Педагогические технологии: метод проектов



Дата15.02.2016
Размер51 Kb.
Педагогические технологии: метод проектов
Организация воспитательно-образовательной деятельности в ДОО с учетом комплексно-тематического принципа может проходить в разных вариантах, одним из которых выступает проект. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться  в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Профессор Е.С.Полат определяет сущность этого метода как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребенка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного результата.

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, характеру доминирующей в проекте деятельности, количеству участников, продолжительности.

- по предметно-содержательной области различают монопроекты ( в рамках одной образовательной области) и межредметные ( несколько образовательных областей)

- характеру доминирующей в проекте деятельности

  1. исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

  2. ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

  3. информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

  4. творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

  Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области ФГОС и на  все структурные единицы образовательного процесса через различные виды детской деятельности. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

           Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы, описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

1-Проблема;

2-Проектирование или планирование;

3-Поиск информации;

4-Продукт;

5-Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду: в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога),  сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.        

Советы педагогам по работе над проектом 

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.

  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

  • Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных педагогического мониторинга. 
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.


Актуальность исследования:

В сентябре 2013 года, начиная работать по данной проблеме, в результате анкетирования родителей и опроса детей было выявлено:

- регулярно ухаживают за полостью рта 30% детей;

- не регулярно 65%;

- не чистят зубы 5%.

На основании выявленных проблем, намечена работа по формированию гигиенических навыков у детей по уходу за зубами.


Мотив выбора темы: одной из проблем, является недостаток знаний у детей - для чего необходимо ухаживать за зубами, как сохранить и укрепить здоровье зубов.
Тема: Здоровые зубы – здоровый ребенок.
Руководитель проекта:

Участники проекта:.
Новизна проекта

Ведущая идея проекта заключается в создании необходимых условий, способствующих формированию

Цель проекта: Формирования у детей

Задачи проекта:

  • Познакомить

  • Выявить

  • Выяснить,

  • Ознакомить

  • Сформировать

  • Воспитывать


Тип проекта: долгосрочный, исследовательский.

Финансовое обеспечение: благотворительные средства.
Возможные риски проекта: нежелание родителей быть участниками проекта, вероятность не укладывания по срокам.
Гипотезы, которые проверялись в ходе исследования:

Если


Предполагаемый результат:

Этапы и сроки исследовательского проекта:

  1. Этап (подготовительный (организационный)) – сроки (2 недели сентября).

Сбор информации о гигиене полости рта.

Подбор иллюстративного материала о гигиене полости рта.

Подготовить выставку зубных принадлежностей.

Накопление информации по теме:

-оформить картотеки загадок, пословиц, поговорок по теме;

-оформить картотеку опытов «Что для зуба хорошо, а что плохо?»

-изготовить памятки для родителей: «Пять правил здоровых зубов»;

-оформить информационный стенд для родителей «Как сохранить зубы детей здоровыми и красивыми»;

Привлечение родителей к сбору материала (стихов, пословиц, поговорок о зубах, зубной щетке).

Изготовление памяток для родителей: «Здоровые зубы - хорошее настроение», «Пять правил здоровых зубов»

Подготовка консультаций для родителей по теме проекта.
2.Этап – основной – сроки (сентябрь – февраль);
3.Этап – заключительный – сроки (2 недели февраля).
Методы:

Наблюдения, экспериментирование (опыты), просмотр книг, телепередач, обсуждение, опрос, анкетирование.


База для реализации проекта: МБДОУ ЦРР-д/с №88 «Улыбка».

Заключительный: изготовление брошюры - комикса «Путешествие молочного зубика». Викторина «Красивые зубы – красивая улыбка».
Выводы:

В результате вторичного анкетирования родителей и опроса детей была получена положительная динамика формирования гигиенических навыков у детей по уходу за зубами:

- регулярно ухаживают за полостью рта 68% детей;

- не регулярно 32%;



- не чистят зубы 0%.
Конечный результат исследовательского проекта (или продукт) проекта, обеспечивающий его эффективность:

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница