Ответы на домашние задания глава стихи 1 11. Объясните, почему Бхагавад-гита является совершенным теистическим писанием?



Скачать 137.22 Kb.
страница1/6
Дата19.04.2016
Размер137.22 Kb.
  1   2   3   4   5   6
Ответы на домашние задания

ГЛАВА 1.

Стихи 1 - 11.

1. Объясните, почему Бхагавад-гита является совершенным теистическим писанием?

— "Бхагавад-гита" изошла из уст Самого Верховного Господа, свободного от всех несовершенств

— "Бхагавад-гита" — воплощение Вишну

— в "Бхагавад-гите" есть всё то, что содержится в других шастрах, а также то, чего нет больше нигде



2. Почему Дхритараштра опасается за исход битвы?

— Дхритараштра понимал, что его дело - неправое

— битва должна была происходить в Курукшетре — святом месте (дхарма-кшетре)

— Сам Господь Кришна, защитник религии — на стороне благочестивых Пандавов



3. С какой целью Дурьодхана заговорил с Дроначарьей ?

Дурьодхана хочет разжечь боевой дух Дроначарьи, напоминая о его старой вражде с Друпадой (Так как Дроначарья питал симпатию к Пандавам, особенно к Арджуне). Он хотел указать Дроначарье на его промахи, чтобы тот был сражался в полную силу, без всяких компромиссов. Также он хочет вдохновить Дрону и других воинов оказать поддержку старому Бхишме.



4. Назовите имена по крайней мере четырех могучих воинов, сражавшихся на стороне Кауравов, и ещё четырех, сражавшихся на стороне Пандавов.

На стороне Пандавов: Ююдхана (Сатьяки), Вирата, Друпада, Дхриштакету, Чекитана, Кашираджа, Пуруджит, Кунтибходжа, Шайбья, Юдхаманью, Уттамауджа, Шикханди, Абхиманью (сын Субхадры), сыновья Драупади и др.

На стороне Кауравов: Дроначарья, Бхишма, Карна, Крипачарья, Ашваттхама, Бхуришрава (сын Сомадатты), Джаядратха, Критаварма, Шалья и др.

5. В одном предложении сформулируйте вывод вступительного раздела (1.1-11).

Дурьодхана, будучи хорошим политиком, вдохновляет своих военачальников и воинов, уверяя их в неизмеримости своих сил, хотя сам он боится исхода сражения.



Стихи 12 - 26.

1. Объясните, что значит звучание раковин Пандавов и Кауравов.

Когда Бхишма трубит в свою раковину, он подбодряет Дурьодхану. Но на самом деле раковина — это символ Вишну, поэтому Бхишма косвенным образом указал на победу Пандавов, т.к. Кришна был на их стороне. Трубя в свою раковину, Бхишма как бы говорит этим: "Хотя у нас (Кауравов) и нет шансов на победу, я буду исполнять свой долг - сражаться, не жалея сил."

Когда воины на стороне Дурьодханы протрубили в свои раковины, это не оказало какого-то влияния на Пандавов. Но когда протрубили в свои раковины воины на стороне Пандавов, сердца сынов Дхритараштры содрогнулись. Раковины Кришны и Арджуны названы божественными.

2. Назовите три признака, указывающих на победу Пандавов.

— (1.12) В ответ на слова Дурьодханы Бхишма трубит в раковину, символ Вишну.

— (1.14) Кришна, Верховная Личность Бога на стороне Пандавов.

Следовательно и Лакшми, Богиня удачи, тоже на стороне Пандавов.

Раковины Пандавов названы божественными.

Колесница Арджуны - подарок Агни. Тот, кто обладает ею, может завоевать любую землю в пределах трех миров

— (1.15) Хришикеша будет лично управлять чувствами Арджуны.

— (1.19) Убежденность преданного в том, что Кришна предоставит ему защиту, заставляет трепетать сердца врагов.

— (1.20) На колеснице Арджуны присутствует Хануман.

3. Почему в стихах 1.15 и 1.24 к Кришне обращаются как к Хришикеше?

1.15 — Кришна, Хозяин чувств, непосредственно контролирует чувства Своих преданных.

1.24 — Кришна знает желания всех живых существ, поэтому он понимал чувства Арджуны и знал, почему Арджуна хотел поставить свою колесницу между двумя армиями.

4. В чем главный смысл текста 1.22 и комментария к нему?

Ачьюта, “Непогрешимый”, никогда не изменяет Своей любви к бхактам, и ради Арджуны Кришна согласился стать его колесничим. Господь получает больше удовольствия, когда Его чистые преданные пользуются предоставленной им возможностью приказывать Ему, чем когда Он приказывает Сам.

Арджуна желает посмотреть на тех, кто пришел с ним сражаться.

5. Что вызвало сострадание Арджуны на поле боя?

Арджуна увидел на противоположной стороне своих отцов (Бхуришрава), дедов (Бхишма и Сомадатта), учителей (Дроначарья и Крипачарья), дядей по матери (Шалья и Шакуни), братьев (Дурьодхана и его 99 братьев), сыновей (Лакшман), внуков, друзей (Ашваттхама), а также тестей и благожелателей (Критаварма), т.е. всех своих родственников. Преданный Господа очень мягок, он испытывает сострадание ко всем живым существам, а тем более - к своим близким.



Стихи 27 - 35.

1. Объясните основную причину, по которой Арджуна оказался в иллюзии.

Кришна хотел, чтобы Арджуна сыграл роль материалистичного человека, привязанного к своим родственникам, чтобы Он мог поведать миру "Бхагавад-гиту". Поэтому Кришна погрузил Арджуну в йогамайю, и тот начал отождествлять себя с материей, из-за чего и почувствовал сострадание к своим близким на противоположной стороне, а также страх за свою жизнь.



2. Кратко изложите основной момент комментария к стиху 30.

Чрезмерная привязанность к материальному приводит человека в смятение. Когда живое существо ищет счастья вне служения Господу, то все его планы терпят полный крах.



3. Кратко изложите довод Арджуны, основанный на сострадании. Хорошо это или плохо, если преданный испытывает сострадание.

Когда Арджуна увидел своих друзей и родственников, сердце его преисполнилось состраданием. Он подумал "Как я могу желать победы ценой смерти моих родственников?" С самого начала он был исполнен сострадания к своим воинам, но когда он увидел перед собой Бхишму, Дрону и всех остальных родственников, он почувствовал сострадание даже и к воинам противоположной стороны, предвидя их неминуемую гибель.

Тот, кто неотступен в преданном служении Кришне, обладает всеми достоинствами полубогов, поэтому преданный естественно обладает состраданием к каждому живому существу. Но сострадание должно основываться на духовном знании, чтобы оно принесло благо страдающим душам.

4. Кратко изложите, в чем заключается довод Арджуны, касающийся наслаждения.

Каждый стремится показать свои богатства друзьям и родственникам, и Арджуна опасался, что если все его родственники и друзья будут убиты на поле боя, ему не с кем будет разделить свои богатства после битвы. Он считал, что ни победа, ни поражение не принесут ему счастья, поэтому лучше отказаться от битвы.



5. Объясните, в чем смысл того, что Арджуна обращается к Кришне как к Говинде.

Арджуна обращается к Господу Кришне как к Говинде, потому что Кришна дарует наслаждение чувствам всех живых существ. Называя Его так, Арджуна дает понять, что он рассчитывает, что Кришна удовлетворит его. В материальном мире каждый жаждет наслаждения, но эти наслаждения преходящи. Чтобы получить истинное наслаждение, необходимо стремиться доставить удовольствие чувствам Господа.



Стихи 36 - 46.

1. Перечислите шесть видов агрессоров.

1) Отравители; 2) поджигатели; 3) нападающие со смертоносным оружием; 4) крадущие имущество; 5) захватывающие чужую землю; 6) похитители чужих жен. Убивая их, человек не совершает греха.



2. Объясните значение слова "варна-санкара".

Варна-санкара — нежеланное потомство, дети, родившиеся в результате прелюбодеяния. Они приносят обществу одни беспокойства. Варна-санкара непригодна для участия в системе варнашрамы, а когда разрушается варнашрама, общество деградирует и катится в ад.



3. В чем связь между старшими членами семьи, женщинами, традициями и стабильностью в обществе?

Старишие члены семьи ответственны за процесс правильного воспитания молодых членов семьи и обретения ими духовных ценностей. Со смертью старших членов семьи могут прерваться семейные традиции очищения. Женщины получают свободу действий и общения с мужщинами, в результате чего нежеланные дети наполняют общество, подрывая его устои, что неизбежно ведет к войнам, эпидемиям и другим бедствиям.



4. Кратко изложите основное положение комментария к стиху 40, особо принимая во внимание вопрос о женщинах и ответственности за их целомудрие.

Мир и благополучие общества зависит от преобладания благочестивого населения. А это зависит от целомудрия и верности его женщин. Женщины, как и дети, требуют покровительства со стороны старших членов семьи. Будучи заняты в семье исполнением разнообразных религиозных обрядов в соответствии с семейными традициями, женщины становятся защищенными от прелюбодеяния. Но если в обществе господствует безверие, женщины развращаются, и это приводит к нежеланному потомству.



5. Перечислите четыре довода Арджуны, которые он использует как оправдание своего отказа от участия в битве.

1) сострадание2) отсутствие наслаждения3) отвращение ко греху4) разрушение династии(5) нерешительность)



ГЛАВА 2.

Стихи 1 - 9.

1. Какие слова использует Кришна, чтобы описать сострадание Арджуны?

(2.2): Кутас тва кашмалам идам — как эта скверна могла одолеть тебя?

Анарья - ты не знаешь, в чем ценность жизни

Асваргьям - это не приведет к высшим планетам

Акирти-карам - это станет причиной бесчестья

(2.3): Клайбьям ма сма гамах - не поддавайся унизительному малодушию

Найтат твайй упапдьяте - это не подобает тебе

Кшудрам хридая даурбальям тьяктва — вырви из сердца эту недостойную жалость



2. Объясните, каковы три стадии понимания Абсолютной Истины на примере аналогии с Солнцем.

Брахман, безличный всепроникающий аспект Всевышнего сравнивается с солнечным светом. Это начальная стадия постижения Абсолютной Истины.

Параматма, аспект Господа, находящийся в сердцах всех живых существ и в каждом атоме —сравнивается с поверхностью Солнца. Постижение Параматмы - более высокая ступень знания, чем постижение Брахмана.

Бхагаван, Верховная Личность Бога—высший аспект Абсолютной Истины — сравнивается с сердцем планеты Солнце.

3. Кратко изложите основное положение комментария к стиху 7.

Человек не сможет избавиться от запутанности в материальных проблемах до тех пор, пока не обратится к истинному духовному учителю и не начнет следовать его указаниям.



4. Ссылаясь на текст 8, выделите, что заставляет человека предаться гуру и Кришне.

Предаться Кришне человека заставляет разочарование в материальной жизни, академическом знании, экономическом процветании и т.д и желание раз и навсегда покончить со скорбью, т.к. он уже пришёл к пониманию того, что никакие материальные меры не помогут ему решить реальные проблемы жизни и не избавят от страданий.



Стихи 10 - 13.

1. О чем не скорбит пандит? Как следует преданному реагировать на смерть кого-либо из членов семьи?

Истинно мудрый человек не скорбит о теле, ни о мертвом, ни о живом. Если умирает родственник, то нужно следовать соответствующей местной традиции, если это не противоречит духовным принципам. Можно предложить прасад фотографии умершего родственника, молиться о лучшем будущем для него, читать за него круги маха-мантры.



2. Кратко изложите, какие доводы против философии маявади приводит Шрила Прабхупада в комментарии к стихам 12 и 13.

— Маявади говорят, что индивидуальность души иллюзиорна, условна и относится к телу. Тогда, если индивидуальность Кришны иллюзиорна, то Бхагавад-гита не может быть авторитетным писанием, но маявади опираются на нее. Кроме того, Кришна уже осудил телесную концепцию в стихе 2.11. Джива бесконечно мала, поэтому она склонна попадать в иллюзию, но Крищна бесконечно велик, поэтому Его не может покрыть иллюзия.

— Душа неразрушима и неделима, а маявади говорят, что майя отсекает или отделяет живых существ от изначального сознания.

3. Как в повседневной жизни можно ощутить вечную природу души и временную природу тела? Процитируйте подходящий стих.

Тело постоянно меняется от детства к отрочеству и старости, но живое существо, душа, остается той же личностью.



Стихи 14 - 25.

1. Почему следует исполнять свой долг, несмотря на трудности?

Человек должен следовать религиозным принципам, терпеливо вынося временные проявления счастья и несчастья, чтобы подняться на уровень знания, т.к. лишь с помощью знания и преданного служения он может достичь освобождения от когтей майи.



2. Дайте определение понятиям "сат" и "асат". К чему они относятся?

Сат означает "вечное", т.е. душа (не меняется, всегда остается той же).

Асат, "несуществующее" — относится к телу, которое преходяще и постоянно изменяется.

3. Дает ли знание того, что смерть неминуема, право на жестокость?

Нет. В Ведах говорится: "ма химсьят сарва-бхутани" — "никогда и ни к кому не применяй насилия", поэтому любое применение насилия, осуществленное без санкций на это, отвратительно и карается законами государства или законом Господа.



4. Объясните аналогии с хирургом и с судьей.

Хирург не причиняет вреда, а излечивает пациента. Судья, приговаривая убийцу к смерти, совершает благо, т.к. это избавляет преступника от страданий в следующей жизни. В этих двух примерах кажущееся насилие таковым на самом деле не является, т.к. совершается ради блага, в соответствии с дхармой.



5. Перечислите десять качеств души.

— неизменная /не претерпевает шести видов изменений/ (2.16, 2.17, 2.20 комм., 2.21, 2.24, 2.25)

— вечная (2.16, 2.18, 2.20, 2.21, 2.24)

— неразрушимая (2.17, 2.18, 2.19, 2.20, 2.21)

— нерожденная (2.20, 2.21)

— неизмеримая (2.18)

— полна знания (2.20 комм. - цитата из Катха Упанишад 1.2.18 )

— изначальная (2.20)

— вездесущая (2.24)

— недвижимая (2.24)

— непостижимая (2.25)

— неподверженная никаким материальным воздействиям (2.24 - невозможно рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, растворить, иссушить ветром, смочить водой и т.д.)

— неделимая (2.24)

— невидимая (2.25)



Стихи 26 - 30.

1. Кратко изложите, какие доводы приводит Кришна в противовес состраданию Арджуны (в этом разделе и далее).

Сострадание Арджуны направлено на тела родственников. Но душа отлична от тела. Душа вечна, а тело все равно умрет. Даже если человек не верит в вечность души, ему нет смысла горевать об утрате кучки химических элементов.



2. Почему душу описывают как нечто "поразительное"?

Удивительно, что бесконечно малые души пребывают в огромных телах животных и гигантского дерева баньян, так и в телах микроскопических бактерий. Душа обладает удивительными качествами, такими как вечность, неизмеримость, неизменность и т.д.



Стихи 31 - 38.

1. Назовите, какие доводы приводит Кришна в этом разделе, чтобы побудить Арджуну сражаться?

— Сражаться во имя религиозных принципов — свадхарма для кшатрия.

— Душа вечна, тело бренно.

— этого хочет Кришна.



2. Дайте определение понятию "кшатрий".

кшат — причинять боль, вредить

траяте — защищать

Кшатрий — "тот, кто защищает от причинения вреда". Кшатрии - сословие правителей и воинов. Они должны защищать граждан и заботиться о них. Особенно они должны заботиться о том, чтобы люди следовали религиозным принципам.



3. Почему битва приносит кшатрию радость?

Если кшатрий победит врага, он будет наслаждаться царствованием, а если погибнет в сражении, то попадет на райские планеты. Также сражение соответствует его природе, т.к. он находится преимущественно под влиянием гуны страсти.



4. Какие два вида сва-дхармы вы знаете? В чем их назначение?

Свадхарма — особые обязанности человека. Свадхарма на телесном уровне — обязанности в системе Варнашрама-дхарма.

Свадхарма на духовном уровне — это санатана-дхарма, вечная духовная деятельность живого существа — преданное служение Господу.

Стихи 39 - 46.

1. Дайте простое определение "санкхьи" и "буддхи-йоги".

Санкхья — аналитическое описание тела и души.

Буддхи-йога — связь с Богом через разум (буддхи), деятельность в сознании Кришны.

2. Что представляет собой разум "вьявасаятмика"?

Вьявасаятмика буддхи — сильная вера человека в то, что благодаря сознанию Кришны он достигает высшего совершенства жизни. Вишванатха Чакраварти Тхакур определяет вьявасаятмика-буддхи как "принятие наставлений духовного учителя как миссии своей жизни."



3. Какая связь существует между Ведами и сознанием Кришны?

Цель изучения Вед — познание Господа Кришны, первопричины всего.



4. Почему преданные становятся безразличными к исполнению ритуалов?

Ведические обряды и церемонии обязательны для новообращенных. Но тот, кто полностью находится в сознании Кришны и посвящает себя трансцендентному любовному служению Ему, уже достиг совершенства и поэтому теряет интерес к упомянутым регулирующим принципам. Те, кто пребывает в сознании Кришны, выходят за границы шабда-брахмы (Вед и Упанишад).



5. Объясните аналогию с колодцем.

Как там, где есть река, не нужны колодцы, так и человеку, знающему конечную цель "Вед", открывается все назначение "Вед".



6. Кратко изложите основные положения комментариев к стихам 39 и 40.

Господь Кришна дал аналитическое описание души, чтобы подвести Арджуну к понятию буддхи-йоги, или бхакти-йоги. Даже небольшое продвижение по пути буддхи-йоги избавляет человека от величайшей опасности - опасности родиться в низших формах жизни.



Стихи 47 - 53.

1. Кратко изложите основные положения комментариев к стихам 47 -53.

Человек имеет право только исполнять свой долг, но плоды его действий не принадлежат ему. Поэтому человеку следует действовать без привязанности к плодам своих действий. Такая деятельность освободит его от кармических последствий и иллюзии. Тогда разум человека станет стойким, и человек достигнет самадхи.



Стихи 54 - 63.

1. Объясните аналогию с черепахой.

Черепаха может в любой момент вобрать в себя свои конечности и в любой другой момент может выпустить их снова для определенных целей. Так и человек в сознании Кришны использует свои чувства лишь для служения Господу и не пользуется ими для чего-либо ещё.



2. Каков процесс преодоления желаний чувственного удовлетворения?

Занимая свои чувства в служении Кришне, человек испытывает высшее наслаждение и теряет вкус к чувственным наслаждениям.



3. Кто такой "муни"? Кто такой "стхита дхир муни"?

Муни — тот, чей беспокойный ум предается всяческим измышлениям, не приходя ни к каким истинным заключениям.

Стхита-дхир муни — тот, кто утвердился в сознании Кришны и больше не предается умствованиям. Он твердо знает, что сознание Кришны - высшее совершенство, и поэтому сохраняет спокойствие даже среди страданий всех трех видов и не ликует в счастье. Он свободен от привязанностей, страха и гнева.

4. Опишите процесс падения.

Созерцание объектов чувств

Привязанность к ним

Вожделение

Гнев

Заблуждение



Потеря памяти

Потеря разума

Падение в колодец материального мира

5. Объясните деяния Махараджи Амбариши.

Махараджа Амбариша все свои чувства занимал в служении Кришне:

— Ум сосредоточил на лотосных стопах Кришны

— Речь посвятил описанию обители Господа

— Руками наводил порядок в храме Господа

— Ушами слушал о деяниях Господа

— Глазами созерцал форму Господа

— Телом прикасался к телам бхакт Господа

— Ноздрями вдыхал аромат цветов, предложенных лотосным стопам Господа

— Языком ощущал вкус листьев Туласи, предложенных Господу

— Ногами путешествовал в святое место, где расположен храм Господа

— Желания подчинил желаниям Господа



Стихи 64 -72.

1. Объясните аналогию с океаном.

Океан не приходит в волнение и не выходит из берегов даже в дождливый сезон. Подобно этому, человек, утвердившийся в сознании Кришны, не обеспокоен желаниями чувственных наслаждений, ибо он духовно полон. У него нет склонности к удовлетворению чувств, несмотря на то, что желания могут возникать.



2. Разъясните стих "о дне и ночи" (2.69).

Для обычных людей деятельность трансценденталиста — темная ночь, они его не понимают.

Когда же обычные люди пробуждаются к деятельности удовлетворения чувств, мудрец становится подобен спящему человеку, на которого не действуют объекты чувств. Другое объяснение - этот материальный мир мудрец воспринимает как сон.

3. Каким образом, отрекшись от желаний, человек обретает мир?

Отрекшись от желаний при помощи разума, человек больше не беспокоится о том, как удовлетворять свои чувства ( которые всё равно невозможно удовлетворить). Он сосредоточивается на своей духовной сущности (на своих взаимоотношениях с Кришной) и его перестают беспокоить страдания всех видов.



ГЛАВА 3.

Стихи 1 - 8.

1. Как Арджуна понимает буддхи-йогу?

Арджуна думал, что буддхи-йога, путь разума, - это отказ от всей деятельности чувств и уединение для занятия медитацией.



2. Объясните связь между буддхи-йогой и санкхья-йогой.

Буддхи-йога и санкхья-йога не противоречат друг другу, а находятся во взаимной зависимости как религия и философия. Религия без философии — сентиментальность или фанатизм, а философия без религии — умственные измышления.

Санкхья-йога - это поиск корня всего сущего — Кришны, а буддхи-йога — это служение Кришне. Хотя это два аспекта одного и того же пути, буддхи-йога (сознание Кришны) - высший путь благодаря своей практичности, т.к., действуя в преданном служении, человек исполняет свое желание действовать и одновременно очищается.

3. Объясните, что значит слово "митхьячарах".

Митхьячарах — это притворщик, который из материальных соображений строит из себя отречённого, хотя в действительности ищет объекты для удовлетворения чувств. Он обманывает сам себя, так как таким способом он только продлевает свое материальное существование.



4. Изложите в одном-двух предложениях вывод этого раздела.

Освобождение или рабство определяются не деятельностью, а сознанием, в котором она совершается, поэтому истинное отречение - это отказ от привязанности к плодам деятельности. Все вынуждены действовать в соответствии со своей природой, но делать это следует только во имя Вишну и т.о. освободиться из материальных оков.



Стихи 9 - 16.

  1. Кто такие полубоги? Чем они занимаются? Почему им поклоняются?

Полубоги - это живые существа, которых Господь наделил полномочиями управлять определенными сферами вселенной и отвечать за удовлетворение различных жизненных потребностей. Им обычно поклоняются ради получения материальных благ. Поклонение им рекомендуется в Ведах, так как не все готовы сразу посвятить себя служению Всевышнему. Благодаря поклонению полубогам такие люди разовьют в себе чувство зависимости, а также их вера в Веды увеличится. Так они постепенно придут к пониманию того, что Вишну - верховный наслаждающийся всеми жертвоприношениями, и поэтому лучше поклоняться непосредственно Ему.

  1. Какие два вида блага можно получить, исполняя предписанные обязанности ради удовлетворения Верховного Господа?

Исполняя предписанные обязанности ради удовлетворения Господа, человек:

а) получает всё необходимое для поддержания тела

б) не запутывается в последствиях своей деятельности, а постепенно поднимается до уровня чистого преданного служения.


  1. Как ягья очищает всю нашу деятельность?

Благодаря совершению ягьи освящается пища человека, благодаря этому очищается само его существование-

-> очищаются тонкие ткани памяти -> человек становится способен подумать о пути к освобождению. Сочетание всего этого ведет к сознанию Кришны.



4. Объясните аналогию с вакциной.

Пища, вначале предложенная Господу Вишну, дает нам способность сопротивляться материальным влияниям, подобно вакцине, защищающей человека от болезни во время эпидемии. Более того, человек, который принимает только пищу, предложенную вначале Господу, может нейтрализовать все последствия прошлых "заразных болезней", препятствующих процессу самоосознания.



  1. Почему ритуал ягьи является косвенной практикой Сознания Кришны?

Во всех жертвоприношениях верховным наслаждающимся является Вишну. Принимая участие в ягье, даже с материальными целями, человек приходит в соприкосновение с трансцендентным, т.к. Веды исходят

непосредственно от Господа. Во время жертвоприношений повторяются ведические мантры. Все мантры начинаются со слога "ом", который неотличен от Вишну. Полубоги же, которым поклоняются люди, являются частями тела Вишну.



Стихи 17 - 35.

  1. Почему у осознавшей себя личности нет обязанностей? Почему все же ему следует исполнять предписанные обязанности?

Предписанные обязанности даны для очищения, а осознавшая себя личность больше не нуждается в таком очищении. И тем более такой человек не действует из привязанности, так как у него нет материальных желаний. Но всё же ему следует исполнять свой долг, чтобы показать правильный пример другим.

  1. Кратко изложите основное положение стиха 22 и комментария к нему.

Кришна - атмарама и апта-кама (самоудовлетворен и самодостаточен), но, тем не менее, он нисходит на Землю и восстанавливает религиозные принципы, исполняя Свой долг и уча этому мир.

  1. Объясните понятие "таттва-вит".

"Таттва-вит" - это тот, кто постиг Абсолютную Истину (Брахман, Параматму и Бхагавана) и поэтому никогда не стремирся удовлетворять свои чувства.

  1. Что происходит с тем, кто полон веры в учение Верховной Личности Бога и не завидует Ему? Что происходит с тем, кто завидует?

Те, кто исполнены веры в учение Кришны и не завидуют Ему, неукоснительно следуют указаниям Кришны и освобождаются из плена кармической деятельности. Но те, кто завидуют Кришне, отвергают Его наставления. Они сбиты с толку, и все их попытки обрести знание и достичь совершенства обречены на провал.

  1. В одном-двух предложениях объясните, какое место отводит Шрила Прабхупада системе варнашрамы в сознании Кришны?

Пока человек находится под влиянием трех гун, он должен выполнять свой долг, соответствующий варне и ашраму, в сознании Кришны. А когда он уже поднялся над гунами, он может выполнять любую деятельность, если Кришна этого захочет.

Стихи 36 - 43.

1. Объяснить аналогию с "молоком".

Как молоко при соприкосновении с кислым тамариндом превращается в простоквашу (которую уже нельзя использовать как молоко), так и изначальное чувство любви к Кришне при соприкосновении с гуной страсти преобразуется в вожделение.



2. Назвать три степени вожделения, покрывающего душу.

  1. "Как огонь покрыт дымом" - человеческая форма жизни (огонь виден сквозь дым, так и человек обладает способностью осознать себя).

  2. "Как зеркало покрыто пылью" - животные (животные не могут осознать себя, как ничего невозможно разглядеть в пыльное зеркало).

  3. "Как зародыш скрыт во чреве" - неподвижные живые существа, т.е. растения (плод во чреве даже не может двигаться)

Ачарьи говорят, что здесь описаны разные степени погруженности в гуны. (1) - гуна благости, лишь слегка покрытая страстью и невежеством. Огонь можно видеть, можно пользоваться его светом и теплом. Его легко очистить. (2) - более серьезное осквернение, т.к. зеркала уже почти не видно. (3) - очень глубокий покров невежества. Зародыша совсем не видно, и ему никак невозможно помочь. Остается только ждать, когда он выйдет из чрева.

  1. Объясните происхождение и действие вожделения.

Любовь к Богу, соприкасаясь с гуной страсти, превращается в вожделение. Вожделение покрывает истинное знание живого существа и вводит его в заблуждение. Вожделение невозможно удовлетворить никаким количеством чувственных наслаждений, как огонь не погасить никаким количеством дров. Поэтому неудовлетворенное вожделение неизбежно переходит в гнев, а это уже гуна невежества. Вожделение - это то, что мешает человеку подняться на уровень нишкамы. Это кандалы, которые удерживают живое существо в материальном мире.

4. Как стремящийся к совершенству трансценденталист может победить вожделение?

  1. /гьяна/ Познав свою трансцендентальную сущность по отношению к материальным чувствам, уму и разуму,

  2. /вигьяна/ человек должен укрепить ум с помощью сознательно одухотворенного разума (сознания Кришны), и таким образом — духовной силой — победить этого ненасытного врага, вожделение.

Также секрет в том, что нужно развивать высший вкус.



Глава 4. стихи 1 - 10.
Глава 7. стихи 1 - 5.
Глава 10. стихи 1 - 7.
Глава 14. стихи 1 -13.
Изложите своими словами три разные точки зрения на отказ от выполнения религиозных обязанностей.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница