Педагога-психолога



Скачать 76.94 Kb.
Дата27.05.2016
Размер76.94 Kb.
Толькова Мария Сергеевна,

педагог-психолог МБОУ "СОШ №8"

г. Ханты-Мансийска

Система работы педагога-психолога

с одаренными школьниками МБОУ "СОШ № 8"
Цель: содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, сохранение психологического и физического здоровья.

Ожидаемые результаты:


  1. Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

  2. Формирование методического банка для ранней диагностики и сопровождения одаренных детей;

  3. Сохранение и преумножение интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачек в развитии их способностей. Работа с талантливыми, одаренными детьми в школе может быть реализована только в рамках общешкольной программы, и работа психолога – лишь составная часть этой программы.

Задачи:

  1. подбор диагностического комплекса для выявления вида одаренности детей с учетом возрастных особенностей.

  2. развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоление стресса, поведения в экстремальных ситуациях (на конкурсах, олимпиадах);

  3. учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;

  4. повышение психологической компетенции педагогов, родителей, через просветительскую деятельность (проведение консультаций, обучающихся семинаров для родителей и педагогов по знакомству с видами одаренности).


Выявление одаренных детей

Выявление одаренных детей связано также с проблемой выделения различных видов одаренности, которые характеризуются определенными признаками.

К методам выявления одаренных детей относятся:


  • наблюдение;

  • общение с родителями;

  • работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;

  • олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.


ПЛАН РАБОТЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
работа с педагогами

 

Мероприятия


Ответственные

1.

Организация ежегодного лектория «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие» на основании Положения МБОУ "СОШ № 8" О родительском всеобуче.

Психолог,

Руководитель МО



2.

Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.


Психолог,

Руководитель МО  



3.

Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию индивидуальной траектории развития одаренных детей.

Психолог,

Руководитель МО 



4.

Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды».


Директор,

Зам. директора по УВР


Психолог

5.

Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция «банка данных».

Психолог




  • РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ




Мероприятия


Ответственные

1.

Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен».

Психолог

2.

Согласование образовательного маршрута с  родителями учащихся.

Педагог

3.

Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.

Психолог

4.

Родительские собрания.

«Легко ли быть одаренным ребенком».



Психолог

5.

Групповые консультации по итогам комплексных диагностик .

Психолог







Мероприятия


Ответственные

1.

Создание и уточнение «базы данных» с учетом творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад.

Психолог
Педагог, руководитель МО по работе с одаренными школьниками.

2.

Согласование образовательного маршрута с учащимся.

Руководитель МО, педагог, психолог 

3.

Изучение уровня воспитанности учащихся.

Классный руководитель, зам. по ВР

4.

Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.

Психолог, зам. директора по УВР

5.

Групповые развивающие занятия по развитию креативности (См. отдельно структуру тренинговых занятий)


Психолог

6.

1.Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка.

2. Углубленное изучение личностных особенностей.



Психолог

7.

Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.

Анкетирование по вопросам здоровьесбережения.



Психолог

 


 

8.


Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами одаренности.

Педагог- организатор, учитель физ. воспит.

 

9.


Привлечение к участию в общешкольных конкурсах «Ученик года », «Конкурса проектов», предметных олимпиадах различного уровня.

Зам. директора, психолог, педагоги



Структура тренинговых занятий "Креативность".

В основе занятий тренинг Программа тренинга креативности автора Андрея Грецова. Оптимальный размер группы 8-16 человек (группа смешанная из учащихся средних - старших классов). Основной акцент на занятиях сделан на решении следующих задач:

1. Развитие интеллектуальных качеств, входящих в состав креативности: беглости, гибкости и оригинальности мышления, воображения, умения находить неожиданные ассоциации.

2. Демонстрация возможностей креативности при решении жизненных проблем, а также достижение личных целей.



3. Формирование навыков командной творческой работы.

Тематический план занятий


п/п

Тема

Цель

1.

Знакомство и сплочение.

Познакомить учащихся, сплотить, создать общее представление о креативности.

2.

Творческое мышление 1.

Продемонстрировать основные качества, которыми характеризуется творческое мышление (беглость, гибкость, оригинальность).

3.

Творческое мышление 2.

Тренировка основных качеств творческого мышления, связь с жизненными ситуациями.

4.

Необычное в обычном.

Активизация личностных качеств, способствующих творчеству. Актуализировать умение замечать оригинальное в обыденном.

5.

Преодоление барьеров.

Способствовать преодолению барьера на пути к творческой самореализации учащихся.

6.

Воображение и выразительность.


Способствовать творческому воображению.

7.

Артистизм.

Способствовать развитию экспрессивных умений, позволяющих выразить свои идеи, мысли, чувства в необычных формах.

8.

Публичное выступление, защита проекта.

Способствовать адаптации учащихся, занимающихся проектной исследовательской деятельностью, к публичной защите проекта, к выступлению.

9.

Порисуем...

Помочь осознать учащимся свои жизненные цели и ценности, предоставить возможность самовыражения через рисуночные упражнения.

10.

Творчество и взаимопонимание.

Активизировать творческий потенциал через общение, нахождение взаимопонимания с окружающими.

11.

Командное творчество.

Способствовать выработке навыка творческой работы в команде.

12.

Творчество в бытовых ситуациях.

Изучить, где и как креативность может проявляться в реальных жизненных ситуациях.

13.

Креативное решение проблем.

Обучить пользоваться собственной креативностью при решении реальных жизненных проблем, постановке и достижении целей.

14.

Творчество как стиль жизни.

Помочь по-новому взглянуть школьникам на свой жизненный путь, личные цели и ценности. Способствовать развитию рефлексивных способностей учащихся.

15.

Подводим итоги.

Способствовать осмыслению полученного опыта в ходе цикла занятий, подвести итоги.



Психодиагностические обследования среди учащихся

Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения классных часов в разных классных коллективах.


В качестве диагностического материала используется:

  • анкетирование родителей (Методика «Карта одаренности» Д.Хаана и М. Каффа) и учителей (карта одаренного ребенка);

  • диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, уровень интеллектуального развития);

  • вербальный тест Айзенка;

  • методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;

  • методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;

  • тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);

  • тест «Уровень сформированности творческих способностей»;

  • тест П.Торренса «Креативность»

  • тест Дж. Гилфорда Дивергентное мышление.


Литература:

1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002

2. Грецов А. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. - СПб.: Питер, 2012

3. Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.

4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

5. Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе. Развитие и реализация новых возможностей. С-Пб, 2006

6. Черникова Т.В., Сукочева Г.А. Старшеклассник без стрессов и тревог. Программа занятий, методические рекомендации М., 2006

7. Шваб Е. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия Волгоград, 2007



8. Шваб Е. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. Волгоград 2008г.
Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница