Педагогическая практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки психологов по специальности «Психология»



Скачать 378,91 Kb.
страница1/2
Дата23.05.2016
Размер378,91 Kb.
ТипПедагогическая практика
  1   2
пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с Положением о порядке организации, проведении, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений Республики Беларусь.

Педагогическая практика является составной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки психологов по специальности «Психология» со специализациями «Социальная психология», «Психология предпринимательской деятельности».



Цель педагогической практики состоит:

  • в развитии профессионально-значимых личностных качеств студента-психолога;

  • в закреплении теоретических знаний и приобретении навыков самостоятельной работы студента в педагогической деятельности;

  • в подготовке студентов к профессиональной деятельности психолога в организациях различной формы собственности.

В процессе практики каждый студент должен знать:

  • принципы, методологию и методы педагогической деятельности;

  • технологии педагогического мастерства, организации и проведения различных форм учебных занятий;

  • закономерности онтогенеза психических процессов человека в условиях

обучения и воспитания на каждой возрастной стадии;

  • принципы организации обучения, методы оптимизации когнитивного и нравственного развития личности в обучении;

  • основные сферы применения психологических знаний в организациях различных форм собственности;

  • основные принципы организации обучения и воспитания в условиях современных организаций;

  • психодиагностические методы организации и планирования учебной работы, формы контроля и проверки знаний обучающихся.

Студент должен уметь:

  • планировать, разрабатывать содержание лекций, практических и семинарских занятий, СПТ с учетом современных требований к ним;

  • использовать разнообразные методы, приемы активизации и учебно-познавательной деятельностью обучающихся, решать образовательные и коррекционно-воспитательные задачи обучения с учетом их половозрастных и профессиональных особенностей;

  • осуществлять в процессе обучения дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся;

  • пользоваться различными видами наглядных пособий, владеть методикой использования ТСО;

  • вести учебную документацию;

  • уметь проводить психолого-педагогический анализ лекций, семинарских занятий, СПТ;

  • пользоваться методами научного исследования.

Продолжительность практики для студентов 5 курса дневной формы получения образования по специальности «Психология» со специализациями «Социальная психология» и «Психология предпринимательской деятельности» составляет 6 недель.

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
1. Общие положения

Перед началом педагогической практики проводится установочная конференция, во время которой студенты-практиканты прикрепляются к групповым руководителям от кафедры, а также знакомятся с приказом по распределению на базы учреждений и организаций, с программой практики, с организацией проведения практики. Со студентами-практикантами проводится инструктаж по технике безопасности и охране труда.

Квалификационные характеристики, с учетом сферы профессиональной деятельности студентов-психологов специальности «Психология» со специализациями «Социальная психология» и «Психология предпринимательской деятельности», позволяют выделить основные направления организации педагогической практики. Распределение студентов на педагогическую практику проводится с учетом их специализации.

Сфера профессиональной деятельности студента-психолога специализации «Социальная психология» на основе совокупности общепрофессиональных и специальных знаний включает:



  • образовательную деятельность;

  • социальное воспитание детей и молодежи;

  • решение социально-педагогических задач в области социальной защиты, социально-педагогической помощи и поддержки обучающихся;

  • и др.

Студенты данной специализации в период прохождения педагогической практики могут выполнять виды работ, соответствующие функциональным обязанностям следующих специалистов: преподаватель психологии; педагог-психолог.

Сфера профессиональной деятельности студента-психолога специализации «Психология предпринимательской деятельности» включает:



  • обучение, переподготовку и повышение квалификации персонала (проведение лекций, семинаров, СПТ и других форм обучения);

  • разработку и апробацию обучающих программ, и внедрение их в деятельность организации;

  • психологическое просвещение в организации с использованием психологических знаний и достижений научной и практической психологии в области предпринимательства и менеджмента при организации работы с персоналом;

  • и др.

Студенты данной специализации в период прохождения педагогической практики могут выполнять виды работ, соответствующие функциональным обязанностям следующих специалистов: преподаватель психологии; педагог-психолог; организационный психолог; менеджер по персоналу; менеджер по обучению и развитию персонала; тренинг-менеджер.

Таким образом, в рамках выполнения программы педагогической практики для достижения цели и реализации поставленных задач студентам 5 курса дневной формы получения образования специальности «Психология» со специализациями «Социальная психология», «Психология предпринимательской деятельности» следует определить прохождение практики в учреждениях системы образования, а также на базах организаций различной формы собственности. Высокий уровень прохождения педагогической практики, должен быть обеспечен специалистами по специальности «Психология», которые имеют первую или высшую аттестационную категорию, или стаж профессиональной деятельности более 5 лет.

Студент-практикант совместно с групповым методистом координирует и согласовывает свою деятельность на базе практики с непосредственным руководителем от базы, который контролирует их работу, а также осуществляет методическое руководство.

В своей деятельности студенты руководствуются целями и задачами практики. Время работы студентов – 6 часов в день.

По завершении практики на итоговой конференции студенты сдают факультетскому руководителю практики отчетную документацию, заверенную групповым методтстом, выступают с докладом о проделанной работе.

Организация и проведение педагогической практики обсуждается на заседаниях кафедры, деканата.

Факультетский руководитель практики сдает отчет по итогам практики и оформляет всю необходимую документацию по ее организации и проведению.
2. Руководство практикой

Для осуществления непосредственного руководства педагогической практикой и оказанию всесторонней помощи каждой группе студентов-практикантов назначается групповой методист из числа штатных сотрудников факультета психологии.



Общее руководство практикой на факультете осуществляется факультетским руководителем.

Факультетский руководитель практики обеспечивает четкое планирование, организацию и учет результатов практики по факультету, устанавливает деловые контакты с руководителями учреждений, на базах которых проходит практика, готовит распоряжения по практике, распределяет студентов по базам и групповым методистам. Знакомит групповых методистов и студентов-практикантов с содержанием практики. Организует и проводит установочную и итоговую конференцию по практике. Контролирует работу студентов-практикантов, групповых методистов, устраняет недостатки в организации педагогической практики. Подготавливает отчет по педагогической практике, докладную о выполнении часов и ведомости на оплату непосредственным руководителям от базы.

Групповой методист (штатный сотрудник факультета психологии) участвует в установочной и итоговой конференциях по педагогической практике. Совместно со студентами-практикантами разрабатывает индивидуальный и групповой планы работы по педагогической практике и согласовывает его с планом работы непосредственного руководителя от базы. Руководит, организует и консультирует студентов-практикантов. Оказывает научно-методическую помощь в прохождении практики. По окончании практики подводит итоги индивидуальной и групповой работы, проверяет отчетную документацию. Выставляет в отчетную ведомость по педагогической практике оценку по практике. Представляет факультетскому руководителю практики сведения по ее итогам.

Непосредственный руководитель от базы обеспечивает необходимые условия для проведения практики. Совместно с групповым методистом планирует индивидуальную и групповую работы студентов-практикантов. Консультирует студентов при выполнении заданий индивидуального и группового планов работы. Знакомит студентов-практикантов с целями, задачами, направлениями работы и структурой организации. Знакомит с научно-практической, методической материальной базой организации. Демонстрирует правила ведения документации организации. Организует подготовку пособий и необходимых материалов для реализации целей и задач педагогической практики. Осуществляет контроль за надлежащим исполнением студентами-практикантами правил внутреннего распорядка организации и соблюдением техники безопасности труда. Участвует в конференциях по педагогической практике.

3. Права и обязанности студентов-практикантов

Обязанности:

  1. Студент-практикант обязан своевременно выполнять все виды работы, предусмотренные программой педагогической практики.

  2. Студент-практикант, обязан выполнять правила внутреннего распорядка и соблюдать технику безопасности труда.

  3. Студент-практикант обязан во время педагогической практики подчиняться факультетскому руководителю, групповому методисту, а также непосредственному руководителю от базы практики.

  4. Студент-практикант обязан своевременно довести до сведения непосредственного руководителя от базы либо группового методиста, либо факультетского руководителя практики о возникающих препятствиях, которые не позволяют в полном объеме выполнить программу педагогической практики.

Права:

  1. Студент-практикант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе педагогической практики, обращаться к групповому методисту либо факультетскому руководителю практики.

  2. Студент-практикант имеет право вносить предложения по совершенствованию проведения практики; участвовать в совещаниях, пользоваться библиотекой, кабинетом и учебно-методическими пособиями психологических служб базовых учреждений и курирующей кафедры.


4. Подведение итогов практики

Итоги педагогической практики подводят на итоговой конференции. Студент-практикант защищает отчет по практике, как правило, в форме краткого (8-10 минут) доклада с мультимедийным сопровождением.

По результатам защиты отчета по педагогической практике, анализа представленной отчетной документации выставляется отметка по десятибалльной шкале.

Согласно пункту № 23 «Положения о порядке организации, проведения, подведения итогов и материального обеспечения практики студентов высших учебных заведений РБ», студент, не выполнивший программу педагогической практики, получивший отрицательный отзыв руководителя практики от базы, неудовлетворительную оценку при сдаче дифференцированного зачёта групповому методисту, повторно направляется на практику в свободное от учёбы время.

По окончании педагогической практики кафедра, осуществлявшая руководство, на основе отчетов, отзывов и пожеланий обсуждает ее результаты на ближайшем заседании кафедры и представляет сводный отчет по итогам ее проведения факультетскому руководителю практики.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


  1. Задания, реализующие цели и задачи практики

1. Прохождение педагогической практики должно быть реализовано в 2 этапа.

Первый этап (3 недели).

  1. при прохождении педагогической практики на базе учреждения образования определить перечень учебных дисциплин. При прохождении педагогической практики на базе организаций различной формы собственности определить направление обучения персонала и контингент.

  2. провести лекционное занятие в объеме 2 академических часов, провести практическое занятие (семинарское, лабораторное тренинговое занятие) в объеме 4 академических часов под супервизией группового методиста или непосредственного руководителя от базы в учреждении образования или организации. Проведение академических занятий включает разработку научно-методического инструментария и учебно-дидактического материала по выделенной дисциплине (направлению обучения), проведение занятия, самоанализ проведенного занятия в виде письменного отчета (приложение 4,5,6,7).

  3. посетить занятия (лекцию, семинар, лабораторное занятие, тренинговое занятие) в объеме 6 академических часов студентов-практикантов в учреждении образования или организации. Представить письменный аналитический отчет посещенных занятий (два отчета) (приложение 6,7).

Второй этап (3 недели).

Проведение психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогическое исследование включает несколько этапов: выбор темы исследования (приложение 9), определение целей и задач, подбор методик, обработка и интерпретация полученного материала.

В качестве объекта изучения может быть выбрана группа (класс, трудовой коллектив) в целом или отдельные обучающиеся.

2. Подготовить письменный отчет о выполнении программы практики в установленные сроки (в течение последней недели практики).



2. Перечень отчетной документации

  1. Индивидуальный план педагогической практики (приложение 2).

  2. Дневник прохождения педагогической практики с отметкой непосредственного руководителя от базы (приложение 3).

  3. План-конспект лекции/практического занятия (приложение 4,5).

  4. Письменные аналитические отчеты по проведенным и посещенным занятиям (самоанализ, анализ) (приложение 6,7).

  5. Письменный отчет о педагогической деятельности (приложение 8).

  6. Письменный отчет по психолого-педагогическому исследованию (приложение 9,10).

  7. Самооценка готовности к педагогической деятельности (приложение 11).

  8. Самоанализ эффективности работы (приложение 12).

  9. Отзыв-характеристика, подписанная руководителем практики на базе ее прохождения и заверенный печатью учреждения. В отзыве должна быть дана подробная характеристика содержания и качества работы практиканта, описание уровня его знаний и личностных особенностей, проявленных в работе, а также дифференцированная оценка, которую, по мнению руководителя, заслужил практикант по результатам практики;



3. Критерии оценки педагогической практики

При оценивании практики учитываются следующие критерии:



  1. содержание научно-методического инструментария и учебно-дидактического материала;

  2. защита отчета по практике на итоговой конференции;

  3. соответствие требованиям и наличие отчетной документации по практике студента.

Оценка может быть снижена:



  1. за несвоевременный выход на практику студента;

  2. за нарушение учебной дисциплины (пропуск часов/дней и опоздание по неуважительным причинам);

  3. за неаккуратное и несвоевременное оформление документации по практике;

  4. за сдачу документации в неполном объеме.




Баллы

Показатели оценки

1

Присутствие на установочной и итоговой конференциях. Неудовлетворительная оценка непосредственного руководителя от базы практики, группового методиста.

2

Присутствие на установочной и итоговой конференциях. Знакомство с программой практики. Неудовлетворительная оценка непосредственного руководителя от базы практики, группового методиста.

3

Составление индивидуального плана работы, утвержденного групповым методистом, пассивное посещение базового учреждения. Неудовлетворительная оценка непосредственного руководителя от базы практики, группового методиста.

4

Пассивное посещение базового учреждения практики, реализация отдельных пунктов индивидуального плана. Представление отчетной документации по практике. Удовлетворительная оценка непосредственного руководителя от базы практики, группового методиста.

5

Участие в основных видах деятельности, теоретический анализ обозначенной проблемы. Представление отчетной документации по практике. Удовлетворительная оценка непосредственного руководителя от базы практики, группового методиста.

6

Активное выполнение заданий, анализ и предоставление результатов по отдельным видам деятельности при непосредственном участии консультанта. Представление отчетной документации по практике. Удовлетворительная оценка непосредственного руководителя от базы практики, группового методиста.

7

Активное участие в выполнении заданий, самостоятельный анализ и предоставление результатов по основным видам деятельности. Представление отчетной документации по практике, согласно требованиям. В целом положительный отзыв непосредственного руководителя от базы практики, группового методиста.

8

Содержательное выполнение индивидуального плана практики. Представление отчетной документации по практике, согласно требованиям. Положительный отзыв непосредственного руководителя от базы практики, группового методиста.

9

Содержательное выполнение всего плана практики, демонстрирование педагогической профессиональной компетентности. Положительный отзыв непосредственного руководителя от базы практики, группового методиста. Представление отчетной документации по практике, согласно требованиям.

10

Самостоятельное и творческое выполнение всего плана практики, демонстрирование профессиональной компетентности во всех сферах деятельности. Представление отчетной документации по практике, согласно требованиям. Высокая оценка непосредственного руководителя от базы практики, группового методиста.


ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. М., 2001.

  2. Бакирова, Г.Х. Тренинг управления персоналом / Г.Х. Бакирова. – СПб.: Речь, 2006. – 400с.

  3. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2003.

  4. Магура М.И. Современные персонал-технологии / М.И. Магура. – М.: Бизнес-школа. – 2001. – 376с.

  5. Магура, М.И. Обучение персонала компании / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа. 2003. 246с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Адриян, Ф. Темная сторона поведения на работе: как понять, почему сотрудники увольняются, воруют или обманывают вас и как этого избежать / Ф. Адриян, Дж. Тейлор. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. – 336с.

  2. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, -1998.

  3. Больше, чем МВА. Современный учебник продаж/Джеральд Меннинг, Барри Рис. – СПб. Прайм-ЕВРОЗНАК, - 2007. – 567с.

  4. Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю. М. Жукова, Л.А. Петровского, О. В. Соловей. – М., 1996.

  5. Володина, Н. Адаптация персонала: российский опыт построения комплексной системы / Н. Володина. – М.: Эксмо, 2010. – 240с.

  6. Вучкович-Стадник, А.А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения / А.А. Вучкович-Стадник. – М.: Эксмо, 2008. – 192с.

  7. Гончарук, В.А. Маркетинговое консультирование / В.А. Гончарук. -М.: Издательство «Дело», -1998. (Электронный вариант. Центр электронной книги, каб. 410, корпус № 7).

  8. Гребенкин, Ю.В. Психотехнологии в рекламе / Ю.В. Гребенкин. –Новосибирск. - 2000.

  9. Дик Р. Преданность и идентификация с организацией / Р.Дик. – Харьков.: 2006. – 139с.

  10. Доминяк, В.И. Организационная лояльность: основные подходы // В.И. Доминяк. / Журнал «МеНеджеR по перосналу», 2006. №4. – С. 36-40

  11. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. Учебное пособие / Под ред. С. А. Багрецова.- СПб., 1999.

  12. Иванова, С.В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике / С.В. Иванова. 2-е издание. – М.: Эксмо, 2008. – 304с.

  13. Иванова, С.В. Продажи на 100%: Эффективные техники продвижения товаров и услуг/С.В. Иванова. – 2-е изд., испр.-М.:Альпина Бизнес Букс, 2006 – 274с.

  14. Козлов, В.В. Социальная работа с кризисной личностью / В.В. Козлов. Методическое пособие. - Ярославль, 1999.

  15. Куницина В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницина, Е.Л. Казарнова, В.М.Погольша. - СПб., - 2001.

  16. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий /А.К. Колеченко. - СПб., - 2001.

  17. Лебедева, М.М. Политическое урегулирование конфликтов / М.М. Лебедева. - М.: Аспект Пресс, -1997.

  18. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М., 2001.

  19. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – 7-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 794с.

  20. Магура, М.И. Оценка работы персонала, подготовка и проведение аттестации / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: ЗАО "Бизнес-школа. 2006. 178с.

  21. Макхем, К. Управленческий консалтинг / К. Макхем. М.: Издательство «Дело и Сервис», -1999. (Электронный вариант. Центр электронной книги, каб. 410, корпус № 7).

  22. Минько, М. Время "Ч". Модель компетенций HR-менеджера / М. Минько. Изд-во «Альпина Паблишер», 2010. – 208с.

  23. Морозова, Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала / Г.Б. Морозова. – СПб.: Речь, 2006. – 400с.

  24. Мокшанцев, Р.И. Психология рекламы / Р.И. Мокшанцев. –М.: -2000. –230с.

  25. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 1999.

  26. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001. – 688с.

  27. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Хрящевой Н.Ю. – СПб: Речь, Институт тренинга, 2001. – 256с.

  28. Повышение качества профессиональной подготовки специалистов: Метод. рек. / Под ред. Л.Н. Тихонова. – Мн.: БГПУ, 2002.

  29. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / Под ред. Проф. Г.С. Никифорова. – СПб.: Речь. 2010. – 816с.

  30. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2006. – 672 с.

  31. Развитие организации и НR-менеджмент/СоставителиЛ.М. Кроль, Е.А. Пуртова – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – 368с.

  32. Справочник психолога-консультанта организации/О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 638с.

  33. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: взгляд клинициста. М.: Независимая фирма «Класс», -1999. (Электронный вариант. Центр эле. книги, каб. 410, корпус №7).

  34. Фетискин Н.П., Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В.Козлов, Г.М.Мануйлов. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. – 490 с.

  35. Фопель, К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего / К. Фопель. – М.: Генезис, 2001. – 256с.

  36. Фишер Р. Путь к согласию / Р.Фишер, У. Юри. – М., 1992.

  37. Ходаков, А.И. Психология успешных продаж / А.И. Ходакова. – СПБ: Питер, - 2001.

  38. Ходжонсон, Дж. Переговоры на равных / Дж. Ходжонсон. – Мн., 1998.

  39. Хопкинс, Т. Как стать мастером продаж / Т. Хопкинс. – М.: ФАРИС – ПРЕСС, 2001.

  40. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: учебное пособие / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 448 с.



Приложение 1
Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»



ОТЧЕТ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Место прохождения практики ________________________________________________________________

Сроки практики: с ______________ по ________________ 201__ г.

Выполнил(а) студент(ка)

_________ формы обучения

специальности «Психология»

специализации ______

__ курса __ группы ________ __________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Групповой методист

______________________

______________________ ________ __________________



(Ф.И.О. ученая степень, звание, должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель на базе практики

______________________

______________________ ________ __________________



(Ф.И.О. ученая степень, звание, должность) (подпись) (инициалы, фамилия)

Минск 201_



Приложение 2

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

студента(-ки) 5 курса факультета психологии дневной формы получения образования БГПУ ___________________________________________________________



(фамилия, имя, отчество)

База прохождения практики ________________________________________________________________

Сроки практики: с ______________ по ________________ 201__ г.

Дата (период)

Содержание планируемой работы

Ожидаемый результат

Отметка о выполнении






































Приложение 3

ДНЕВНИК


ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

студента(-ки) 5 курса факультета психологии дневной формы получения образования БГПУ ___________________________________________________________



(фамилия, имя, отчество)

База прохождения практики ________________________________________________________________

Сроки практики: с ______________ по ________________ 201__ г.

Дата

Содержание работы

Кол-во часов

Роспись

студента-практиканта



Роспись

непосредственного руководителя от базы

















































Приложение 4

ПЛАН-КОНСПЕКТ

лекции/практического занятия № ____
Проведено _________ (дата) по учебной дисциплине __________________

по теме ___________________________________________________________

Цель и задачи лекции/практического занятия: ___________________________

Принципы: _____________________________________________________

Методическое обеспечение занятия (наглядность)________________________

Организационная форма лекции/практического занятия: ________________

План лекции/практического занятия: _________________________________

Характеристика аудитории:_______________________________________

Рекомендуемая литература: _______________________________________

Содержание лекции/практического занятия (излагается текст занятия): _______________________________________________________________

… … …

_________________________________________________________________________________________



Рекомендованная дополнительная литература по теме для расширения знаний: ________________________________________________________

Приложение 5
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЙ
Примерная схема разработки учебной лекции
1. Тема лекции. Обоснование выбора темы:

а) определение места и значения темы в системе целого курса;

б) отбор библиографии по теме (литература для преподавателя, рекомендуемая литература для студентов).
2. Формы организации лекции:

а) аудитория (характер и уровень подготовленности учащихся, студентов);

б) цель лекции (замысел, объединяющий все предметное содержание);

в) задачи лекции, реализующие основной замысел:



  • состав и последовательность задач;

  • характер задач: информационные, аналитические, систематизирующие, проблемные.

г) организационная форма лекции:

  • монологическое выступление;

  • монолог с опорой на аудио-видео-средства;

  • монолог с элементами эвристической беседы;

  • эвристическая беседа;

  • диалог дискуссия (два преподавателя выражающие противоположные точки зрения).

3. Содержание лекции.

а) план-конспект содержания лекции;

б) учебные средства и дидактические приемы.


4. Целостный образ преподавателя в процессе лекции.

а) формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образу, партнерство);

б) языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика);

в) эмоционально выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомимика, вокальная мимика: интонация, громкость, темп, ритм, паузы).


Примерная схема разработки семинарского занятия

1. Тема занятия:

а) определение темы в программе курса;

б) обоснование выбора темы;

в) цель занятия. Задачи: познавательные, воспитательные, развивающие.

г) литература: обоснование отбора рекомендуемой литературы с учетом объема чтения, сложности текстов.




  1. Формы организации семинара (вопросно-ответный, развернутая беседа на основе плана, доклады со взаимным рецензированием, обсуждение письменных рефератов с элементами дискуссии, групповая дискуссия, учебно-ролевая игра).

3. Программа предварительной ориентировки студентов в теме, задачах, обоснованиях, объемах, характере занятия, в литературе, распределение роли

участников обсуждения, требования к докладам, рефератам, формам и характеру обсуждения темы.
4. План-конспект хода занятия. Фиксация основных противоречий в ходе

решения рассматриваемой проблемы. Выделение положения и задач, предполагающих групповые формы обсуждения. Приемы групповой коммуникации на разных этапах занятия.


5. Резюме обсуждения темы на семинарском занятии.
6. Анализ хода семинарского занятия после его проведения.

Приложение 6

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА (АНАЛИЗА) ЛЕКЦИИ
Преподаватель-стажер (Ф.И.О) _______________________________________

дата ______

Учебная дисциплина ________________________________________________

курс ____

количество студентов ____

Тема лекции _______________________________________________________

__________________________________________________________________
Классификация лекции:

– по способам подачи учебного материала (информационная, проблемная, лекция-дискуссия, лекция-визуализация, лекция пресс-конференция и т.д.);

– по месту лекции в учебном курсе: вводная, установочная, тематическая (текущая), обзорная, обобщающая, ориентирующая, заключительная (итоговая).
Структура лекции


  1. Сообщение плана лекции (основных вопросов, рассматриваемых на лекции) и следование ему. Сообщение литературы или других источников по теме лекции.

  2. Способы изложения учебного материала, который определяет структуру лекции: индуктивный (примеры, факты, подводящие к общим научным выводам); дедуктивный (рассмотрение общих положений с последующим разъяснением возможности их применения, используя конкретные примеры); традиционный (последовательное рассмотрение относительно самостоятельных вопросов темы) и др.


Выводы по лекции.

Можно ли говорить о четкости структуры данной лекции (вступление, основная часть, выводы)?


Содержание лекции

Научность и информативность (современный научный уровень) материала лекции: доказательность и аргументированность; наличие достаточно ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств. Освещение истории вопроса. Характеристика различных концепций и научных подходов. Биографический материал. Излагался ли материал, которого нет в учебниках и учебных пособиях? Связь с предыдущим и последующим материалом. Внутрипредметные и межпредметные связи. Связь лекционного материала с задачами будущей профессиональной деятельности.

Соответствие содержания лекции дидактическим принципам высшего образования: связь теории с практикой, практического опыта с наукой; систематичность и последовательность обучения; доступность знаний; прочность усвоения; активность, сознательность и самостоятельность студентов в учебе и т.д.
Методика проведения лекции

Методическая обработка излагаемого материала — выявление ведущих идей и положений; подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение материала доступным и ясным языком; разъяснение вновь вводимых терминов и названий. Применение методических приемов для повышения мотивации к изучению темы.

Создание проблемных ситуаций, использование приемов эвристической беседы; учет индивидуальных особенностей студентов.

Использование приемов закрепления учебного материала: повторение, вопросы на проверку внимания и усвоения; подведение итогов в конце рассмотренного вопроса, всей лекции.

Применение наглядных и компьютерных средств обучения (компьютерная презентация, видеофрагменты и др.).

Использование преподавателем-стажером опорных материалов лекции (плана-конспекта, отдельных записей, полного текста лекции) или преподаватель обходился без опорных материалов. Охарактеризуйте особенности чтения лекции по конспекту и без опорных материалов.

Выдержан ли регламент занятия? Какие вопросы преподавателем-стажером не успел рассмотреть? Почему?
Руководство работой студентов


  1. Как осуществлялась активизация познавательной деятельности студентов, применялись способы поддержания интереса и внимания обучаемых на отдельных этапах занятия. Каким образом вовлекал преподаватель-стажер слушателей в творческую работу по восприятию и осмыслению нового материала (проблемные вопросы, познавательные задачи, разбор ситуаций и т.д.)?

  2. Создавал ли преподаватель-стажер возможность для осмысленного конспектирования, акцентировал ли изложение лекции (выделение темпом, голосом, интонацией, повторение наиболее важной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрация иллюстративного материала и т.д.)?

  3. Как усваивали студенты лекционный материал? Вели ли записи в конспектах? Реакция слушателей (реплики, вопросы, отсутствие контакта, отстраненность, потеря внимания, совсем не слушали, занимались посторонними делами, шумели, уходили и т. д.). Как реагировал и отвечал преподаватель-стажер на заданные вопросы?


Лекторское мастерство преподавателя-стажера

  1. Знание предмета, учебного материала. Увлеченность наукой (конкретной областью знаний). Педагогический такт. Стиль общения. Юмор. Гуманистическая направленность личности преподавателя-стажера. Учет состава аудитории и умение устанавливать с ней контакт.

  2. Речевое мастерство: голос (сила, диапазон, тембр), эмоциональность, образность, дикция, темп.

  3. Культура речи: использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, градации, риторические вопросы и обращения); соблюдение норм языка: лексических (знание значения употребляемых слов, умение избегать тавтологии, слов-паразитов, штампов и т. д), синтаксических (умение правильно строить предложения, не нарушая норм сочетаемости несогласования и т. д.).


Результативность лекции

  1. Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательная цели лекции?

  2. Информационно-познавательная ценность лекции. Воспитательная значимость лекции. Мотивационно-стимулирующая ценность лекции. Будет ли способствовать лекция дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?


Общие выводы, рекомендации и пожелания.

Приложение 7
ПРИМЕРНАЯ СХЕМА САМОАНАЛИЗА (АНАЛИЗА) ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ (ПЗ)
Преподаватель-стажер (Ф.И.О) _______________________________________

дата ______

Учебная дисциплина ________________________________________________

курс ____

количество студентов ____

Тема семинара (лабораторного занятия) ________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Общая характеристика занятия

Тип практического занятия (семинар, лабораторное занятие, деловая игра и т. д.). Тема практического занятия. Цели практического занятия. Место ПЗ в общей системе учебных занятий по предмету. Отвечает ли ПЗ общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесена ли проблематика ПЗ с последовательностью изложения тем на лекциях.


Структура практического занятия

  1. Выдержана ли общая структура практического занятия: вступление преподавателя-стажера; ответы на вопросы студентов по неясному материалу; практическая часть как плановая; подведение итогов преподавателем-стажером; задание для дальнейшей самостоятельной работы по теме.

  2. Какие структурные компоненты были дополнительно введены в практическое занятие? В связи с чем?


Содержание и методика проведения занятия

  1. Готовились ли заранее студенты к практическому занятию (распределение вопросов, рефератов, докладов и т. д.)? Наличие у них плана ПЗ, заданий для самостоятельной работы.

  2. Какие методы обучения, виды и формы работ применялись на занятии (обсуждение отдельных вопросов, рефератов, докладов, сообщений; дискуссии, полемика, содоклады; решение задач, ситуаций, тренировочных упражнений; работа с первоисточниками, учебной и справочной литературой; тесты; проведение экспериментов; игры; моделирование ситуаций; рефлексия и т.д.).

  3. В полной ли мере способствовали данные методы, формы и виды работ усвоению содержания учебного материала? Какие из них «не сработали»? Почему? Применение каких методов, видов работ и заданий было эффективным?

  4. Как формировались навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями? Как осуществлялся процесс овладения умениями и навыками постановки и решения учебных проблем и задач, опровержения или отстаивания своей точки зрения? Ощущали ли студенты рост сложности выполняемых заданий?

  5. Как решались преподавателем-стажером более частные дидактические задачи обучения: повторение и закрепление знаний; контроль; стимулирование учебно-познавательной деятельности и развитие познавательного интереса?


Применение преподавателем-стажером активных форм и методов обучения.

  1. Использование дидактического материала и компьютерных средств обучения на ПЗ. Оценка работы каждого студента и группы в целом.


Руководство работой студентов

  1. Реализация индивидуального подхода. Учет при разработке плана занятий и заданий уровня подготовки и научных интересов студентов группы. Как учитывались личностные качества студентов при организации учебной деятельности, распределении заданий?

  2. Каким образом вовлекал преподаватель-стажер студентов в учебную дискуссию, поощрял и стимулировал критичность суждений, самостоятельность в решении проблем, ситуаций, задачи т. д.?

  3. Активность студентов. Были ли заняты студенты творческой работой, поиском решений?

  4. Активность преподавателя-стажера; его компетентность, организаторские и коммуникативные умения. Позиция преподавателя-стажера на занятии (организатор-ведущий, консультант, пассивный слушатель и т.д.).

  5. Как реализовывался на занятии принцип совместной деятельности, сотрудничества?


Результативность практического занятия

  1. Реализованы ли образовательная, развивающая и воспитательная цели занятия? Степень содействия занятия выработке навыков профессиональной деятельности, расширению и детализации знаний, полученных на лекции.

  2. Диагностика достигнутых студентами учебных результатов. Мотивационно-стимулирующая ценность ПЗ. В какой мере будет способствовать данное практическое занятие дальнейшей самостоятельной работе студентов по изучаемой теме?


Общие выводы, рекомендации и пожелания.
Приложение 8
ОТЧЕТ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Студента(ки) 5 курса ________________________________________ (Ф.И.О), факультета психологии БГПУ

Период прохождения практики: с ___________ по__________

Групповой методист_________________________(Ф.И.О)

Руководитель от базы практики ________________(Ф.И.О)

Вторая и последующие страницы отчета:


  1. Список преподавателей, к которым Вы были прикреплены;

  2. Список учебных дисциплин, которые Вы провели;

  3. Список преподавателей, учебных дисциплин, студентов-практикантов которые Вы посетили;

  4. Сформулируйте цель своей педагогической практики.

  5. Перечислите основные виды вашей деятельности во время педагогической практики. Назовите те из них, которые наиболее интересны; наиболее трудны; кажутся ненужными. Свой выбор аргументируйте.

  6. Проанализируйте Вашу подготовку к чтению лекции и семинару, включив ответы на следующие вопросы:

  • Какими источниками (одним, двумя, первоисточниками и т.д.) вы пользовались при подготовке к лекции, семинару? Использовали ли Вы дополнительную информацию историческую, экологическую, межпредметную и т.п. Приведите примеры.

  • Были ли случаи, когда студенты не понимали Вашего объяснения? Как Вы поступали в этих случаях? В чем, на Ваш взгляд, была причина непонимания?

  • Использовали ли Вы какие-либо нетрадиционные формы, приемы подачи информации? Приведите конкретные примеры.

  • Включали ли Вы в свою лекцию информацию о современных открытиях в науке?

  • Что оказалось для Вас наиболее трудным при организации диалога со студентами?

  • Какие активные методы и формы обучения Вы использовали?

  • При подготовке к чтению лекции и проведению семинара как Вы продумывали организацию и поддержку внимания студентов?

  • В чем с Вашей точки зрения определяется самостоятельная работа студентов в рамках лекционной формы организации занятий?




  1. Перечислите все виды деятельности преподавателя высшей школы. Из наблюдений за педагогическим коллективом вуза (кафедры) назовите наиболее часто используемые виды работы преподавателя, с которым вам довелось сотрудничать.

  2. Перечислите темы всех лекционных и семинарских занятий, которые Вы провели, их дату и время проведения, курс и факультет где они проводились. Какая лекция или семинар Вам больше всего понравились? Почему.

  3. Какие трудности возникли у Вас при подготовке и проведении лекций и семинаров? Каких знаний методической, психолого-педагогической направленности Вам не хватало?

  4. В целом, прорефлексируйте свою педагогическую практику.

(Рефлексия – это такое осмысление своих действий, такое размышление о них, в ходе осуществления которого человек отдает себе полный и ясный отчет о том, что и как он делает, т.е. осознает те схемы и правила в согласии с которыми он действует. Рефлексия - один из инновационных путей раскрытия и выявления духовного потенциала человека. А также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнения в своих силах и возможностях.)


Приложение 9

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:


  1. Тип темперамента и распределение внимания у учащихся (персонала).

  2. Тип темперамента и концентрация внимания у учащихся (персонала).

  3. Экстраверсия-интроверсия и свойства внимания у учащихся (персонала).

  4. Особенности мыслительной деятельности у учащихся студенческой группы (персонала).

  5. Влияние возрастных особенностей на запоминание учащимися (персоналом) учебного материала.

  6. Зависимость продуктивности запоминания от интереса к предмету (обучению).

  7. Взаимосвязь способностей и интересов учащихся (персонала).

  8. Влияние акцентуации характера на познавательную деятельность.

  9. Влияние акцентуации характера на запоминание учебного материала.

  10. Изучение индивидуально-типологических особенностей «трудных» учащихся (сотрудников).

  11. Выявление причин негативного отношения учащихся (персонала) к предмету (обучению).

Темы психолого–педагогического исследования студенты могут разработать самостоятельно с учетом своей дипломной работы.




Приложение 10
Требования к оформлению рубрикаторов и протоколов
рубрики картотечного описания методики

1.Название: полное и сокращенное.

2. Автор, год издания, адаптация, модификация.

3. Литература.

4.Контингент испытуемых: возраст, образовательный уровень, социально-профессиональный статус (дети, больные, летчики и т.п.).

5. Методологическая основа.

6.Предмет диагностики: в терминах приведенного выше рубрикатора или в более детальных терминах автора методики.

7. Сопряженные практические задачи; какие типовые задачи обслуживает методика: отбор и профориентацию, управленческое консультирование, индивидуальную и семейную неврачебную психотерапию и т.п.

8. Комлектность, состав методики:


  • стимульный материал, ключи, нормы;

  • этапы обработки результатов.


ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРОТОКОЛОВ

  1. Каждый протокол должен быть оформлен на отдельном листе полноформатной писчей бумаги и содержать исчерпывающую информацию, позволяющую проверить правильность подсчета и интерпритации показателей.

  2. Каждый протокол содержит шкалу, включающую указания на:

  • Название методики

  • Фамилию экспериментатора

  • Псевдоним испытуемого

  • Пол испытуемого

  • Возраст испытуемого

  • Образование и будущую специальность испытуемого

  • Дату проведения обследования

  • Номер теста (при ре-тесте).

  1. В рабочей части протокола содержится:

  • Информация об ответах на каждый пункт составного теста;

  • Рисуночная продукция психографических методик и т.п.

4. Подсчет баллов (числовые значения подсчитанных баллов):

  • Перевод в стандартную шкалу;

  • Профильные изображения (график попыток) и т.п.

5. Психологический диагноз.

6. Методические рекомендации.

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ

рубрик картотечного описания методики и

протокола обследования
1.Название: полное и сокращенное. – Методика «Психологическая автобиография»

2. Автор, год издания, адаптация, модификация. – Е.Ю.Коржова, 1994 г.

3.Литература. – Коржова Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций: Методическое пособие / Под ред.Л.Ф.Бурлачука – К.:МАУП, 1994 – 109 с.

4. Контингент испытуемых: возраст, образовательный уровень, социально-профессиональный статус (дети, больные, летчики и т.п.) – возможно использование методики с подросткового возраста.

5. Методологическая основа. – Событийно-биографическое направление в исследовании личности.

6.Предмет диагностики: в терминах приведенного выше рубрикатора или в более детальных терминах автора методики.- События жизненного пути.

7. Сопряженные практические задачи; какие типовые задачи обслуживает методика: отбор и профориентацию, управленческое консультирование, индивидуальную и семейную неврачебную психотерапию и т.п. – Используется в индивидуальной психотерапии.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ

Протокол обследования

Методика «Психологическая автобиография»

Фамилия экспериментатора: Иванова В.В.


Каталог: download -> version -> 1401826819 -> module -> 6565642884 -> name
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница