Под памятью понимают запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Память обеспечивает повторное использование прошлого опыта и возвращение его в сферу сознания
Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук — физиологии, биохимии, психологии.
-
Физиологи связывают процесс хранения информации с образованием нервных связей (ассоциаций);
-
Биохимики — с изменением состава рибонуклеиновой кислоты (РНК) и других биохимических структур;
-
Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера деятельности человека и направленности личности.
Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.
К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение, забывание.
Классификация видов памяти осуществляется в соответствии с тремя основными критериями: 1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; 2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; 3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.
Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений
Эмоциональная память — это память на эмоции, чувства, переживиния.
Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.
Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.
Непроизвольной называют память, если запоминание и воспроизведение осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача.
Произвольной называют память, если присутствует специальная мнемическая задача, а сам процесс требует волевого усилия.
Кратковременная память – это вид памяти, заключающийся в удержании информации в памяти в течение очень короткого времени.
Объем кратковременной памяти индивидуален. Он характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни. Объем кратковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использования специальных приемов, запоминать воспринимаемую информацию. В среднем объем равен 7±2 единицы.
Вид памяти с длительностью хранения информации не более 30 секунд – кратковременная память
Оперативная (рабочая) память - это вид памяти, заключающийся в оперативном удержании и преобразовании информации в определённых целях деятельности.
Долговременная память – длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения.
Непроизвольная память основана на запоминании информации без специального заучивания.
Произвольная память основана на целенаправленном запоминании материала с использованием специальных приемов.
Механическая память основана на повторении материала без его осмысления.
Механическая память основана на дословном многократном запоминании.
Образная память основана на переводе информации в графики, схемы, картинки.
Логическая память основана на осмыслении материала, систематизации, выделении главных компонентов информации.
Свойства продуктивной памяти и их характеристики:
1. Длительность - характеристика, свидетельствующая о способности человека удерживать определенное время в своем сознании нужную информацию.
2. Готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию это предрасположенность человека всегда активно использовать всю запечатленную информацию.
3. Объем это количественные показатели и возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.
4. Быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему.
5. Точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.
Соответствие между средствами хранения информации и их сущностью.
1. Физический уровень это «внешняя» память человека (узелки на память, записная книжка и т.д.).
2. Биологический уровень это преобразование биологических структур, например, молекул ДНК, РНК и др.
3. Психологический уровень это качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур.
Процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее, называется запоминанием.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).
Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
Произвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные приемы запоминания.
Большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью.
Соответствие между мнемотехническими приемами и их описанием.
1. Метод Цицерона (метод мест) заключается в том, чтобы вспомнить хорошо известное место и мысленно разместить необходимую информацию на знаковые места.
2. Метод группировки заключается в том, что необходимо сгруппировать материал таким образом, чтобы он укладывался в 7±2 единицы целостных образов.
3. Цепной метод заключается в мысленном выстраивании элементов запоминаемого материала в виде определенной взаимосвязанной последовательности образов, как правило, зрительных.
Прием запоминания, заключающийся в переводе информации в стихи, строки, называется ритмизацией.
Условие, обеспечивающее эффективность произвольного запоминания и проявляющееся в чёткой постановке задачи запомнить материал точно, полно и последовательно, – это целевая установка.
Сохранение — фаза памяти, характеризующаяся долговременным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.
Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью двух процессов — воспроизведения и узнавания.
Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент.
Видами воспроизведения являются – узнавание, припоминание, собственно воспроизведение.
Забывание — процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти.
Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание.
Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Фактором, ускоряющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным торможением.
Соответствие между процессами памяти и их характеристиками.
1. Сохранение - это процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала
2. Воспроизведение - это восстановление прежде воспринятого материала.
3. Забывание - это процесс, обратный запоминанию.
Соответствие между видами воспроизведения информации и их характеристиками.
1. Узнавание – это процесс памяти, который возникает при повторном восприятии объекта.
2. Воспоминание осуществляется при отсутствии восприятия объекта.
3. Забывание процесс, который позволяет человеку избавиться от бесчисленных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.
Представление – наглядный образ предмета или явления, действовавшего в прошлом.
Одним из самых главных условий развития представлений является наличие богатого перцептивного материала.
Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется фактором края.
Отрицательное влияние предшествующей запоминанию деятельности получило название проактивного (вперед направленного) торможения. Отрицательное влияние следующей за запоминанием деятельности получило название ретроактивного (назад направленного) торможения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |