Педагог-психолог Чекмарева М. В. Тревожные дети



Скачать 62.87 Kb.
Дата21.04.2016
Размер62.87 Kb.
Педагог-психолог Чекмарева М.В.

Тревожные дети

Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низком пороге его возникновения.

Тревога – это эпизодические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги является учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах (кочубей Б.И., Новикова Е.В., 1998). Однако помимо физиологических признаков существуют еще и поведенческие проявления тревоги: обгрызание ногтей, качание на стуле, постукивание пальцами по столу и т.д.

Состояние тревоги не всегда можно расценить как негативное состояние. Тревога может быть причиной мобилизации потенциальных возможностей.

Тревога может быть:

1. Мобилизующая (дает дополнительный импульс)

2. Расслабляющая (парализует человека).

Какой вид тревоги будет испытывать человек, зависит от стиля воспитания в детском возрасте. Если родители постоянно будут пытаться убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем он может переживать расслабляющую тревогу, если родители настраивают на достижение успеха – мобилизующая тревога. (Раншбург Й., Поппер П., 1983).

Не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние тревожности. Тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которой является страх, печаль, стыд, вина и т.д.

Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте (возрастные страхи). В 2 года дети страхи носят конкретный характер (например боязнь врача). С 3 лет страхи символизируются (страх темноты, одиночества). В 6-7 лет – страх своей смерти, а в 7-8 – страх смерти родителей. С 7 до 11 лет ребенок боится «быть не тем», сделать что-то не так, не соответствовать нормам. Если страхов очень много, то можно говорить о наличии тревожности в характере ребенка. Чем выше интеллект ребенка, тем больше он испытывает страхов (Раншбург Й., Поппер П., 1983).

Одной из причин повышенного уровня тревожности дошкольников и младших школьников считают нарушение детско-родительских отношений. Е.Ю. Брель по результатам исследования сделала вывод, что неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывают существенное влияние на появление тревожности у детей.

Большинство родителей тревожных детей не осознают как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Завышенные, невыполнимые требования к ребенку, желание воплотить свои нереализованные мечты, страх несоответствия ожиданиям. Восприятие родителями малейшей неудачи как катастрофы, лишает ребенка возможности учиться на своих ошибках. Большое количество замечаний, окриков, одергиваний может вызвать в ребенке не только агрессию, но и тревогу. Таким родителям можно посоветовать хотя бы 1 день записывать все замечания, которые бы они хотели сделать ребенку, а в конце выбрать те из них, которые способствовали не улучшению, а ухудшению отношений. Как правило, родители тревожных детей сами бывают высокотревожными, имеют низкую самооценку, неудовлетворенны собой.

А.И.Захаров (1997) считает, что у старших дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

Школьная тревожность возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и невозможностью им соответствовать. Большинство первоклассников переживает не из-за плохих оценок, а из-за угрозы испортить отношения с учителями, родителями, сверстниками.

Считается, что в дошкольном возрасте более тревожны мальчики, к 9-11 годам – соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек. Девочек больше волнуют отношения с другими людьми (ссоры, разлуки и т.д.), мальчиков – насилие во всех его аспектах (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., 1988).

Школьная тревожность тесно связана с мотивацией учения, статусом в классе, успешностью обучения. За последние 10 лет количество тревожных детей младшего школьного возраста увеличилось (Прихожан А.М., 1995).Тревожность стала более глубинной и личностной, изменились формы ее проявления.

Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находиться в состоянии внутреннего конфликта, который может быть вызван:

1. Негативными требованиями, предъявляемыми к ребенку, которые могут унизить или поставить его в зависимое положение;

2. Неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

3. Противоречивыми требованиями, которые предъявляют к ребенку родители и/или школа (Кочубей Б.И., Новикова Е.В., 1998).

Часто тревожные детит имеют заниженную самооценку, болезненно воспринимают критику от окружающих, обвиняют себя в неудачах, боятся браться за новое сложное задание. Как правило, эти дети, чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Они нуждаются в искренней заботе и позитивной оценки их действий и поступков.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то к подростковому возрасту проблемы увеличиваются, «развивается резкое ощущение личностного дискомфорта» (Реан А.А., Коломинский Я.Л., 1999).

Для повышения самооценки можно использовать следующее:

1. Чаще называть ребенка по имени и хвалить в присутствии других (грамоты, жетоны, выполнение престижных поручений). Отрицательное влияние оказывает прием сравнения результатов, личностных качеств с другими детьми. Лучше сравнивать результаты ребенка с предыдущими (вчера, неделю назад, месяц).

2. установление визуального контакта вселяет чувство доверия в душу ребенка.

3. беседы, помогающие ребенку понять, что у сверстников, взрослых тоже бывают такие затруднения. Обсуждение способствует расширению поведенческого репертуара.

Эмоциональное напряжение проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Хорошо научить ребенка расслаблять мышцы, релаксировать. Использование массажа и даже просте растирание тела способствует снятию мышечного напряжения. Важен и телесный контакт (игры с песком, водой, лепка глиной, рисование пальцами, ладошками и др.).

Ролевые игры помогают ребенку увидеть свой страх с другой, комичной стороны (роль трусливых персонажей) Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он способен справляться с трудностями.



Методы поддержки ребенка

Пути повышения самоуважения




Что говорит родитель?

Что слышит ребенок?

Принятие

Ты хороший (умный и т.д.)

Я хороший (умный)

Внимание

Я вижу тебя (чувствую)

Я что-то значу

Уважение

Спасибо тебе за ….

Мои усилия замечены

Одобрение

Я знаю о тебе что-то замечательное

Я состоятелен (Я сам что-то могу)

Теплые чувства

Я тебя люблю

Кому-то я нужен


8 рецептов повышения самооценки для родителей:

1. Постарайтесь более позитивно относиться к жизни.

- используйте внутренний диалог, состоящий только из позитивных утверждений.

- если имеются негативные мысли, постарайтесь переключиться на приятное.


2. Относитесь к людям так, как они этого заслуживают.

- ищите в каждом человеке не недостатки, а достоинства.


3. Относитесь к себе с уважением

- составьте список своих достоинств

- убедите себя, что в вас много сильных качеств
4. Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе

- чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе, если да, то не откладывайте.


5. Начинайте принимать решения самостоятельно

- помните, что не существует правильных или неправильных решений

- любое принятое вами решение вы всегда можете обосновать
6. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. Любите свои «слабости».

7. Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика.



8. Обретите веру: в человека, судьбу, обстоятельства и т.д. Вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь найти решение в трудных ситуациях. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону», просто подождите.

Благоприятный психологический климат в семье способствует гармоничному развитию личности и снижению уровня тревожности. Чаще общайтесь с детьми, устраивайте совместные праздники, походы и т.д. Совместный уход за любимцем поможет выстроить партнерские отношения между родителями и ребенком.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2016
2016 -> «Из опыта работы по внедрению фгос»
2016 -> Вопросы по отечественной истории для студентов очного и заочного отделений
2016 -> Конспект занятия «Уроки доброты»
2016 -> Отчет по результатам аналитического исследования российской и зарубежной практики профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов различных категорий в высшем учебном заведении
2016 -> Программа по курсу внеурочной деятельности «Практикум общения «Я и мои друзья»
2016 -> Как надо вести себя родителям с единственным ребенком Заботиться и опекать, но не до безрассудства
2016 -> 1 Пояснительная записка 1 Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы 6 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы 11 Содержательный раздел
2016 -> «Музыкальное воспитание детей»
2016 -> А. С. Пушкина» Фонд «Духовно-нравственное просвещение» имени А. И. Петрова омские епархиальные кирилло-мефодиевские чтения сборник статей Омск 2015


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница