Педагогическая поддержка детей группы социального риска



Скачать 108,13 Kb.
страница1/3
Дата21.05.2016
Размер108,13 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

(ГБОУ ДПО ИРОСО)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ



Педагогическая поддержка детей группы социального риска

Южно-Сахалинск, 2014

Педагогическая поддержка детей группы социального риска /: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации. /Сост. Меос Л.В., кандидат педагогических наук, Южно-Сахалинск, 2014 – 60 с.

Программа предназначена для педагогов – организаторов, социальных педагогов, педагогов – психологов, воспитателей детского дома, вожатых, классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

Обсуждена

на заседании кафедры Воспитания, дополнительного образования и социальной защиты

протокол № 12 от 19 декабря 2013 г.

Утверждена

на заседании Ученого совета ГБОУ ДПО ИРОСО

протокол № 3 от 25.03. 2014 г.



© ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области»

Оглавление

  1. Общая характеристика программы...…………………………………4

  2. Содержание программы..……………………………………………..10

  3. Условия реализации программы..……………………………………40

  4. Оценка качества освоения программы……………………………….40

  5. Составители программы……………………………………………... 40

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. Цель реализации программы

Специфика детей как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами в современном обществе заключается в том, что ее представители находятся в стадии формирования и раскрытия своего социального потенциала. Следствием этого выступает тот факт, что дети является одной из основных категорий населения, в наибольшей мере подверженной воздействию социальных рискогенных факторов.

Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации стала целью воспитания и социализации подрастающего поколения на ступени основного общего образования является (ФГОС «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения», 2011 год).

Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.

Знание причин, факторов, основных механизмов возникновения социальных рисков, овладение технологиями работы с детьми, входящими в группу социального риска является сегодня важной составляющей профессиональной компетентности педагога образовательного учреждения.

Цель программы: повышение профессиональной компетентности педагогических работников системы общего и начального профессионального образования по созданию адаптивных условий формирования безопасной и комфортной среды для ребенка в образовательной организации и семье, а также обеспечению помощи и гарантий прав и интересов всех возрастов и групп:

Название модуля

Наименование и описание компетенции

Модуль 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности

Общекультурные компетенции:

- способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

- владение методологией культурно - исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

- способность к самосовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности (ОК-7);

- способностью строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами (ОК-10).

Общепрофессиональные компетенции:

- способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8).



Модуль 2. Современные педагогические технологии

Общекультурные компетенции:

- способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);

- способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8).

Профессиональные компетенции:

- способность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПКПП-4);

- способность разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПКПП-6);

- готовность использовать активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании (ПКОД-6).



Модуль 3. Содержание образования, образовательные области и программы

Общепрофессиональные компетенции:

- использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2).



Профессиональные компетенции:

- способность с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка (ПКОД-1);

- способность разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде (ПКОД-5).


1.2. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы слушатель должен приобрести следующие знания, умения и навыки, необходимые для качественного изменения компетенций, указанных в п.1.1.:



слушатель должен знать:

  • активные методы привлечения семьи к решению проблем ребенка в образовании;

  • научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности;

  • инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа;

  • активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности.

слушатель должен уметь:

  • изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения;

  • строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами;

  • применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса;

  • выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности;

  • использовать инновационные технологии в практической деятельности;

  • конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков;

  • разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;

  • с учетом возрастных особенностей детей разрабатывать последовательность образовательных задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья, психическое развитие и становление личности ребенка;

  • разрабатывать и реализовывать индивидуально-ориентированные программы, направленные на устранение трудностей обучения и адаптации к образовательной среде;

  • совместно с психологом разрабатывать и оказывать помощь в реализации индивидуальных стратегий педагогического воздействия на детей, испытывающих трудности в обучении, взаимодействии со сверстниками и взрослыми;

  • организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;

  • проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности;

  • анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению;

  • проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска;

  • организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

  • оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса;

  • конструктивно взаимодействовать с родителями и специалистами, участвующими в образовательном процессе, для решения проблем воспитания, обучения и развития детей.

слушатель должен владеть:

  • способами самосовершенствования и саморазвития на основе рефлексии своей деятельности;

  • современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации;

  • практическими способами поиска научной и профессиональной информации с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний.

1.3.Требования к уровню подготовки поступающего на обучение

Лица, желающие освоить дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Педагогическая поддержка детей группы социального риска» должны иметь среднее профессиональное и (или) высшее образование.



1.4.Трудоемкость обучения

Нормативная трудоемкость обучения по данной программе – 72 часов, включая все виды аудиторной (58 часов) и внеаудиторной (самостоятельной) (14 часов) учебной работы слушателя.



1.5.Форма обучения

Форма обучения – очная.


2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Программы повышения квалификации

«Педагогическая поддержка детей

группы социального риска»

Категория слушателей: педагоги – организаторы, социальные педагоги, педагоги – психологи, воспитатели детского дома, вожатые, классные руководители, педагоги дополнительного образования; среднее профессиональное и (или) высшее профессиональное образование.

Срок обучения: 72 часа.

Форма обучения: очная.

п/п

Наименование модулей

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Лек-ция

Практич. и лаб. занятия

Сам.

работа

Модуль 1.

Концептуальные и нормативно-правовые основы

профессиональной педагогической деятельности



16

10

4

2




Модуль 2.

Современные педагогические технологии

20

12

6

2




Модуль 3.

Содержание образования, образовательные области и программы

36

12

14

10

зачет

Итого:

72

34

24

14




Итоговая аттестация

зачет

2.2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы повышения квалификации

«Педагогическая поддержка детей группы социального риска»




Наименование модулей и тем

Всего часов

В том числе

Форма контроля

п/п

Лекции

Практич. и лаб. занятия

Сам. работа

Модуль 1.

Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности

16

10

4

2




Тема 1.1.

Общество и образование

4

4










Тема 1.2.

Нормативно-правовые основы образовательной деятельности

4

2

2







Тема 1.3.

Правовые основы аттестации работников образования

2

2










Тема 1.4.

Психолого-педагогические и технологические основа профессиональной деятельности работников образования

6

2

2

2




Модуль 2.

Современные педагогические технологии

20

12

6

2




Тема 2.1.

Проблемы развития современной педагогической практики

4

4










Тема 2.2.

Социально – воспитательные технологии работы с детьми группы риска

12

6

4

2




Тема 2.3.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

4

2

2







Модуль 3.

Содержание образования, образовательные области и программы

36

12

14

10

зачет

Тема 3.1.

Группы социального риска в современном российском обществе

4

2




2




Тема 3.2.

Семья и подростковая делинквентность

6

2

2

2




Тема 3.3.

Безнадзорность и беспризорность как социальные явления

6

2

2

2




Тема 3.4.

Алкоголизм и наркомания как негативные тенденции в развитии детской субкультуры

8

4

2

2




Тема 3.5.

Модели психолого-педагогической работы с детьми группы социального риска

6

2

2

2




Тема 3.6.

Модели социально-педагогической и социальной работы с детьми группы социального риска

6




6







Итого:

72

34

24

14




Итоговая аттестация

зачет






2.3. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

повышения квалификации



«Педагогическая поддержка детей группы социального риска»

Модуль 1. Концептуальные и нормативно-правовые основы профессиональной педагогической деятельности (16 часов)

Учебно-тематический план

п/п

Наименование тем

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

Лек-ция

Практич. и лаб. занятия

Сам.

раб

Тема 1.1.

Общество и образование

4

4










Тема 1.2.

Нормативно-правовые основы образовательной деятельности

4

2

2







Тема 1.3.

Правовые основы аттестации работников образования

2

2










Тема 1.4.

Психолого-педагогические и технологические основы профессиональной деятельности работников образования

6

2

2

2




Итого

16

10

4

2





Тема 1.1. Общество и образование (4 часа)

Цели образования на современном этапе. Основные положения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования. Реализация государственной политики в сфере образования. Государственно-общественный характер управления системой образования. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования.

Основные положения Национальной стратегии действий в интересах детей. Типовые положения, определяющие деятельность различных образовательных организаций типов и видов по поддержке и сопровождению детей «группы социального риска».

Защита прав несовершеннолетних. Взаимодействие образовательных организаций с родителями (законными представителями) несовершеннолетних детей в соответствии с действующим законодательством. (Лекция – 4часа)




Каталог: Documents -> ylia
ylia -> Программа предназначена для дефектологов, воспитателей специальных (коррекционных) учебных заведений, учителей-логопедов, педагогов дополнительного образования, учителей-предметников с высшим и (или) средним профессиональным образованием
ylia -> Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
ylia -> Программа повышения квалификации «современные подходы к преподаванию математики в системе федерального государственного образовательного стандарта»
ylia -> Программа повышения квалификации «преподавание информатики и информационно-коммуникационных технологий»
ylia -> Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, классных руководителей, воспитателей образовательных учреждений
ylia -> Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница