Память: Кратковременная: Долговременная



Скачать 146.66 Kb.
Дата21.04.2016
Размер146.66 Kb.
ВКЛАДКА для учащихся

Резервы памяти

ПАМЯТЬ:


Кратковременная:                                        Долговременная:

-сенсорная                                                     - вторичная

-первичная                                                    - третичная

Сенсорная (информация от органов чувств)-первичная (небольшой объём, короткий срок хранения) - вторичная (хранится несколько лет, потом стирается) - третичная (знания, используемые в повседневной жизни, доступ к ним моментальный, большой объём, не стирается).

С 20 лет способность к запоминанию начинает снижаться, к 25-30 годам скорость образования и разрушения нейронных связей становится одинаковой, т.е. забывается столько же, сколько запоминается.

 

11 советов для запоминания


1. Запоминается то, на что обращается пристальное внимание. Делайте акцент на нужной информации интонацией, подчёркиванием, воображением.

2. Повторение - мать учения. Повторять нужно сразу, через 20 минут, потом - через 8 часов, потом - через сутки, лучше на ночь.

3. Зрительно представляйте информацию. Например: ход Куликовской битвы изобразить на столе (стол - поле боя, пенал-река Дон, линейка - река Непрядва, пуговицы - войска Мамая, скрепки - войска Дмитрия Донского).

4. Зевайте! При зевании мозг активнее снабжается кислородом, улучшается способность к концентрации. При зевании нужно массировать нижнюю челюсть для стимуляции нейронов.

5. С жевательной резинкой учебный материал запоминается лучше на 35% за счёт выработки инсулина. Применяйте этот способ только во время экзаменов и с перерывами, чтобы не было сбоев в работе поджелудочной железы!

6. В перерывах занимайтесь гимнастикой, это активизирует мозговое кровообращение.

7. Делайте самомассаж, постукивая по груди и шее подушечками пальцев, это снимает напряжение.

8. Плетите фенечки, складывайте пазлы, барабаньте подушечками пальцев по столу, сжимайте и разжимайте кулаки - стимулирует работу мозга.

9. Учите стихи и песни, тренируйте память.

10. Иногда делайте всё наоборот: чистите зубы левой рукой, возьмите ложку в левую руку, пишите и рисуйте. Это помогает активизировать то полушарие мозга, которое загружено меньше.

11.Правильно питайтесь, ешьте больше рыбы, морепродуктов, растительного масла, овощей и злаков. В период экзаменов пейте какао, ешьте шоколад (лучше горький).


Как готовиться к экзаменам

1. Начинать готовиться к экзаменам заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

2.  Если очень трудно собраться с силами и мыслями, постарайся сначала запомнить самое лёгкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

3.  Для лучшего запоминания текста старайся не прочитывать его несколько раз, а повторять его по памяти.

4.  Ежедневно выполняй упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения и усталости.

5. В период подготовки к экзаменам резко возрастает нагрузка на глаза.

 Если устали глаза:

а) посмотри попеременно вверх - вниз (25 секунд), влево-вправо

(15 секунд)

б) напиши глазами своё имя, отчество и фамилию

в) попеременно фиксируй взгляд на удалённом предмете (20

секунд), потом на листе бумаги с текстом перед собой (20

секунд)

г) нарисуй круг, квадрат, треугольник – сначала по часовой



стрелке, а затем в противоположном направлении.

6. Как запомнить большое количество материала:

Повторяй материал по вопросам. Вспомни и обязательно кратко запиши всё, что знаешь, а затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа, запиши план ответа на каждый вопрос на отдельном листочке. В последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответов.

7. Некоторые закономерности запоминания:

Трудность запоминания растёт непропорционально объёму текста. Большой отрывок учить полезнее, чем краткое изречение.

При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

Распределённое заучивание лучше концентрированного: лучше учить с перерывами, чем сразу.

Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

Если работаешь с двумя материалами – большим и поменьше, разумно начинать с большего.

Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

8. Условия поддержки работоспособности:

а) чередовать умственный и физический труд;

б) из гимнастических упражнений предпочтительны те, которые

вызывают прилив крови к клеткам мозга: стойка на голове,

кувырок, «свеча»;

в) берегите глаза;

г) минимум просмотров телевизора.

 

(ВКЛАДКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ)



ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОНФЛИКТОВ
 «Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Чаще всего конфликт возникает тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо – и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива».  В.А.Сухомлинский.


  1. Помните, что конфликты легче предупредить, чем завершить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.

  2. Никогда не превращайте ученика в инструмент борьбы с администрацией и коллегами.

  3. Учитесь контролировать свои негативные эмоции.

  4. Никогда не выясняйте отношения с администрацией, коллегами и родителями в присутствии учеников.

  5. Не стремитесь радикально, быстро, любыми методами кого-то переделать.

  6. Не давайте негативных оценок коллегам и администрации на уроках.

  7. Не злоупотребляйте своим авторитетом, а поддерживайте его.

  8. Учитель без чувства юмора ограниченно профессионально пригоден.    Переводите сложные ситуации в шутку.

  9. Расширяйте сферу своих интересов, увлечений, привязанностей. Не зацикливайтесь на работе, тогда не будете критику в свой адрес воспринимать болезненно.

  10. Не забывайте, что хорошие взаимоотношения с окружающими – сами по себе большая ценность.

АЛГОРИТМ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА:


  • Прекратить борьбу с оппонентом. Оценить возможные

последствия конфликта.

  • Внутренне согласиться, что не прав тот, кто умнее.

  • Минимизировать отрицательные эмоции по отношению к оппоненту.

  • Постараться понять цель оппонента и причины его настойчивости.

  • Сопоставить его и свои интересы.

  • Оценить суть конфликта «со стороны», как будто он касается других.

  • Постараться понять, что потеряет оппонент, если проиграет.

  • Подумать, в чём вы можете уступить без ущерба для себя.

  • Продумать, как снизить эмоциональное напряжение в конфликте.

  • Представить 3-4 возможных варианта разрешения конфликта и предложить их оппоненту.

  • Оценить поведение оппонента и скорректировать решение.


ЛОГИКА РАЗГОВОРА С ОППОНЕНТОМ:

1. Конфликт нам не выгоден, нам работать вместе, нужно договариваться, а не вредить друг другу.

2. Предлагаю мирно решить проблему.

3. Признаю свои ошибки, приведшие к конфликтной ситуации.

4. Делаю уступки в некоторых моментах для нахождения компромисса.

5. Высказываю пожелания об уступках со стороны оппонента.

6. Обсудить условия компромисса.

7. Полностью или частично разрешить конфликт.

8. Если разговор не удался, не обострять ситуацию негативными эмоциями, а предложить вернуться к нему позже.

 

Не поддавайтесь стрессу!



Оставайтесь весёлым. Когда вы шутите, вы даете своему уму свободу рассмотреть необычные возможности. Радость помогает заглушить внутреннее суждение, которое оценивает идеи как нелепые. В творческой работе веселое расположение духа  служит здравому смыслу.

Решайте несколько задач. Один из секретов способности быстро восстанавливать физические и духовные силы состоит в том, чтобы всегда иметь возможность переключиться на решение других проблем. Это избавит вас от скуки.

Проводите время в обществе близких. Оглянитесь вокруг - на чью поддержку вы можете рассчитывать? Найдите людей, которые не только сочувствуют вашим стремлениям, но и понимают вас.

Не опасайтесь соперничества. Обратитесь к тем, кто способен дать разумный совет. Ваша идея не обязательно должна звучать поэтично или иметь законченный вид. Задайте искренние вопросы и будьте открыты ответам.

Упорно продолжайте. Возможно, вам не приходят в голову новые идей - не огорчайтесь, попробуйте внести изменения в уже существующие проекты. Бах писал кантату каждую неделю, даже когда был усталым или больным. Одни его произведения существенно уступают другим, а некоторые в значительной степени позаимствованы из его ранних работ. Но каждую неделю он добавлял что-то новое. Бах считал, что мышцы творчества нужно регулярно упражнять.

Измените заведенный порядок. Читайте альтернативную литературу. Ложитесь раньше (или позже). Ходите немного быстрее (или медленнее). Причешите волосы на другой пробор. Делайте перерывы в своем распорядке. Попробуйте производить привычные действия - открыть кран или отвинтить крышечку тюбика с зубной пастой - с помощью левой руки. Если вы левша, то попытайтесь это сделать правой. Принимайте душ с закрытыми глазами, регулируйте напор воды и температуру вслепую. В процессе этих упражнений руки получат и передадут мозгу необычные ощущения.

Такие мысли всегда помогут: Я справлюсь. У меня получится. Я научусь. Все будет хорошо. Я не буду бояться.

Здоровый сон - лучший лекарь. Одним из способов преодоления стресса является нормальный полноценный сон. Старайтесь перед сном отбросить все тяжелые, накопившиеся за день мысли. Чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо спать не менее 8 часов в сутки. Именно во сне мозг часто подсказывает вам решение ваших проблем, над которыми вы безуспешно думаете.

ВКЛАДКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ



РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ

Уважаемые родители! Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче единого государственного экзамена. Как же поддержать выпускника? Подлинная поддержка должна основываться на подчеркивании способностей, возможностей положительных сторон ребенка.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».

Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:

• Забыть о прошлых неудачах ребенка,

• Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей,

• Помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо».

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

• Опираться на сильные стороны ребенка,

• Избегать подчеркивания промахов ребенка,

• Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,

• Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку,

• Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи,

• Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от, привычных ему, письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

• пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;

• внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);

• если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;

• если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше. Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он или «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.

Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

Приемы, мобилизующие интеллектуальные возможности школьников при подготовке и сдаче экзаменов

Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.

Лучше всего подходит минеральная вода, ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. В сладкую газированную воду добавляют вещества, ускоряющие обезвоживание. Для того чтобы расщепить соки, тоже требуется вода. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности.

Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, — это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них — правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.

Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Каждый раз, когда колено находится в наивысшей точке, кладем на него противоположную руку. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, тот правое колено с левой рукой. Для эффективности в момент взмаха можно подниматься на опорной ноге на цыпочки.

Обязательное условие выполнения этого упражнения — двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.



Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–-5 зевков.

Желаем вашим детям успешно подготовиться и сдать

единый государственный экзамен!
Каталог: psiholog
psiholog -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
psiholog -> Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств 19. 00. 04 Медицинская психология
psiholog -> Источник: //Вопросы психологии. 2001.№1
psiholog -> Развитие нравственной сферы личности дошкольника 19. 00. 13 психология развития, акмеология
psiholog -> Психология, образование, социальная работа: актуальные и приоритетные направления исследований
psiholog -> Акмеологическая концепция диагностики кадров государственной службы
psiholog -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
psiholog -> Общая характеристика работы актуальность темы исследования
psiholog -> Программа модуля «Психология и педагогика развития учащихся»
psiholog -> Книга предназначена для психиатров и специалистов смежных дисциплин


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница