Парадигмальное пространство современной философии. Учебное-методическое пособие



страница1/6
Дата13.02.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный экономический университет»

Т.П. Короткая, В.К. Лукашевич, Я.С. Яскевич
Парадигмальное пространство современной философии.

Учебное-методическое пособие

Минск 2010


УДК (075)

ББК 87я7
Короткая Т.П., Лукашевич В.К., Яскевич Я.С. Парадигмальное Ф56пространство современной философии. Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 90 с.


В учебном пособии по курсу «Парадигмальное пространство современной философии» для магистрантов, обучающихся по специальности «Философия», содержится информация, отражающая ключевые характеристики социально-критических философских концепций, экзистенциально-феноменологической парадигмы и аналитической философии в философской культуре ХХ века.

Для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов


УДК 1 (075)

ББК 87я7


Коллектив авторов, 2010

© Белорусский государственный

экономический университет, 2010

ISBN 985-426-627-3


Оглавление

Введение


  1. Классика и постклассика: две эпохи в развитии философии…………………….6

    1. Классика и современность в развитии европейской философии……………..6

    2. Классическая традиция в европейской философии, ее типологическое единство, основные познавательные установки…………………………….....6

    3. Стиль философствования классической философии: строгость, логичность, доказательность и монологичность…………………………………………….7

    4. Неклассическая и постнеклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века………………………………………………………………..7

    5. Проблемное поле, идейная стилистика и контуры неклассической философии……………………………………………………………………....14

    6. Кризис западной цивилизации и расширение возможностей философской рефлексии……………………………………………………………………….15

    7. Основные программы и стратегии постнеклассической философии………17

  2. Социально-критические теории в философской мысли XX века ……………...19

    1. Социально-критическая стратегия в философии, ее специфические особенности……………………………………………………………………..19

    2. Становление и основные черты марксистской философии………………....19

    3. Философская антропология К.Маркса………………………………………..26

    4. Марксистская концепция материалистического понимания истории……...28

    5. Судьба марксизма в ХХ столетии……………………………………………..31

    6. Концепция неомарксизма в социальной философии Франкфуртской школы и критической теории общества…………………………………………….....33

    7. Феномен советского марксизма-ленинизма и философская апологетика коммунистической идеологии…………………………………………………33

    8. Феминистская критика западной культуры…………………………………..34

  3. Экзистенциально-феноменологическая парадигма в философском мышлении XX века……………………………………………………………………………..36

    1. Экзистенциально-феноменологическая стратегия…………………………...36

    2. Феноменология………………………………………………………………....37

    3. Экзистенциализм……………………………………………………………….38

    4. Французский персонализм……………………………………………………..43

    5. Философская антропология…………………………………………………....47

  4. Аналитическая стратегия в философской культуре XX века …………………..56

    1. Интеллектуальный и социокультурный статус философии в аналитической традиции………………………………………………………………………...56

    2. Критика субстанционализма и новые направления в тематике аналитической философии…………………………………………………….56

    3. Основные этапы эволюции аналитической философии……………………..58

    4. Анализ научного знания как основная ориентация эмпирического логицизма……………………………………………………………………….59

    5. Неопозитивизм: эволюция проблемного поля и методов анализа………….65

    6. Прагматический поворот в позднеаналитической философии……………...68

    7. Проблема динамики научного знания в постпозитивизме…………………..71

    8. Философская прагматика аналитической философии в эпоху постмодерна (Р.Рорти)………………………………………………………………………...77

  5. Философия и философствование на рубеже XX и XXI веков………………….79

    1. Эволюция структуралистской традиции……………………………………...79

    2. Проблема «конца философии»………………………………………………...82

    3. Философия постмодернизма: идейные истоки, эволюция тематического пространства, кризис …………………………………………………………..82

    4. Коммуникативная парадигма в современной социальной философии……..85

    5. Футурологические аспекты глобализации в философском осмыслении.......87

Введение
Курс «Парадигмальное пространство современной философии» ориентирован на формирование у магистрантов представлений о проблемном поле, содержательных особенностях, специфике методологического инструментария, векторах эволюции главных направлений постклассической философии. Они создают адекватный интеллектуальный контекст восприятия современных философских реалий и фундаментальные предпосылки продуктивного анализа конкретной тематики в русле самостоятельных исследований, проводимых обучаемыми в ходе магистерской подготовки.

Учебно-методическое пособие содержит материал, отражающий в названных ракурсах специфику социально-критических философских концепций, экзистенциально-феноменологической парадигмы и аналитической стратегии в философской культуре XX века. Он предваряется сведениями о ключевых характеристиках классической и постклассической эпохи в развитии философии и заключается анализом доминирующих тенденций философствования на рубеже XX и XXI веков. При изложении учебного материала авторы придерживались схемы его установочно-консультационной подачи, акцентируя следующие аспекты: оценка представителями анализируемой философской парадигмы предшествующей философской традиции, ее собственное проблемное поле, основные концепции, тенденции содержательной эволюции.
В результате изучения дисциплины магистранты должны

знать:


  • наиболее значимые идеи и концепции постклассической философии;

  • категориально-понятийный аппарат, отражающий особенности постклассического философского мышления;

  • основные направления тематической эволюции современной философии;

уметь:

  • определять мировоззренческую направленность эвристический потенциал современных философских концепций;

  • определять социальный смысл и идеологическую ориентированность концепций постклассической философии;

  • анализировать особенности философского мышления, представленного в современных философских концепциях;

  • осуществлять системную оценку социокультурного смысла и значения современных философских течений в их связи с динамикой сфер жизнедеятельности человеческого сообщества.

Тема 1. Классика и постнеклассика: две эпохи в развитии философии


    1. Классика и современность в развитии европейской философии

По сравнению с классической парадигмой неклассическая философия выражает тип философствования, сформировавшийся в философии второй половины XIX—XX вв., стремящейся расширить рамки философской рефлексии, «преодолеть» ее рационалистические установки.

Представители неклассической философии в очередной раз продемонстрировали одну из имманентно функций философии — критическую, причем в различных ее вариациях: от «мягкой», не отрицающей позитивной роли классического наследия, до жестко неклассической, обусловленной необходимостью осмысления кризиса западной цивилизации, совпавшего с кризисом классической философии: «Назад в Канту» (неокантианство, возникшее в 60-е годы XIX в.); «Назад к Гегелю» (неогегельянство); неотомизм (70-е годы XIX в.) и др.

Хотя эти классические ориентации не были востребованы в неклассической философии в полной мере, все же отдельные ее идеи (исследование ценностей, ряда гносеологических вопросов и др.) оказали влияние на дальнейшую проблематику и поиски неклассической философии.

Неклассический этап в развитии философской мысли представляет собой весьма сложное, своеобразное и противоречивое по своей сути явление, включающее в себя порою принципиально несовместимые течения. Вместе с тем неклассическая философия отмечается некоторой общей стилистикой и культурой философствования, принципиально отличной от классики.


    1. Классическая традиция в европейской философии, ее типологическое единство, основные познавательные установки


Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически–поучительным стилем изложения, стремлением к объяснению закономерностей объективной и субъективной реальности.

Классический рационализм описывал объективный мир в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Причем деятельность понималась через сознание, т. е. происходило отождествление деятельности и сознания (за исключением марксизма, для которого было характерно понимание практики как предметной и духовной деятельности, выходящее за рамки классического сознания).

Рациональное познание, безграничная вера в науку, в прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума провозглашались классической философией решающей силой. Считалось, что между знанием, выступающим в логической форме, и окружающим миром имеется согласованность, ибо миру присущ внутренний порядок, и дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования как универсальный метод познания.

Для классической философии характерна установка на поиск сверхчувственных принципов и предельных оснований бытия, существования всеобщего, сущности мира и человека, универсальных принципов человеческой истории, всеобщих методов познания.

В рамках классической философии высшей абсолютной ценностью является разум, который рассматривается и как познавательная способность, обладающая сверхопытной сущностью, т. е. не выводимая из опыта и не сводимая к нему; и как средство объяснения мира и человека через установление причинно-следственных связей; и как средство переустройства и совершенствования мира и человека, и как неисчерпаемый независимый потенциал творчества. Сущность человека определена здесь границами его разума, ибо она сводится к познавательной способности постигать законы бытия.

В соответствии с признанием неограниченных возможностей человеческого разума в классической философии и свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость.

Классический научный рационализм, ориентирующийся в качестве исходных принципов на абсолютные истины, распространяется и на другие типы рациональности: экономическую, направленную на получение максимальной прибыли, политическую, предполагающую разумное и эффективное воплощение власти и др.


    1. Стиль философствования классической философии: строгость, логичность, доказательность и монологичность.

Стиль философствования классической философии в силу ее ориентированности на идеалы научной рациональности характеризует, как правило, строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения, ориентация на использование априорных схем обоснования знания и возможность достижения абсолютного знания. Само философское знание строится как особая форма объективного знания (например, у Гегеля, Канта), субъект же, мыслитель-классик как бы извне исследует и свое состояние, и внешнее ему бытие, имея право мыслить за других как монопольный обладатель истины.

Классике свойственна глубинная уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, в котором наличествует разумный порядок и гармония, убежденность в универсальности методов познания, всеобщности принципов развития истории, их доступности рациональному постижению.


    1. Неклассическая и постнеклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века.


Специфические черты классической, неклассической

и постнеклассической философии (сравнительный анализ).


Характеристики и критерии различения

Динамика философской мысли

Классическая философия. XVI – середина XIX века (от новоевропейского рационализма Декарта до Гегеля)

Неклассическая философия. Середина XIX – 70 годы ХХ века (от неогегельянства, Кьеркегора, Шопенгауэра и Ницше до формирования аналитической, социально-критической и экзистенциально-феноменологической программ)

Постнеклассическая философия. 70 годы ХХ века – начало ХХI века (от структурализма и постструктурализма до постмодернизма)

Стиль философствования

Классические философские системы отличались претензией на целостность, завершенность, монологически-поучительный стиль изложения, объяснение закономерностей объективной и субъективной реальности.

Стиль философствования классической философии в силу ее ориентированности на идеалы научной рациональности характеризует, как правило, строгость, логичность, доказательность, рационально-рассудочная схема рассуждения, ориентация на использование априорных схем обоснования знания и возможность достижения абсолютного знания. Само философское знание строится как особая форма объективного знания (например, у Гегеля, Канта), субъект же, мыслитель-классик как бы извне исследует и свое состояние, и внешнее ему бытие, имея право мыслить за других, как монопольный обладатель истины.




От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект-субъектной стилистике. Новый тип философствования в качестве предполагаемого адресата создаваемого произведения видит соавтора, полагаясь на его понимание, интуицию и используя при изложении художественно образные формы, открытость, недосказанность, предполагающую возможность собственной интерпретации.

Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становиться более гибким, художественным, релевантным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания. Иногда предлагается в качестве варианта «романтической» постклассической солидарности за регулятивный идеал принимать образ, метафору, картину и т.п. (Р. Рорти).




Конец метафизического стиля философствования, установка на анализ «поверхностных», поведенческих, неявных явлений; символизация и виртуализация реальности.

Отношение к познанию, разуму, рациональному

Приоритет рационального познания, безграничная вера в науку, прогресс, в способность внеиндивидуального и индивидуального разума, в возможность переустройства мира на началах Разума. Считалось, что между знанием, выступающим в логической форме, и окружающим миром имеется согласованность, ибо миру присущ внутренний порядок, и дело мыслителя заключается лишь в том, чтобы найти принцип согласования как универсальный метод познания.

Основными принципами познавательного отношения выступают: объективность знания; установка на поиск Абсолютной истины; системный и наукообразный характер изложения

Классический научный рационализм, распространяется и на другие типы рациональности: экономическую, направленную на получение максимальной прибыли, политическую, предполагающую разумное и эффективное воплощение власти и др.


Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, приводит к расширению поля философской рефлексии. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации альтернативных рационализму форм осмысления бытия и человека – иррационализма (лат. irrationalis – неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т.п.)

Критическое отношение к рационализму детерминирует переосмысление новоевропейского рационализма, расширение рамок рациональности, рассмотрение наряду с научной рациональностью других разновидностей и специфических типов рациональности (вненаучной, религиозной, художественной и т.д.).




Критика логоцентризма и рационализма, ирония по отношению к авторитету, приоритет дорационального, внеструктурного (текст, повседневность, телесность, смерть)

Отношение к бытию

Для классики свойственна глубинная уверенность в естественной упорядоченности мироустройства, наличие в нем разумного порядка и гармонии, универсальных методов познания, всеобщих принципов развития истории, доступных рациональному постижению.

Отличает установка на поиск сверхчувственных принципов и предельных оснований бытия, существования всеобщего, сущности мира и человека, универсальных принципов человеческой истории, всеобщих методов познания. Считалось, что «Все действительное разумно, все разумное действительно», т.е. происходит отождествление бытия и мышления, утверждается принцип детерминизма, необходимость жестких причинно-следственных связей в мире.



Действительность иррациональна, неразумна, абсурдна. Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. Причем такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря волевым компонентам (философия жизни, волюнтаризм), интуитивным порывам (интуитивизм), бессознательным актам и установкам (психоанализ), в условиях постоянного выбора, в «пограничных ситуациях», в процессе непрекращающегося самосозидания и становления (экзистенциализм).


«Конец реальности, культура симукляров, символизация и виртуализация реальности». Особый статус приобретают вероятностные, случайные связи, принцип индетерминизма.

Отношение к человеку, его сознанию, языку

Сущность человека определена границами его разума, ибо она сводится к познавательной способности постигать сущности. Высшей абсолютной ценностью человека является разум, который рассматривается и как познавательная способность, обладающая сверхопытной сущностью, т.е. не выводимой из опыта и не сводимой к нему; и как средство объяснения мира и человека через установление причинно-следственных связей; и как средство переустройства и совершенствования мира и человека, и как неисчерпаемый независимый потенциал творчества.

В соответствии с признанием неограниченных возможностей человеческого разума в классической философии и свобода понимается как свобода, не имеющая границ, как абсолютная свобода личности, как познанная разумом необходимость.

Объективный мир описывается в терминах деятельного мировосприятия, деятельности. Причем деятельность понималась через сознание, т.е. происходило отождествление деятельности и сознания (за исключением марксизма, для которого было характерно понимание практики как предметной и духовной деятельности).


В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, a как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум.

В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте – переходе от философии сознания к философии языка. На смену анализу субъект-объектных представлений приходит исследование отношений между языком и миром, выдвигая на передний план коммуникативную роль и функцию языка (лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм, постмодернизм).




«Смерть человека», «расщепление Я» на пересечении желаний и контекстов жизни, хозяйства, языка

Отношение к обществу

Сведение законов общества к природным; обоснование идеи социального прогресса как смысла и направленности истории; всеобщность исторических законов и европоцентризм.

Обоснование специфики социальной реальности, критика концепции социального прогресса, обоснование многовариантности и нелинейности исторического развития

«Конец истории» (идеалы либерализма реализованы), множество практик истории и культуры как разнообразных исторических нарративов (описаний)



    1. Проблемное поле, идейная стилистика и контуры неклассической философии

Формирование неклассической философии было социально подготовлено и обусловлено, вызвано потребностью отражения кризиса западной цивилизации и культуры, рассогласованием между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, т. е. иррациональным, иным по своей природе.

Кризис рационализма, переживаемый неклассической философией, приводит к расширению поля философской рефлексии. Пересматривается статус самого разума, познающего субъекта, структуры познавательного процесса, что приводит к актуализации альтернативных рационализму форм осмысления бытия и человека — иррационализма (лат. irrationalis — неразумный, бессознательный), считающего, что разум не в состоянии охватить все разнообразие действительного мира и обращающего внимание на внерациональные формы духовного проявления человека (волю, интуицию, бессознательное и т. п.)

В рамках неклассической философии центральной философской программой становится антропологическая, причем человек здесь рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, a как существо переживающее, сомневающееся, чувствующее, самосозидающее, практически преобразующее природу и социум. В соответствии с этим речь идет не о возможности получения из глубин рафинированного неискаженного сознания универсальных истин, которые затем используются для менторского просвещения массы, а, напротив, о прояснении «заброшенного» в наличный мир сознания, испытывающего массированное, репрессивное социальное воздействие. Главное, что волнует неклассическую философию — это понимание того, что происходит с человеком, с его свободой, от которой ему порою хочется бежать из-за бремени ответственности, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Неклассическая философия задается вопросом, как сохранять при этом совестливость, впечатлительность, духовно-психологическую независимость индивидуального сознания, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.

От монологического назидательного стиля мышления неклассическая философия переходит к диалогической, субъект–субъектной стилистике. Новый тип философствования в качестве предполагаемого адресата создаваемого произведения видит соавтора, полагаясь на его понимание, интуицию и используя при изложении художественно образные формы, открытость, недосказанность, предполагающую возможность собственной интерпретации.

Неклассическая философия от поиска всеобщих принципов, предельных сущностей, универсалий переходит к самоценности индивидуального, уникального, своеобразного, единичного. Причем такая уникальность личности обнаруживает себя благодаря волевым компонентам (в философии жизни, волюнтаризме), интуитивным порывам (в интуитивизме), бессознательным актам и установкам (в психоанализе), в условиях постоянного выбора, в «пограничных ситуациях», в процессе непрекращающегося самосозидания и становления (в экзистенциализме).

В силу критического отношения неклассической философии к рационализму происходит, в частности, переосмысление новоевропейского рационализма, в результате чего расширяются рамки рациональности. Научную рациональность ряд исследователей начинает рассматривать лишь как одну из разновидностей множества специфических типов рациональности (вненаучная, на уровне обыденного познания и естественного языка, религиозная, художественная и т. д.).

Происходит изменение классических идеалов строгости по отношению к философскому языку, который становится более гибким, художественным, релевантным, допускающим различные интерпретации и соответствующую глубину понимания. Иногда предлагается в качестве варианта «романтической» постклассической солидарности за регулятивный идеал принимать образ, метафору, картину и т. п. (Ричард Рорти).

В рамках неклассической философии осуществляется смена парадигм, выражающаяся в лингвистическом повороте — переходе от философии сознания к философии языка. На смену анализу субъект-объектных представлений приходит исследование отношений между языком и миром, выдвигая на передний план коммуникативную роль и функцию языка (лингвистическая философия, структурализм, постструктурализм).


    1. Кризис западной цивилизации и расширение возможностей философской рефлексии


Современная (постнеклассическая) философия — это диалог культур, философских учений, структур бытия и человека, его эмоций, переживаний, ценностей и смыслов. Все это и есть поиск своего бытия, устремленный к первоначалам и фундаментальным принципам устройства мира, его познания и отношения к природе, социуму и духовной жизни. Мысль обращается к мудрости в своем желании к освоению мира в его полиструктурности и многообразии, за которыми открывается жизненная реальность индивидуального и универсального события. Философия становится и открытием новых горизонтов «опыта души», глубинной сопричастности человека всему миру.

В конце ХХ века стало ясно, что акт философствования в конечном итоге возможен только в духовном пространстве полифонического взаимообогащения и взаимопроникновения, использующем логически упорядоченные смыслы и понятия, в их приобщенности к универсальному пониманию космоса, природы, общества, человека. Ценностно-смысловая неисчерпаемость, подлинность, межсубъектная, этически объективная сопричастность человека и мира, трудности восприятия альтернативного и многозначного создают ситуацию поиска выхода из тупика противостояний: материализм – идеализм, объективизм - субъективизм, рациональное - иррациональное. В этом процессе сталкиваются стремление к системной законченности концептуальных построений с логически четким и ясным терминологическим аппаратом, очищенным от субъективности, и возведенной в “систему” принципиальной внесистемностью, поэтизированием философского логоса, афористичностью мысли и слова, ассоциативностью живого языка, ценностно-эмоциональным видением мира, которые и претендуют на адекватное и истинное отражение и познание бытия. Мир идей и мир вещей предстоит объединить с миром переживаний и миром ценностей.

Современные философские течения отражают новые реальности бытия и радикальную смену понимания человека, его переживаний, мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, отношения к природе, к состоянию изменяющегося общества, к становлению новых архетипов, к производству как материального, так и духовного. Философия постмодерна ХХ века своеобразно представляет и новые особенности производства субъективности, которое столкнулось с крахом тоталитарной мысли, реальностями интеграции и диалога культур. Возникает ощущение кризиса познавательных возможностей человека, восприятия мира как хаоса, абсурда, не подчиняющегося законам, а следующего игре случая, насилию, террору. Сознание в его размышлениях о разуме проходит как бы по рядам противоречий, из которых фиксирует определенный срез проблем рациональности, что не позволяет увидеть проблему в целостности. Этому способствует постнеклассическая парадигма, которая вводит в анализ утопию и миф, рассказ и рефлексию, традицию и ритуал, жест и тело, власть и культуру, метафизику любви и смерти, топологию тела и прочие составляющие, которые замещают собой Логос, рациональность, Разум в их представленности в самоценных смысловых структурах. Эта философская парадигма связана с переключением акцентов на индивида, этико-эстетическим, коммуникативно-временным, переживаемым освоением мира, культуры, структур повседневности, практики общественного бытия, желания и жеста, воли и ненасилия, справедливости и свободы. Бытие понимается как совокупность возможностей его реализации, и современная теория познания, связанная с деятельностью, гуманитарными науками, искусством и традицией, наукой и мистикой все больше раскрывается как культурно-историческая.

Философия стремится раскрыть природу целого в субъекте познания и деятельности, а универсальной формой ее выражения оказывается культура и практика. Закономерно, что современная философия становится практической философией, — философской антропологией, философской риторикой, философией пола, любви, смерти, духа, культуры, техники, науки, политики, педагогики, права и т.п.

Становление философии конца ХХ - начала ХХ1 вв. сопровождается глубокими качественными изменениями в содержании и структуре философского мышления по сравнению с его предшествующими формами. Однако переход на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях — на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще не реализованное состояние. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями многовекового развития духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире, раскрытия причин и механизмов функционирования природных, антропологических, социальных и технических явлений в их взаимодополнимости и взаимосвязи как специфически особых элементов единого мирового бытия.

В настоящее время настойчиво ищутся способы преодоления негативных тенденций цивилизации, осуществляется поиск путей гуманизации мира и человека, предпринимаются попытки объединения усилий общественности в предотвращении термоядерной войны, прекращении национальных распрей, сохранении окружающей среды, преодолении отчуждения человеческой личности, ее сохранении. Решение этих проблем, характерных как для современного Запада, так и Востока, возможно только на пути признания целостности и взаимозависимости современного мира, необходимости диалога культур, их взаимообогащения, признания приоритета за поведением, ориентированным на коммуникацию и понимание, ибо XXI столетие знаменует собой духовное единство человечества. Основной задачей современной философской мысли становится выработка новых стратегических приоритетов отношения к природному, социальному и человеческому миру, идеалов открытости, коммуникативного единства человечества, диалога и взаимообогащения различных культур. Глобализационные процессы поворачивают современную философию лицом к мировым проблемам и задают новые горизонты философского поиска.


1.7.Основные программы и стратегии постнеклассической философии
Что касается вариантов критического отношения к классической философской традиции, то весьма условно в неклассической философии можно выделить несколько программ, направленных на переосмысление классического типа философствования:

1) иррационалистическая традиция в неклассической философии;

2) социально-критическая программа, ориентированная не только на объяснение, но и на изменения социума (марксизм, неомарксизм, постмарксизм);

3) критико-аналитическая программа, включающая в себя переосмысление научно-рационалистических приоритетов и ценностей (неопозитивизм, постпозитивизм, аналитическая философия, структурализм, постструктурализм, постмодерн);

4) экзистенциально-антрополого-психологическая программа переосмысления философского самосознания (феноменология, герменевтика, экзистенциализм, психоанализ).

5) коммуникативная парадигма, нацеленная на общественное согласие, взаимодействие, интеграцию, межличностный субъект-субъектный диалог на основе коммуникативного понимания



Доклады по первоисточникам


  1. Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: 1993.

  2. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. – М.: 1993.


Литература

  1. Западая философия: итоги тысячелетия (Антология) // Сост. В.М. Жамиашвили. – М.: 1997.

  2. Дильтей В. Введение в науки о духе// Дильтей В. Собр. Соч.: В 6 т. Т.1. – М., 2000.

  3. История современной зарубежной философии. Компаративистский подход // А.С. Колесников и др. – СПб.: 1997.

  4. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб.,:2001.

  5. Ницше Ф. Так говорил Заратустра \\ Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т.2. – М., 1990.

  6. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. – Мн., 1998

  7. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: 1990.

  8. Порус В.Н. Парадоксальная рациональность. – М.: 2000.

  9. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: 2000.

  10. Теория и методология гендерных исследований. – М.: 2001.




Тема 2. социально-критические теории в философской мысли хх века.
Тема 3: экзистенциально-феноменологическая парадигма в философском мышлении хх веке.
Тема 4. аналитическая стратегия в философской культуре xx века.
В родственном позитивизму
Доклады по первоисточникам

Каталог: bitstream -> edoc
edoc -> Тема Предмет, задачи и методы психологии семьи Психология семьи
edoc -> Конспект лекций общая часть тема Понятие, предмет и система международного частного права
edoc -> Тема Ключевые категории в управлении персоналом организации Вопросы темы: Понятия «человеческие ресурсы»
edoc -> И. В. Радина эумк по дисциплине «методика преподавания профессионально ориентированного иностранного языка»
edoc -> Методические рекомендации по написанию курсовых работ и рефератов
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «психология поведения человека в экстремальных ситуациях»
edoc -> Вопросы к зачету по курсу «Психология семьи»
edoc -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 04 «Психология»
edoc -> Конспект лекций тема «итория развития «конфликтологии»» Вопросы для обсуждения
edoc -> Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальности: 1-23 01 04 «Психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница