Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников



Дата12.01.2021
Размер39,5 Kb.

Педагогическая диагностика как эффективная форма контроля динамики становления универсальных учебных действий младших школьников.
В период перехода с одного стандарта на другой особенно актуальным становится вопрос о том, как организовать процесс обучения таким образом, чтобы он соответствовал идеологии нового стандарта, что нужно изменить в работе, чтобы ученики класса могли успешно усвоить требования, которые будут предъявлены к их подготовке по завершению обучения в начальной школе. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.) в период обучения в начальной школе осуществляется:

- формирования основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов. Следовательно, оценка результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования становится комплексной.

Всё это требует серьёзных изменений в контрольно-оценочной деятельности педагога: сегодня учитель должен понять, что нельзя осуществлять проверку только предметных знаний, умений и навыков, и, во-вторых, оценку степени овладения универсальными учебными действиями необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Следовательно, актуальной становится разработка новых методов и форм текущего контроля и оценивания ,которые учитель может использовать для постоянного мониторинга успешности достижения не только предметных, но и личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В комплекте «Начальная школа 21 века» в качестве такой новой формы контроля предлагается регулярно проводимая учителем педагогическая диагностика.

Разработанная в рамках комплекта педагогическая диагностика строится на материале двух основных учебных предметов: русского языка и математики, и в качестве основной цели ставит не только проверку усвоения определённого объёма знаний, а прежде всего выяснение уровня сформированности компонентов учебной деятельности. Сформированнсть учебной деятельности школьников предполагает самостоятельную постановку учебных задач, сопоставление разных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного из них, владение разного вида самоконтроля. Педагогическая диагностика, которую проводит учитель в течение каждого года обучения, проверяет также умения школьников применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

Выполнение заданий педагогической диагностики требует от учащихся понимания смысла нестандартного задания, самостоятельного нахождения нового способа действия, выполняя при этом мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Например, задание по русскому языку. (слайд 2). Ситуация искусственного языка снимает возможность ориентации на предшествующий опыт написания мягкого знака в знакомых словах русского языка. Ученик должен вспомнить, от чего зависит написание мягкого знака после шипящих. Имеющиеся знания подсказывают ему, что написание мягкого знака прежде всего зависят от того, какой частью речи является слово. Далее ученик должен вспомнить, от чего зависит написание, и таким образом сделать следующий шаг – написание зависит от того, какого рода это имя существительное и в каком числе оно употреблено.

Вполне реально, что ученики, достаточно хорошо владеющие программным материалом и твёрдо знающие, где и каких случаях нужно ставить мягкий знак после шипящих, не справятся с данным заданием, так как не смогут перенести свои знания в новую, необычную ситуацию, в которой нужно не просто применить правило, а сначала понять по сочетанию искусственных слов, где прилагательное, где существительное, определить род, т.е. провести исследовательскую работу с учебным материалом. К такой работе школьник должен быть готов. Именно это обеспечит формирование одного из универсальных учебных действий и достижения такого указанного в стандарте требования к метапредметным результатам, как освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Любой педагог знает, что усвоение знаний проходит в несколько этапов: от первичного осмысления и буквального воспроизведения к пониманию, а затем и к применению знаний в знакомых и новых условиях. Понятно, что если ученик остаётся на первом – репродуктивном этапе, то роль усвоенных знаний для развития невелика. Задачей диагностики и является определение того, на каком уровне усвоены те или иные знания. Всё это проверяется и в математической части диагностики. (слайд 3). Например, учащиеся должны найти несколько вариантов решения задачи. После этого они должны продолжить предложенное начало решения, а затем найти и записать другое решение этой задачи. Учащиеся, которые смогли решить эту задачу одним способом и не попытались найти другого решения, находятся на репродуктивном уровне усвоения знаний. За такое выполнение задания в контрольной работе ученик получит пятёрку, но в диагностическом обследовании можно увидеть и выявить другие возможности ребёнка: гибкость и нестандартность его мышления, умения взглянуть на задачу с разных точек зрения, логику рассуждения. Таким образом, решается задача: использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Чтобы выявить, насколько сформированы у учащихся важнейшие для учебной деятельности операции контроля и самоконтроля, им предлагаются следующие задания.

Дана математическая задача и задания к ней. Это задание требует от учеников установления взаимосвязей между текстом задачи, готовым решением и вопросами к данному решению. Способность ученика рассмотреть решённую задачу, найти ответы на вопросы, не соответствующие порядку действий при верном решении задачи и позволяют выявить сформированность данных операции самоконтроля.

Диагностические работы позволяют определить, умеет ли ученик планировать отдельные действия до начала работы, проверять себя в середине и в процессе работы и после окончания работы. Выполняя задание по русскому языку, которое вы видите на экране (слайд 5), ученик, прежде всего планирует, по какому существенному признаку он может произвести классификацию: выделение однокоренных слов или выделение частей речи. Кроме этого, он должен заметить, что есть слова, которые не войдут ни в одну из групп при первом варианте объединения. Таким образом, ученик должен провести достаточно объёмный опережающий самоконтроль, который и определит качество выполнения им задания.

Для успешного выполнения заданий на обобщение, выявление общего существенного признака ученик должен перебрать несколько возможных вариантов основания для объединения слов в группу, проверить, каким общим признаком обладает та или иная группа слов. Например, учащиеся выполняют задание (слайд 6) «Найди лишнее слово с точки зрения грамматических признаков имени существительного». Ученик читает все группы слов, выбирает из каждой по три слова, которые могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово, не соответствующее этим требованиям, вычёркивает. В пункте «А» общим признаком для объединения является принадлежность к одному склонению, в пункте «Б» три слова являются существительными женского рода, исключению подлежит слово «конь» - оно мужского рода.

Заметим, что в каждом пункте меняется признак, по которому происходит выбор лишнего слова, это даёт возможность обнаружить умение ученика быстро переключить внимание с одного существенного признака на другой, постоянно контролировать каждое своё действие.

(слайд 7) Проведение педагогической диагностики и её анализ – дело, безусловно, достаточно трудоёмкое, но если учитель задумывается о действительных результатах своей педагогической деятельности, хочет достичь результатов, определённых в новом стандарте, среди которых особое место занимает формирование универсальных учебных действий, педагогическая диагностика оказывает помощь, которую трудно переоценить.



Пакет диагностических заданий помогает корректировать работу с учащимися всех уровней подготовки, направляя работу на преодоление трудностей и повышение качества знаний. Проведя сравнительный анализ на выходе из 4 класса будет видна положительная динамика уровня развития учащихся , что также окажет положительное влияние и на качество знаний.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница