Панова наталья геннадьевна



страница1/18
Дата14.02.2016
Размер4.31 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

На правах рукописи

0Ш0 8 12772"

ПАНОВА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА МУЗЫКАНТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ГАРМОНИ-ХРОМКЕ В УЧИЛИЩАХ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка)

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, профессор Л.С. Майковская

МОСКВА 2008

туК

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования исполнительского
мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-
хромке 15

  1. Сущность и структура исполнительского мастерства музыканта 15

  2. Особенности формирования исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке 49

  3. Педагогические условия формирования исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке 70

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования
исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения
игре на гармони-хромке 103

  1. Диагностика исходного уровня исполнительского мастерства учащихся-гармонистов 103

  2. Направленность обучения на формирование исполнительского мастерства учащихся-гармонистов 133

  3. Динамика формирования исполнительского мастерства учащихся-гармонистов 158

Заключение 172

Библиография 176

Приложения 193

2

Введение

Актуальность исследования. Изменения в социально-экономической, политической и культурной жизни России последних лет вызвали пересмотр приоритетных направлений в области образовательной политики. Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, одной из главных задач современного образования является- сохранение, распространение и развитие национальной культуры. Изучение, сохранение и приумножение культурного наследия России служит важнейшей предпосылкой формирования национально-эстетического самосознания общества, гражданско-патриотических качеств, является фундаментом роста духовных и нравственных сил русского народа.

Важной составной частью и достоянием русской национальной культуры является народное инструментальное искусство. История, возникновения и развития русских народных музыкальных инструментов неразрывно связана с этапами формирования, духовно-нравственного общественного сознания и русского национального менталитета. Исполнительство на русских народных музыкальных инструментах находится в тесной связи с традициями и обычаями, отражает особенности русского национального характера и быта.

Одним из наиболее ярких русских народных инструментов является гармонь-хромка. Появившаяся в России сравнительно недавно (в XIX веке), гармонь-хромка быстро завоевала прочные позиции в инструментальном мире. Благодаря своему звонкому, «голосистому» тембру, портативности, относительной легкости воспроизведения популярных мелодий, она стала одним из любимых музыкальных инструментов русского народа.

Задача сохранения, распространения и развития национальной музыкальной культуры обусловливает необходимость организации профессиональной подготовки исполнителей на русских народных инструментах. В настоящее время профессиональное обучение игре на домре, балалайке, баяне, гуслях организовано на всех ступенях музыкального

3

образования: в музыкальных школах, училищах, вузах. Постепенно начинает создаваться и система профессионального обучения игре на гармони-хромке. Однако практика обучения исполнителей-гармонистов в учебных заведениях среднего профессионального музыкального образования демонстрирует недостаточность разработки психолого-педагогических основ и методики обучения игре на данном инструменте.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена противоречиями между необходимостью обучения профессиональному исполнительству на гармони-хромке, потребностью в формировании исполнительского, мастерства учащихся-гармонистов и недостаточной разработанностью педагогических условий его формирования; между возможностями обучения игре на гармони-хромке в формировании исполнительского* мастерства и недостаточно полным выявлением этих возможностей, методической неразработанностью1 способов их использования.

Степень научной разработанности проблемы

Проблема, формирования профессионального мастерства является предметом исследования различных наук. Условиям достижения вершин профессионального мастерства посвящены, труды в области акмеологии (А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина и др.). Культурологические аспекты проблемы формирования профессионального мастерства специалиста рассматриваются в исследованиях С.С. Аверинцева, А.И. Арнольдова, А.А. Аронова, Л.С. Зориловой, Д.С. Лихачева и др. Психолого-педагогическим основам формирования личности специалиста в процессе профессиональной подготовки посвящены исследования Д.И. Анциферовой, В.Л. Марищука, З.А. Решетовой и др.

К настоящему времени наибольшую разработку получили вопросы педагогического мастерства. Они нашли отражение в трудах ведущих педагогов прошлого и современности — К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко,

4

В.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, А.Г. Казаковой, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина и др.

Проблемы профессиональной подготовки специалистов в области культуры рассматриваются в работах Т.И. Баклановой, А.Д. Жаркова, В.И. Закутского, Е.Р. Ильиной, В.Г. Кузнецова, В.И. Черниченко, В.М. Чижикова и др. Существенное значение для решения задач нашего исследования имеют работы, посвященные проблемам формирования профессионального мастерства специалиста культуры художественного профиля (Н.К. Бакланова), развития духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов (О.А. Блох).

Вопросы педагогического мастерства в области музыкального образования отражены в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Л.А. Безбородовой, Л.С. Майковской, Ю.Н. Рагса, В.Г. Ражникова и др.

Определенный интерес для данного исследования представляют
работы по музыкальной психологии и педагогике, в которых
рассматриваются вопросы
обучения музыкантов-исполнителей,

формирования важных для исполнителя качеств (Л.А. Баренбойм, Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, И. Гофман, В.Ю. Григорьев, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Коган, В.И. Петрушин, СИ. Савшинский, СЕ. Фейнберг, Г.М. Цыпин, О.Ф. Шульпяков, А.П. Щапов и др.).

Проблемы становления и развития исполнительства на народных инструментах и, в частности, на гармони-хромке отражены в работах А.А. Банина, Г.И. Благодатова, В.А. Вольфовича, М.И. Имханицкого, Е.И. Максимова, A.M. Мирека, А.А. Новосельского. Вопросы обучения игре на народных инструментах рассматриваются в трудах Ю.Т. Акимова, И.Д. Алексеева, О.В. Бычкова, В.М. Галактионова, Н.А. Кравцова, Ф.Р. Липса, М.Д. Обертюхина, Я.Ю. Смирнова, Г.И. Шахова и др.

К настоящему времени в России выполнен ряд диссертационных исследований, в которых освещаются различные аспекты формирования

5

исполнительского мастерства музыканта. Среди них можно выделить работы: М.В. Жижиной (исполнительское внимание), Н.Б. Щетинской (личностная саморегуляция музыканта-исполнителя), Р.Ф. Сулейманова (психология профессионального мастерства музыканта-инструменталиста), Е.А. Белан (феномен сценического волнения), А.Н. Павлова (психологичекая подготовка музыкантов-исполнителей к концертной деятельности), А.Н. Чвановой (формирование артистизма музыкантов-исполнителей). Теоретико-методологическим основам формирования исполнительского мастерства скрипача посвящено исследование М.М. Берлянчика. Особый интерес представляет диссертационное исследование А.К. Головко, в котором рассматривается проблема обучения учащихся-гармонистов в начальном звене системы музыкального образования. Фактически, это первая работа, анализирующая теоретико-методические особенности обучения игре на гармони-хромке.

Проделанный анализ литературы позволяет сделать вывод, что проблема формирования исполнительского мастерства учащихся в процессе обучения игре на гармони-хромке в училищах культуры и искусств разработана недостаточно.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить психолого-педагогические основы и разработать методику формирования исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке.

Объект исследования - обучение учащихся игре на гармони-хромке в учебных заведениях среднего профессионального музыкального образования.

Предмет исследования — процесс формирования исполнительского мастерства учащихся средних профессиональных музыкальных учебных заведений в условиях обучения игре на гармони-хромке.

6

Задачи исследования:

  1. Осуществить анализ литературы по проблеме исследования и выявить основные подходы к пониманию профессионального мастерства.

  2. Определить сущность и структуру исполнительского мастерства музыканта.

  3. Выявить особенности формирования исполнительского мастерства f музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке.

4. Определить педагогические условия формирования
исполнительского мастерства учащихся в процессе обучения игре на
гармони-хромке.


5. Разработать и апробировать методику формирования
исполнительского мастерства учащихся-гармонистов.


Гипотеза исследования - формирование исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке в училищах культуры и искусств будет эффективным при выполнении следующих условий:

- реализации деятельностного и личностного подходов к
исполнительскому мастерству, выражающихся в понимании
исполнительского мастерства как качественного уровня деятельности и
интегрального свойства личности;


- направленности обучения на формирование мотивационно-волевого,
операционально-технологического, регулятивно-психологического и
индивидуально-творческого компонентов исполнительского мастерства;


  • учета особенностей формирования исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке;

  • разработки и внедрения в учебный процесс методики формирования исполнительского мастерства учащихся-гармонистов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения философов, касающиеся творчества, творческой свободы, духовности личности, ее самопознания и самосовершенствования (Н.А.

7

Бердяев, Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин, М.С. Каган); идеи гуманистической психологии о самоактуализации и самореализации личности (А. Маслоу); положения психологов об определяющем значении деятельности в развитии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

В работе реализуется системный подход, обусловливающий рассмотрение исполнительского мастерства музыканта как системы, а также деятельностный и личностный подходы.

Теоретическую основу исследования составили ключевые идеи и положения, касающиеся педагогического мастерства (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ю.П. Азаров, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин), психологии творчества (Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон), теории профессионального мастерства специалиста культуры художественного профиля (Н.К. Бакланова); исследования педагогического мастерства в области музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.А. Безбородова, Л.Г. Арчажникова, Л.С. Майковская); труды, в которых рассматриваются различные аспекты формирования исполнительского мастерства музыканта (Л.А. Баренбойм, Л.Л. Бочкарев, А.Л. Готсдинер, Г.Г. Нейгауз, Г.М. Коган, СИ. Савшинский, Г.М. Цыпин и др.); работы в области истории исполнительства на русских народных инструментах (М.И. Имханицкий, Е.И. Максимов, A.M. Мирек и др.); исследование, посвященное теоретическим и методическим основам обучения игре на гармонике-хромке в начальном звене системы музыкального образования (А.К. Головко).

Методы исследования: теоретические — анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация; эмпирические - наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, экспериментальная работа, педагогический эксперимент.

База исследования: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Колледж искусств» (г. Химки), Областное государственное образовательное

8

учреждение среднего профессионального образования «Орловский музыкальный колледж», Научно-методический центр культуры и искусств Московской области, Московский государственный университет культуры и искусств.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2003 по-2007 гг.

На первом этапе (2003-2004 гг.) изучалась степень разработанности проблемы в научной- литературе; определялись методологические характеристики и теоретико-методические основы исследования, формулировались.его цель,.задачи и гипотеза; проводился констатирующий этап экспериментального исследования, в ходе которого анализировалось состояние изучаемой проблемы в музыкально-педагогической практике, определялись трудности исполнительской деятельности учащихся и их основные причины; в процессе наблюдения, анкетирования, бесед выявлялась эффективность педагогической деятельности по-формированию исполнительского мастерства учащихся-музыкантов; разрабатывались критерии оценки и методика диагностики, уровня сформированности исполнительского мастерства учащихся-гармонистов. Всего в экспериментальном исследовании участвовало свыше 200 человек.

На втором этапе (2004-2006 гг.) разрабатывалась методика формирования исполнительского мастерства учащихся-гармонистов, которая включила спецкурс «Исполнительское мастерство музыканта» и индивидуальные занятия с учащимися; диагностировался исходный уровень исполнительского мастерства у 28 учащихся; проводился формирующий этап педагогического эксперимента, в ходе которого осуществлялось внедрение и апробация спецкурса и методики проведения индивидуальных занятий с учащимися.

На третьем этапе (2006-2007 гг.) осуществлялась повторная диагностика уровня исполнительского мастерства учащихся-гармонистов, систематизировался материал, полученный в процессе экспериментального исследования, проводилась обработка полученных данных, уточнялись

9

теоретико-методические выводы и подводились итоги по теоретическим и практическим результатам диссертационного исследования.

В исследовании использован опыт автора как исполнительницы на гармони-хромке и преподавателя ГОУ СПО МО «Колледж искусств» (г. Химки).

Научная новизна исследования состоит в том, что:

  • исполнительское мастерство музыканта рассмотрено с позиции деятельностного и личностного подходов, (как качественный уровень деятельности и как интегральное свойство личности);

  • определена структура исполнительского мастерства музыканта, включающая четыре взаимосвязанные подсистемы: мотивацгюнно-волевую (отражает направленность личности, интересы, потребности, ценностные ориентиры в профессии, способность регулировать свои действия и поступки в соответствии с профессиональными целями и задачами), операционально-технологическую (охватывает весь спектр исполнительских умений и навыков, необходимых для создания и воплощения музыкального образа произведения), регулятивно-психологическую (включает владение навыками психологической подготовки к публичному выступлению, способность управлять своим эмоционально-психическим состоянием) и индивидуально-творческую (связана с творчеством исполнителя, его способностью к самостоятельной творческой интерпретации музыкальных произведений, с владением творческими умениями и навыками);

  • выявлены особенности формирования исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке, обусловленные спецификой инструмента, исторического развития исполнительства на нем, доступностью для восприятия и освоения традиционного репертуара гармонистов;

- определены педагогические условия формирования
исполнительского мастерства учащихся-музыкантов в процессе обучения
игре на гармони-хромке: осуществление целостного подхода к


10

формированию исполнительского мастерства, выражающегося в единстве общекультурного и профессионального, музыкально-творческого и технического развития учащихся-гармонистов; направленность обучения на формирование всех компонентов исполнительского мастерства; включение в методику обучения игре на гармони-хромке наряду с традиционными методами заданий на формирование навыков варьирования мелодии, подбора по слуху, аккомпанемента;

- разработана и экспериментально апробирована методика
формирования исполнительского мастерства учащихся-гармонистов,
включающая спецкурс «Исполнительское мастерство музыканта» и
индивидуальные занятия с учащимися.


Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
уточнено понятие «исполнительское мастерство музыканта» с точки зрения
деятельностного подхода (рассматриваемое как качественный уровень
исполнительской деятельности, отличающейся индивидуально-творческим
характером, сформированностью исполнительских умений и навыков,
психологической готовностью к публичным выступлениям) и личностного
подхода (трактуемое как интегральная совокупность направленности на
исполнительскую деятельность, волевых качеств и духовности). Выявлены
показатели исполнительского мастерства учащихся-гармонистов
(направленность на исполнительскую деятельность, владение
исполнительскими умениями и навыками, психологическая готовность к
публичным выступлениям,
индивидуально-творческий характер

исполнения). Разработаны параметры и критерии оценки уровня сформированности исполнительского мастерства учащихся-гармонистов.

Практическая значимость исследования определена тем, что:

- разработана и внедрена в учебный процесс ГОУ СПО МО «Колледж
искусств» методика формирования исполнительского мастерства учащихся-
гармонистов, включающая спецкурс «Исполнительское мастерство
музыканта» и индивидуальные занятия с учащимися;


11

  • разработана методика диагностики уровня исполнительского мастерства учащихся-гармонистов;

  • материалы исследования внедрены в учебный процесс курсов повышения квалификации Научно-методического центра культуры и искусств Московской области;




  • материалы исследования могут быть использованы преподавателями музыкальных специализаций вузов, средних специальных учебных заведений, музыкальных школ; в. лекционных семинарских и практических занятиях по проблеме формирования исполнительского мастерства музыканта;

  • результаты исследования могут быть применены с целью обновления Государственного стандарта среднего профессионального образования для музыкальных специализаций.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Исполнительское мастерство музыканта — качественный* уровень деятельности, интегральное свойство личности и система, содержащая четыре взаимосвязанные подсистемы (мотивационно-волевую, операционально-технологическую, регулятивно-психологическую и индивидуально-творческую). Как качественный уровень деятельности исполнительское мастерство отличается индивидуально-творческим характером, сформированностью исполнительских умений и навыков, психологической готовностью к публичным выступлениям. Как интегральное свойство личности — представляет собой совокупность направленности на исполнительскую деятельность, волевых качеств и духовности.

  2. Особенности формирования исполнительского мастерства музыканта в процессе обучения игре на гармони-хромке обусловлены спецификой инструмента, исторического развития исполнительства на нем, доступностью для восприятия и освоения традиционного репертуара гармонистов.

12

3. Педагогическими условиями формирования исполнительского
мастерства учащихся в процессе обучения игре на гармони-хромке являются:
осуществление целостного подхода к формированию исполнительского
мастерства; направленность обучения на формирование всех его
компонентов; включение в методику обучения игре на гармони-хромке
наряду с традиционными методами заданий на формирование навыков
варьирования мелодии, подбора по слуху, аккомпанемента.


4. Методика формирования исполнительского мастерства учащихся-
гармонистов, включающая спецкурс «Исполнительское мастерство
музыканта» и индивидуальные занятия с учащимися, предполагает
формирование мотивации к исполнительской деятельности,, а-также знаний,
умений и навыков, необходимых для ее успешного осуществления.

Достоверность результатов исследования обеспечивается: методологической- обоснованностью исходных позиций; применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; изучением и анализом широкого круга научных источников; сопоставлением результатов с имеющимися в педагогической практике; длительностью проведения экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

  • в процессе экспериментальной работы с учащимися ГОУ СПО МО «Колледж искусств» (г. Химки);

  • в научных докладах и сообщениях автора на международной научно-практической конференции в МГУКИ (Москва, 2004 г.), международной научно-практической конференции в МГУКИ (Москва, 2005 г.), межрегиональной научно-практической конференции в ЛГПУ (Липецк, 2005 г.), международной научно-практической конференции в КГПИ (Коломна, 2006 г.), заседаниях кафедры музыкального образования МГУКИ;

  • в проведении лекционно-практических занятий в Научно-методическом центре культуры и искусств Московской области;

13

- в публикациях по теме исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

14


Каталог: test
test -> Кафедра теории и технологии социальной работы
test -> Становление профессионального самоопределения студентов вуза в педагогической культуре изменяющегося социума
test -> На правах рукописи
test -> На правах рукописи Игнатенко Ирина Ивановна формирование культуры иноязычного делового общения студентов в системе высшего гуманитарного образования
test -> Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 Медицинская психология
test -> Педагогический мониторинг инновационной деятельности в системе «школа ссуз вуз» 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
test -> Исследование б клиническое интервьюирование в нейройсихологическое исследование
test -> Речевое поведение личности в системе формирования социального образа
test -> Профессиональное самоопределение старшеклассников в педагогическом процессе общеобразовательной школы
test -> Диагностическое тестирование и его роль в развитии компьютерных изданий учебного назначения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница