Памятка для студентов направления 080200 «Менеджмент» по изучению дисциплины «Психология бизнеса»



Скачать 96.39 Kb.
Дата27.04.2016
Размер96.39 Kb.
ТипПамятка

Памятка для студентов направления 080200 «Менеджмент»


по изучению дисциплины «Психология бизнеса»

(6 семестр)

Составила доцент каф. ЭиОП Берлова Т.М.



Лекции – 17 часов

Практические занятия – 17 часов

СРС- 110 часов

Экзамен
Цель изучения дисциплины: способствовать подготовке студента к овладению профессией руководителя; формированию психологической культуры управленческой деятельности; самостоятельному нахождению оптимальных путей достижения цели и преодоления трудностей в межличностных отношениях; пониманию психологических факторов, влияющих на принятие эффективных решений; развитию самоорганизации студентов и возможности управлять ею.

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать:

- психологические теории, лежащие в основе менеджмента;

- методы анализа и коррекции личности и деятельности руководителя;

- теоретические основы построения управленческой деятельности;

- теории лидерства и руководства в современной психологии управления;

- психологические особенности управленческой деятельности руководителя; 

- психологические аспекты принятия управленческого решения;

- психологические аспекты исполнительской деятельности;

- основные виды конфликтов в управленческой деятельности и стратегии их разрешения.

Уметь:

- применять понятийный аппарат, описывающий управленческую деятельность в практической работе;

- применять методы психологии управления для анализа управленческих ситуаций;

-  использовать социально-психологические механизмы управления групповыми явлениями и процессами;

-  анализировать мотивацию работников;

- организовыватьуправленческиемероприятия;

- преодолевать конфликтные ситуации;

- принимать индивидуальных решения и брать на себя ответственность.



Владеть:

- понятийным аппаратом, описывающим управленческую деятельность;

- способами самоанализа и саморазвития;

- способами самоорганизации;

- методами организации взаимодействия и профессионального общения;

- приемами ведения деловой беседы;

методами принятия индивидуальных и коллективных решений;

- способами реализации мотива власти;

- принципами написания распорядительных документов;

- приемами организации командной работы.


1 Содержание дисциплины
Лекции (17 часов)

Модуль 1 Психология бизнеса

Тема 1. Бизнес как социокультурный институт. (1 час)

Бизнес в России – исторический аспект.Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес как часть социальной системы. [1, 2, 5]



Тема 2.Психология управления в бизнесе (2 часа)

Понятие психологии бизнеса: предмет, объект, цель, задачи. Психологические особенности деятельности бизнесмена. Бизнесмен как обобщенное название социальной роли. Этапы развития роли бизнесмена. Социальные роли в бизнесе: Предприниматель. Менеджер. Инвестор. Лидер. Основные компоненты системы управления. Управленческие функции. Психологические подходы к определению профессионально-важных качеств руководителя. [1, 2, 3, 4 , 5]



Модуль 2Личность руководителя

Тема 3. Индивидуальный стиль деятельности руководителя (2 часа)

Понятие «стиля руководства». Традиционные стили управления: авторитарный, демократический, нейтральный. «Индивидуальный стиль деятельности». Управленческая матрица Блейка и Мутона. Факторы, определяющие выбор стиля руководства и оптимизации стиля управленческой деятельности. [1, 2, 3]



Тема 4. Руководство и лидерство в структуре организации.Руководитель как носитель власти (2 часа)

Организация как формальное и неформальное объединение людей. Основные теории лидерства. Руководитель и лидер: сходство и различие. Руководство: власть и личное влияние. Лидерство: стиль, ситуация и эффективность. Авторитет руководителя.

Власть как психологическое явление. Средства осуществления и формы реализации власти. Видимые и невидимые источники власти. Власть и влияние. Способы осуществления влияния. [1, 3, 4, 5]

Модуль 3 Руководитель и коллектив    

Тема 5. Самоменеджмент – основа деятельности руководителя. (2 часа)

Самоуправление и самоорганизация руководителя – основа успешной деятельности. Постановка личных целей и планирование их реализации. Способы поддержания собственной мотивации. Таймменеджмент: инвентаризация времени, определение основных «ловушек» времени и др. Помощь и самопомощь при состоянии стресса, эмоциональной напряженности. Имидж. Психология карьеры: модель карьерного роста, стадии развития и планирование карьеры. Кризисы профессионального становления. [1, 3, 4]



Тема 6. Мотивация в деятельности руководителя (2 часа)

Содержание понятия мотивации: потребности, мотивы, стимулы. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Мотивационные факторы Ш.Ричи и П.Мартина. Стимулирование. Основные системы улучшения мотивации. [1, 3, 4, 5]



Тема 7. Команда как вид и форма коллективного управления (2 часа)

Формальные и неформальные группы. Уровни развития групп. Групповая динамика. Функционально-ролевая структура группы. Командообразование. Групповая регуляция индивидуально поведения. Принятие групповых решений. Социально-психологический климат. [1, 2, 3, 4, 5]



Тема 8. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности (2 часа)

Сущность и структура делового общения. Техника деловых контактов. Этика управленческого общения. Повышение культуры управленческого общения. [1, 3, 4]



Тема 9. Конфликт в управленческой деятельности (2 часа)

Природа и типология конфликтов. Личностные конфликты и их последствия. Межличностные конфликты, динамика их развития в стандартных ситуациях. Способы решения конфликтных ситуаций. Личности: ситуативно конфликтные и перманентно конфликтные. Посредник и его роль в разрешении конфликта. Модель бесконфликтного поведения. [1, 3, 6]



2 Литература и учебно-методические материалы
Основная литература
1. Королев, Л.М. Психология управления: Учебное пособие/Л.М. Королев. М.: «Дашков и К», 2011. – 188 с. Доступ из ЭБС «Лань»

2. Илинский К.В. Авторитет и лидерство. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2009. (7 экз.)

3. Столяренко, Л.Д. Психология управления. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 2006. (3 экз.)
Дополнительная литература
4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента.- М.: Дело, 1992, с.27-140; 165-193; 359-388;435-515.

5. Никифоров Г.С., Сливкин Ю.Н. Психология менеджмента /Психологическое обеспечение профессиональной деятельности /под ред. Никифорова Г.С. - СПб.: изд-во С.-Петербургского ун-та, 1991, с.84-95.

6. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

7. Островский Э.В. Психология управления: учебное пособие. – М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2008.

8. Психологические тесты. 1 том//под ред. Карелина А.С./ М.: Владос, 2003. – 312 с.

9. Психологическая диагностика в управлении персоналом: Учебное пособие для сотрудников кадровых служб /Под. Ред. Климова Е.А. – М.: РПО, 1999.

10. Милорадова Н.Г. Психологический практикум по курсу «Психология управления». М.: МГСУ, 2004.

Программное обеспечение и интернет-ресурсы
Материально-техническое обеспечение курса включает в себя:

- комплект слайдов, разработанных в офисном приложении MicrosoftPowerPoint по всем темам курса;

- мультимедийные аудитории для чтения лекций-презентаций с использованием офисного приложения MicrosoftPowerPoint;

- наличие доступного для студента выхода в Интернет с целью поиска современной информации, научной и учебной литературы по экономике;

- доступные Интернет-ресурсы:

- Электронная библиотека - Социология, Психология, Управление - http://soc.lib.ru/

- Библиотека «Пси-фактора» Бизнес-психология - http://psyfactor.org/lybr31.htm

- Учебные материалы по психологии и психологические статьи -http://www.psyarticles.ru

- Библиотека материалов по экономической тематике — http://www.libertarium.ru/library

- Материалы по социально-экономическому положению и развитию в России — http://www.finansy.ru

- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

- Сайт Федеральной службы по труду и занятости РФ http://www.rostrud.info


Методические указания студентам

11. Берлова Т.М. Психология бизнеса. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского гос. ун-та им И.И. Ползунова, 2013. – 152 с. (40 экземпляров в НТБ АлтГТУ)

12. Берлова Т.М. Методические указания к выполнению расчетного задания по дисциплине «Психология бизнеса» по теме «Оценка психологического климата в коллективе» / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013. – 16 с. (50 экз. в НТБ АлтГТУ)

13. Берлова Т.М. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов по дисциплине «Психология бизнеса» / Алт. Гос. Техн. Ун-т им. И.И. Ползунова. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2013 – 48 с. (40 экз.)


3 График контроля


Тема

Контрольное испытание

Время проведения

Вес в итоговом рейтинге

Примечания

1-5

Тест по темам 1- 5

11 неделя

0,15

33 вопроса

6-9

Тест по темам 6-9

16 неделя

0,15

27 вопросов

Экзамен

сессия

0,7


2 теоретических вопроса

Примечания.

1. Каждое из перечисленных выше испытаний оценивается по 100 – балльной шкале.

2. При наличии задолженностей, на зачете студенту выдается дополнительное задание по соответствующим темам.

3. Несданные вовремя контрольные точки оцениваются с коэффициентом 0,9.


4 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга
В АлтГТУ принята 100-балльная шкала оценок. Именно эти оценки учитываются при подсчёте рейтингов, назначении стипендии и в других случаях. Традиционная шкала будет использоваться только в зачётных книжках. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично», 50 – 74 балла – «хорошо», 25 – 49 баллов – «удовлетворительно», менее 25 баллов – «неудовлетворительно».

Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сессии). Во всех случаях рейтинг вычисляется по формуле:



,

где Ri – оценка за i-ю контрольную точку, pi – вес этой контрольной точки. Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга.


Также при вычислении семестрового рейтинга учитывается посещения студентом учебных занятий.

Параметром посещаемости является П - процент посещений студентом всех видов обязательных занятий по дисциплине от общего числа обязательных занятий с начала семестра, на которых проводилась проверка посещаемости. Проценты посещений занятий округляются до целого значения.

В период аттестации в аттестационной ведомости, наряду с рейтингом студента по данной дисциплине, фиксируется и процент посещений занятий с начала семестра. Каждая клетка аттестационной ведомости разделена для этой цели на два сектора.

Например:



62

40

Такое обозначение соответствует текущему рейтингу 62 и посещаемости 40%. Оба параметра относятся к конкретной дисциплине и фиксируют состояние на момент аттестации с начала семестра.

Порядок вычисления семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга по дисциплине:


Rсем = 0,9Rп
где R - текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек,

Бп - дополнительные баллы за посещаемость занятий, определенные по следующей схеме:

П≤ 50% - Бп=0

50%<П≤60% - Бп=2

60% <П≤70% - Бп = 4

70% <П≤ 80% - Бп = 6

80% <П≤90% - Бп - 8

90%<П≤100% - Бп=10.


5 Возможности повышения рейтинга


Для повышения рейтинга студент должен проявлять активность на семинарских занятиях, готовить доклады, рефераты. Все это подвергается дополнительному контролю (выступление, защита реферата). После проведения такого контроля (с оценкой R*), текущий рейтинг пересчитывается:

.

ПОМНИТЕ! Дирекция, учитывая рейтинги студента по каждой дисциплине, вычисляет комплексные рейтинги, вывешивает рейтинг-листы специальности, курса, института. От вашего рейтинга теперь зависит ваша стипендия!
Каталог: media -> omko -> files -> fgos
fgos -> Образовательный стандарт учебной дисциплины
fgos -> Памятка за I семестр по дисциплине «Математика» для студентов направления «Продукты питания животного происхождения»
fgos -> Памятка по дисциплине б 38. 1 «Лидерство и управление командой»
fgos -> На 6 семестр по изучению дисциплины «философия и психология личного успеха»
fgos -> Образовательный стандарт учебной дисциплины «управление знаниями» направление 080200. 68 «Менеджмент»
fgos -> Памятка по дисциплине б 25 «Этика деловых отношений» Памятка для студентов направления 080400. 62 «Управление персоналом»
fgos -> Памятка для студентов по изучению дисциплины «Культура речи и деловое общение»
fgos -> Памятка для студентов по изучению дисциплины «Культура речи и деловое общение»
fgos -> Памятка по изучению дисциплины «Культура речи и деловое общение»
fgos -> Памятка для студентов-бакалавров направления 031600 «Реклама и связи с общественностью»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница