциала студентов ВУЗа // Высшее образование для XXI века: Вторая международная научная конференция, МосГУ, 20-22 октября 2005 г.: Педагогика им образование: Материалы докладов секции / Отв. ред. В.А. Ситаров. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2005. – С. 80-83 (0,24 п.л.)

  11. Щеглова С.Н. Системный анализ факторов, влияющих на развитие творческого потенциала будущих специалистов // Материалы научно-практической конференции «Интеллектуальные ресурсы Северо-Востока России»: 22-23 июня 2005 г. – Магадан: Изд. СМУ, 2005. – С. 279-282 (0,3 п.л.)

Издательство Московского гуманитарного университета

Печатно-множительное бюро

Подписано в печать 18.05. 2006. Объем 1,0 п. л.



Тираж 100 экз. Заказ № 1077





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница