Память это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Она выполняет функцию связки между действиями, обеспечение перехода от одного действия к другому, структурирование нашей жизнедеятельности
5. Память: теории и методы исследования памяти. Процессы памяти, виды и типы памяти. Память как культурное явление, механизмы ее формирования. Развитие памяти на разных возрастных этапах.
Память - это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Она выполняет функцию связки между действиями, обеспечение перехода от одного действия к другому, структурирование нашей жизнедеятельности.
Существует несколько подходов к изучению памяти: психологический, физиологический, физический и биохимический.
В психологическом подходе можно выделить следующие направления:
1.Ассоциативное направление. В основу памяти положены ассоциации - связи между психическими явлениями, при которых появление в сознании одного влечёт за собой другое. По мнению И.Павлова, физиологической основой ассоциативного запоминания и воспроизведения являются временные структуры коры головного мозга, возникающие при одновременном или последовательном воздействии двух двух или более раздражителей.
Различают следующие типы ассоциаций:
по сходству (оба образа имеют сходные признаки)
по контрасту (оба образа имеют противоположные признаки)
по смыслу (оба образа связаны как часть и целое, как причина и следствие)
по смежности (оба образа связаны факторами времени или пространства).
Сигналы, поступившие в буферную память первыми и последними, закрепляются прочнее по сравнению с сигналами, поступившими в середине (кривая Эббингауза).
Результаты исследований оформились в целую область знаний: ассоциативную психологию. Слабость ассоциативного направления заключается в механицизме, недооценке фактора осознанности и целенаправленности восприятия связей между образами реального мира. Например, почему при виде кучи кирпича одному человеку кажется свалка, а другому - гараж.
2. Бихевиоритстскоенаправление. Можно сказать, что их взгляды сфокусированы на ассоциативном принципе, но с той особенностью, что здесь большое внимание уделялось процессам подкрепления памяти соответствующими стимулами. Два подкрепляющих образа, даже если они не являются точными копиями друг друга, прочно ассоциируются с образом, воспроизводимым в памяти