Память. Вопросы и задания



Скачать 30.77 Kb.
Дата25.04.2016
Размер30.77 Kb.
Память.

Вопросы и задания.




  1. В каких случаях и почему младшие школьники прибегают к механическому запоминанию?

  2. Что значит развитие произвольного запоминания?

  3. Перечислите приемы осмысленного запоминания.

  4. Какие приемы запоминания младшие школьники используют без специального обучения?

  5. Как организовать работу по формированию такого приема запоминания как составление плана текста?

  6. Какие особенности памяти учащихся проявились в следующем факте: «Учитель предложил классу нарисовать по памяти очертания Балтийского моря и был крайне расстроен тем низким уровнем, на котором дети выполнили задание. Ведь только накануне он проверил знания почти половины класса, и все ученики безошибочно находили на географической карте не только Балтийское море, но и Черное, Каспийское и другие моря».

  7. В каком случае учащиеся I класса лучше запомнят 10 картинок: если им дать специальное задание запомнить картинки или если специального задания не давать, но предложить расклассифицировать эти картинки по определенному принципу? Почему? Какие виды запоминания проявились в первом и во втором случае?

  8. В одном эксперименте группе испытуемых (учащиеся четвертого класса) было предложено решить пять арифметических задач с одним действием. В другом эксперименте, проведенном через 15 минут, тем же испытуемым предлагалось придумать пять аналогичных задач. После этого испытуемым неожиданно для них было предложено воспроизвести числа из условий всех задач. Из какого эксперимента лучше запомнятся числа, содержащиеся в задачах, и почему?

  9. Был проведен такой эксперимент. Испытуемым предлагалось два набора картинок. Один из них раскладывался на столе, другой давался в руки испытуемому. Первая группа испытуемых должна была накладывать картинки, исходя из названий изображенных на них предметов (названия должны были начинаться на одну букву), вторая группа – исходя из внутренней общности самих предметов. Никаких требований запомнить картинки ни в том, ни в другом случае не предъявлялось, но по окончании от испытуемых требовалось неожиданно для них, воспроизвести названия нарисованных на картинках предметов. Какая группа испытуемых запомнила картинки лучше? Почему?

  10. Можно ли отождествлять запоминание бессмысленного материала с механическим запоминанием, а запоминание осмысленного материала с осмысленным запоминанием? Дайте обоснование своему ответу.

  11. Ученик отвечал урок, но воспроизвел материал очень неполно. Учитель поставил ему оценку 3, упрекнул его в том, что он дома мало учит материал.

– Нет, я учил много.

– Если бы ты много учил, ты бы хорошо знал.

– Я учил до тех пор, пока не почувствовал, что все запомнил.

Ученик говорил правду. Какими недостатками в изучении материала объясняется то, что, во-первых, ученик плохо запомнил материал, во-вторых, то, что он был уверен, что запомнил хорошо.



Литература.

  1. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 155-162.

  2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 207-216.

  3. Зинченко П.И. О забывании и воспроизведении школьных знаний. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Изд-во МГУ. – С. 244-246.

  4. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания. // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 163-176.

  5. Лохов М.И., Эдлина Т.А., Вартанян Г.А. Динамика формирования произвольной памяти у детей. // Психологический журнал. – 1993, №4 – С. 56.

  6. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. Отв. ред. В.В. Васильев. – М.: Педагогика, 1981. – 181-190.

  7. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – С. 110-115.

  8. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1991. – С. 126-149.

  9. Смирнов А.А. Значение целенаправленности при заучивании. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1980. – С. 204-210.

  10. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966. – С. 242-269, 285-299, 324-329.

  11. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание. // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1979. – С. 217-225.

  12. Смирнов А.А. Развитие логической памяти у детей. // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 243-248.

Каталог: doc -> user -> 1266
user -> Соотношение понятий «методика» и«технология» в педагогической науке. Методы и формы социально-педагогической деятельности
1266 -> Лекция Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки. Исторический очерк
user -> Основные представители гуманистического подхода
user -> Ориентировочная карта понятий Гуманистический подход
user -> Рекомендации воспитателям на основе клиент-центрированного подхода К. Роджерса
user -> Клиническая психология
user -> Содержание курса
user -> Вильсон Д. К. Нарушения голоса у детей: Пер с англ. М.: Медицина, 1990. 448 с
user -> Научное обоснование методов постановки психологического диагноза. Виды психологических диагнозов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница