Памятка для родителей «Развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»



Скачать 306.42 Kb.
Дата11.02.2016
Размер306.42 Kb.
ТипПамятка
Дошкольное воспитание

Тема опыта: Формирование словаря детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.
Автор опыта: Миронова Надежда Александровна, воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №55 «Радуга» г. Нарьян-Мара»

СОДЕРЖАНИЕ


РАЗДЕЛ I

  1. Информация об опыте

  1. Условия возникновения опыта

  2. Актуальность технологии

  3. Длительность работы над опытом

  4. Диапазон опыта

    1. Дидактические игры как метод развития словаря дошкольника

6. Теоретическая база опыта

7. Новизна опыта

РАЗДЕЛ II


  1. Технология опыта

РАЗДЕЛ III

    1. Результативность опыта

    2. Библиография

    3. Приложение 1(диаграмма)

Приложение 2 занятие по лексической теме «Новый год»

Приложение 3 буклет – памятка для родителей «Развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Приложение 4 консультация для родителей «Учимся, играя»


Раздел 1

Информация об опыте

Условия возникновения опыта.

Опыт возник и создавался на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад №55 «Радуга» города Нарьян-Мара». В нашем образовательном учреждении функционирует 12 групп, а посещают сад более 250 детей от 2,5 до 7 лет.

Формирование опыта происходило в процессе работы со второй младшей группы. Область проживания семей воспитанников данной группы широка: город, п. п.Кармановка, п.Качгорд, п.Факел, п.Искателей. Социальный статус моих воспитанников неоднороден по социальному положению семьи, уровню образования и сфере деятельности родителей, благополучности, материальному достатку. Высокий процент неполных семей: из 22 – 9 (45%), многодетных семей из 22 – 7 (28%).

Анкетирование родителей показало, что в современных семьях уделяется мало внимания развитию речи (не знают, какие игры необходимы, часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности).

Условия возникновения опыта
«Развитие речи есть процесс овладения родным языком, умение пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоение опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя, как могучим средством общения и взаимодействия людей».

А.А. Люблянский
В группах воспитателями созданы яркие, разнообразные по тематике, насыщенные книжные уголки, театрализованные зоны с различными видами театров, уголками ряженья, уголок экспериментирования и т.д. В каждой группе имеются, природные зоны с разными видами комнатных цветов по программе. Знакомясь с природой, с окружающим миром, включаясь дидактические игры, ребенок легче усваивает задачи по развитию связной речи, обогащает словарь дошкольника, формируется звуковая культура и грамматический строй речи. Сама окружающая среда побуждает ребенка к любознательности, развитию мышления, речевой активности.

Игра ведущий вид деятельности  детей дошкольников, пришла к выводу, что моя работа по развитию словаря детей будет эффективна через применение  дидактических игр.




Актуальность технологии

В данной работе рассматривается вопрос об использовании дидактических игр в речевой деятельности дошкольников. Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию.

Речь ребёнка – это показатель его развития. Речь у детей развивается стремительными темпами, и уже к пяти годам в идеале должно закончиться ее естественное становление. Но на самом деле ребенок испытывает трудности в подборе слов (антонимов, синонимов), в употреблении слов, обозначающих действия и признаки предметов. Он не имеет богатого словарного запаса, позволяющего ему свободно общаться со сверстниками.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей, это залог успешного обучения детей в школе.

С 1 января 2014 года в силу вступил Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. В нём говорится о том, речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Одной из проблем развития речи детей дошкольного возраста является развитие монологической речи. Ее невозможно развить без систематической словарной работы. Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов.

Окружающая ребенка действительность - предметы обихода, люди, животные, картины, игрушки, природа - предоставляет богатый материал, который должен быть использован для расширения детских восприятий и обогащения речи. В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; разработка дидактических игр в системе разнообразных форм и методов обогащения словаря детей дошкольного возраста.
Длительность работы над опытом: работа по данной теме ведется с 2011 г. по 2014 год.


  • начальный этап: 2 младшая группа

  • основной этап: средняя группа (4 – 5) лет, на тот момент работа проводилась по ФГТ.

  • заключительный этап: старшая группа (5-6 лет), подготовительная группа(6 – 7лет) сентябрь, октябрь.



Ведущая педагогическая идея

Педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста, через систему речевых игр и упражнений посредством внедрения дидактических игр.



Теоретическая база опыта

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как  видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

             Для активизации природоведческого словаря подбирают природный материал. Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению [3, 45].

              Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ [19, С. 155].

        В своей практике часто вижу такую картину: ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается из-за неумения организовывать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным и отторгнутым. Иногда это может привести к эмоциональному неблагополучию, снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения.

В настоящее время целью содержания образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является взаимодействие детей с окружающими людьми, через решение следующих задач:



  • развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

  • развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, связанной речи в различных формах и видах детской деятельности;

  • практическое овладение детьми нормами речи.

Ф.А. Сохин отмечал, что в дошкольном возрасте «закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых и понимаемых слов»[15, С. 64].

Процессам восприятия слово придает обобщенный характер; внимание при направляющем участии слова становится активным; процессы памяти превращаются в акты произвольного запоминания [21, С. 77].

 Говоря о словарной работе, нельзя не сказать об активном и пассивном словаре.

Активный словарь – слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в повседневной речи

 Пассивный словарь – слова, которые говорящий на данном языке понимает, но в речи не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет перед собой специальную задачу.

 Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:


  • Работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;

  • Формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;

  • Все задачи словарной заботы решаются в единстве и в определенной последовательности [7, С. 32].    

Словарная работа в детском саду осуществляется не только во всех видах непосредственной образовательной деятельности с детьми, но и в режимных моментах, трудовой, игровой деятельности, при выполнении физических упражнений и на утренней зарядке, гимнастике после сна, на прогулке и т.д.

Изучив педагогическую литературу по проблеме, проанализировав программу воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, пришла к выводу, что основное внимание надо уделить накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений ребенка об окружающей жизни. Необходима активизация разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных, глаголов. В целом словарная работа направлена на подведение ребенка к пониманию значения слов, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря. В связи с этим возникают проблемы решения этих задач на практике. Как? С помощью, какой методики обучать? Для всех детей в обогащении словаря необходима прочная и тесная связь представления со словом. Наряду с новыми словами надо терпеливо и настойчиво добиваться уточнения тех слов, которым ребенок постоянно пользуется, но имеет о них весьма не точное представление. Воспитатель не удовлетворяется тем, что ребенок знает новое слово и правильно относит его к предмету, он добивается, чтобы ребенок пользовался этим словом, свободно экспериментировал со звуковой оболочкой, употреблял в своей речи. Для этого надо часто давать детям сталкиваться с этим предметом, рассматривать его, действовать с ним, ставить испытуемого перед необходимостью называть вещь. Если испытуемый (ребенок) не- принужденно, к месту употребляет новое слово, значит, оно действительно вошло в его словарь.

Поэтому, я поставила перед собой цель - формировать словарь детей средствами дидактических игр.

Основные задачи:


  1. Создать условия для благоприятного умственного и языкового развития.

  2. Обеспечить положительный, эмоциональный настрой ребенка развития мыслительных, познавательных и речевых способностей через дидактические игры.

  3. Убедить, заинтересовать, вовлечь родителей в совместной работе над коммуникативными умениями детей.

Почему игра? Игра ставит ребенка в такое положение, когда ум его работает живо и энергично, а действия организованны. Почему дидактическая игра? Задавая себе этот вопрос, искала на него все более точный ответ и пришла к выводу:

  • Дидактика – это обучение, а дидактическая игра – это многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игрой, и методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

  • Дидактические игры используют для решения всех задач речевого развития: они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в составлении связанных высказываний, развивают объяснительную речь.

  • Дидактические игры позволяют ставить перед ребятами учебную задачу не прямым образом (т.е. новый материал не дается в готовом виде), а путем творческого поиска, анализа сравнения.

  • В дидактической игре каждое новое занятие становится для ребенка его самостоятельным открытием.

  • В дидактической игре дети учатся самостоятельно применять полученные знания на занятиях.

  • В дидактической игре ведем учет, в котором необходимо отразить, как дети справились с игрой, кто из них был активным, у кого были затруднения; достаточно было ли знаний, умений для того, чтобы игра прошла интересно, а игровое действие создало эмоциональный настрой у детей при решении дидактической задачи, помогло преодолеть трудности.

  • Главное, в дидактической игре у детей обогащается речь, формируется их активный словарь, благодаря разнообразным дидактическим материалам, играм, пособиям.

Разработано занятие лексической теме «Новый год», буклет для родителей «Будем говорить правильно», «Развиваем речь детей через дидактические игры», проведена консультация для родителей «Учимся играя». Большое внимание уделила предметно-развивающей среде в группе. Именно в определенной обстановке и определенном предметно-пространственном окружении в процессе общения с взрослым ребенок приобретает идеалы, овладевает культурой речи. Для приобщения к словесному искусству мною в группе созданы условия для совместной деятельности взрослых и детей, для самостоятельной деятельности детей.
Новизна опыта

Состоит в разработке технологии, включающей систему дидактических игр, упражнений и апробации на практике для развития речи у детей старшего дошкольного возраста.



Раздел II

Технология опыта

Цель работы – создание условий для речевого развития детей, используя дидактические игры.

Задачи:

- провести анализ методической литературы по теме;

- обозначить задачи речевого развития детей дошкольного возраста;

- определить значение дидактических игр и упражнений в развитии речи дошкольников;

- расширить словарный запас у детей дошкольного возраста;

- провести исследование влияния дидактических игр на развитие речи детей;

- составить картотеку дидактических игр для разных возрастных групп.

Необходимыми условиями для успешной реализации данных задач являются

- использование принципа взаимодействия образовательных областей;

- личностно – ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка;

- деятельный подход;

- активное участие родителей в воспитательно–образовательном процессе.

- создание предметно-развивающей среды.

Для реализации задач используются следующие формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с ребёнком;

- непосредственно образовательная деятельность;

- индивидуальная работа с ребёнком;

- развлечения, досуги.

В работе используются различные методы, включая:

- наглядные методы (рассматривание натуральных предметов, рассматривание игрушек, картинок, фотографий);

- словесные методы (беседа, рассказ);

- практические методы (дидактические игры, дидактические упражнения, словесные игры);

- проектный метод.

 Содержание и методика словарной работы, осуществляемая в форме дидактических игр, в разных возрастных группах имеет свои особенности.

             В младших группах преобладает образовательная деятельность с образными игрушками. Наиболее типичны игры – упражнения с куклой. Они ценны тем, что слово в них связывается с действием. Новое слово может повторяться, несколько раз в разных сочетаниях, по-разному изменяясь.

Средний дошкольный возраст – это качественно новая ступень в развитии ребенка. На этом этапе происходит дальнейшее обогащение словаря, развивается способность к обобщению. Это связано с расширением жизненного опыта ребенка и его круга общения с взрослыми и другими детьми.

             В течение пятого года жизни словарь ребенка увеличивается примерно на 600-800 слов. Особенно заметно возрастает количество употребляемых существительных и глаголов. Происходит углубление понятий и связанное с ним усвоение значений слов. Появляются ярко выраженное критическое отношение к речи окружающих, а иногда к собственной, попытки осмыслить значения слов. Между тремя и пятью годами наблюдается подъем интереса к слову, что проявляется в многочисленных вопросах (так называемый возраст «почемучек») [12, С. 19].

      Дети начинают пользоваться более точными наименованиями предметов. Более разнообразно определяют предмет за счет уточнения его качеств (яблоко - сочное, вкусное, спелое, гладкое, круглое), дифференцируют понятия (хороший, умный, добрый, ласковый, красивый). Раньше все эти качества они называли универсальным словом хороший), используют больше глаголов для наименования однотипных действий (бежит, мчится, несется).

             Несмотря на увеличивающийся словарный запас, рост словаря отстает от роста представлений, появляется разрыв между пассивным и активным словарем. Отсюда обилие в речи детей указательных местоимений и наречий (тот, этот, туда, такой)

              Задача воспитателя состоит в наполнении конкретным содержанием имеющихся у детей слов, уточнении их смысла, активизации в речи. Следует уделять внимание правильному пониманию слов, точному употреблению их по смыслу, расширению активного запаса слов; учить, при сравнении предметов выделять и точно обозначать существенные признаки; активизировать слова, обозначающие качества и действия. Важно также обогащать речь детей прилагательными на основе расширения и углубления представлений (лиса – рыжая, ловкая, хитрая, осторожная) [7, С. 33].    

          В методике словарной работы много общего с методикой для младших групп, но есть особенности в использовании различных средств развития словаря, появляются новые методические приемы, которые основываются на возможности воспринимать речь без наглядного сопровождения, на опыте детей. Речевые рефлексы у детей этого возраста образуются быстро, но быстро угасают, отличаются неустойчивостью. Поэтому в средней группе необходимо повторение одних и тех же игр [14, С. 49]

             В средней группе проводятся те же дидактические игры, что и в младшей, но материал для них подбирают в соответствии с лексическим запасом детей. Увеличивается количество предметов (картинок) и их признаков, которые выделяются в игре. Игры «Угадай, что спрятали», «Посмотри и запомни», «Угадай, что прибавилось», «Чудесный мешочек», «Угадай, что изменилось» могут содержать разные дидактические задачи



  • закрепление наименований предметов и игрушек;

  • описание их на основе зрительного восприятия и без опоры на наглядность;

  • сравнение по цвету, размеру, форме, назначению; классификация;

  • закрепление грамматических форм слова; употребление слов, обозначающих пространственные отношения [18, С. 52].

  • Основное внимание в младшем дошкольном возрасте уделяю накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных глаголов.

Основное внимание в младшем дошкольном возрасте уделяю накоплению и обогащению словаря на основе расширения знаний и представлений из окружающей ребенка жизни; активизации разных частей речи, не только существительных, но и прилагательных глаголов. В средней группе проводятся словесные дидактические игры «Узнай по описанию», «Где что растет?», «Кто что делает».

          Таким образом, усложнение словарной работы в средней группе связано, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире. В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и переживания [20, С, 67].

             Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх «Какое что бывает», «Кто больше слов скажет про куклу,  мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». Важно, чтобы материалом для этих игр служили слова, относящиеся к разным частям речи, и главное – хорошо знакомые детям (целесообразно использовать и те слова, над которыми работали в младшей группе). В играх подобного рода развивается внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении [10, 106].

             Большое место в средней группе занимает работа над многозначными словами. Для ознакомления детей с многозначными словами необходимо проводить специальные игры. В них многозначное слово становится семантическим ядром, вокруг которого располагаются другие слова тематически связанного ряда. Используют наглядность, а также драматизации и инсценировки. Словарные игры могут содержать задания на использование многозначных слов, синонимов, антонимов, словосочетаний в связных высказываниях о предметах и игрушках, картинках, а также в высказываниях из личного опыта [7, С. 63].

В процессе формирования активного словаря использую комбинации следующих игр.


  • Игры с предметами – это игрушки, предметы. В играх с предметами учу детей устанавливать сходство и различие предметов, знакомлю со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством, развиваю логическое мышление.

  • Настольно – печатные игры – это парные картинки, лото, пазлы, домино и др. Здесь учу подбирать, находить картинки по парам, по общему признаку. Например. Игры «Что растет в саду, в лесу, в огороде и т.д. Учу описать рассказывать о картине с показом действий.

  • Словесные игры. Учу детей описывать предметы, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам.

Считаю необходимым научить различать предметы по существенным признакам, правильно называть их, отвечая на вопросы: что это? кто это? видеть их особенности, выделять характерные признаки и качества (какой), а также действия, связанные с ними, их состоянием и возможными действиями человека (что делает? что с ним можно делать?). Такое обучение провожу, например, в играх «Что за предмет?» «Кто что умеет делать?».

От названия видимых и ярких признаков предмета (игрушки) перехожу к перечислению его свойств и качеств (игра «Кто больше слов скажет о яблоке, какое оно?» и др.).

При назывании действий объекта ребенка учу видеть начало и конец действия (игра с картинками «Что сначала, что потом? и др.)

Знакомлю детей с обобщающими понятиями («одежда», «посуда», «игрушки»), учу употреблять эти понятия в речи. На наглядной основе младшие дошкольники учатся различать слова с противоположным значением (большой – маленький, высокий – низкий), сравнивать предметы (игрушки, картинки).

В целом словарную работу направила на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т.е. на качественное развитие словаря.

Развивая речь детей, постоянно забочусь о том, чтобы слова, которые он слышит и повторяет, были наполнены для него конкретным содержанием, а игровая ситуация помогла бы вызвать детей на разговор и ввести новые слова в их активный словарь. Широко использую в практике игры со словесным сопровождением, даю возможность раскрыть ребенку обобщенные значения слова. Например, «Настя и Катя варят в кастрюле суп. А что еще можно сварить в кастрюле? Жарить в сковородке?»

Стараюсь добиваться, чтобы дети понимали и знали смысл необходимых слов, активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. Например, в дидактической игре «Дружные ребята» учу детей соотносить названия животных и их детенышей, активизируя наименования детенышей животных.

Между активным и пассивным словарем ребенка наблюдается большой разрыв, поэтому организовывая совместную деятельность взрослого и детей на занятиях и режимных моментах, стараюсь обеспечивать усвоение детьми нового. В этих целях использую задания типа «Найди» (принеси), «Покажи» и т.д.

Педагогу, важно определить свое место в проведении дидактической игры. Соблюдать определенные правила. Вот некоторые из них.

- Выразительное проведение игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

- Сама включаюсь в игру, являясь в нем и участником и руководителем. Стараюсь обеспечить развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом стараюсь не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, не заметно для детей направляю игру в нужное русло.

- Учитываю необходимость оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, даю детям сложные учебные задания, а форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность превращает их в игру.

- Поддерживаю атмосферу уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

- Использую наглядность простую и емкую.

Работу над коммуникативными умениями детей провожу не только в дошкольном учреждении, но дома, в семье. Взаимодействие с семьями воспитанников одна из важнейших условий развития личности ребенка и его социализация в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребенка в детский сад.


  • папки – передвижки;

  • родительские собрания;

  • консультации и беседы; «Роль дидактических игр в формировании грамматически правильной речи детей».

Изучая коммуникативные умения детей в формировании словаря, наблюдала за свободным общением детей, обращала внимание на характер общения, инициативность, умение вступать диалог, слушать собеседника и понимать его умение ясно выразить свои мысли. В результате пришла к выводу, что проводимые занятия способствуют обогащению активного словарного запаса детей и развитию речи.

     Следовательно, дидактические игры являются одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста. Методика проведения дидактических игр в разных возрастных группах определяется содержанием словарной работы, а также особенностями овладения детьми различными лексическими единицами.



Новизна опыта состоит в использовании интегрированного подхода и использования современных образовательных технологий, тем самым реализовывая ФГОС дошкольного образования.

Раздел III

Результативность опыта.

Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень формирования словаря детей дошкольного возраста, средствами дидактических игр.

     На начальном этапе в октябре 2012 г. было проведено обследование словарной работы детей младшей группы. В результате проведенной   работы показали, что у детей недостаточный словарный запас, несколько детей справились с заданием только наполовину. Как видно из мониторинга, у некоторых детей еще вызывают затруднения в назывании признаков предметов, в подборе слов с противоположным значением (антонимы), два человека испытывают затруднения  в согласовании существительных с прилагательными.

    Из этого следует, что в дальнейшем необходимо продолжить работу с детьми в назывании частей предметов, закреплять обобщающие понятия, подбору признаков предметов и слов с противоположным значением; активизировать употребление слов в речи (особенно прилагательные и глаголы), формировать умение правильно сочетать их по смыслу; расширение запаса синонимов и антонимов. (Уровень сформированности словаря детей среднего дошкольного возраста на этапе формирующего эксперимента). Данные, полученные в ходе мониторинга, отражены в диаграмме 1.

Результаты уровня сформированности словаря у детей среднего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента.

     Таким образом, теоретическое исследование проблемы формирования словарного запаса у детей показало возможность совершенствования лексики в среднем дошкольном возрасте через дидактическую игру. Это обусловило проведение мероприятий, направленных на поиск наиболее эффективных педагогических условий развития словарного запаса через дидактическую игру.

      Данные мониторинга проведенные, полученного в начале учебного года, показали средний уровень словарного запаса детей 4-5 лет. Мною была подобрана картотека дидактических игр по лексическим темам. Проводя дидактические игры во время занятий, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности, дети расширяли свои знания и представления об окружающем мире, что привело к повышению уровня развития словаря малышей, о чем свидетельствуют данные, полученные в ходе мониторинга, проведенного в сентябре 2013 года. (Диаграмма 1)

      Результаты, полученные в ходе мониторингов в марте 2014 года, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе дидактических игр сказываются на расширении словаря детей. В результате проведенной   работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей средней группы. Так, все дети правильно называли предъявляемые им предметы.  В названии частей предметов дети точнее и увереннее стали их называть Дети стали больше использовать в своей речи существительные, прилагательные, глаголы, слова-синонимы, антонимы, предлоги, наречия. Содержание совместной игровой деятельности стало обогащаться.

(Диаграмма 1)

Таким образом, специально проводимые дидактические игры по расширению словаря действительно являются одним из ведущих методов обучения детей-дошкольников.


Библиография:

  1. Алексеева М.М. Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Изд. центр Академия. 2000, - 400 с.

  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.  М.: Просвещение. 1991, - 130 с.

  3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. М.: Просвещение. 1977, - 96 с.

  4. Борисенко М.Г., Лукина  Н.А. Зима, зимние забавы. СПб.: Паритет. 2005, - 32 с.

  5. Васильева М.А., В.В. Гербова, Т.С. Комарова. Программа воспитания и обучения в детском саду 2 младшая группа. М.: Мозаика-Синтез, 2006.г.

  6. Веракса Н.Е. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». - М.: 2010г.

  7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.:  Изд-во Лабиринт. 1999, – 352 с.

  8. Громова О.Е. Методика формирования начального лексикона. М.: «Творческий центр», 2007.г.

  9. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития», 1997.г.

  10. Корифей. 2008.  – 88 с.. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия. 2000. – 416 с.

  11. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Советская Россия. 1973. – 154 с.

  12. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение. 1976. – 278 с.

  13. Лыкова Н.А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. Методическое пособие. М.: «Цветной мир», «Карапуз», 2010.г.

  14. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста/ Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. Сост. Алексеева М.М. , Яшина Б.И. М.: Академия. 2000. – С. 17 – 27.

  15. Пискунов А.И. История педагогики. М.: Сфера. 2001. – 512 с.

  16. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение. 1982. – 96 с.

  17. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение. 1979. – 223 с.

  18. Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. Методические рекомендации. М.: Вентана-Граф. 2008. – 192 с.

  19. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). М.: Просвещение. 1981. – 64 с.

  20. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн.: Народная Асвета. 1976. – 138 с.

  21. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвщение. 1976. – 96 с.

  22. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Владос. 2004. – 288 с.

  23. Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. СПб.: Детство-пресс. 2007. – 128 с.

  24. Швайко Т. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: 2012г.

  25. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М.: Просвещение. 1983. – 64 с.

  26. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3 – 5 лет в игре. М.: Просвещение. 1984. – 80 с.

  27. Эльконин Д.Б Психология игры. М. Владос. 1999. – 360 с.



Приложение 1

Уровень речевого развития, октябрь 2012



Уровень речевого развития, сентябрь 2013




Уровень речевого развития, март 2014



Приложение 2

Лексическая тема «Новый год».



Цель: развитие словарного запаса детей.

Задачи:

- образовательные: формировать словарь, активизировать употребление слов обозначающих действия и признаки предметов;

- развивающие: учить подбирать разные слова, характеризующие действия персонажей, изображенных на картине (активизировать употребление в речи глаголов, прилагательных, существительных);

- воспитательные: воспитывать умение работать в группе, помогать друг другу, слушать других сверстников.

Демонстрационный материал: картина «Новый год».

Оборудование: картотека с загадками, мелкие крышечки, аудио запись.

Ход занятия

Организационный момент



  1. Загадки

Угадайте-ка ребятки

Наступает нам на пятки,

Жди не жди, а он придет

Самый новый (Новый год)

Вот идет какой-то дед, в шубу теплую одет

На плече его мешок, в бороде его снежок (Дед Мороз)

Красавица, какая

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана

Скажите, кто она? (Елка)



  1. Прослушивание аудио записи «Я вешаю на елочку игрушки», вместе с детьми выполнять движения, по словам песни.

  2. И/у «Чем украсим нашу елку»

Поделить детей на две команды, они должны назвать как можно больше елочных украшений, и слова которые ассоциируются с новым годом (шары, бусы, звезда, салют и т.д.)

На мольберте представлен картина «Елка» на подносах готовые вырезанные новогодние украшения, каждый ребенок подходит, выбирает украшение и самостоятельно проговаривая, говорит «Я вешаю на елку звездочку и т.д.»



  1. Игра в подробности, воспитатель спрашивает детей «Дед Мороз едет к нам»

- На чем он едет? Ответ детей, Дед Мороз едет к нам на санях.

- С чем он едет? Ответ детей, Дед Мороз едет к нам с мешком подарков.

- Зачем он едет? Ответ детей, д. Мороз едет что бы поздравить детей с Новым Годом.


  1. Составление рассказа по картине, дети самостоятельно должны дать картине название.







  1. Физминутка «Матушка зима»

Пришла Матушка зима,  Всё метелью замела.
(волнообразные движения кистями рук перед собой)
По сугробам мы пойдём, В лес дремучий напролом.
(ходьба с высоким подниманием коленей)

Вдруг синичек увидали, Им мы ручкой помахали


(помахать ручкой)
А синички нам мигнули, И за сосны упорхнули
(взмахи обеими руками)

Налетели вдруг снежинки, Словно лёгкие пушинки


(имитируем пальчиками падающих снежинок)
Вместе с нами закружились, Вместе с нами в пляс пустились
(покружиться на месте)

Ручками захлопали (хлопнуть 4 раза)


Ножками затопали (топнуть 4 раза)
К ёлке вместе подбежали И УРА!!! Ей закричали.
(подходим к ёлке – ура!!!)
А теперь мы всем народом, Скажем дружно… С НОВЫМ ГОДОМ!!!
(вернуться обратно в круг)

  1. И/у «Кто дольше пропоет»

Воспитатель устанавливает между детьми соревнование: кто из них дольше пропоет. По его команде дети начинают тянуть какой-нибудь гласный звук. Выигрывает тот, кто протянет этот гласный дольше всех на одном дыхании.

  1. Физ. минутка игровое задание для пальцев рук с помощью мелких крышечек, сопровождая словами

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, мы любим забавы холодной поры

  1. Воспитатель вместе с детьми группирует слова по частям речи связанные с новым годом

существительные

глагол

прилагательные

Елка, украшение, игрушка, праздник, подарки, костюм и т.д.

Украшать, танцевать, петь, дарить, угощать и т.д.

Блестящий, новогодний, праздничный, веселый, долгожданный и т.д.



  1. Подведение итогов. Мы вспомнили о самом любимом празднике детей Новый год. Научились составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, учить завершать рассказ, самостоятельно придумывать события, давать название картине, подбирать слова признаки, действия, предмет

Приложение 4


«Учимся, играя»

Консультация для родителей


Игры по дороге в детский сад.
«Учим цвета»

     Улица - замечательное место, где можно познакомить ребенка с цветами и их всевозможными оттенками. Показывая ребенку машины на дороге, обязательно называйте цвет машины. Время от времени спрашивайте малыша, какого цвета машину он видит. Не надо называть несколько цветов: лучше показать только один, например, красный, и несколько дней подряд искать красные предметы. Когда ребенок будет безошибочно называть и показывать их, можно перейти к другому цвету. Подобным образом можно отрабатывать у ребенка восприятие размера (большие – маленькие) и геометрических форм (круглый, квадратный, треугольный). Можно по очереди с ним называть все круглые предметы, которые встретятся вам по дороге.


«Сосчитай»"

     Потренируйте ребенка в количественном счете. Попросите сосчитать, сколько вам на пути попадется зеленых автомобилей, или пешеходов с собаками, или людей с детскими колясками. Кроме того, что ребенок повторит счет, игра хорошо развивает внимание.


Игры на кухне.

     Значительную часть времени родители, и дети могут проводить на кухне. Кухня – отличная школа, где малыш приобретает полезные знания, умения и навыки.

Увлекательными могут быть игры с тестом. Из обычного теста можно слепить фигурки, как из пластилина, посыпать сахаром и запечь. Получится вкусная и интересная «игрушка». Или соленое тесто. Поделки из него хранятся очень долго, ими можно играть. Рецепт приготовления теста прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить для цветного теста), две столовые ложки растительного масла – все смешать. Лепите с ребенком все, что захочется!

     Ежик.

     Набрать коротких тонких макаронин. Сделать из теста короткую толстую колбаску и воткнуть в нее макаронины: получится ежик, пусть ребенок отвечает полным предложением «Ежик маленький, колючий».

     Будем играть в слова на кухне.

     Как одним словом назвать прибор, который рубит мясо? (мясорубка). Режет овощи? (овощерезка). Вварит кофе? (кофеварка). Выжимает сок? (соковыжималка). Мелет кофе? (кофемолка).

     Какой получается сок из ягод, фруктов и овощей: винограда (виноградный), вишни (вишневый), слив (сливовый), яблок (яблочный), груш (грушевый), моркови, лимонов, апельсинов и т.д.? И наоборот – из чего получается гранатовый сок?

    Сортируем овощи и фрукты. Все овощи и фрукты сортируем по цвету и форме, можно их посчитать. Прекрасная развивающая игра.

     Угадываем звуки, запахи, вкусы. Просим ребенка закрыть глаза и попытаться отгадать звуки льющейся воды, звон чайной ложки в стакане, пересыпаемых круп (фасоль, рис, манка), запахи продуктов, вкус различных фруктов, овощей. Можно поменяться с ребенком ролями.

    Используя фрукты, овощи, различные столовые предметы, можно научить детей узнавать и различать их на ощупь. Сложив все в пакет, попросите ребенка ощупать и определить каждый из них.

     Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол.

    Фигурки и формы на магнитах, которыми украшают кухню, помогут придумать новые задания и игры. Например, расположить магниты в определенном порядке: сначала только по форме, потом только цвету, или посчитать их и т.д.

   


Игры в ванной комнате.

    Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы или бумажного листа делаем кораблики. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях, качаем на волнах.

    Или игра «Тонет – не тонет». Собрать различные по свойствам небольшие предметы (из дерева, бумаги, пластмассы, металла) и на опыте определить их плавучесть. Ответ ребенка должен быть полным «Кубик не тонет, потому что он деревянный».

    Используя пластмассовое ведерко или тазик, налейте воду и предложите ребенку определить, сколько воды содержится в нем. В этой игре можно знакомить малыша с понятиями «много – мало», «полное – пустое», «половина».

    В тазик с водой нужно попасть пластмассовыми или резиновыми шариками (мячиками). Выловить их сачком, как на рыбалке рыбку. Назвать цвет, форму, посчитать.
Уважаемые родители ваша задача помочь ребенку использовать в речи слова

обозначающих действия и признаки предметов. Научить комментировать свой ответ полным предложением.


Удачи совместной работе с детьми, развивайте всестороннюю речь ребенка.

     
Каталог: images -> doshkolnoe-obrazovanie
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> «Развитие речи детей дошкольного возраста через реализацию деятельностного подхода в обучении»
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: «Развитие речи дошкольников посредством использования дидактических игр»
doshkolnoe-obrazovanie -> Информация об опыте Условия возникновения опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> Дошкольное воспитание Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»
doshkolnoe-obrazovanie -> Опыта: «Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста через использование системы наблюдений на прогулках»
doshkolnoe-obrazovanie -> Шубина Татьяна Борисовна, педагог психолог мб доу детский сад комбинированного вида №3 г


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница