Педагог дополнительного



Скачать 60.97 Kb.
Дата01.06.2016
Размер60.97 Kb.
Здоровьесберегающие технологии и организация безопасного образовательного пространства

в творческом объединении «Ассорти»

автор:

педагог дополнительного

образования Е.В.Соинская

Актуальность проблемы сохранения  здоровья детей сегодня  понятна каждому участнику образовательного процесса. По данным министерства образования РФ сегодня среди дошкольников едва ли наберется 15% детей, не имеющих хронических заболеваний на момент поступления в школу. Понятие синдрома хронической усталости прочно вошло в нашу жизнь и  его жертвой все чаще становятся  дети.Именно поэтому в президентской инициативе «Наша новая школа» одно из основных направлений развития – «Здоровье детей в  современной школе». В моем творческом объединении «Ассорти» третий год реализуется программа сохранения и развития здоровья «Путь к здоровью – путь к себе!». В основе этой программы лежат идеи здоровьесбережения В.Ф. Базарного, В.П. Казначеева, Н.П. Толоконской и других современных практиков образования и здравоохранения. Являясь педагогом дополнительного образования я вижу изо дня в день необходимость применения здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении дополнительного образования детей. Поэтому моя основная цель - поиск условий, способов и форм конструирования здоровьесберегающего процесса обучения в творческом объединении «Асссорти». Так как, большую часть времени ребенок проводит в школе на уроке, а затем, после школы посещает учреждение дополнительного образования, организация здоровьесберегающего пространства занятия в творческом объединении является основой успешного обучения и развития детей. Поэтому, основными направлениями моей деятельности в этом плане являются:



  • организация режима учебной нагрузки;

  • мотивирующая организация учебной деятельности;

  • организация психологического климата на занятии;

  • организация двигательной активности обучающихся.

Рассмотрим каждое из направлений в отдельности.

1. «Учебная нагрузка» это объём учебного труда, предлагаемый обучающемуся в ходе его познавательной деятельности, включающий в себя физический, интеллектуальный, эмоциональный аспекты, выполняемый в рамках занятия, недели, года. Учебная нагрузка – это многокомпонентное понятие, поэтому не может носить чисто физиологического характера и измеряться только в учебных часах. Большое влияние здесь оказывает психологический аспект, степень адаптации обучающихся к учебному труду, уровень их мотивации, наличие физиологических резервов организма. В этом смысле учебная нагрузка связана как с общеразвивающей программой, используемыми предметными методиками и педагогическими технологиями, так и с индивидуальными особенностями детей.

«Перегрузка обучающихся» это чрезмерная учебная нагрузка, в результате которой наблюдается состояние переутомления, негативно влияющее на здоровье обучающихся. 2. Мотивирующая организация учебной деятельности понимается нами как формирование и развитие у детей высокого уровня заинтересованности в обучении.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:



  • содержание учебного материала;

  • организация учебной деятельности;

  • коллективные формы учебной деятельности;

стиль педагогической деятельности педагога. 3. Организация психологического климата на занятии является для меня неотъемлемой частью сохранения и развития психологического здоровья детей. Ведь не секрет, что для благополучного усвоения материала ребенком необходим положительный психологический фон, когда ребенок чувствует себя в безопасности, в кругу друзей, с интересом воспринимает материал.

4. Организация двигательной активности обучающихся как фактор здоровьесбережения органично вошла в наш образовательный процесс благодаря идеям В.Ф. Базарного.

Учитывая требования к занятиям с точки зрения здоровьесбережения, я пришла к такой схеме выстраивания занятия:

На 1 этапе занятия – теоретическая часть - для создания положительного эмоционального настроя мы используем различные психологические установки (устный материал, рассказ, стихи, притчи, прослушивание музыкальных произведений, просмотр фильмов, презентаций и т.п.).

На втором этапе (основном) – практическая работа - для актуализации темы предлагаю обучающимся задания творческого характера (построить схему, выкройку, вырезать лекало, перенести на ткань схему, сшить лоскутки, прострочить, прометать и т.п.).

На основном этапе занятия воспитанники творческого объединения испытывают максимальную интеллектуальную нагрузку. Поэтому на этом этапе мной используются разнообразные физкультминутки, причем физкультминутка должна быть направлена на утомленную в данный момент группу мышц, соответствовать виду занятия и его содержанию. Это могут быть:



  • упражнения для снятия общего и локального утомления;

  • упражнения для кистей рук;

  • гимнастика для глаз;

  • гимнастика для слуха;

  • упражнения, корректирующие осанку;

  • дыхательная гимнастика.

Помимо стандартных форм организации здоровьесберегающего пространства (проветривания, правильного освещения, правильной посадки, соблюдение инструктажей по технике безопастности в работе с колюще-режущими инструментами) используется функциональное оснащение кабинета:

столы, стулья, шкафы дл хранения инструментов, настольные лампы освещения, швейное оборудование, линейки, лекала, карандаши, ручки, ножницы, шило и т.д.

Для снятия напряжения кистей рук я активно использую шарики-тренажеры. Занятие с ними проводится  по мере утомления данной группы мышц.

Для профилактики снижения зрения используются тренажеры для глаз.

(провести разминку для глаз)

Тренажер «Вертушка» выполняет сразу несколько функций: двигательная активность (дети встают и подходят к нужной вертушке с правилом), познавательная активность (поиск необходимой информации), дыхательная гимнастика (дети дуют на вертушку в поиске нужного ответа).

На заключительном этапе урока, когда подводятся итоги занятия, я провожу рефлексию своего настроения и состояния с помощью методики «Лестница настроения». Это помогает снять эмоциональное напряжение детей от переживаемых успехов и неудач.

Немаловажным в рамках проблемы сохранности здоровья детей является организация здоровьесберегающего досуга детей. Здесь эффективны следующие формы работы:



  • Подвижные перерывы между занятиями;

  • Занятия и мероприятия на свежем воздухе;

  • Прогулки и экскурсии.

Не секрет, что важнейшим фактором здоровья ребенка  является семья. Работа здесь направлена на:

  • осознание родителями важности создания здоровьесберегающих условий в семье;

  • развитие и  формирование у родителей умений управлять своими эмоциями как повышение психологической культуры родителя;

В данном направлении я тесно сотрудничаю с родителями:

беседы, родительские собрания;

уголок по создание безопасных условий при организации образовательного процесса в творческом объединении «Ассорти».

Современная педагогическая наука утверждает, что основным субъектом образовательного процесса является педагог, и тогда в ракурсе проблемы здоровья актуальна формула «психологически здоровый педагог      =       психологически здоровые дети».

Таким образом, основной характеристикой здоровьесберегающего процесса обучения в творческом объединении  является процесс конструирования здоровьесберегающего обучения, осознания ребёнком ценности собственного здоровья.

«Конструирование здоровьесберегающего процесса обучения » понимается мной как построение процесса обучения на основе принципа природосообразности и использования здоровьесберегающих форм, методов и технологий, позволяющих создавать условия для оптимальной учебной нагрузки для обучающихся.



В решении проблемы сохранения и укрепления здоровья воспитанников необходим комплексный подход, предполагающий преобразование образовательной среды в здоровьесберегающее жизненное пространство.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница