Педагогические технологии проблемного обучения



Скачать 15.39 Kb.
Дата14.04.2018
Размер15.39 Kb.

Педагогические технологии проблемного обучения

Действующий федеральный стандарт образования дает установку на личностную ориентацию в получении определенных знаний, умений и навыков. Сюда так же включают учебную, творческую, познавательную, практическую деятельность обучающихся. Особо важно знать, как именно правильно использовать данные технологии в процессе обучения. Но для этого мы должны знать о том что представляет собой проблемное обучение.

Целью проблемного обучения в первую очередь выступает приобретение обучающимся знаний, умений и навыков, самостоятельный поиск информации или можем сказать усвоение способов самостоятельной деятельности. Так на чем же основывается проблемное обучение? Очень просто, на мотивации обучающихся. Одно дело просто придумать проблему для обучающихся, другое – завлечь и заинтересовать их в поиске и решении этой проблемы в итоге. Ведь мы знаем, что проблема должна в конце концов привести к определенному решению, а значит обучающихся должен установить прочные знания, развить умения и сформировать определенный навык. И здесь основным звеном проблемного обучения как вы уже надеюсь догадались является – постановка проблемы или проблемная ситуация. Данное звено очень хорошо отработано А.М. Матюшкиным. Постановка проблемы в свою очередь делятся на определенные типы, рассмотрим их.


  • Первый тип – это ситуация нехватки определенных знаний. Обучающихся не могут ответить на вопрос, на поставленную проблему в связи с тем что им просто не хватает или вовсе отсутствуют определенные знания;

  • Второй тип – ситуации выбора более известных, рациональных способов решения проблемы;

  • Третий тип – ситуация противоречия между полученным результатом, и отсутствием знаний для того чтобы объяснить, как и почему получился именно такой результат.

Что же нужно знать преподавателю чтобы провести проблемное изучение определенной темы? И самым важным условием является то, чтобы педагог мог определить уровень возможности обучающихся и целесообразность использования проблемного обучения. На что еще следует обратить внимание, так это на содержание изучаемого материала, начальный уровень его сложности, специфику информации. Так же дорогие коллеги вы прекрасно должны знать уровень «внутреннего условия мышления», иными словами – это на сколько развито мышление у обучающихся. Ведь проблемное обучения требует критическое мышление обучающихся. И наконец в зависимости от уровня мышления обучающихся и строятся задания, проблемные ситуации. К таким заданиям и проблемным ситуациями относятся вопросы, которые требующие объяснения того или иного явления, задания на сопоставление и другие.

Ну а теперь остановимся на том, как проблемное обучение более целесообразно применять:

- когда у педагога определенно есть время, так как постановка и в целом проблемное обучение требует достаточно больших затрат времени;

- когда сами обучающихся подготовлены, мотивированы к поиску информации, к решению проблемы в целом и смогут решать определенные ситуации и задачи на развитие самостоятельности мышления. Именно здесь у обучающихся формируются исследовательские умения и творческий подход к делу;

- когда содержание материала содержит причинные связи и зависимости и они же должны быть направлены на формирование определённых понятий, терминов, явлений, процессов.

А как можно проверить справился ли преподаватель с технологией проблемного обучения конкретно своей темы? Проверить результативность можно если педагог: во-первых, конечно же знает своей материал, во-вторых, умеет моделировать учебный процесс, в-третьих, обеспечен методическими разработками, пособиями, в-четвертых, умеет формально и неформально общаться с обучающимся, в-пятых, умеет создавать экспериментальную работу.



В итоге хочу сказать, что главное в этой технологии – это интеллектуальная способность человека. Умение правильно мыслить, умение находить информацию и не только находить, но и рационально использовать решение проблемы. А наша задача – это развивать мышление обучающихся. Что же такое проблема – это вопрос, требующий исследования и решения. Отсюда и вывод: чем больше будем исследовать, искать новые знания, тем больше будет развиваться интеллект.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница