«Педагогическая технология развития музыкальных способностей обучающихся средствами музыкального фольклора»



Скачать 67,81 Kb.
Дата23.05.2016
Размер67,81 Kb.
#48352
Управление культуры Белгородской области

« Алексеевский район и город Алексеевка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дополнительного образования детей

« Детская музыкальная школа»

с. Советское, Алексеевский район Белгородской области



« Педагогическая технология развития музыкальных способностей

обучающихся средствами музыкального фольклора»

Обобщение педагогического опыта

Автор опыта: Бугаенко Галина Федоровна

преподаватель МОУДОД

Советская ДМШ

г. Алексеевка, 2013 год



Содержание

  1. Информация об опыте

    1. Условие возникновения, становления опыта-------------------- 3

    2. Актуальность опыта ------------------------------------------------- 4

    3. Ведущая педагогическая идея опыта ------------------------------ 6

    4. Длительность работы над опытом ---------------------------------- 6

    5. Диапазон опыта ------------------------------------------------------ 7

    6. Теоретическая база опыта ------------------------------------------- 8

    7. Новизна опыта --------------------------------------------------------- 9

  2. Технология опыта

    1. Описание целей и задач педагогической деятельности ------ 10

    2. Становление учебно - воспитательного процесса ------------- 11

2.3 Педагогические технологии и их применения -------------------- 14

3. Результативность опыта

3.1 Алгоритм осуществления педагогических действий ------------15

3.2 Анализ качества знаний за 3 года ----------------------------------21

4. Библиографический список литературы

5. Приложения к опыту

Бугаенко Галина Федоровна, 2013

«Может быть, для того нам и нужны одарённые дети,

чтобы мы смогли понять и научиться тому,

как нужно строить обучение и развитие

«обыкновенных» детей».

Н.Б.Шумакова



1. Информация об опыте

    1. Условие возникновения, становления опыта

Я работаю в ДМШ с. Советское Алексеевского района Белгородской области преподавателем отделения хоровое ( народное) пение с 1981 года. Школа, в которой я работаю представляет собой образовательное учреждение дополнительного образования детей

« Детская музыкальная школа», где обучаются дети с разным уровнем музыкального развития. На отделении 13 обучающихся. В данной ситуации я вынуждена выбирать формы и методы обучения, направленные на достижение результатов средним учеником.

В своей педагогической деятельности стараюсь создать условия для запуска механизма духовного роста и самосовершенствования личности в процессе творческой практической деятельности по освоению богатств музыкальной и духовной культуры; для развития специальных музыкальных способностей, наиболее полного раскрытия физического и духовного потенциала личности ученика. Развиваю все важнейшие сферы личности учащихся, связанные с овладением навыков и умений при пении народных песен в соответствии с критериями результативности, предусмотренными в образовательных программах данной направленности. Особое внимание уделяю развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Большое значение придаю созданию условий для благоприятного взаимодействия всех участников образовательного процесса – педагога, учащихся и родителей. Использую современные подходы к решению психологических проблем, возникающих в различных ситуациях совместной образовательной деятельности педагога, родителей и учащихся разных возрастов, опираясь на знания, изложенные в книгах В. Петрушина «Музыкальная психология», А. Петровского «Возрастная и педагогическая психология», В. Ражникова «Диалоги о музыкальной педагогике».

Бугаенко Галина Федоровна, 2013

Использование взаимосвязей музыкального фольклора в педагогической теории и практике выступает перспективным направлением решения проблемы музыкально- эстетического воспитания молодежи. Становление опыта происходило в процессе изучения теоретической и методической литературы , дальнейшего внедрения в практику преподавания музыкального народного пения и развития музыкальных способностей обучающихся средствами музыкального фольклора.

Творческое развитие личности ребёнка является одной из главных задач любого учителя, поэтому изучение фольклора необходимо, так как это даёт возможность учащимся раскрыть свой творческий потенциал и реализовать свои творческие способности, соприкасаясь с народной песней, культурой и историей. Общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение проявляло любовь к фольклору, интерес и уважение к своим национальным истокам, сформировать и развивать исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение местного фольклора.

Занятия народным пением направлены на формирование художественного вкуса в области народного искусства, изучению певческих народных традиций в этнографическом контексте, воспитанию нравственности, уважения к духовным и культурным традициям.





    1. Актуальность опыта

В процессе обучения складывается противоречие между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей обучающихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы обучающихся, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы.

Совокупность мотивов, побуждающих обучающихся к какой- либо деятельности, является мотивацией.

Мотивация учебной деятельности как свойство личности представляет систему ее целей, потребностей, побуждающих обучаемых к активному пополнению музыкальных знаний, овладению умениями и навыками о



Бугаенко Галина Федоровна, 2013

представлении русской национальной культуры и роли фольклора в народном мировоззрении.

Одним из подходов к решению проблемы воспитания личности выступают педагогические технологии……

Один философ сказал, что ТВОРЧЕСТВО – это способность увидеть в жизни то, что в ней ещё нет, но что может быть, если приложить усилия.

Эта способность врождённый дар? Исключение или норма? Большинство людей считает, что творчество – удел немногих избранных, а талант - результат счастливого стечения обстоятельств. За годы работы в школе я пришла к выводу, что все дети талантливы, а нам, педагогам, нужно только помочь раскрыть им эти таланты.

Фольклор всегда был действенным средством воспитания национального самосознания и патриотизма. От его большой социально-художественной значимости в духовном развитии нашего общества свидетельствует возрастающий интерес к богатейшему наследию со стороны вех социальных слоёв населения, потребность в желании многих людей овладевать произведениями фольклора, который по разным причинам находится сегодня на периферии внимания школы или вовсе вне её поля зрения.

Закладывая в школе знания народных художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует фундамент культуры.
Фольклор, как художественная форма отражения творчества народа, его нравственно эстетических идеалов активно использовался в народной педагогике.

Народные песни, сказки, игры, пословицы, поговорки и пр.- весь богатейший запас художественного народного творчества составлял питательную основу для нравственно-эстетического развития детей.

Имея в запасе богатейший материал народного творчества, было бы просто нерасчётливо не воспользоваться им на пользу школы, на пользу образования детей.

Импровизационная основа народного творчества даёт исключительные возможности для свободного раскрытия творческой фантазии, способностей детей. Синкретичность произведений фольклора – органическая связь в них



пения, игры, декламации, пластики, движения, а также яркая образность музыкально – поэтического языка, доступность для понимания и исполнения – всё это составляет неоценимые педагогические достоинства фольклора и его творческого метода, которые не могут дальше оставаться в тени музыкальной педагогики.

Занятия народным фольклорным пением в ДМШ направлены на формирование художественного вкуса в области народного искусства, изучению

Бугаенко Галина Федоровна, 2013

певческих народных традиций в этнографическом контексте, воспитанию нравственности, уважения к духовным и культурным традициям.

1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая идея изучения интереса подростков к народной песне обучающихся ДМШ состоит в поиске организационно- методического выявления педагогических технологий развития музыкальных способностей средствами музыкального фольклора отработанными в практике формами и методами целенаправленного преобразования музыкального потенциала школьников. Опыт формировался в течении работы трех лет на базе Советской ДМШ. Трудоемкость опыта заключается в его переосмыслении с позиции творческой самореализации личности обучающихся в учебно - познавательной деятельности, оптимальных методов и приемов, форм организации учебного процесса с учетом индивидуального развития обеспечивая дифференцированный подход к каждому обучающемуся, позволяет определить критерии музыкальной одаренности ребенка, творческих способностей, перспективы совершенствования его музыкальности, раскрытия таланта.

1.4. Длительность работы над опытом

Система работы преподавателя по формированию интереса к народной песне подростков и развития музыкальных способностей средствами народного фольклора включает в себя следующие компоненты:



  1. Организация учебно- познавательной деятельности обучающихся по их развитию через использование педагогических технологий практической деятельности.

  2. Результативность показателей качества знаний и успеваемости обучающихся.

  3. Рефлексию эффективности работы учителя по повышению качества обучающихся в учебно- познавательной деятельности на уроках изучения фольклора.

В ДМШ сложилась система работы по музыкальному развитию обучающихся, проводимая во внеурочное время. При многообразии используемых средств и методов, форм организации занятий внеклассная работа способствует более полному и качественному решению основных задач музыкального образования школьников, осуществляемого в системе обязательных уроков народного музыкального творчества, фольклорного ансамбля и постановки

Бугаенко Галина Федоровна, 2013

голоса, действует проведению полезного и познавательного досуга, удовлетворению индивидуальных интересов, развивает исполнительские навыки, опираясь на традиционное фольклорное исполнение местного фольклора.

Стало традицией проводить в ДМШ следующие фольклорные мероприятия: посиделки по временам года, устный журнал, игры- развлечения, народные праздники и их обряды. Такая многоаспектная и плодотворная работа преподавателя и обучающихся содействует сотрудничеству, сотворчеству, совместному поиску творческих решений, реализации творческого потенциала ученика и учителя.

Массовой работой охвачены все учащиеся ДМШ, что является необходимым условием активного отдыха детей, вовлекает в систематические занятия фольклором, что повышает умственную работоспособность, позволяет реализовать и развивать творческие и эмоциональные возможности ребят.

Дополняющим звеном в музыкальном воспитании являются кружки в Доме Культуры, где проводятся регулярно занятия увлекающимся фольклором. Разнообразные формы урочной и внеурочной работы осуществляются не изолированно друг от друга, а в совместной деятельности ученика и учителя.

Показателем хорошей постановки учебно - воспитательной работы является полная успеваемость по фольклору. Любовь и интерес к народному пению у большинства обучающихся остается на всю жизнь. У детей разные вокальные возможности; они поют так, как позволяет каждому его голос. Но вместе с тем, исполняя народные песни, они могут импровизировать, то есть изменять мелодию, особенно в двух- и трехголосных песнях, внося в них новые мелодические элементы. Такое исполнение и будет настоящим фольклорным.



1.5. Диапазон опыта

Строю занятия, учитывая возрастные психо-физиологические особенности детей, формирую певческие навыки и умения, через изучение разнообразного певческого репертуара, расширяя спектр доступных эмоций, развивая познавательные процессы и мыслительную деятельность учащихся. Провожу воспитательную работу на занятиях в форме концертов, посиделок, рассказов, бесед о музыке и музыкантах. Музыкальный репертуар подбираю в соответствии с задачами формирования у учащихся уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре; воспитания патриотизма, гражданственности, приобщения к



Бугаенко Галина Федоровна, 2013

общекультурным ценностям; формирования исполнительской культуры пения, умения самовыражения; развития волевых качеств, внимания, сосредоточенности, совершенствования всех видов памяти, ответственности.



1.6. Теоретическая база опыта

Эффективное решение многих актуальных проблем образования и воспитания, включая педагогические проблемы творческого саморазвития личности, невозможно без глубокого понимания того, что такое « фольклор».



Мой опыт основан на:

- «Современной концепции эстетического воспитания». (Автор Квятковский) и «Концепции воспитания школьников в современных условиях» (Авторы Л.И. Новикова, В.А. Караковский).

Суть данных концепций состоит в целенаправленном процессе формирования творчески активной личности, способной с позиции эстетических идеалов воспринимать, оценивать, утверждать в жизни прекрасное, совершенное, гармоничное и в организации всего процесса воспитания с позиции гуманизма, так как в отечественной педагогике в настоящее время утверждается гуманистический идеал воспитания;

- идее И.П. Волкова, о выявлении творческих способностей, которыми наделён каждый ребенок, необходимо только создать условия для их развития. Творчеству можно научить;

- идеях ведущих фольклористов нашей Белгородской области, с которыми мне лично посчастливилось сотрудничать: заслуженный работник России И. Карачаров (однокурсник БМУ), заслуженный работник России И. Веретенников, Матвеева Н.Ю., Гращенко А.Г. преподаватели БГМУ

( колледжа) им. Дегтярева почетные работники среднего профессионального образования России. Использую в своей работе теоретические и методические работы преподавателей, посвященных развитию фольклора для детей в процессе занятий с детским коллективом.

Суть их идей заключается в признании местного фольклорного материала основой для изучения и пропаганды в школах, гимназиях, лицеях с целью приобщения детей к местным обычаям и традициям.
1.7. Новизна опыта.
Новизна опыта заключается:

  • в разработке собственной системы, направленной на развитие творческой личности ребёнка;

  • в моделировании уроков;

  • в разработке и создании разнообразных сценариев;

Бугаенко Галина Федоровна, 2013



  • в использовании новых форм работы с детьми: театр-экспромт, «пять минут с искусством», спектакль, концерт и др.

Сущность опыта заключается в разработке педагогических технологий - приемов форм и методов практической деятельности подростков на занятиях фольклором с целью их работоспособности,

качества развития эстетического вкуса. При этом используются различные пути актуализации опыта ребенка, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.


2. Технология опыта

Главная цель педагогической деятельности –

- идейно-художественное воспитание, музыкально-эстетическое образование,

- развитие творческого начала обучающихся средствами жанров русского фольклора.

- изучение истории местного фольклора, родного края.

При организации деятельности обучающихся на уроке народного творчества я предусматриваю решение следующих задач:

- воспитание у учащихся любви к родному краю, к малой родине, чувства глубины своей принадлежности к русскому народу, к его истории и культуре;

-воспитание средствами народного искусства активной личности, способной творчески мыслить и проявлять творческую инициативу;

- привитие школьникам любви к музыке, поэзии, танцу, воспитание эстетического отношения к действительности через призму знания и восприятия народного музыкально-поэтического творчества и на основе развития комплекса различных навыков и умений воссоздать это творчество;

- передача школьникам знаний основ художественного и музыкального творчества и его связь с композиторским творчеством, ознакомление с лучшими фольклорными коллективами нашей страны;

- обучение детей родному музыкальному языку, пению народных песен;

Основные виды творческой педагогической деятельности и формы фольклорных занятий определяю тремя составляющими:

- спецификой фольклорного материала и метода фольклорного творчества;



Бугаенко Галина Федоровна, 2013

- педагогическими (образовательными) задачами предмета, состоящего из усвоения сообщаемых учителем знаний, разучиванием и исполнением фольклорного материала, слушания музыки;

- возрастными физиологическими и психологическими особенностями школьников. Сам фольклор есть творческий организм, система творческого мышления, реализованная в художественной форме. Отсюда главные принципы освоения фольклора:

- фольклор – искусство коллективное, основанное на диалектическом единстве коллективного и индивидуального, является основополагающим в организации обучения фольклору (исполнители, изливая свои чувства, «стремятся проявить свою личность, но вместе с тем заботятся о красоте общего исполнения …»);

- обучение фольклору должно носить характер обязательно живой, неформальный, непринуждённый (эстетическое восприятие фольклора значительно снижается в восприятии его только через видео, аудиозаписи, ноты, фотографии. Сила влияния фольклора заключается в этой непосредственной реакции, которая естественно возникает у слушателя и зрителя в самый момент исполнения. Но гораздо более ценно то эстетическое наслаждение, которое получают сами исполнители фольклора. Одно дело – видеть, как танцуют и поют другие, иное – самому принять участие в этом творческом действе.)

Ещё один существенный момент я учитываю в организации обучения детей песенному фольклору – это его синкретизм: соединение в нём напева, слова, движения, которые определяют три основных вида творческой деятельности:

- импровизация поэтического текста;

- импровизация движений в танцах, играх;

- варьирование и импровизация музыкального текста.

Эти виды деятельности разнообразят уроки, дают учителю богатые возможности переключать внимание обучающихся с одного вида деятельности на другой и тем самым активизировать урок, делать их более продуктивными и при этом снимать психофизические нагрузки с детей, снижать их утомляемость. На своих уроках я учитываю основные принципы дидактики и возрастной психологии детей, которые нисколько не противоречат народной педагогике.

Как основу для изучения на уроке я использую детский фольклор, так как он наиболее близок и понятен детям (считалки, игры, прибаутки, заклички, скороговорки , творческие рисунки и т.д, (см. Приложений №1.) Также в изучение ввожу и другие жанры народного творчества, такие как пословицы и поговорки, загадки, хороводные, игровые, плясовые песни, сказки, элементы

Бугаенко Галина Федоровна, 2013

народного театра и т.д. Знакомлю ребят с современными направлениями развития народной песни на примере профессиональных коллективов.

Таким образом, приобщение учащихся к фольклору, овладение родной музыкальной речью обеспечат естественный переход к профессиональной музыке.

Такие известные дидактические принципы, как постепенность и последовательность, доступность и систематичность, наглядность и достоверность, активизация восприятия, образного мышления и творческой инициативы, комплексное освоение материала, индивидуальный подход – находят полное подтверждение в работе по освоению фольклора детьми на уроках народного творчества, фольклорного ансамбля и постановки голоса.

На моих уроках осуществляется индивидуальная, парная, групповая, фронтальная деятельность учащихся:

- индивидуальная – задания выполняются каждым учеником самостоятельно, в соответствии с возможностями и способностями учащегося, например при выполнении творческих классных или домашних заданий (сочинить сказку, написать частушку, придумать страшилку, разгадать кроссворд и т.п. см. приложения №2.);



- парная предполагает сотрудничество, взаимоконтроль;

- групповаяпредполагает участие нескольких человек в решении конкретной задачи, обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся и их сотрудничество; применяю для творческих заданий (разыграть сказку, игру и т.д.);

- фронтальная – одновременное участие всех учащихся под руководством учителя, применяю при объяснении нового материала, организации игровой деятельности, для внеурочных форм творческой деятельности (совместное коллективное творчество: спектакль, сцена из народной жизни, концерт и т.п.).

В своей работе я практикую разные типы уроков. Специфике предмета «народное творчество» соответствуют три типа уроков:



  • комбинированный урок;

  • урок передачи и приобретение знаний, умений, навыков;

  • интегрированный урок (народное творчество – музыка,

народное творчество - ИЗО).

( см. Приложение №3)



Бугаенко Галина Федоровна, 2013

Комбинированный урок – наиболее распространённая форма, позволяющая сочетать различные методы и формы обучения в процессе практической деятельности, осваивать и осмысливать знания, использовать разнообразные методы и приёмы, активизирующие творческую деятельность учащихся.

Самыми распространёнными уроками по предмету «народное творчество» являются нетрадиционные:

- урок – спектакль (разыгрываем сцены из жизни крестьян, фрагменты народных праздников, обрядов); ( см. Приложения № 4, №5).



  • урок – экскурсия (посещение выставок краеведческого музея); урок – концерт (выступление учащихся, а также встречи с народными исполнителями);

- урок – игра, урок – конкурс;

- театр – экспромт (см. приложение №6).

На уроках я использую следующие методы, приёмы и средства обучения:

-объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, просмотр видео записей, прослушивание аудиозаписей, живое голосовое исполнение музыкальных произведений фольклора);

-репродуктивный (пример, лекция, демонстрация и т. д.);

-проблемного изложения изучаемого материала (создание проблемной ситуации, обучение сравнению и сопоставлению);

-частично - поисковый (наблюдения, конкурсы, самостоятельная работа);

-исследовательский (запись и расшифровка фольклорного материала, сбор новых сведений, фактов, творческая деятельность, исследование).

Для эффективного решения поставленных задач, я организую свою педагогическую деятельность на системной основе, которая строится в соответствии с такими принципами педагогики как добровольность, взаимодействие и сотворчество.

Совместная коллективная работа – важнейшее педагогическое средство, где содружество, сотворчество учителей и учеников создаёт хорошую «почву» для творческой деятельности каждого ребёнка.

В данном случае я стараюсь выступать одновременно и как учитель (по отношению к детям), и как ученик (по отношению к народным мастерам). Считаю важным установление тесных связей с фольклорными традициями своего региона, своей местности, так как убеждена, что только через своё личное творчество, знания, умения в области фольклора учитель сможет увлечь учащихся изучать его. Использую устное народное творчество, музыкально-песенный материал, элементы движений своего района и области. Учащиеся с

Бугаенко Галина Федоровна, 2013
интересом знакомятся с творчеством песенниц , фольклорных ансамблей сел Подсереднее, Афанасьевка, Иловка, Мало- Быково и др. Только в творческом общении преподавателя с детьми стираются грани между обучением и воспитанием, между теорией и практикой, реальностью и воображением, являя особый акт педагогического мастерства.

Педагогические технологии и средства учебно- воспитательной работы

В своей работе я ориентируюсь на несценические формы исполнения:



  • общение посредством музыки;

создание фольклорных, игровых ситуаций;( см. Приложение №6)

  • проведение праздников;

  • обучение импровизации.

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играют и внеурочные формы организации их досуга. Около 50% моих учеников посещают руководимые мною школьные кружки. Также частью внеурочной деятельности являются театрализованные праздники, концерты, театрализации сцен из народной жизни. Здесь дети проявляют себя не только в роли артистов, певцов, танцоров, но и помогают мне в создании сценариев, костюмов, декораций (см. приложение №7, ).

Используя методы словесных пояснений, исполнительского показа , метод самоконтроля, проблемный метод, даю образец правильной работы, обеспечиваю учебным материалом для дальнейшей самостоятельной работы, находясь в постоянном поиске новых вариантов решения творческих задач с каждым учащимся дифференцированно. Храня верность традициям музыкального образования, я ставлю своей задачей - дать возможность наиболее одарённым и профессионально перспективным детям получить образование, позволяющее поступить в специальные учебные заведения. Кроме того, объединив свою профессиональную работу с интересами детей и их родителей, развиваю у ребят навыки любительского музицирования (игра на баяне), которые найдут практическое применение в жизни ребёнка, как во время обучения, так и после окончания школы.

В своей педагогической деятельности, я применяю наиболее приемлемые для практического использования методы:

Метод наблюдения; этот метод более всего доступен педагогу и дает много сведений об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Данная методика требует определения цели и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать), а также длительность и способ фиксации результатов.
Бугаенко Галина Федоровна, 2013

Метод - опрос; это метод, при котором учащийся отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Он имеет несколько вариантов:

- устный опрос; он применяется тогда, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями учащегося, отвечающего на вопросы.

- интервью; при помощи специальных вопросов и заданий раскрываются актуальные и потенциальные возможности личности опрашиваемого, собирается информация о теме взаимодействия. Вопросы заранее определены. На первом этапе педагог больше слушает собеседника, демонстрируя доброжелательное, внимательное и заинтересованное

отношение ко всему, что он говорит, и к нему самому как к личности. На втором этапе необходимо получить развернутое представление об особенностях тех проблем, которые ему свойственны.



Метод-беседа; более гибкий, чем опрос, метод изучения обучающихся, он есть стандартизированный и свободный. При стандартизированном способе заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, чтобы легче их обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений. Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение.

Владение приемами прогнозирования педагогических результатов

При постановке педагогических задач предварительно оцениваю индивидуальные психо-физические возможности учащихся, уровень приобретенных навыков и умений. Проблемная ситуация, создаваемая на занятиях, характеризует особое психическое состояние ученика, сопровождающее весь процесс решения музыкально-художественной задачи от возникновения замысла до готовности пьесы к открытому показу на концерте. Использование проблемной ситуации в обучении музыканта позволяет мне в каждом конкретном случае, учитывая индивидуальность учащегося, добиваться результатов, воспитывать ученика хорошим музыкантом и тем самым подготовить его к самостоятельной практической работе, разбудить его познавательную активность, создать условия для наиболее полного раскрытия возможностей ученика, независимо от того, станет ли музыка его профессией.

В своей работе я использую следующие педагогические технологии и формы обучения:



Бугаенко Галина Федоровна, 2013

Учебный диалог. На занятиях я выслушиваю мнение ученика, организую работу так, чтобы учащийся самостоятельно делал выводы, находил наиболее рациональный способ решения поставленной задачи. Ученик учится спорить, доказывать, общаться, находить свой способ изучения и закрепления преподаваемого материала. Преподаватель - равноправный участник диалогового общения. Я высказываю свое мнение, но никогда в обязательном порядке не навязываю его участникам дискуссии.

Ансамблевая работа. Учащиеся выступают в качестве активных индивидуальных деятелей-исполнителей, и одновременно с тем, учатся слушать и уважать других.

Использование ИКТ привлечение ресурсов интернет при подготовке к занятиям, мероприятиям. Освоила и применяю в педагогической практике инновационные методы для записи фонограмм, вокальных и музыкальных партий и обработки звучания музыкальных произведений.

Личностно – ориентированный подход в обучении – признание индивидуальности, самобытности, ценности каждого ученика, его развития как индивида. Целью личностно – ориентированного обучения является развитие познавательных способностей учащегося, максимальное раскрытие индивидуальности ребенка.

3. Результативность опыта

Результатом моей педагогической деятельности являются:

1. Постоянный и устойчивый интерес детей к различным видам музыкальной и художественной деятельности (фольклорному пению, к русскому народному – прикладному творчеству);

2. Формирование у детей ценностного отношения к народной музыке, устному народному творчеству;



3. Потребность детей в общении с прекрасным, умение детей выразить свои впечатления в музыкально-ритмических движениях, инсценировках, театрализациях и других видах деятельности.

По теме развития музыкальных способностей через музыкальный фольклор проводилось анкетирование


в младших классах. участвовали 12 детей 8-9 лет.

На основе выделенной гипотезы констатирующий анкетирование предусматривало решение следующих задач:

1. выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;
Бугаенко Галина Федоровна, 2013

2. определить средний уровень музыкального развития, сформированного на базе опроса.

В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся. Стремиться к тому, чтобы дети со слабыми природными и средними музыкальными данными приобретали правильные навыки, как и дети, обладающие хорошими музыкальными данными.

Для выяснения уровня заинтересованности детей на занятиях проводится анкетирование на тему «Что тебя больше всего привлекает на занятии?» ( см. Приложение - Анкета). Нужно было выбрать один или два варианта ответов:

  1. Беседы о народных традициях, обрядах.

  2. Народные игры.

  3. Принимать участие в концертной деятельности .

  4. Петь.

  5. Танцевать.




Начало 2011-2012 учебного года

Конец 2011-2012 учебного года

18% - 1 вариант

22% - 2 вариант

25% - 3 вариант

15% - 4 вариант

10% - 5 вариант

20% - 1 вариант

20% - 2 вариант

40% - 3 вариант

15% - 4 вариант

10% - 5 вариант

Бугаенко Галина Федоровна, 2013

Из ответов видно, что интерес сохраняется. Наибольшее предпочтение дети отдают концертной деятельности. Дети рассказывают о народных обрядах дома. Но, вместе с тем, отмечается слабая заинтересованность родителей занятиями, поэтому планируется проведение семейных праздников.

на вопрос анкеты «Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного ансамбля» нужно было выбрать один из трех вариантов ответов:

1. с желанием

2. без желания

3.затрудняюсь ответить.


Начало 2011-2012 учебного года

Конец 2011-2012 учебного года

80% - 1 вариант

8% - 2 вариант

12% - 3 вариант

76% - 1 вариант

10% - 2 вариант

14% - 3 вариант


Бугаенко Галина Федоровна, 2013


Из ответов детей видно, что интерес несколько снизился.

Можно сделать вывод, что

  • у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов;

  • развивается понимание народной этики и ее роли;

  • сформировался более высокий уровень культуры поведения и самореализации на празднике;

  • выступая с концертными номерами, пропагандируют народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, испытывая чувство уважения и гордости к искусству своего народа.

Стимулирующим фактором развития творческих способностей обучающихся является участие в смотрах, конкурсах.

Принимая участие в них, дети познакомились с разнообразным песенным репертуаром, почувствовали, что они занимаются значимым делом. В них укрепилось чувство гордости за свое творчество.

Приобщение к устному народному творчеству идет через разные сферы деятельности:

  • детские объединения эстетического цикла

  • концертные программы

  • семейные праздники

  • фестивали искусств

Деятельность по развитию творческих способностей посредством музыкального фольклора считают эффективной, так как она отвечает следующим требованиям:

  1. Целенаправленность деятельности.

  2. Учет возрастных особенностей учащихся.

  3. Разнообразие форм и методов.

Бугаенко Галина Федоровна, 2013


  1. Творческий характер деятельности.

Достижение ожидаемого результата от совместной деятельности педагога и ученика возможно при выполнении ряда устоявшихся в педагогической деятельности истин:

а) Принимать ребенка таким, каков он есть. Все дети талантливы по своему, и важно этот талант найти и помочь ребенку его раскрыть. И здесь важно доверие, опора на имеющийся у ученика потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей, стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте ребенок смог заняться самосовершенствованием.

б) Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении, ведь для ребенка справедливость это условие его непосредственной защищенности. А педагогическая справедливость заключается в том, чтоб увидеть, пусть даже самую маленькую победу ребенка, или просто отметить старание ребенка.

в) Быть примером для детей, совершенствоваться самому, быть увлеченным богатством разнообразной музыки, заниматься творчеством.

«Творить - жить дважды».
А.Камю

Как нельзя дважды войти в одну реку, так нельзя провести два одинаковых урока. На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе. Кроме того, бесстрашие рисковать, пробуя в классе новые приемы.


По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Творческое начало, как способность ребенка создавать свое, новое, оригинальное - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского «Я».
Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Бугаенко Галина Федоровна, 2013

Всегда думать о своих учениках, знать их конкретные проблемы, и находить способы и методы, с помощью которых эти проблемы, возможно решить, уметь радоваться и восхищаться успехами своих учеников.

Считаю достижением в своей педагогической деятельности:

1.Создание хорошего психологического климата при организации познавательной деятельности.

2.Использование различных методов и приемов, для усвоения новых тем программы, при изучении музыкальных и вокальных произведений, для разной возрастной категории учащихся

3.Выработка и формирование в коллективе в целом, и каждым в отдельности учеником, устойчивой мотивации, четким определением направления творческой деятельности.

4.Включение учеников в социально значимую деятельность (концерты, конкурсы).

5. Приобретение учащимися опыта сотрудничества с различными коллективами осуществляющими различного рода творческую деятельность, воспитание уважительного отношения к результатам работы и творчества других людей.

Таким образом, из всего выше изложенного можно сделать вывод: правильно организованная работа с учащимися по развитию творческих способностей средствами русского фольклора позволяет:


  • вызвать интерес учащихся к изучению культурного наследия и традиция русского народа;

  • приобщить детей к народной образности, миропониманию, к богатейшим художественным ценностям, созданным много -вековым опытом народа;

  • сформировать художественно - эстетический вкус;

  • привить школьникам любовь к народной песне, поэзии, танцу, музыке;

  • воспитать средствами народного искусства активную личность, способную творчески мыслить и проявлять творческую инициативу;

  • воссоздать с помощью приобретённых навыков и умений творчество.

В процессе обучения отслеживаю результаты деятельности обучающихся качества знаний и успеваемости

Бугаенко Галина Федоровна, 2013

Учебный год

Уровень обученности

Качество знаний

2009-2010г

100%

83,4%

2010-2011г

100%

85%

2011-2012г

100%

87%

Данная таблица позволяет сделать вывод, что уровень обученности обучающихся класса фольклора за последние 3 года носит стабильный характер ,качество знаний повышается.

По результатам промежуточной и итоговой аттестации учащиеся моего класса имеют качественную успеваемость в промежутке от 83,4% до 87%.

Таким образом, результативность деятельности качества знаний и успеваемость обучающихся оптимальна. Исходя из этого, можно сделать вывод, что реализация автором опыта способов повышения качества практической деятельности школьников обеспечивает положительную динамику их развития.

Осуществление этой работы способствует развитию лучших качеств личности обучающихся и играет плодотворную роль в совершенствовании воспитательной работы в музыкальной школе. Уделяя большое внимание эстетическому и нравственному воспитанию, провожу тематические классные часы о правилах этикета и культуре поведения в обществе.

Бугаенко Галина Федоровна, 2013

Мои ученики отличаются воспитанностью, пониманием красоты, широким кругозором в области искусства.

Д.Б. Кабалевский сказал: « Где, как не в музыкальной школе, ребенок может получить начало эстетического воспитания и приобрести чувство прекрасного, умения понимать и ценить произведения искусства». Результатом педагогической и творческой работы с детским коллективом служат грамоты в районных и зональных смотрах - конкурсах, так и за участие в них. Таковы итоги моего педагогического труда.

Осваиваю современные тенденции в методике преподавания и обучения на базе современных компьютерных технологий, а именно: привлечение ресурсов интернет при подготовке к занятиям, мероприятиям. В работе продуктивно использую видеозаписи, фонограммы и другой музыкальный материал. Использую в работе метод проблемного обучения, когда процесс решения задачи учеником, со своевременной и достаточной помощью педагога, приближается к творческому процессу, получение результатов и их оценку. Конечный результат является для ученика личным открытием.

Сама личность учителя, его внутренний мир, оказывают большое влияние на формирование личности ученика, поэтому педагог должен быть интересен учащимся, постоянно развивать свой кругозор, совершенствовать профессиональное мастерство. Основой всей моей педагогической деятельности, стала необходимость в постоянном самосовершенствовании и самообразовании. Через периодические издания методической литературы, Интернет-ресурсы, знакомлюсь с педагогическими новинками, освещающими образование и достижениями в области применения новых компьютерных программ для обработки музыкальных произведений, изучаю их и потом использую в своей работе.

Учитель – профессия массовая. Сотни тысяч учителей работают с детьми в нашей стране. Но одна из самых творческих профессий – профессия преподавателя ДМШ. Я горжусь своей профессией, я дорожу своими учениками, мне очень близки слова Л. Н. Толстого: « Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику – он совершенный учитель».




Библиографический Список литературы




  1. Алексеенко Е.В. Фольклорные традиции русского народа

  2. Аникин В.П. Детский фольклор //

  3. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л.: Просвещение, 1983.

  4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

  5. Бачинская Н., Попова Т. « Русское народное музыкальное творчество»М., 1974

6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте -

М.Просвещение, 1991.

7. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», М. Просвещение,

2005

8. Веретенников И.И. « Русская народная песня» Б, 1994

9.Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 2003

10.Давыдов В. Развивающееся обучение в игре Л.: 1986.



  1. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.-Л., 1962.

12. Комарова Т.С. Дети в мире творчества – М., 1995.

13. Как развивать и воспитывать способности у детей /Книга для

родителей/. – М.: 2000.

14. Линькова Н.П. Игры, праздники и воспитание способностей – М.,

1969.

15. Камаев А.В., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. - М.:

Высшая школа, 2004. - 195с.

16. Колмыкова И.Б. Изучаем фольклор // Начальная школа. - 2006.



17.Мельников М.Н. «Детский фольклор и проблемы народной

педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987

18. Мельников М.И. Русский детский фольклор. - М.: Просвещение,

2000.

19. Назаров Л. «Введение в песенный фольклор», журнал «Народное

творчество» №6, 1999, № 1, 2000

20. Фомина Н.Н. «Народные праздники и программы с методическими

рекомендациями организации занятий». 2001

21. Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. / Сост.



Э.Ф. Белоусов - М., 2001



Каталог: img -> upload -> 2763 -> documents
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> На правах рукописи
upload -> Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума
upload -> На правах рукописи
upload -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
upload -> На правах рукописи Игнатенко Ирина Ивановна формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования
upload -> Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 Медицинская психология
upload -> Педагогический мониторинг инновационной деятельности в системе «школа ссуз вуз» 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
upload -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
documents -> «Психологические особенности работы с учащимися младших классов на уроках фортепиано»

Скачать 67,81 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница