Педагогическая поддержка учащихся с низким уровнем учебных возможностей



Скачать 49.34 Kb.
Дата20.04.2016
Размер49.34 Kb.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ С НИЗКИМ УРОВНЕМ УЧЕБНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Из опыта работы учителя физики « МОУ Средняя общеобразовательная школа №42» Кияшко Валентины Ивановны;

учителя физики « МОУ Средняя общеобразовательная школа №97»

Кияшко Юрия Ивановича.


В процессе учебной деятельности у обучающихся могут возникнуть трудности на уровне понимания физических процессов, явлений, при выполнении экспериментальных заданий, при решении физических задач, которые ему сложно преодолеть в одиночку. Тогда им требуется помощь учителя, вступает в силу педагогическая поддержка. О.С. Газман определил данную категорию как «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, творчестве, образе жизни».

Главное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.

Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.

В своей работе педагогическую поддержку осуществляем в трех сферах: учебной, эмоционально-волевой, социальной.

В каждом классе есть 20-25% детей с низкой обучаемостью и низкой работоспособностью. Это дети, имеющие низкий уровень учебных возможностей и требующие постоянной педагогической поддержки.

Работая с такими детьми, мы применяем следующие методы и приёмы педагогической поддержки.



- В учебной сфере:

1. Метод многократного повторения.

У таких учащихся часто возникают затруднения в овладении новыми знаниями и умениями. Им недостаточно одного объяснения на уроке. Поэтому, чтобы учащиеся поняли суть физических понятий, процессов и явлений, им приходится объяснять тему несколько раз. При этом очень важно менять форму объяснения. Это могут быть объяснения темы у доски, во время выполнения самостоятельной работы, на дополнительных занятиях и консультациях. К этой работе привлекаются учащиеся, хорошо владеющие материалом. Они выступают в роли консультантов.



2.Задания с дозированной помощью.

а) Слабые учащиеся на уроках получают карточки с заданиями, к которым даётся пошаговое руководство к выполнению. Например, физика 7 класс



Задача. Определите выталкивающую силу, действующую на гранитную глыбу, если она при полном погружении в воду вытесняет 0,8 м3 воды.

1.Прочитай внимательно условие задачи;

2.Сделай краткую запись условия задачи;

3. Подбери формулу;

4. Подставь числовые значения;

5. Сделай вычисления;

6. Запиши ответ.
б) Используются карточки позволяющие проверить, насколько ученик может повторить новую информацию. Например физика 9 класс
Тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой ………………….произведению ………и обратно пропорционален ……..расстояния …….. ……. .
в) Используем тесты – сопоставления
В одну колонку записываются вопросы, а в колонку напротив в разброс ответы. Ученик должен к каждому вопросу найти правильный ответ и провести линию.

Пример теста сопоставления. Физика 8кл.


А. Электрическое поле действует на электроны в проводнике, так как…

Б.В цепи электроны движутся от «-» к «+» источника тока, так как…

В. В стекле тоже есть электроны. Однако стекло не проводит ток, так как…

Г. Тепловое действие тока объясняется тем, что…


1.Электроны притягиваются к ядру атома слабее, чем частицы ядра.

2.Электроны не могут передвигаться в другие части тела.

3.Электроны являются заряженными частицами.

4.Наталкиваясь на ионы, электроны передают им часть кинетической энергии.

5.Заряд электрона является отрицательным.

г) Используем карточки – подсказки


Ученик получает карточку, в которой на одной стороне задача, а на другой формулы по данной теме.

Задача. (10кл.) Из окна девятого этажа (h= 31м) бросили камень. Определите время падения и скорость этого тела в момент приземления.

3.Использование различных памяток

а) При устных ответах учащимся разрешается пользоваться планами обобщённого характера. Что нужно знать: - о физическом приборе;

- о физической величине

- о физическом законе

и.др.

б) При решении задач учащиеся пользуются алгоритмами, которые составляются к каждой теме.



в) При выполнении самостоятельных работ, слабым учащимся разрешается пользоваться таблицей физических величин, которая составляется и заполняется на уроках и дома по мере изучения тем. При этом оговариваются критерии оценок.

г) При выполнении лабораторных работ слабым учащимся выдаётся подробная инструкция к действию.

д) На уроках используются обобщающие схемы, которые заполняются самостоятельно дома всеми обучающимися по мере изучения темы, анализируются на итоговом уроке.

4.Применение разноуровневых заданий.

Все самостоятельные, контрольные и тестовые работы включают в себя задания трёх уровней:



Уровень 1 рассчитан на слабо подготовленных учащихся. Для многих заданий даются указания, пошаговые инструкции.

Уровень 2 создает для учащихся условия для овладения знаниями и умениями на более высоком уровне. Наряду с заданиями, направленными на отработку основных умений в нем содержатся не сложные задания, требующие проявления смекалки и сообразительности.

Уровень 3 рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Здесь встречаются задания, требующие творческого подхода и проявления интеллектуальной подвижности.

Ученик в праве выбрать задания любого уровня и тем самым повышать свой уровень учебных возможностей

- Осуществляя педагогическую поддержку в эмоционально - волевой сфере необходимо контролировать выполнение каждого задания и добиваться того, чтобы учащиеся доводили работу до конца. Такие дети нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога и в поощрении за каждое выполненное задание.

- Педагогическая поддержка в социальной сфере предполагает владение информацией о семейном положении учащихся, о состоянии их здоровья и использование этих знаний в процессе работы.

- Результатом такой работы является то, что обучающиеся с низким уровнем учебных возможностей овладевают обязательным минимумом содержания образования по физике.

Учащиеся начинают верить в себя, появляется желание учиться, и постепенно повышают уровень своих учебных возможностей.


Литература:



  1. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога /Р.В.Овчарова. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 352с.

  2. Перышкин А.В. Сборник задач по физике к учебнику А.В. Перышкина. – М.; Экзамен, 2008.-190с.

  3. А.П. Рымкевич Сборник задач по физике. – М: Просвящение, 2004-227с

Каталог: main
main -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
main -> Курс лекций для бакалавриата по направлению «Документоведение и архивоведение»
main -> Методические рекомендации по проведению занятия по дисциплине «Экономика организации»
main -> Министерство образованя и науки рт
main -> Рабочая программа учебной дисциплины дпп. Ф. 6 Педагогические системы воспитания детей с речевыми нарушениями
main -> Освоение студентами базовых компетенций научно-исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики
main -> Закон об образовании в кемеровской области принят Советом народных депутатов Кемеровской области
main -> Программа опытно-экспериментальной работы по теме
main -> Образовательная программа для учителей начальных классов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница