Педагогическая практика в вузе Учебно-методическое пособие мурманск 2011



страница1/6
Дата15.02.2016
Размер0.6 Mb.
ТипПедагогическая практика
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки Российской Федерации

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

Педагогическая практика в ВУЗе
Учебно-методическое пособие

МУРМАНСК


2011

Авторы-составители: Л.Д. Рогозина, канд. пед. наук, доцент МГГУ;

Н.Ю. Ермолаева, канд. пед. наук, доцент МГГУ


Рецензенты: Д.Г. Левитес, д-р пед. наук, профессор МГГУ;

Л.А. Медведева, директор МОУ СОШ № 53 г.Мурманска


В пособии в контексте педагогической практики освещаются такие важные вопросы, как компетентностный подход в образовании, основные компоненты базовой культуры личности, предлагается система занятий по формированию правовой культуры старших школьников. В приложениях представлены нормативно-правовые акты, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Пособие содержит цель и задачи практики, особенности её организации, образцы отчётной документации, критерии оценки деятельности студентов-практикантов.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов-практикантов, а также для работников учреждений образования.

Введение
В системе профессиональной подготовки будущих учителей важное место занимает педагогическая практика. Она обеспечивает функцию связующего звена между теоретическими знаниями, полученными при усвоении университетской образовательной программы, и практической деятельностью по внедрению этих знаний в реальный образовательный процесс, охватывающий все этапы обучения и воспитания в средних общеобразовательных учреждениях. Условия протекания, характер и содержание педагогической практики максимально ориентированы на реальную профессиональную деятельность.

Характерной особенностью практики является то, что деятельность студентов в основном носит самостоятельный характер.

Основная цель педпрактики для студентов – углубление знаний, приобретённых в процессе теоретического обучения в вузе, овладение необходимыми практическими навыками воспитательной работы, совершенствование профессиональных умений, ознакомление с инновационными педагогическими технологиями.

Результатом педпрактики должно явиться приобретение студентом следующих знаний и умений:

–применять полученные знания для решения педагогических и учебно-методических задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, социально-психологических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций;

–определять образовательную, воспитательную, развивающую задачи обучения и воспитания учащихся;

–выстраивать структуру воспитательных мероприятий согласно целям и задачам;

–обоснованно выбирать, творчески применять методы, средства и организационные формы воспитательной работы;

–прогнозировать результаты воспитания учащихся;

–управлять поведением и активностью детей;

–устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с ученическим коллективом, малыми группами и отдельными учащимися;

–устанавливать благоприятный психологический климат в классе;

–изучать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

–обобщать положительный опыт, пополнять свой научно-методический фонд, касающийся воспитательной работы.

Теоретической базой для подготовки к прохождению педагогической практики являются следующие дисциплины: введение в педагогическую деятельность, общая педагогика, теория обучения, теория и методика воспитания, возрастная и педагогическая психология, спецкурсы «Работа классного руководителя», «Организация летнего отдыха детей».

Организация педагогической практики основывается на следующих фундаментальных принципах:

–связи содержания педагогической практики с современными требованиями, предъявляемыми к личности учителя, преподавателя, классного руководителя;

–соотношения теории с практикой как общего с частным;

–развития и совершенствования творческого потенциала студентов;

–комплексности характера практики, нацеленной на реализацию межпредметных связей дисциплин психолого-педагогического блока;

–индивидуально-дифференцированного подхода к содержанию и организации педагогической практики студентов при максимальном учёте условий базовых учебных заведений, а также индивидуально-личностных качеств студентов-практикантов, включая уровень их профессиональной компетенции.

Настоящее пособие по педагогической практике рассчитано на студентов, обучающихся по ряду педагогических специальностей, а также на практических работников, организующих воспитательную работу в образовательных учреждениях и осуществляющих методическое руководство воспитательной практикой студентов.




Организация подготовки студента к практике по воспитательной работе
С чего начать?

Уважаемые студенты, прежде чем приступать к педагогической практике в качестве классного руководителя, внимательно ознакомьтесь с основными документами, регламентирующими его деятельность:



  • Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (Приложение № 1), утвержденные приказом Минобрнауки за № 21 от 03 февраля 2006 года;

  • Региональные критерии оценки деятельности классного руководителя (Приложение к письму Минобрнауки Мурманской области от 13.02.2009, № 17-01-08/215; Приложение № 2);

  • Рекомендации по оценке эффективности деятельности классного руководителя (Приложение № 3).

В вышеназванных документах указываются основные цели, задачи деятельности классного руководителя, определены функции (что должен делать классный руководитель), критерии оценки эффективности работы.

Одновременно вам необходимо ознакомиться с планом работы классного руководителя, общим планом работы школы по воспитательной работе и др. документами, в том числе с красными датами календаря - общегосударственными праздниками, попадающими на период практики.

Классный руководитель – педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, одна из ведущих фигур в воспитательной системе школы.

Что надо знать?

Напомним, что воспитательный процесс рассматривается как часть целостного педагогического процесса. Специфика воспитательного процесса заключается в том, что в содержании воспитания на первый план выступают задачи формирования убеждений, норм, социально-значимых отношений, ценностных установок, мотивов, способов и правил общественно одобряемого поведения, т.е. преобладают следующие аспекты:



ˇценностно-ориентационный;

ˇотношенческий;

ˇмотивационный;

ˇэмоциональный;

ˇповеденческий.

Воспитательная работа со школьниками опирается на основные закономерности и принципы воспитательного процесса. По мнению Г.М. Коджаспировой, к ведущим закономерностям воспитательного процесса можно отнести:



  • чувство защищенности, уверенности в своей нужности и спокойствия у воспитанников зависит от атмосферы любви и общего положительного фона протекания педагогического взаимодействия;

  • чем содержательнее и целесообразнее построена и организована разнообразная деятельность школьников как субъектов, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее будет осуществляться становление личности в воспитательном процессе;

  • формирование личности будет происходить эффективнее, если в процессе воспитания постоянно обогащается и перестраивается потребностно-мотивационная сфера личности, развивается ее интеллектуальная и эмоционально-волевая активность;

  • реальных результатов в воспитании можно добиться только при введении воспитанника в культуру через активные усилия его самого, ведущие к развитию его способностей;

  • чем сильнее положительное влияние воспитательного процесса на внутреннюю сферу личности, тем выше его результат;

  • чем целенаправленнее влияние на вербальные и сенсорно-двигательные процессы воспитанников, тем эффективнее осуществляется полноценное формирование личности;

  • чем меньше внешне видимой деятельности педагогов, при условии огромной скрытой педагогической работы, тем ощутимее позитивные процессы становления и развития воспитанника.

Следует учитывать следующие принципы (нормативные требования к организации внеучебных занятий):

  • добровольность в выборе форм и направлений внеучебных занятий;

  • комплексный подход к реализации целей воспитательной работы, системность;

  • инициатива и самодеятельность детей, личная ориентированность;

  • романтика, игра, интерес;

  • сочетание массовых, индивидуальных и коллективных форм работы;

  • преемственность и взаимодействие всех видов внеучебной воспитательной работы.

Одним из направлений деятельности классного руководителя – оказание педагогической поддержки ученику в любых его позитивных начинаниях. Педагогическая поддержка понимается как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О.С. Газман), которая обеспечивается следующими условиями:

ˇсогласие ребенка на помощь и поддержку;

ˇопора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;

ˇориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;

ˇсовместность, сотрудничество, содействие;

ˇконфиденциальность (анонимность);

ˇдоброжелательность и безоценочность;

ˇбезопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.

Одновременно мы должны понимать, что каждый период времени выдвигает свои требования к организации воспитательной работы с детьми, да и в целом к школе. Так, например, симпозиум, прошедший в рамках проекта «Среднее образование для Европы» 27-30 марта 1996 года в Берне, на котором присутствовали представители всех европейских стран, отметил: «Если мы хотим дать подрастающему поколению шансы на успех, важно точно определить основные знания, «фундамент» компетенций, которыми должны обладать обучаемые, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, либо к получению высшего образования». Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым придает особое значение и которыми школы должны были бы «вооружить» молодежь:


  1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов.

  2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

  3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция в обществе. К этой же группе относится владение несколькими языками, принимающее возрастающее значение.

  4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

  5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

В настоящее время компетентностный подход является одним из ведущих в построении целостного педагогического процесса. Разница в понятиях «компетенция» и «компетентность»: компетенция – это то, что мы должны делать, а компетентность – умение делать. Поэтому игнорировать вышеназванные требования мы не вправе.

Второе отличие двух последних десятилетий - переход на программно-целевое управление не только школьными делами, но и любыми образовательными системами, включая и учебно-воспитательный процесс. Поэтому, когда вы приходите в школу, важно познакомиться со стратегией развития школы (программой развития школы, ее миссией – назначением). Миссия – это главная цель школы, раскрывающая смысл ее существования и отличие данной организации от ей подобных.

Миссия школы конкретизируется в ее целях. Цель по своему смыслу – это образ желаемого результата, с фиксированным временем его получения, соотнесенный с возможностями его получения к требуемому сроку, мотивирующий субъекта действовать в направлении его достижения. Цель задается так, что всегда можно сравнить фактически полученный результат с ожидаемым.

В.С. Лазаревым, доктором психологических наук, членом-корреспондентом РАО, предложен один из вариантов целей личностно - ориентированного общего образования в деятельностном его понимании. Приведу пример структуры отдельных целей общего образования, разработанной В.С. Лазаревым.



Структура целей общего образования

Составляющие результата

образования




Характеристики результата образования

Параметры желаемого уровня достижения.

Сформированность

картины физиче-ского мира



Уровень понимания физического мира

………………………………………………………………..



Сформированность

картины органиче-ского мира



Уровень понимания органического мира

………………………………………………………………..



Сформированность картины социаль-ного мира

Уровень понимания социального мира

………………………………………………………………..

  • Знание типов социальных групп в обществе и умение анализировать социальную структуру общества.

  • Умение объяснять причины многообразия социальных групп, их возникновения и отмирания.

  • Знание истории возникновения и основных этапов развития: права, морали, религии, производства, науки, искусства.

  • Знание наиболее важных исторических событий и фактов…………………………………...............

Человекознание

Уровень освоения общих знаний о человеке

……………………………………………………………….

  • Знание основных стадий психического развития человека и их содержания.

  • Знание факторов, благоприятных и неблагоприятных для психического развития на основных стадиях.

  • Умение объяснять причины различия в способностях людей

  • Знание основных характеристик развитой личности.

Этическая образованность

Уровень этической образованности

  • Знание основных этических ценностей и норм.

  • Умение объяснять роль этических ценностей и норм в жизни человеческих сообществ

  • Умение обосновать значение саморазвития и самореализации человека как важнейших ценностей.

  • Умение объяснить отношения между ценностями саморазвития и самореализации и другими ценностями.

  • Умение обосновать следование долгу как ценность.

  • Умение анализировать отношения между долгом и личными интересами в ситуациях выбора.

  • Умение оценивать поступки людей с точки зрения их соответствия этическим нормам и ценностям.

  • Наличие опыта принятия решений в условиях конфликта ценностных ориентаций.

Эстетическая образованность

Уровень эстетической образованности

  • Умение объяснить роль искусства в жизни человеческого сообщества.

  • Умение объяснить значение общения с искусством для развития человека.

  • Интерес к искусству.

  • Знание художественных эпох и основных направлений в искусстве.

  • Знание эстетических критериев оценки произведений искусства (литературных, живописных, музыкальных творений).

  • Умение «читать» литературные, живописные, музыкальные произведения.

  • Владение простыми техниками художественного творчества в каких-то областях искусства.

  • Опыт художественного творчества.




Правовая образованность

Уровень освоения начальных правовых знаний.

  • Знание прав человека.

  • Знание структуры и основных положений Конституции РФ.

  • Знание структуры и основных положений Гражданского кодекса РФ.

  • Знание структуры и основных положений Трудового кодекса РФ.

  • Опыт правового анализа ситуаций гражданских отношений.

Сформированность учебной деятельности

Уровень развития умения учиться

  • Интерес к освоению нового.

  • Умение обосновать необходимость учения на протяжении всей жизни.

  • Умение анализировать и оценивать свою образованность и ставить актуальные проблемы своего образования.

  • Владение обобщенными способами постановки образовательных целей.

  • Умение планировать решение учебных задач любого уровня сложности.

  • Владение способами выполнения всех типов учебных действий.

  • Наличие опыта разработки и реализации планов самообразования.

  • Наличие обоснованных и реалистичных целей и планов повышения уровня своего образования.

Сформированность начальных основ исследовательской деятельности

Уровень освоения начальных основ исследовательской деятельности

  • Умение объяснить различия между научными и эмпирическими знаниями.

  • Умение обосновать необходимость научного познания мира.

  • Знание логических требований, предъявляемых к построению научных понятий, умение оценивать знания на соответствие этим требованиям.

  • Знание основных методов познания мира.

  • Владение обобщенным способом постановки исследовательских задач.

  • Умение планировать эксперименты по нескольким типам моделей и т.п.




Готовность к решению практических проблем

Уровень освоения операциональной основы решения практических проблем

  • Умение оценивать качество постановки проблем.

  • Умение анализировать проблемные ситуации и ставить проблемы.

  • Знание общих требований к решению проблем.

  • Умение объяснять разницу между эффективными и неэффективными решениями проблем.

  • Умение объяснить основные причины неэффективного решения проблем.

  • Умение строить критерии для оценки решения проблем в конкретных ситуациях.

  • Знание общих требований к определению целей.

  • Умение оценивать качество постановки целей.

  • Владение обобщенным способам планирования решения проблем.

  • Наличие опыта разработки и реализации проектов решения практических проблем.




Коммуникативная образованность

Уровень коммуникативной образованности

  • Умение слушать

  • Умение кратко и ясно излагать свою мысль.

  • Умение аргументировать свою позицию.

  • Умение выбирать и реализовывать стиль общения, адекватный ситуации.

  • Умение выступать перед аудиторией.

  • Умение выбирать эффективные стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Зрелость профессионального самоопределения

Уровень обоснованности выбора профессии

  • Обоснованность ограничения перечня профессий, подвергаемых оценке и сравнению.

  • Обоснованность перечня критериев, по которым ведется оценка профессий.

  • Учет ситуации на рынке труда и ее возможных изменений в перспективе.

  • Обоснованность оценки соответствия выбранной профессии своим способностям.

  • Обоснованность оценки соответствия выбранной профессии объективно существующим возможностям.

Вышеназванные цели могут быть достигнуты, если школа их поставила перед своим школьным сообществом (учителями, родителями, учениками), и для каждого члена этого сообщества – цель не только ориентир его деятельности, но и результат.

Структура целей, разработанная Лазаревым В.С., вполне может быть использована при планировании и организации работы классного руководителя, также студентами-практикантами, выполняющие функции его.



Цели воспитательной деятельности классного руководителя

Θ Создание психолого-педагогических условий для своевременного выявления и оптимального развития задатков и способностей детей (условия защищенности, безопасности, эмоционального комфорта).

Θ Организация разнообразной творческой, личностно и общественно значимой деятельности воспитанников как источника социально приемлемого опыта жизни: знаний, умений и навыков саморазвития. Самоопределения и самореализации в настоящей и будущей взрослой жизни.

Θ Организация социально ценных отношений и переживаний воспитанников в совместном общении.

Перед выходом на практику студенту необходимо восстановить содержание компонентов базовой культуры личности: структуру каждого компонента, критерии оценки уровня сформированности, этапы формирования.



Под культурой личности понимается уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований; совокупность компетенций: информационных, мировоззренческих, социальных, политических, нравственных, поведенческих и т.д.

Основные компоненты базовой культуры личности (Г.М. Коджаспирова):

Культура жизненного самоопределения – осознание человеком себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать решения и нести ответственность за свои действия и поступки. Готовность к жизненному самоопределению складывается, прежде всего, из системы усвоенных личностью ценностей, формирующегося мировоззрения. Содержание духовного воспитания включает чувство долга; справедливость; искренность; ответственность и другие качества, способные придать высший смысл делам и мыслям человека.

Интеллектуальная структура личности – комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда, умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием. Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспитания, осуществляемого в процессе обучения и во внеклассной работе.


Задачи умственного воспитания:
Основная цель
Тема: «воображаемая страна»
Часть iv статья 16

Каталог: files -> kafosp
kafosp -> Методические рекомендации по изучению дисциплины «педагогика: педагогические технологии»
kafosp -> Методические рекомендации по дисциплине дв подготовка ребенка к школе
kafosp -> Основная образовательная программа подготовки магистра по направлению 050400. 68 «Психолого-педагогическое образование»
kafosp -> Тематика курсовых работ по дисциплине «теория и методика физического воспитания детей» Плавание как средство подготовки детей 6 7 года жизни к обучению в школе
kafosp -> Тематика курсовых работ по дисциплине «Методика обучения русскому языку и литературному чтению»
kafosp -> Образовательная программа по направлению подготовки бакалавриата 44. 03. 01 «Педагогическое образование»
kafosp -> Методические рекомендации по изучению дисциплины
kafosp -> Методические рекомендации по организации изучения дисциплины «Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста»
kafosp -> Методика работы над словарным запасом (2 часа)
kafosp -> Методические рекомендации по изучению дисциплины б 1 Методика совершенствования речевой деятельности младших школьников


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница