Память и ее развитие. Память



Скачать 42.52 Kb.
Дата26.04.2016
Размер42.52 Kb.
Память и ее развитие.

Память - это способность нашего мозга сохранять различные сведения и воспроизводить их.

Уровень развития памяти характеризуют объем - количество материала, которое способен запомнить человек; точностьспособность безошибочно его воспроизвести; долговременность – длительность его сохранения в памяти; оперативность – способность вспомнить его, когда в этом возникает необходимость.

Многие школьники, объясняя причины своей плохой успеваемости, жалуются на память. Но плохая память им дана не от рождения. Она стала такой потому, что ее недостаточно развивали.

Можно привести многочисленные примеры, которые свидетельствуют, какого высокого уровня достигает развитие памяти. Утверждают, что великий полководец Александр Македонский знал в лицо всех своих солдат тридцатитысячного войска. Русский академик А.Ф. Иоффе помнил наизусть таблицу логарифмов, состоящую из 9 тысяч многозначных чисел. Профессор из Германии Геестерман владел 132 иностранными языками. Знаменитый русский шахматист Алехин играл «вслепую» одновременно на 40 досках. Разумеется, такой великолепной памятью обладают лишь немногие. Но память, необходимую для успешной учебы, может развить любой школьник.

Для этого нужно знать и применять в своей учебной работе несколько основных правил.

Осознайте, для чего требуется запомнить изучаемый материал.

Психологи установили, что если двум группам людей дать заучить один и тот же текст, но первой группе предварительно объяснить, для чего данный текст нужно запомнить, то эта группа запомнит текст намного лучше. И чем важнее поставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запоминание.



Человек обладает кратковременной и долговременной памятью.

Особенно важна установка на длительное запоминание перед экзаменом, иначе вскоре после него все заученное забудется. О важности такой установки свидетельствует проведенный эксперимент: ученикам предложили запомнить два рассказа, предупредив, что запоминание первого будет проверено на следующий день, а второго – спустя длительное время; через месяц выяснилось, что второй рассказ ученики запомнили намного лучше первого.



Чем лучше поймете, тем лучше запомните.

В обычной жизни действует память непроизвольная: мы многое запоминаем без всяких усилий со своей стороны. Но для учебы часто нудна память произвольная, которая действует лишь тогда, когда мы преднамеренно хотим что-то запомнить. Запоминание будет намного лучшим, если мы поняли изучаемый материал, а не механически его зазубрили. Как видим¸ это правило является общим и для запоминания, и для внимания.

Психологией установлено, что осмысленное запоминание в 25 раз продуктивнее запоминания механического. Но в процессе обучения нередко возникает необходимость и использовать память механическую( например, для заучивания исторических дат).

Чем больше поработаете с учебным материалом, тем лучше его запомните.

Если изучаемый материал для понимания и запоминания требуется 2-3 раза перечитать, то каждый раз следует не только перечитывать, но и активно работать с целью его усвоения. Это значит, что надо выделять в изучаемом материале главное, сравнивать его с ранее пройденным материалом, применять полученные знания на практике и т. д. Почти в два раза улучшает запоминание составление плана. Знать текст учебника в большинстве случаев нужно не наизусть, а так, чтобы уметь пересказать его в переработанном виде, т.е. своими словами.

Чем больше вложено умственного труда, тем прочнее запоминание. А что легко изучается, то легко и забывается.

Применяйте в учебной работе различные виды памяти.

В зависимости от содержания запоминаемого материла память бывает двух видов: образная – запоминание того, что мы видим, слышим, ощущаем; смысловая – запоминание мыслей, рассуждений, значений слов и условных знаков ( математических, химических и т.д.).

В зависимости от используемых органов чувств память подразделяется на зрительную, слуховую, двигательную. Обычно встречается комбинированная память: зрительно-слуховая или зрительно-двигательная. Каждому надо знать, какой вид памяти у него лучше развит. Чтобы запоминание было наиболее успешным, нужно сочетать различные виды памяти, например, прочитать, а затем повторить прочитанное вслух.

Прочнее запоминается то, что вызывает у вас какие-то чувства.



Закрепляйте в памяти учебный материал как можно скорее.

Есть мудрая поговорка: «Повторение – мать учения». И чем раньше будет дома повторен материал, изученный на уроке, тем лучше он запомнится. Впервые сутки обычно запоминается 25% материала, а за последующий месяц – всего лишь 16%.



Не только читайте, но и пересказывайте изучаемый материал.

После многократного чтения часто возникает впечатление, что запоминание материала достигнуто. Но это впечатление обманчиво. Если же после чтения постараться пересказать прочитанное, происходит его активное припоминание, что и способствует запоминанию. Психологами проведен следующий эксперимент: одной группе учащихся предложили прочитать текст четыре раза подряд; другая группа этот текст два раза читала, и два раза пересказывала; в результате учащиеся первой группы через сутки помнили 30% текста, а учащиеся второй группы – 78%.



Заучивайте большой текст наизусть не сразу, а с перерывами.

Ценность этой рекомендации подтвердил такой опыт: чтобы выучить стихотворение сразу, ученику понадобилось повторить его 16 раз; а для заучивания такого же стихотворения в течение четырех дней понадобилось всего 8 повторений.

Применяйте правило надежности: убедившись, что заучиваемый текст вы уже помните, расскажите его наизусть еще три раза – вот тогда можете быть уверены, что запомнили его надолго.

Материал, который не требует большой работы для его понимания \( отрывки из художественных произведений, географические названия, исторические даты и т.п. ), лучше запоминается, если его повторить перед сном.



Используйте приемы мнемотехники.

Мнемотехникой называют такие искусственные приемы, которые облегчают запоминание.



Если из первых букв стихотворных строк составить и запомнить какое-то слово, нетрудно восстановить в памяти и сами эти строки. Запомнив фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», легко перечислить в нужной последовательности все цвета солнечного спектра. Однако приемы мнемотехники не могут, разумеется, заменить осмысленное запоминание; они играют лишь вспомогательную роль и применяются сравнительно редко.
Каталог: docs -> teatchers -> martynova
docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
docs -> Образование в человеческом измерении
docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
docs -> Заполярный филиал
docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
martynova -> Как научиться беречь время. Время – наше бесценное богатство


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница