Печения родителей III традиционные региональные педагогические чтения (заочные) (Курган, 27 ноября 2015 года) Часть 1 Материалы Курган гаоу дпо ирост 2015 ббк 88. 4+37



страница1/9
Дата01.06.2016
Размер1,75 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Стажировочная площадка по распространению современных моделей

успешной социализации детей по направлению:

«Распространение организационно-правовых моделей межведомственного

взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной

и муниципальной власти, общественными организациями и другими

институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители,

сопровождение замещающих семей)»
Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования и социальных технологий»


ПОЗИТИВНЫЕ ПРАКТИКИ  ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

III традиционные региональные педагогические чтения (заочные)
(Курган, 27 ноября 2015 года)
Часть 1
Материалы
Курган

ГАОУ ДПО ИРОСТ

2015

ББК 88.4+37



УДК 159.9+74.9

А43


Редакционная коллегия:

первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности

ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор Н.А. Криволапова

руководитель социально-психолого-пе­дагогического центра

ГАОУ ДПО ИРОСТ Л.А. Дементьева

заведующая кафедрой психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.б.н., доцент Т.Е. Булатова

доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н. Г.С. Гоголева
Макет:

методист по корректорской деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ А.В. Белоногова


А43 Позитивные практики  внедрения моделей успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: материалы III традиционных региональных педагогических чтений (заочных). 27 ноября 2015 года. В 2 ч. Ч. 1/ государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2015. – 100 с.
Авторы опубликованных материалов несут ответственность за точность приведенных цитат, собственных имен, прочих сведений и соответствие ссылок оригиналу. Позиции оргкомитета конференции и авторов материалов не всегда совпадают.

ББК 88.4+37

УДК 159.9+74.9


© ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2015




I. СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАЖИРОВОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ МОДЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В 2013-2015 ГОДАХ
Дементьева Л.А., руководитель

социально-психолого-педагогического центра ГАОУ ДПОИРОСТ
Основополагающее право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы и в ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации». Это определяет приоритетную задачу государственной политики в интересах защиты прав детства – развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Однако практика работы с воспитанниками детских домов и школ-интернатов показывает, что у значительного их числа в силу материнской и социальной депривации возникают типичные проблемы, затрудняющие социализацию детей в обществе и их адаптацию к жизни в новых условиях замещающей семьи. Ситуацию отягощает и тот факт, что за последние пять лет существенно изменился контингент детей в учреждениях государственной поддержки детства: 33% это дети с ОВЗ (по данным Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы), многие из которых с трудом адаптируются к условиям замещающей семьи, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях.

Педагогические коллективы детских домов, школ-интернатов и сами замещающие родители испытывают трудности в работе с такими воспитанниками. Ребенок-сирота с нарушенным типом привязанности часто вносит свои сложности в становление и развитие замещающей семьи. Проблемы личностного развития, низкая готовность детей-сирот к самоизменению и самосовершенствованию требуют высокого профессионального мастерства как специалистов по профилактике социального сиротства в подготовке приемного ребенка к жизни в условиях замещающей семьи, так и самих замещающих родителей в преодолении проблем интеграции ребенка в новую семью.

Для повышения управляемости процессами сопровождения замещающей семьи и эффективности оказания профессиональной помощи приемным детям и замещающим родителям в 2013 году в Курганской области начала работу региональная стажировочная площадка по распространению современных моделей успешной социализации детей по направлению «Распространение организационно-правовых моделей межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества по профилактике социального сиротства, в том числе вторичного (подготовка кандидатов в замещающие родители, сопровождение замещающих семей)». Руководителем стажировочной площадки является Борис Алексеевич Куган, доктор педагогических наук, профессор, ректор ГАОУ ДПО ИРОСТ. Научное руководство различными направлениями деятельности площадки осуществляют Нина Анатольевна Криволапова, доктор педагогических наук, профессор, первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ и сотрудники социально-психолого-педагогического центра и кафедры психологии и здоровьесбережения – Л.А. Дементьева, Т.Е. Булатова, Л.С. Яговкина, Г.С. Гоголева.

Деятельность стажировочной площадки направлена на создание единого профессионального пространства для замещающих родителей, заинтересованных педагогических и руководящих работников в целях освоения и внедрения в практику эффективного опыта успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях замещающей семьи.

Под общей идеей комплексного сопровождения замещающих семей и развития профессиональных компетенций замещающих родителей региональная стажировочная площадка объединила семь базовых учреждений, совместная деятельность которых координируется ГАОУ ДПО ИРОСТ:



  1. Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Катайский детский дом».

  2. Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Курганский детский дом №1».

  3. Государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Варгашинская специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».

  4. Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр помощи детям» (ранее – ГКОУ ЦПМСС).

  5. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Кургана «Детский сад комбинированного вида №128 «Аленький цветочек».

  6. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Кургана «Детский сад комбинированного вида №34 «Филиппок».

  7. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение г. Кургана «Средняя общеобразовательная школа №39».

Деятельность стажировочной площадки реализуется в трех направлениях:

    1. Содействие эффективному сопровождению замещающих семей через развитие психолого-педагогической и профессиональной компетентности специалистов служб профилактики социального сиротства, замещающих родителей и членов замещающих семей

    2. Профессиональная подготовка и переподготовка замещающих родителей на отделении факультета профессиональной переподготовки по направлению «Социальная педагогика семейного профиля» (проект «Школа ответственного родительства»).

    3. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах – «Школа приемных родителей».

Первое направление деятельности стажировочной площадки реализуется преимущественно через организацию непрерывного повышения квалификации как специалистов социально-психолого-педагогических служб, так и самих замещающих родителей и членов замещающих семей.

В 2013-2015 годах в организационно-методических и курсовых мероприятиях, организованных на базе стажировочной площадки, обучились свыше 1200 человек, в том числе 513 замещающих родителя и специалиста получили возможность пройти стажировку в базовых учреждениях.

Сотрудниками ГАОУ ДПО ИРОСТ подготовлены семь программ повышения квалификации для специалистов служб по профилактике социального сиротства и сопровождению замещающей семьи, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и учителей образовательных организаций и УГПД:


  • «Использование арт-терапии в работе с замещающей семьей» (автор Л.А. Дементьева);

  • «Укрепление здоровья воспитанников в замещающей семье и в учреждениях государственной поддержки детства» (автор Т.Е. Булатова);

  • «Развитие моделей успешной социализации детей в замещающей семье и  учреждениях государственной поддержки детства» (автор Л.А. Дементьева);

  • «Психолого-педагогическое содействие успешной социализации детей с ОВЗ в замещающей семье» (автор Г.С. Гоголева);

  • «Развитие моделей успешной социализации учащихся в школе» (авторы Г.С. Гоголева, Л.А. Дементьева);

  • «Развитие моделей успешной социализации детей в ДОУ» (авторы Л.С. Яговкина, Т.Е. Булатова, Л.А. Дементьева);

  • «Деятельность государственных общеобразовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственных общеобразовательных организаций по профилактике социального сиротства и сопровождению замещающей семьи» (автор Л.А. Дементьева).

Все реализуемые на стажировочной площадке программы методически обеспечены и сертифицированы как учебно-методические комплекты (подготовлено более 30 методических рекомендаций, сборников и учебных пособий). Это позволяет существенно повысить качество обучения и стажировки и использовать очно-заочные и очно-дистанционные формы работы.

В октябре-ноябре 2015года на базе ГАОУ ДПО ИРОСТ и базовых площадок прошли стажировку 189 человек – педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели УГПД и иные заинтересованные специалисты. Специалисты  отметили удачный выбор форм для проведения занятий, максимальное вовлечение в работу всех участников и были благодарны за предоставленную возможность освоить новые актуальные техники общения и работы с приемной семьей.

Одной из новых форм сопровождения замещающих семей Курганской области стала организация совместных детско-родительских мероприятий и развивающих занятий для приемных детей, которые проходят одновременно с родительскими семинарами и тренингами. Такая форма организации стажировки позволила замещающим родителям посещать обучающие мероприятия вместе со всеми членами семьи. В 2014-2015 годах было проведено более 80 подобных мероприятий.

Еще одним значимым направлением деятельности стажировочной площадки является профессиональное образование и практическая подготовка замещающих родителей к выполнению своих функций в семье и межсемейном социуме (проект «Школа ответственного родительства»). Главная идея проекта – отношение к труду замещающих родителей как к профессии.

Целевыми группами инновационного проекта «Школа ответственного родительства» стали:


  1. Родители, прародители, усыновители, опекуны, приемные родители.

  2. Дети, подростки, молодежь (будущие родители).

  3. Педагогические работники.

  4. Руководители и специалисты социальной сферы, органов государственной власти, местного самоуправления, отвечающие за данное направление.

Основные направления работы «Школы ответственного родительства»:

  1. Работа с родителями (повышение родительской компетентности и профессиональная подготовка по направлению «социальный педагог семейного профиля»).

  2. Работа с будущими родителями (формирование и развитие социальной компетентности, подготовка детей, подростков и молодежи к семейной жизни).

  3. Работа с педагогами (повышение профессиональной компетентности в области работы с настоящими и будущими родителями).

Мероприятия проекта определены с учетом социально-экономической ситуации в Курганской области и направлены на реализацию целей и задач через социально-психолого-педагогическое просвещение родителей, педагогов, классных руководителей, социальных педагогов, психологов и др. по вопросам организации работы с семьями и родителями с использованием различных форм деятельности, в том числе дистанционных.

Самой удачной формой, по мнению самих замещающих родителей, является организация межмуниципальных школ «Управления без принуждения», открытых на базе четырех территориальных филиалов региональной службы сопровождения замещающих семей (Катайский, Куртамышский, Мишкинский районы и г. Курган). Межмуниципальные школы объединяют замещающих родителей и помогающих им специалистов на неформальных встречах профессионального общения и взаимопомощи, позволяя вместе преодолевать проблемы и трудности семейного воспитания детей-сирот.

Информационная поддержка замещающих родителей и педагогов по проблемам воспитания детей осуществляется с использованием информационно-коммуникационных технологий (дистантное консультирование по телефону и Skype, сопровождение работы сетевого сообщества родителей, воспитывающих детей с ОВЗ). С 2013 года сотрудники ГАОУ ДПО ИРОСТ сопровождают работу сетевого сообщества педагогов и родителей «Современные формы, методы и содержание работы с семьей и родителями» и Виртуального университета педагогических знаний для родителей, которые позволяют родителям и всем заинтересованным специалистам обсуждать актуальные вопросы обучения и воспитания детей-сирот онлайн.

Несомненно, активное освоение слушателями позитивного опыта специалистов служб сопровождения и самих замещающих родителей нашего региона в поддержке развития личности и социализации детей-сирот будет содействовать распространению наиболее оптимальных и эффективных моделей социализации детей в замещающей семье и в учреждениях государственной поддержки детства.




ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА КАК УСЛОВИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Гоголева Г.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения ГАОУ ДПОИРОСТ, к.п.н.
Основная деятельность учителя-дефектолога в образовательной организации направлена на реабилитацию (абилитацию) детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов из замещающих семей, которые испытывают трудности в овладении основной общеобразовательной программой, обусловленными психофизическими особенностями и различными сопутствующими нарушениями в познавательной, сенсорной, двигательной, речевой сферах [1; 2].

Специфика работы педагога с детьми с ОВЗ из замещающих семей заключается в том, что он имеет дело с детьми, у которых имеются не только нарушения познавательной деятельности, но и изменения личности в целом. Содержание работы педагога подчинено задаче коррекционного воздействия, направленного на развитие личности ребенка.

В настоящее время широкое распространение получает система инклюзивного образования. Интеграция детей с недостатками в развитии в среду учащихся массовой школы несет гуманистическую направленность. Возможность общаться со здоровыми сверстниками для учащихся, имеющих недостатки развития, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни. Для здоровых же учащихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним. Таким образом, включение в процесс интеграции предполагает, прежде всего, определенный коммуникативный уровень, возможность принятия другого, ощущение себя кем-то в группе/обществе, наличие друзей, сотрудничество, наличие прав, возможность рассчитывать на заботу группы/общества [3; 4].

Инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены, в том числе и дети из замещающих семей. Это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности.

Инклюзивный подход делает образование более индивидуализирован-ным. При этом важно, чтобы соблюдались следующие факторы:

1. сотрудничество учителей и специалистов;

2. приспособление программ под индивидуальные нужды учеников;

3. все учащиеся должны иметь доступ к информации, знаниям и навыкам;

4. обучение для всех детей должно быть успешным.

Большое значение в системе инклюзивного образования имеет деятельность учителя-дефектолога.

Направления работы педагога-дефектолога:

1. Диагностическое направление.

Диагностическая работа педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк.

Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем.

1. изучение личных дел учащихся (педагогическая характеристика, заключение о нервно-психическом состоянии школьника);

2. посещение семьи (установление контакта с родителями ребенка, изучению условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка);

3. наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время- изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок и т.п.);

4. использование стандартизированных методик.

Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии: комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.

Цель дефектологического обследования – определение уровня готовности ребенка к коррекционному обучению, ведущему к преодолению отставания и искажения в его развитии, причин и механизмов уже возникших учебных проблем, прогноз возможных трудностей обучения как на начальном этапе, так и в последующем.

Дефектологическое обследование учащихся проводится с использованием стандартизированных методик. Это практические материалы для проведения психолого-педагогического обследования детей С.Д. Забрамной и О.В. Боровик, материалы обследования Е.А. Стребелевой и др. [5; 6; 7; 8].

В обследовании выделяются два аспекта: психологический и педагогический.

Психологический аспект является основанием для:

1. квалификации школьных трудностей ребенка

2. определения соответствия уровня актуального развития ребенка его учебным достижениям

Включает в себя изучение:

1. уровня умственного, речевого и моторного развития учащегося;

2. особенностей гнозиса и праксиса;

3. межанализаторного взаимодействия;

4. пространственно-временных представлений;

5. характера произвольной деятельности школьника.

Педагогическое обследование строится на:

1. выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков;

2. определении этапа, на котором эти трудности возникли;

3. определении условий их преодоления.

Для этого проводятся :

1. изучение уровня умственного развития ребенка;

2. анализ письменных работ (качественная характеристика ошибок);

3. наблюдение за учащимися в учебной деятельности.

Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются:

Первичная диагностика учащихся.

Цель: определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи.

Динамическое изучение учащихся.

Цель: отслеживание динамики развития ребенка, определение соответ-ствия выбранных форм, приемов, методов обучения и воспитания уровню развития учащегося (2 раза в год).

Этапная диагностика.

Цель: констатация результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Текущая диагностика.

Цель: обследование учащихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума (по мере необходимости).

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работы педагога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ОВЗ в динамике учебно-воспитательного процесса. Основные направления коррекционно-развивающей работы:

o сенсорное и сенсомоторное развитие;

o формирование пространственно-временных отношений;

o умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты);

o нормализация ведущей деятельности возраста;

o формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.

Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими:

o индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы;

o социально-психологический тренинг межличностного общения;

o имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии;

o вовлечение детей в творческие объединения по интересам;

o вовлечение родителей в работу с детьми.

Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать. Принципы работы педагога с детьми с ОВЗ:

1. Не навреди.

2. Вы свободны в выборе форм и методов сопровождения, но за результат взаимодействия с учащимися отвечаете, в первую очередь, тоже Вы (как за совместные победы, так и за поражения).

3. Помните, что каждый ваш сопровождаемый - индивидуальность, единственная и неповторимая, и то, что подходит кому-то одному из ваших учащихся, может не подойти другому.

4. Семья учащихся всегда права, не можете убедить - отойдите в сторону.

Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность особенного ребенка в динамике образовательного процесса.

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы. На основе диагностических данных составляется Индивидуальная программа развития, обучения и воспитания учащегося – план коррекционно-развивающего воздействия на ребенка в учебной, внеучебной деятельности и семье.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (2-6 человек).

Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима школы. Индивидуальные занятия проводятся по графику в учебное время. Количество занятий зависит от тяжести и характера нарушений. Учет посещаемости детьми занятий дефектолога и темы групповых и индивидуальных занятий фиксируются в типовом классном журнале.


3. Аналитическое направление.

Аналитическое направление включает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, обеспечение взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления работы обусловлена потребностью в комплексном подходе к проблемам ребенка, который предполагает:

1. Системный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

2. Создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

3. обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся;

4. Профилактику перегрузок учащихся;

5. Взаимодействие специалистов в рамках школьного ПМПк.

Педагог выстраивает свою работу в условиях сотрудничества со специалистами разного профиля. Формы сотрудничества:

1. комплексное обследование учащихся;

2. построение коррекционной работы с учетом рекомендаций других специалистов;

3. планирование и реализация индивидуальных комплексных программ коррекции и развития;

4. взаимодействие специалистов в рамках школьного ПМПк.

Предполагает анализ процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализ и оценку взаимодействия специалистов и педагогов. Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка.

Аналитическое направление обеспечивает взаимодействие специалистов и педагогов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы проводятся для оказания помощи родителям, учителям и администрации школы в вопросах обучения и воспитания детей с ОВЗ. Задачи направления:

1. Профилактика вторичных, третичных нарушений в развитии ребенка;

2. Профилактика перегрузок учащихся, выбор адекватного психофизическому развитию учащегося режима труда и отдыха в школе и дома;

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов и расширение знаний в вопросах обучения детей с отклонениями в развитии;

4. Оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

5. Выбор стратегии семейных взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

6. Подготовка и включение педагогов и родителей в решении коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.


Формы работы:

• систематическое выступление на родительских собраниях, педагогических советах школы, методических объединениях учителей;

• анкетирование родителей;

• индивидуальное консультирование учителей и родителей по запросам;

• консультирование учителей и родителей по результатам по итогам обследования;

• обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно-развивающих заданий, игр и упражнений);

• этапное консультирование учителей и родителей (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений об учащемся).

5. Организационно-методическое направление.

Это направление деятельности педагога включает подготовку и участие в консилиумах, методических объединениях, педагогических советах, оформление документации.

Документация учителя-дефектолога:

1. Индивидуальный план работы учителя-дефектолога на учебный год.

2. Пакет документов на учащихся.

3. Списки учащихся.

4. График работы и расписание занятий.

5. Тетрадь консультаций.

6. Журнал проведенных занятий.

7. Годовой отчет.

Пакет документов на учащихся:


  1. Дефектологическое представление.

  2. Индивидуальная программа обучения, воспитания и развития.

  3. Диагностические карты.

  4. Отчеты по успеваемости.

  5. Календарно-тематическое планирование.

Умения, которыми должен обладать дефектолог, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдение за ребенком, моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т.д.); учебно - педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т.п.).

Кроме того, работа дефектолога должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (как дефектолог должен строить свои взаимоотношения с лицом, имеющим отклонения, с его родственниками и коллегами по работе).

Педагогическая деонтология включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и педагогической нравственности. Соблюдение требований педагогической деонтологии предполагает понимание дефектологом психологии родителей ребенка с речевыми расстройствами и сопереживание. Дефектолог должен быть предельно терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его родителям так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и особенно механизмов нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжело текущих нервно-психических заболеваний.

Работа дефектолога строится с учетом заключения о ребенке врача-невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Профессиональная деятельность специального педагога предполагается как в условиях класса с учащимися, так и с их родителями, студентами, коллегами, потому что сфера профессиональной компетенции учителя-дефектолога включает профилактическую работу, педагогическую диагностику, консультирование, педагогическое просвещение, социально-педагогическую практику студентов, преподавание в вузе или среднем специальном педагогическом учебном заведении, научно-исследовательскую работу в области специальной педагогики.

Профессиональная компетенция специалистов-дефектологов позволяет осуществлять образовательную деятельность в специальных образовательных учреждениях, психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопедических пунктах, в детских домах для проведения коррекционно-развивающих мероприятий.

В связи с организацией инклюзивного образования появилась потреб-ность в привлечении учителей-дефектологов в образовательные учреждения общего назначения для осуществления интеграции и дифференцированного подхода к детям, имеющим особые образовательные потребности.

Учитель-дефектолог должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, но первостепенное значение имеет личность педагога – человека с особым духовным миром, определяющим гу-манное отношение к субъекту педагогического воздействия (ребенку или взрослому с ограниченными возможностями здоровья), от которого полностью зависит успех общения участников педагогического процесса.

Личность учителя-дефектолога играет важную роль в учебном взаимо-действии. В самосознании личности различают когнитивный или познавательный аспект (знание о себе) и эмоционально-ценностный аспект (отношение к себе). Вместе они составляют так называемый "образ Я" или "Я-концепцию". Важной характеристикой самосознания является рефлексия, т.е. способность человека к анализу собственных психических состояний и свойств, что создает основу для формирования важнейшего умения – ставить себя на место другого человека, представлять себя находящимся в его положении.

Личностная рефлексия способствует становлению профессионального мировоззрения специалиста, результатом которого является осмысление процессов, происходящих в социальной и духовной жизни людей с особыми образовательными потребностями и объективное их оценивание.

Оптимизация профессиональной деятельности проявляется в социальной активности педагога-дефектолога в процессе учебного взаимодействия как необходимом условии развития, обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Важнейшими чертами учителя-дефектолога должны быть доброта, ответственность, оптимизм, терпение, толерантность, эмпатия, уважение и любовь к своим ученикам, профессиональная порядочность и честность.

Профессиональная деятельность учителя-дефектолога относится к числу профессий, которые сопряжены с риском для здоровья, поэтому будущим специалистам-дефектологам необходимо иметь хорошую физическую форму, физическую выносливость, устойчивое психическое здоровье, нормальные органы зрения, слуха, нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы. В связи с этим существует перечень противопоказаний для тех, кто имеет отклонения в состоянии физического и психического здоровья.

Учитель-дефектолог в силу специфики своей профессиональной деятельности учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт, не ограничиваясь рамками своих должностных обязанностей, связанных с организацией и проведением социальных акций милосердия, благотворительности, социально-правовой защиты детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей.

Таким образом, в своей работе педагог, работающий с детьми с ОВЗ из замещающих семей, активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов, совместно с ними разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, родителями замещающих семей.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница