Педагога-психолога муниципального общеобразовательного учреждения



Скачать 64.55 Kb.
Дата08.06.2016
Размер64.55 Kb.
Выступление

педагога-психолога муниципального общеобразовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа №27

муниципального образования город Новороссийск

Белуш Яны Михайловны
Я хочу начать свое выступление с небольшой притчи.

Путник, шедший вдоль дороги, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонувших в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходившего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь… Но тот, как будто не обращая внимания на его призывы, ускорил шаг. «Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем здесь справляетесь, я же хочу добежать до поворота и узнать, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить».

Взрослые сегодня все чаще ощущают себя в роли этих путников: одни пытаются спасти детей, уже попавших в трудную жизненную ситуацию, другие работают над тем, чтобы не допустить трагедии детских судеб. И вопрос о том, что важнее - действительно сиюминутная помощь или профилактика, давно уже стал риторическим.

Именно на предупреждение правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечение сохранности жизни и здоровья учащихся, профилактику и коррекцию антиобщественного поведения направлена деятельность Штаба воспитательной работы. В современной школе эту работу просто невозможно представить без психологического сопровождения.

В нашей школе педагог-психолог в составе штаба воспитательной работы действует в следующих направлениях:

1. Профилактическое – это проведение тренингов, акций, лекций, индивидуальных консультаций, психологическое сопровождение волонтерского движения;

2. Диагностическое - раннее выявление учащихся, склонных к асоциальному поведению, разработка индивидуальных рекомендаций по коррекции отклоняющегося поведения;

3. Информационное - разработка памяток, буклетов, оформление стендов, издание школьной газеты, выступления на родительских собраниях и классных часах;

4. Исследовательское - оценка эффективности мероприятий, проводимых штабом воспитательной работы;

5. Проектное - апробация новых форм воспитательной работы, психологическое сопровождение реализуемых в школе инновационных проектов;

Для того, чтобы добиться максимального результата, педагог-психолог должен в своей работе охватить все целевые группы: учащихся, родителей и педагогический коллектив.

С учащимися я провожу тренинги, тематические акции, психодиагностические исследования, анкетирования. В школе под моим руководством работает волонтерский отряд по пропаганде здорового образа жизни, психолого-правовой клуб, выпускается школьная газета «Радуга».

Работа с родителями в первую очередь направлена на повышение психологической компетентности, решение возникающих проблем в детско-родительских отношениях. С родителями я провожу тематические родительские собрания, обучающие семинары, круглые столы, родительские конференции, индивидуальные консультации, тренинги.

И не менее важна работа с педагогическим коллективом школы. Учитель, классный руководитель – это человек, который проводит больше всего времени с детьми, поэтому научить учителя слышать ученика, видеть проблемы детей до того, как они переросли в асоциальное поведение, - одна из важнейших задач педагога-психолога. Для этого я провожу обучающие семинары, круглые столы, выступаю на методических объединениях классных руководителей. Помогаю разрабатывать различные проекты и программы.

Разумеется, моя работа строится в тесном взаимодействии со всеми членами штаба, но наиболее интересным я считаю нашу совместную работу с нашим «школьным участковым» инспектором Романченко Максимом Владимировичем.

Совместно с Максимом Владимировичем мы проводим психолого-правовые беседы и консультации для учащихся и родителей, организуем и проводим акции, пикеты, семинары, конференции, круглые столы. Также мы вместе работаем при разработке памяток, буклетов, готовим тематические выпуски школьной газеты «Радуга».

Мне бы хотелось подробней остановиться на наиболее интересных, на мой взгляд, формах нашей совместной работы.

В нашей школе в течение 6 лет действуют юридические классы. В этих классах ведутся факультативные курсы «Основы психологии» и «Основы правоведения». Учащиеся юридических классов помогают учителям и «школьному участковому» осуществлять контроль за порядком во время проведения школьных массовых мероприятий; участвуют в пикетировании магазинов, продающих алкоголь и табак несовершеннолетним; проводят психолого-правовые беседы с учащимися младших классов, организуют рейды на территории школы под девизом «Школа – территория, свободная от табака».

По поручению штаба воспитательной работы школы два года назад для учащихся юридических классов был создан психолого-правовой клуб «Молодежь XXI века». В работе клуба участвуют заместитель директора школы по профилактической работе, педагог-психолог, «школьный участковый» инспектор, учащиеся юридических классов.

Заседания клуба строятся на материале, близком и понятном детям, связанном с актуальными для них проблемами. У школьников появляется возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть внутренний личностный потенциал, позволяющий понять себя и другого, пережить радость раскрытия своего «Я» в лучшем проявлении. Проговаривая перед сверстниками свой выбор, ребенок приобретает уверенность в своих силах, учится отстаивать свои ценности, что способствует сознательному усвоению правил жизни, к которым он пришел сам, через варианты собственных предположений, а значит, и усвоению тех понятий, которые вытекают из анализа ситуаций.

Результатом этой работы можно считать то, что 36 учащихся, окончивших юридические классы, поступили в ВУЗы и СУЗы на юридические специальности. В этом учебном году планируют поступить на юридические специальности 7 учащихся. Количество учащихся, состоящих на профилактическом учете, стабильно снижается – сегодня это всего 3 человека из 396 учащихся.

В рамках совместной работы используются не только групповые формы работы: тренинги, беседы, акции, о которых уже упоминалось выше, но и индивидуальные формы деятельности. К ним можно отнести работу с учащимися «группы риска», имеющую многоступенчатый характер.

1. Консультирование учащегося по возникшим психологическим вопросам и проблемам.

2. Консультирование родителей и педагогов по проблемам воспитания и психологического развития конкретного учащегося, по итогам коррекционно-развивающей работы с ребенком.

Эти два вида работ осуществляет педагог-психолог.

3. Правовые индивидуальные беседы, направленные на повышение правовой культуры учащихся, родителей; знание своих прав и обязанностей, которые проводит участковый инспектор.

4. Совместная психолого-правовая беседа, цель которой охватить психолого-правовые аспекты, возникших у ребенка проблем.

5. Разработка и реализация совместной программы сопровождения учащегося, в которой планируются конкретные мероприятия, осуществляемые совместно педагогом-психологом и участковым инспектором: выездные посещения, совместные и индивидуальные консультации и беседы, коррекционная работа, привлечение к участию в альтернативных видах деятельности (волонтерское движение, клуб «Подросток и закон», психолого-правовой клуб и др.)

6. Психолого-правовой миниконсилиум, который проводят педагог-психолог, участковый инспектор, заместитель директора по профилактической работе, приглашаются родители, классный руководитель. На этих миниконсилиумах представляется программа сопровождения, даются рекомендации учителю и родителям по эффективным способам и приемам взаимодействия с ребенком, рекомендации учащемуся по развитию необходимых личностных качеств.

Представленная схема проходит свою апробацию в нашей школе. И можно поделиться положительными результатами.

Например, Артем, учащийся 8 класс, воспитывается бабушкой. У мальчика снизилась успеваемость, начал курить, стал грубить взрослым. Ребенок на заседании штаба воспитательной работы был поставлен на особый контроль.

Была составлена программа сопровождения, которая включала комплекс мер. Индивидуальная работа педагога-психолога была направлена на диагностику и коррекцию личностной сферы, обучение приемами саморегуляции поведения. Индивидуальная работа участкового инспектора была направлена на ознакомление учащегося с правовыми аспектами асоциального поведения. Использовались методы обсуждений ситуаций, обучение приемам достойного отказа, в ситуациях, когда предлагают алкоголь, наркотики, сигареты. Был подключен классный руководитель, который отслеживал занятость учащегося во внеурочное время, включение учащегося во внеклассную деятельность. А также учащийся был приглашен в психолого-правовой клуб, на первые занятия которого, не скроем, пришлось немало потрудиться, чтобы его уговорить прийти.

Сейчас, по истечению года, можно уверенно говорить о позитивных изменениях. Бросил курить, стал вновь посещать спортивную секцию. Успеваемость еще хромает, но уроки не пропускает, почти не опаздывает. А главное в школе у него появились друзья, которые ведут здоровый образ жизни, активно участвуют в жизни школы. Повышенный интерес к нему стали проявлять и девчонки. А нам особенно приятно, что, встречая нас, он смотрит не исподлобья, сверля взглядом, как волчонок, а улыбается, приветливо щуря глаза. В нас он стал видеть не нудных читателей морали, а старших друзей, которым можно доверять, которым не безразлична его судьба.

Очень важно, что, работая совместно, мы комплексно решаем проблему, а не точечно латаем дыры.



Безусловно, успокаиваться на достигнутом нельзя. Наша цель – воспитать поколение законопослушных детей, готовых к жизни в правовом обществе. Я считаю, что мы сможем добиться результата, только объединив наши усилия для достижения этой цели.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница