Патриотическое воспитание учащихся в историко-краеведческой работе как фактор формирования их гражданственности



Скачать 38.39 Kb.
Дата23.05.2016
Размер38.39 Kb.
Патриотическое воспитание учащихся в историко-краеведческой работе как фактор формирования их гражданственности

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма.

Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учениками исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности ученика, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение.

Большую роль в решении педагогических задач по изучению родного края играет индивидуальная краеведческая работа, это способствует формированию у учащихся гражданско-патриотичских качеств, чувства любви к малой родине, уважение к опыту предыдущих поколений.

Одна из главных особенностей нашей краеведческой работы состоит в том, что она включает в себя элементы исследования. Акцент переносится с преподавания на изучение, с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. В своей практике мы используем для решения такой серьезной задачи метод привлечения школьников к самостоятельной деятельности.

Наиболее эффективной формой продуктивного изучения исторического краеведения является использование проектной деятельности учащихся. Метод проектов основывается на принципе «обучения посредством деятельности», выступает как вид сознательной работы, в которой ученик выступает активным участником.

Изучение прошлого Ярославского края привело нас к проектам «Краеведческая находка», лучшие проекты представляются на школьной научно – практической, краеведческой конференциях , которые проходят в течении пятнадцати лет под аналогичным названием «Краеведческая находка».

Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. Так, при изучении пропедевтического курса «исторического краеведения» шла работа над проектами «Светочи России» (о людях, прославивших Родину), «Моя родословная». Темы видятся достаточно широкими, так что каждый школьник может найти «своего героя» и продемонстрировать свое личное отношение как к нему, так и к его эпохе. Работа над проектом «Моя родословная» помогает учащимся лучше узнать историю своей семьи, испытать чувство гордости за своих родственников, которые были участниками важных событий в истории нашей страны. Бытовые воспоминания часто сопровождаются вещественными свидетельствами: фотографиями, грамотами, знаками, альбомами, газетами и журналами тех лет. Если взаимопонимание в треугольнике «семья – ребенок – школа» в ходе работы будет найдено, то это, как мне кажется, можно было бы отнести к безусловным достижениям проектной деятельности, независимо от ее успешности в научном и просвещенческом плане. Личный интерес способствует в данном случае реализации воспитательного потенциала, заложенного в биографическом материале.

Наиболее высокий уровень проектов предусмотрен, как и должно быть, для старшеклассников, которые работают индивидуально. Темы сужаются, требуют обращения к специальной литературе, архивным источникам и связаны с краеведением, этнографией, социологией, например: «Беспризорность – показатель здоровья государства», «Влияние отходничества на уровень образования в Ярославской губернии», «Промыслы Ярославского края», «Меценат, промышленник, городской голова» (Вахромеев И.), «Ярославцы - декабристы».

Старшеклассники, как легко заметить, отдают предпочтение краеведению, что не является случайным. Краеведение предоставляет молодому человеку наиболее полный комплекс оригинальных материалов, позволяет говорить о вещах близких и зачастую «осязаемых», дает шанс найти что–то свое, внести в изучение вопроса собственные умозаключения

Выбор темы проекта не прост для руководителя. Иногда ученик замахивается на проблему, которая явно ему не по плечу. Бывает, что темы просто «лежат на поверхности». Так, школа № 25 г. Ярославля находится рядом с «Леонтьевским» кладбищем, одним из старейших в городе, с богатейшей историей, и я однажды предложила учащимся поинтересоваться историей близлежащих окрестностей, самого места, где расположена наша школа. Для себя ребята сделали открытие. Они узнали, что границы кладбища в XIX веке превосходили современные в несколько раз, а наша школа находится на бывшей границе этого кладбища. Примерно на этом же месте в конце XIX века располагалась церковно – приходская школа. Это исследование стало «достоянием» школьного музея.

Продуктом такой творческой деятельности явилось то, что тринадцать работ учащихся вошли в сборник посвященный тысячелетию города Ярославля «Ярославль тысячелетний. Ярославль – моя семья – моя Родина.», изданный по инициативе Администрации мэрии г.Ярославля в 2008г. Также работы 6 человек были внесены на сайт посвященный 1000-летию г.Ярославля.



В феврале 2010г. мы провели очередную (15-ю) краеведческую научно-практическую конференцию посвященную 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, которая прошла под названием: « По праву памяти… . Великая Отечественная война в моей семье», школьники готовили материал о своих близких родственниках, участниках в Великой Отечественной войне или погибших на фронтах войны, во имя их настоящего и светлого будущего.

Практическая направленность изучения исторического краеведения способствует изменению отношения учащегося к обучению, помогает установить связь теории с практикой, ощутить себя причастным к истории, тем самым закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница