Педагогическая технология организации творческой журналистской деятельности школьников



Скачать 151.35 Kb.
Дата20.04.2016
Размер151.35 Kb.
Молчанова О.И.,

кандидат пед. наук


Педагогическая технология организации творческой журналистской деятельности школьников

Организация творческой журналистской деятельности школьников имеет последовательно организованный, педагогически осмысленный и разработанный путь, свою педагогическую технологию.

Творческая деятельность невозможна без создания педагогических условий, к которым следует отнести: программу обучения, методы и приемы, используемые педагогом, нравственные установки, принципы общения руководителя с учащимися.

Занятия по журналистике ведутся в школах, как правило, факультативно. Большинство руководителей кружков работают без определенного планирования, без методического руководства. На фоне активного процесса развития школьной прессы данный факт представляет собой негативное явление, так как без профессиональных основ данная деятельность приносит больше вреда, чем пользы. Не случайно журналист В. Хилтунен заявляет: «Нет ничего более опасного с этической точки зрения, чем раннее вовлечение подростков, детей в журналистику. Но нет и ничего более продуктивного: пока мозги еще не заизвесткованы, можно помочь родиться и таланту, и гению…» (1; 36).

Теория журналистики достаточно сложна, и определенные понятия, жанровые характеристики должны объясняться на конкретном, журналистском материале. Лучше усваивается материал в разносторонней деятельности, а не из лекций учителя. «Научиться» журналистике – значит научиться видеть, наблюдать, анализировать, распознавать существенное в мишуре внешних и часто случайных признаков, отбирать и отсеивать факты, прокладывать дорогу новому и находить в кристалле того или иного события новые его грани, размышлять, сопоставлять, приходить к правильным оценкам и выводам, словом, – мыслить». Эти строки из «Литературной газеты» за 1963 г., которая посвятила несколько номеров дискуссии на тему «Как готовить журналистов?». Данная задача стоит перед современной школой, взявшей за основу принцип развивающего обучения.

«Личностное начало в ребенке, зарождаясь еще в раннем детстве, нарушает линейность, программируемость образовательного процесса, придавая ему черты избирательности, саморазвития, целостности, опосредованности», − считает В.В. Сериков (2; 17).

Журналистика по сути реалистична, и учиться писать журналистские тексты надо исходя из личного, прожитого опыта. Журналист О. Кучкина, делясь советами с начинающими, пишет: «Скинь напластования, привычку, установившиеся рамки, доберись, докопайся до основания – только тогда твое слово будет откровением для людей. Раньше мне казалось: одно дело – работа, другое – мои собственные мысли. Неверно. Тот момент, когда произошло преодоление этого заблуждения, и был началом настоящей журналистской работы» (3; 17). Собственные мысли появляются в результате «проживания ситуации», в традиционных стандартных условиях урока невозможно научить писать журналистские тексты. Здесь со всей очевидностью встает вопрос проблемного обучения.

Теория проблемного обучения как новое направление в современной дидактике появилась в 70-е гг., ее разрабатывали А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др. Теоретическое осмысление системы работы лучших учителей помогло обнаружить в учебном процессе общую закономерность активизации познавательной деятельности учащихся: напряжение интеллектуальных сил ученика, вызываемое главным образом постановкой проблемных вопросов, проблемных познавательных задач и учебных заданий исследовательского характера. «Это напряжение рождается в столкновении с трудностью в понимании и осмыслении нового факта или понятия и характеризуется наличием проблемной ситуации, высокого интереса учащегося к теме, его эмоционального настроя и волевого усилия» (4;13).

Проблемная ситуация, создающая на занятии атмосферу творческого процесса, поиска, необходима для стимулирования желания у школьников искать ответ, решение. В обучении основам журналистики, назначение которой добывать информацию и помогать в поиске решения вопросов, теория проблемного обучения особенно актуальна, ведь занятия в основном и строятся на создании такой ситуации, когда необходимо активизировать познавательную самостоятельность учащихся.

И.Я. Лернер подчеркивает, что стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, «которую невозможно решить традиционными способами». Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися различными способами: путем четкой постановки проблемы учителем; путем создания ситуации, в которой от учащихся требуется самим понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путем создания ситуации с четко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения которой ученик должен прийти к новой, дополнительной программе, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации; особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения некоторой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему (5; 416).

При решении данных задач учащиеся отбрасывают привычные представления и самостоятельно проникают в более глубокие стороны явлений.

Некоторые ученые проблемную ситуацию называют творческой ситуацией. По мнению В.И. Андреева, творческая ситуация – это ситуация, требующая разрешения некоторого диалектического противоречия. «Творческими ситуациями есть основание считать такие для ученика, выходом из которых является поиск нового метода, приема, средства деятельности и которые одновременно стимулируют развитие творческих способностей личности» (6; 37-38).

Примерами творческих ситуаций могут быть: дискуссионные ситуации, ситуации, требующие оценочных, критических суждений, ситуации применения аналогий, ситуации прогнозирования, выдвижения гипотез.

Следует различать очень близкие понятия «творческая ситуация» и «проблемная ситуация». Понятие «творческая ситуация» шире. «Проблемная ситуация характеризует ситуацию противоречия, связанную с рассогласованием того, что знает, умеет, на что способен ученик, и тем, что необходимо знать и уметь, чтобы разрешить это противоречие. Вместе с тем, творческая ситуация может не содержать проблемной ситуации явно. Как, например, в условиях дискуссионной ситуации» (7; 37-38).

В ученическом издании могут публиковаться как журналистские, так и литературные (стихи, проза, переводы), и научные тексты учащихся (доклады, фрагменты реферата и т.д.). Тип продукта творчества детей зависит от их индивидуальных наклонностей. Уже на первых занятиях выясняется, что ближе ребенку, какой стиль информации, какой вид творческой деятельности. Нельзя ограничивать детей в этом. Только поощряя и направляя, можно добиться качественного результата. Личностное обучение, предполагающее не столько изучение, сколько проживание учеником явлений природы и культуры в собственном творчестве, можно назвать эвристическим обучением (8; 8).

На наш взгляд, в преподавании основ журналистики в современной школе, взявшей за основу принцип развивающего обучения, имеют место методы как проблемного, так и эвристического обучения.

В ходе обучения целесообразно применять различные формы занятий: уроки-семинары, уроки-дискуссии, уроки-практикумы, уроки-экскурсии с целью создания атмосферы совместной деятельности, активизации творческих возможностей каждого учащегося. При проведении практических занятий используются краеведческие материалы, различные издания, специальные газеты и журналы. С целью расширения кругозора и интересов учащихся в программу включены экскурсии и встречи с интересными людьми (художниками, музыкантами, литераторами, журналистами, актерами и т.д.). На занятиях обсуждаются события общественной жизни, литературные и публицистические произведения.

В зависимости от уровня развития интересов школьников и самого педагога материал, предложенный программой, может быть сокращен или расширен.

Развитие журналисткой деятельности в школе предполагает сотрудничество с местными средствами массовой информации, выпуск собственного печатного издания. Процесс обучения журналистике сложный, требующий от педагога творческих усилий, разработки методической платформы изучения данного предмета. Методы, используемые в совместной творческой деятельности руководителя и учащихся, могут подразделяться по источнику получения знаний на словесные (лекция, беседа, дискуссия), наглядные (демонстрация, лекция, теле- и радиопередачи, экскурсия) и практические (практические занятия, ролевые игры).

Исходя из системы общедидактических методов обучения, обоснованных И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным, предлагаем следующую классификацию методов обучения основам журналистики: репродуктивный метод, проблемный метод, исследовательский метод.

Все перечисленные методы тесно связаны между собой, применяются в развитии журналистской деятельности в школе, в комплексе помогают достижению цели всесторонне развитой личности, способной создавать качественную творческую продукцию.

Остановимся на данных методах, учитывая, что реализуется каждый из них в конкретных действиях, приемах и организационных формах.

■ Репродуктивный метод может проявляться в лекции, демонстрации, в результате самостоятельного чтения, просмотре радио- и телепередач, письменных упражнений, экскурсий и т.д. Сущность данного метода заключается в сообщении готовых знаний и их воспроизведении учащимися.

Лекции, специальная литература (газеты и журналы), радио- и телепередачи способствуют расширению кругозора школьников, стимулируют их интерес к данной творческой деятельности.

К демонстрации можно отнести показ предметов и представление им определенных процессов, имеющих место в профессиональной журналистской деятельности, с соответствующим объяснением их существенных признаков.

Экскурсии и встречи с интересными людьми: журналистами, поэтами, актерами, художниками, музыкантами, педагогами, − оставляют яркие впечатления у учащихся, что позволяет организовать предметное обсуждение и подготовить учащихся к практическому занятию.

■ Проблемный метод реализуется главным образом в беседе, дискуссии, в ходе наблюдений, обсуждений, экспериментирования, специальных экскурсий, работы с литературой и способствует приобретению навыков логического, критического, абстрактного мышления.

Беседа предполагает диалог между учителем и учащимися. Учитель опирается на знания учащихся и с помощью вопросов подводит их к пониманию материала, к последующим выводам и обобщениям. Как считает В.С. Шубинский, при изучении общественных дисциплин диалог с учащимися, а не монолог учителя должен стать ведущим средством развития мысли школьников и познания мира через противоречия – через их развертывание и разрешение» (9; 30).

Творческий труд учеников стал, по признанию В.А. Сухомлинского, источником маленьких открытий в дидактике. Если предметом мысли, изучения, осмысления является обобщение, охватывающее значительный круг фактов, нужно специально давать время на углубление осмысления, обобщения. Как считает педагог, это очень важно для полноценного умственного развития именно в годы отрочества, когда обобщение становится существенной чертой мышления. В этот период опасна зубрежка. Сухомлинский пишет, что сознательно относиться к теоретическим обобщениям как раз и учит труд, связанный с конструктивным моделированием, с исследованием причинно-следственных связей между явлениями, сложными и глубинными зависимостями (10; 609).

Беседа активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – задача, которую решают учащиеся. Беседа может быть подготовительная, сообщающая, эвристическая, воспроизводящая, обобщающая. Беседы различных видов могут совмещаться, пересекаться, перемежаться в зависимости от цели на определенном этапе занятия.

Пример фрагмента подготовительно-эвристической беседы на тему: «Журналистика в современном мире».

Учитель беседует с учащимися о роли газет, телевидения в нашей жизни, затем задает вопрос: «Как вы понимаете, что такое журналистика?» С учетом всего услышанного и обсужденного старшеклассники думают и записывают в тетради каждый свое определение «Журналистика – это…».

Из ответов учащихся.

Кира Бересова: «Журналистика – это своеобразный вид искусства, существующий для того, чтобы лучше понимать окружающий мир».

Ольга Казакова: «Журналистика – это способ получать информацию, чтобы затем знакомить с ней всех людей. Журналистика существует для того, чтобы люди знали: что, где, когда и почему произошло или произойдет».

Мария Купреева: «Журналистика – это образ жизни. В эту профессию идут люди, которым не безразлично, что с нами всеми будет. Поэтому они готовы на все, лишь бы добыть нужную информацию».

Елена Сидоренко: «Журналистика – это наука, изучающая разные явления жизни, изучающая информацию со всех сторон».

Учитель подводит итог, отмечая, что каждый по-своему прав. Журналистика – это и вид искусства, и наука, и образ жизни. На основе анализа известных фактов и явлений, а также самостоятельных наблюдений, учащиеся приходят к выводу по теме занятия.

Своеобразной оценкой работы учащихся является обсуждение, так как в привычном понимании «отметка» на занятиях отсутствует. Главное – мнение коллег по работе. При этом не рекомендуется высказываться на уровне «плохо − хорошо», надо дать развернутое мнение по поводу работы товарища. Обсуждение как методический прием развивает у учащихся способность слушать, обобщать информацию.

Дискуссия. Доказывать свое мнение надо без лишней эмоциональности, аргументировано и логично. Для этого на занятии педагог задает тему дискуссии, это может быть общепринятое выражение, которое все же можно оспорить. Например, «Наглость – второе счастье». Учащиеся делятся на две группы: тех, кто поддерживает суть данного высказывания, и тех, кто готов его опровергнуть. Затем руководитель предлагает найти как можно больше аргументов для доказательства своего мнения. Учащиеся, выслушивая аргумент оппонентов, или соглашаются с ним, или опровергают своим аргументом, на их взгляд, более весомым. Важен итог дискуссии, сам вывод, который дети могут оформить в письменном виде.

Данная дискуссия завершилась следующим выводом:

Счастье не бывает первым или вторым, счастье или есть, или его нет. В данном случае речь о «втором счастье», а значит, суррогатном, которое может находиться только на втором месте, после первого, настоящего. Значит, наглость – черта характера людей, которые могут довольствоваться поддельным счастьем, у которых на первом месте ценности, добытые недобросовестным путем.

Этот вывод, к которому пришли сами дети, звучит как открытие, и заставляет их иначе взглянуть на привычное выражение.

Экспериментирование всегда приветствуется учащимися, к нему можно отнести прием придумывания. Например, учитель предлагает придумать текст (сказку, рассказ, скороговорку), используя только слова на одну букву. При этом важно условие: текст должен быть связным и понятным.

«С» − Смерч в Сан-Франциско. Автор Сергей Сорокин.

Самым страшным сегодняшним событием стал сильный смерч. Сей спонтанный случай содрогнул солнечный Сан-Франциско. Специалисты-сейсмологи советуют сплотиться, связаться со спасателями и соблюдать спокойствие. Свидетели сообщили следующее: сотни сооружений сокрушены смерчем. Самым страшным следствием смерча свидетели считают смерть семидесяти сограждан. США сообщили свое соболезнование семьям Сан-Франциско.

«Б» − Бурмистр Бочонков. Автор Ксения Губина.

Бледненький бурмистр Борис Бочонков, будучи безумно беспокойным, боясь быть безнравственным, баловался булочками, бараньим бифштексом, бутылкой бренди.

Прием «Допиши рассказ». Руководитель предлагает учащимся дописать рассказ, при этом ориентирует на определенную жанровую стилизацию содержания: фантастика, детектив, сказка и т.д. Например, начало может быть таким:

Молодой журналист Виктор Петров остался ночью дежурить в редакции совершенно один. Было тихо, только какие-то шорохи нарушали тишину, далекие звуки за окном свидетельствовали, что где-то даже в это время суток кипит жизнь. И вдруг…

Текст Ольги Семеновой «Случай в редакции» (направление – фантастика).

И вдруг звуки стали нарастать, постепенно заполняя грохотом комнату. Виктор даже заткнул уши, но вместе со звуками в комнату начали проникать и какие-то тени. Они кривлялись и корчились, будто издевались над затуманенным сознанием журналиста, со страхом и изумлением взиравшего на происходящее.

Справившись с оцепенением, Виктор встал и заорал во все горло: «А-а-а!». Через некоторое время тени начали уменьшаться, становиться прозрачнее и исчезли совсем. Виктор вытер пот со лба и осторожно выглянул в темное окно: …на площадке возле крыльца стояла сверкающая огнями и металлическим блеском летающая тарелка…

Прием ролевой игры. Руководитель предлагает обыграть какую-либо ситуацию: попутчики в поезде, начальник и подчиненный, врач и пациент, милиционер и правонарушитель, спортсмен и болельщик и т.д. В результате игры дети учатся владеть ситуацией, находить нужные слова, уместные в данных обстоятельствах. Данный прием позволяет учиться принимать соответствующие решения и определять предполагаемые последствия, вытекающие из этих решений.

«Включенный микрофон» – разновидность ролевой игры, но приближенной к профессиональной деятельности. Учащиеся учатся общаться, задавать вопросы и отвечать на них, приобретают исследовательские навыки, необходимые при решении проблемы. Вопрос для ученика – носитель побудительного мотива, стимул к поисковой деятельности по превращению знания и незнания в знание сущности, своеобразная ступень формирования интеллекта. Вот почему начинать учить мыслить нужно прежде всего с развития умения правильно ставить вопросы.

Задание: «корреспондент» должен всем присутствующим задать такой вопрос, на который им захотелось бы отвечать. При этом в руках он держит воображаемый микрофон. Следует обратиться к каждому. Ответы «респондентов» должны быть развернутыми, своеобразными. «Корреспондентом» из присутствующих выбирается тот, кто придумает самый интересный вопрос.

Фрагмент игры.

Антон Иванюк /корреспондент/: − Как вы считаете, чем отличается истинная вера от суеверия?

Оля: − Это две большие разницы. Ведь можно читать Библию и становиться мудрее, а можно рисовать гадальные крестики и при этом думать, что это тебя спасет в трудную минуту.

Маша: − Мне кажется, что эти понятия неразрывны. Обычные люди не могут быть святыми, а потому в суевериях, более земных для них понятиях, они как бы страхуют себя от неудач. Я считаю, что здесь нет никакого греха.

Марина: − Если вдуматься, что такое суеверие? От слова «суета» происходит. Значит, проходящее, мимолетное, ненастоящее. А люди, думаю, всегда находятся в поиске настоящего, истинного. От суеверия надо избавляться.

Как видим, интересно сформулированный вопрос, поставленный сверстником, активизирует мыслительные процессы учащихся. И после занятия у них остается желание обсуждать этот вопрос. Таким образом может родиться тема для очередной публикации.

Деятельность учащихся постепенно освобождается от шаблонов и сложившихся установок. О приобретении гибкого поискового характера данной деятельности писал П.И. Пидкасистый: «Она складывается из таких умственных и практических действий, которые в реальном процессе мышления ученика выступают как совокупность суждений, умозаключений и практических операций при подготовке, нахождении и разработке существенно новых принципов и планов решений задач, при выявлении и постановке новых проблем, при высказывании новых оценочных суждений и т.п.» (11; 99-100).

■ Исследовательский метод. Цель его использования – формирование на занятии атмосферы поиска, когда учащиеся сами ищут ответ на поставленный вопрос. Не случайно некоторые специалисты считают, что «журналистский поиск по степени целенаправленности, отграниченности и выраженности познавательного процесса, по степени осознанности познавательных задач и познавательных действий приближается к поиску научному» (12; 36).

Благодаря данному методу ученик постепенно познает принципы и этапы своего исследования, изучает литературу по теме проблемы, разрабатывает план исследования, проверяет гипотезы и оценивает полученные результаты.

Для реализации данных методов необходима система организационных педагогических действий. Работа с литературой, первоисточниками, выполнение заданий редакции предполагают умение организовать свою деятельность, согласуя ее с интересами коллектива.

Эти организационные действия имеют большое значение при работе над регулярным выпуском школьного издания. Это значит, что процесс выхода в свет газеты или журнала полностью зависит от умения учащихся планировать свою работу. Разработка учениками норм индивидуальной и коллективной деятельности – эвристический процесс. На занятиях ученики часто работают в малых группах, редактируют тексты и газетные полосы, что развивает самостоятельность в принятии решения, ответственность.

Творческие тексты учащихся отличаются по объему и по времени выполнения. Одни работы выполняются учениками непосредственно на занятии и представляют собой элемент творчества в рамках определенной темы или вида деятельности. Таковы придуманные учащимися короткие рассуждения, эссе, сказки. Другие работы – текущие, они выполняются учениками не только в классе, но и дома, в течение 1-2 недель, иногда уходит времени больше – до месяца работы. Это журналистские работы по заданию редакции, требующие тщательной подготовки, всестороннего обдумывания. Наиболее емкие творческие работы ученики готовят в течение нескольких месяцев, это – исследовательские материалы, конкурсные, для защиты на специальных научных или тематических конференциях и т.д.

Самооценка ученика вытекает из итоговой рефлексии. Публикация творческой работы ученика – своеобразная оценка, показатель его умения. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя старшеклассник не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь. Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. ◄

Литература

1. Хилтунен, В. Если учеников нет – это трагедия // Журналист. − 1993. − № 3. – С. 34-36.

2. Сериков, В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. − 1994. − № 5. – С. 16-19.

3. Кучкина, О. Где начинается журналист // Советская печать. − 1964. − № 10. – С. 17.

4. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе. − М.: Просвещение, 1977. – 240 с.

5. Лернер, И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей /Научное творчество. Сб. статей /Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. − М.: Наука, 1969. – 446 с.

6. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. – 236 с.

7. Там же.

8. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения. − М.: ВЛАДОС, 2000. – 319 с.

9. Шубинский, В.С. Педагогика творчества учащихся. − М.: Знание, 1988. – 80 с.

10. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. − Кишинев: Лумина, 1979. – 622 с.

11. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. − М.: Педагогика, 1972. – 184 с.



12. Методы журналистского творчества. Сб. статей /Под ред. В.М. Горохова. − М.: Изд-во МГУ, 1982. – 151 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница