Печатается по решению кафедры
педагогики и психологии ЛОИРО
в рамках реализации Долгосрочной целевой программы
«Приоритетные направления развития
Образования Ленинградской области на 2011-2015 гг.»
Научный редактор: Тарасов С.В., доктор педагогических наук, профессор.
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под ред. С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО.- 2012. - 122с.
Содержит статьи ученых и практиков системы образования. В представленных материалах рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в контексте ключевых положений обновления содержания образования.
В статьях сборника раскрываются особенности развития личности в современных социокультурных условиях, сопровождения обучающихся с проблемами в обучении, ограниченными возможностями здоровья, образовательной интеграции с учетом требований к образовательным результатам в рамках реализации ФГОС-2.
ISBN 978-5-91143-540-0 © Ленинградский областной институт развития образования (ЛОИРО), 2012
Оглавление.
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде 5
Теоретическая модель становления профессионального сообщества специалистов системы сопровождения 8
Психологический компонент методологической культуры современного учителя 13
Психолого-педагогическое сопровождение развития личности в современных социокультурных условиях. 18
Психологические аспекты развития и оценки универсальных учебных действий в процессе внедрения ФГОС. 18
Организация психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, как первичного звена психолого-медико-педагогического сопровождения 21
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение в дошкольном отделении гимназии 26
Создание условий для обеспечения успешной адаптации детей при переходе из ДОУ в начальную школу 30
Портрет современного выпускника школы и программы психолого-педагогического сопровождения старшеклассников как способ реализации ФГОС нового поколения 33
Игра как способ достижения образовательных результатов в условиях введения ФГОС нового поколения: опыт реализации программ комплексного сопровождения учащихся гимназии 37
Педагогическое сопровождение процессов становления и развития социокультурной идентичности субъектов ОУ. 40
Концепция развивающей работы школьного психолога – помощь школьникам с проблемами в обучении 44
Взаимодействие специалистов ППМС-сопровождения и родителей учащихся в образовательном процессе 51
Поддержка и оказание обучающей помощи родителям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (из опыта работы Родительского Клуба) 59
Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 64
Проблемы педагогического сопровождения ребёнка в вопросах полового воспитания 69
Диагностика включенности и эмоционального благополучия учащихся в образовательном процессе 72
О роли просвещения родителей в вопросах сопровождения подростков в выборе образовательной стратегии и профессиональной карьеры 75
Педагогическое сопровождение в вопросах профориентации подростков-спортсменов 79
Активные формы работы с родителями 81
Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. 86
Проблемы образовательной интеграции 86
Механизм реализации программы коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития, обучающимися в условиях интегрированного/инклюзивного образования 88
Организация работы Центральной психолого-медико-педагогической комиссии 91
Задержка психического развития: Этиология. Клиника. Диагностика 95
Психокоррекция в условиях сенсорной комнаты как элемент системы психологического сопровождения образовательного процесса в специальном (коррекционном) детском доме 99
Методические рекомендации по логопедической диагностике 105
Школа равных возможностей: ППМС-сопровождение инклюзивного образования 109
Опыт взаимодействия логопеда и учителя в рамках комплексного сопровождения учащихся с речевыми проблемами в условиях гимназии 112
Профессиональное самоопределение обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья на основе трудового обучения и социально – трудового воспитания 114
Особенности мотивационного компонента школьной зрелости детей с задержкой психического развития 6 -7 лет 119
Список авторов. 124
С.В. Тарасов
Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка в образовательной среде
Динамичные социокультурные условия сегодняшнего дня побуждают к постановке комплексных задач, направленных на адекватное современной психолого-педагогической ситуации развитие личности в процессе образования.
Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение его качества, доступности, индивидуализации и дифференциации, что предполагает:
-
создание психологически безопасной образовательной среды
-
осуществление квалифицированной диагностики возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста, психологической помощи семьям детей групп особого внимания;
-
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития и в выборе для него образовательного и профессионального маршрута;
-
профилактику нарушений эмоционально-волевой сферы;
-
помощь в разрешении проблем во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями.
Особое значение приобретают вышеназванные позиции в контексте обозначенных направлений развития образования, сформулированных в рамках национальной образовательной стратегии-инициативы «Наша новая школа». В частности, в данной стратегии речь идет о «создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». Более того, одной из первостепенных задач в национальной стратегии определена необходимость выстраивания «разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности».
В последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе - психолого-педагогическое сопровождение. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты доверия и др.).
Актуальной задачей современного этапа является реализация принципиально нового подхода к деятельности существующих ППМС-центров, которые сегодня зачастую играют роль «скорой помощи», корректируя проблемные ситуации, связанные с трудностями поведения и обучения ребенка в образовательном учреждении.
В условиях обновления содержания образования в соответствии с основными положениями ФГОС сфера ответственности ППС (психолого-педагогического сопровождения) не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении. Она должна включать в себя задачи обеспечения социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, формирования установок на здоровый образ жизни, развитие навыков саморегуляции и управления стрессом, профилактики поведенческих факторов риска. При этом в поле зрения таких центров должны находиться все категории детей, в том числе, талантливые (одаренные), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, поддержка при социализации которых требует особого внимания.
В связи с этим перспективным направлением является создание комплексной модели сопровождения процессов развития ребенка, которая, с одной стороны, интегрировала бы зачастую несогласованные диагностику, консультативную работу, тренинги и др., с другой стороны – объединила бы усилия всех субъектов: учащихся, учителей, родителей. Данная модель призвана способствовать профессиональному выбору и обеспечивать формирование самой способности к сознательному ответственному самоопределению. Предметом внимания помимо способности к планированию учебной и профессиональной карьеры становится более фундаментальная способность к проектированию собственного жизненного пути.
Особое место в деятельности такой модели отводится психологической поддержке педагога в процессе его профессиональной деятельности. Психологическая комфортность учащихся непосредственно зависит от психологического здоровья педагога и уровня его психолого-педагогической компетентности, личностной регуляции, которая дает возможность не только управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, но и развиваться, совершенствоваться в личностной сфере. К сожалению, на сегодняшний день эффективных моделей поддержки педагогов, предупреждения проблем их профессионального выгорания и деформации разработано и реализуется недостаточно.
Вместе с тем, не менее значимыми для современной школы, требующими профессионального решения остаются вопросы психологической безопасности образовательной среды, принципами проектирования которой являются:
-
защищенность личности, через развитие и реализацию ее индивидуального потенциала, и устранение психологического насилия;
-
опора на развивающее образование, целью которого является не обучение, а личностное развитие;
-
помощь в становлении социально-психологической умелости.
Необходимость проектирования такого рода среды делает актуальным поиск технологий, способствующих расширению и углублению компетентности педагога в области знаний психологических особенностей формирования личности, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации.
Обозначенный подход предполагает, что специалист сферы психолого-педагогического сопровождения, помимо владения методиками диагностики, консультирования, коррекции, обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, обеспечению эффективного взаимодействия в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация).
В связи с этим актуальной и востребованной становится разработка комплексной модели психолого-педагогического сопровождения процессов развития ребенка в условиях образовательной среды как интеграции педагогических, психологических, управленческих и общественных составляющих процесса обучения, воспитания и социализации личности. Под развитием при этом следует понимать именно качественное изменение человека.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в современном образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка исходя из его индивидуальных особенностей, реал изация которой предполагает достижение комплекса задач:
-
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-
психологическое обеспечение образовательных программ;
-
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
В контексте обозначенных задач психолого-педагогическое сопровождение реализует основные направления:
-
профилактика;
-
диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
-
консультирование (индивидуальное и групповое);
-
развивающая работа (индивидуальная и групповая);
-
коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
-
психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;
-
экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Главным итогом деятельности по обеспечению психолого-педагогического сопровождения, согласующегося с социальными запросами населения и требованиями федерального государственного образовательного стандарта, является адаптация детей всех ступеней обучения к быстроменяющейся жизни, обеспечение организации образовательного процесса, способствующего, прежде всего, становлению личности ребенка.
Обозначенный результат достигается посредством создания условий для формирования не только определенных личностных качеств (активность, коммуникабельность, ответственность, социально-психологическая умелость), но и адекватных требованиям общества и потребностям каждого конкретного человека личностных установок, способных обеспечить качество жизни.
Таким образом, эффективное психолого-педагогическое сопровождение в современных социокульурных условиях является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Е.И.Казакова, И.В.Серебрякова
Поделитесь с Вашими друзьями: |