Отношение учеников, выпускников, жителей и местных сообществ микрорайона к школе



Скачать 137.09 Kb.
Дата27.04.2016
Размер137.09 Kb.


Отношение учеников, выпускников, жителей и местных сообществ микрорайона к школе.

И каждый год первого сентября воскресают в душе воспоминания о счастливом, слишком быстро пролетевшем детстве.

Вспоминая о школе и любимых учителях, об одноклассниках, с которыми прожили одну из главных ступенек жизни, с которыми так не хочется расставаться!




Выпускница 2010 года

Митник Н.



Школа глазами учащихся и выпускников

В нашей работе очень значимо и важно мнение каждого ребенка. Именно отношение детей к тому, что происходит в школе, позволяет оценить и понять,что необходимо изменить , от чего отказаться, что развивать Понимая это, мы постоянно исследуем отношение детей к Школе, классу, к разным формам организации совместной деятельности.

Пытаясь выяснить отношение детей к Школе, мы предложили учащимся начальной школы и школы младших подростков (5-7 классы) подобрать такие слова, которые, по их мнению, наиболее полно характеризуют нашу Школу. Вот что у них получилось. По мнению детей, о нашей Школе можно сказать такими словами, как: умная, хорошая, родная, лучшая, заботливая, нужная, яркая, красивая, любимая, добрая, уютная, интересная, занимательная, поучительная, качественная, прикольная, известная, любопытная, спортивная, богатая, познавательная, современная, увлекательная… А также сказать, что наша Школа учит, дает, умеет, обучает дружить, общаться, участвовать, помогать, веселиться, думать, открывать, размышлять, учиться слушать, играет, воспитывает, радует, выращивает, учит «уметь», знать, бегать, радоваться, рисовать, узнавать, отвечать, получать... Конечно, здесь представлена совсем небольшая часть характеристик, но и по ним видно, что дети «настроены» на Школу, воспринимают ее позитивно.

Старшеклассникам мы предложили закончить предложение: «Моя школа – это…». И узнали, что для них она:



  • « пространство, в котором учителя не просто дают знания детям, но и выстраивают отношения»;

  • «место, где мы учимся высказывать свои мысли и на уроках, где очень много разных форм уроков, событий, где ученики представляют свои результаты»;

  • «школа взаимопонимания и доброты, в ней приятный и уютный интерьер, здесь приятно не только учиться, но и проводить свободное время»;

  • «школа, в которой есть то, чего нет в других, например, у нас такие учителя, которые всегда готовы помочь ребенку, они отлично преподают, и даже, если плохо знаешь предмет, на урок идешь без страха»;

  • «школа, в которую я пришла только в 9-ом классе и только здесь поняла, как интересно можно учиться, здесь есть хорошие уроки, разнообразные уроки»;

  • «то пространство, где ученик может выразить все свои способности и проявить себя. Мне очень нравится моя школа, хотя бы потому, что она универсальна. В ней удобно, комфортно и хорошо учиться, учителя здесь преподают потрясающе, ведь моя Школа Совместной деятельности - это Школа, где тебе всегда помогут, выслушают и научат»;

  • «большая половина моего детства, она не только дает мне образование (учит делать и защищать проекты, разрабатывать образовательную программу, учиться по предметам), но и дарит мне хороших друзей, интересных учителей, ни капли не жалею, что здесь учусь»;

  • «место, где мы делаем проекты и другие работы, защищаем их на конференциях, здесь много перспектив для дальнейшего обучения»;

  • «школа, в которой я учусь всего месяц, и уже понял, что здесь помимо знаний учат совместной деятельности, здесь много хороших детей и учителей, мне пока нравится»;

  • «пространство, в котором предоставляется возможность всем, а не только отличникам, участвовать в жизни школы и за ее пределами, здесь замечательные учителя, и, по сравнению со школой, в которой я училась раньше, уроки проходят намного интереснее, много инициативы, мы проектируем эти уроки»;

  • «место, где представлено очень много дополнительных занятий, элективных курсов, мы учимся выбирать, учимся проектной деятельности».

Результаты исследований отношения к школе в 8 – 11 классах за последние 3 года позволяют говорить о сохранении у детей позитивного настроя.

График 1. Результаты исследования отношения учащихся 8- 11 классов к школе и к различным формам организации совместной деятельности.


Комментарий: Из данных видно, что высока доля высказываний о позитивном отношении детей к Школе, об открытых доверительных отношениях между педагогами и детьми. Но еще важнее то, что ребята понимают и обсуждают именно особенности организации образования в нашей Школе, видят особый характер совместной деятельности взрослых и детей в Школе. Учащиеся стали больше высказываться об образовательных результатах своей деятельности. Наиболее значимым для старших подростков является то, что в Школе они могут обучаться проектированию, исследованию, представлять свои результаты на конференциях, конкурсах и т.д.

Каждый год к нам в Школу приходят выпускники выразить благодарность своим бывшим учителям. В своих отзывах они пишут:

«Для меня школа – это место, где дети получают самые необходимые навыки для будущей взрослой жизни, возможность обучаться в разновозрастных и разностатусных группах. Ученики и выпускники полноценно пробивают дорогу в жизнь, успешные, открытые для общения.

Я благодарна школе за те знания и навыки, которые были даны мне для дальнейшего продолжения учебной деятельности». (Моисеева В.)

«Моя школа для меня, в первую очередь, как второй дом, где тебя всегда рады видеть, где всегда тебя поймут и не оставят в трудной ситуации. Даже сейчас, уже первокурсником, я всегда вспоминаю свою родную школу теплыми и добрыми словами…» (Драгунов Д.)

«Школа для меня – это жизненный путь, который открыл мне дорогу в светлое будущее. В школе каждый преподаватель индивидуален. Если возникали трудности, учителя всегда приходили на помощь.

Коллектив учителей помогает детям разносторонне развиваться. Воспоминания о школе толькотеплые и приятные» (Файзулина К.)

«Моя школа – это больше, чем учебное заведение. Это школа жизни. Мы учились жить в этом мире не только у родителей и друзей, а в основном у преподавателей…» (Никулин В. М)

«Первое, что я бы отметила сейчас, когда я уже закончила ВУЗ, так это то, что школа предоставила возможность выбора форм собственного образования, помогла мне сформировать свое "Я – пространство".

Второе – это обучение детей культуре проектирования, именно в школе я овладела проектированием как одним из способов организации совместной деятельности, что очень помогло мне в ВУЗе, поскольку у меня были навыки работы по оформлению собственного замысла, я научилась разворачивать и реализовывать его, научилась работать с литературой и представлять результаты собственной деятельности другим. Кроме того, в нашей школе все решают совместно» (Чертоляс Н.)

«Я ценю в нашей школе возможность выбора предметов, форм и способов деятельности. Именно здесь я овладела проблематизацией и проектированием и поняла, что это разные способы организации деятельности. Я умею их различать и могу по-разному организовывать собственную деятельность.

Мне также нравятся взаимоотношения детей и педагогов, они теплые и деловые, без панибратства и нервотрепки. Педагоги внимательно относятся к детским инициативам и поддерживают их» (Агафонова А)

Не случайно в нашу школу не только возвращаются выпускники, закончив педагогические вузы и университеты, учителями английского географии, начальной школы (Альмухаметова Н. А., Быкова О., Коновалова А.М., Лопатченко И. В), но и приводят своих детей.

Вот что пишут дети выпускников:

«Моя мама училась в этой школе. Она с удовольствием вспоминает, как они ходили в походы и проводили вместе время».

«Мой папа учился много лет назад в нашей школе и хочет, чтобы я тоже ее закончил на «4» и «5».

С 2005 года в Школе по инициативе выпускников появилась новая форма взаимодействия: выпускники Школы организуют занятия спортивных секций. Три выпускника ведут на добровольных началах кружки и секции (атлетическая гимнастика, баскетбол), пятьдесят девять выпускников занимаются в школьных спортивных секциях.

Выпускники стали инициаторами и организаторами подготовки юбилейного вечера, посвященного 20 – летию Школы, встречи выпускников: создали оргкомитет по разработке и проведению юбилейного вечера, собрали архив фотографий, оформили стенды: «Наши медалисты», «Выпускники нашей Школы», обновили базу данных выпускников.



Школа глазами родителей

В течение многих лет мы проводим мониторинг отношения родителей к школе (анкетирование, беседы, записи в книге отзывов). Анкетирование показало (2007-2010 уч. год), что для родителей важны:



  • качество знаний, наличие профильного обучения (58% опрошенных)

  • наличие формы влияния родителей и детей на образовательный процесс (45% опрошенных)

• эмоционально – позитивные отношения между детьми и взрослыми, психологический климат в школе (75% опрошенных).

Для нас также важно услышать, что думают о ней те, кто знает цену и ценность развития, понимают, как важны и необходимы инновации и стремятся к изменениям. Слово членам Управляющего совета Школы и родителям детей, закончивших или продолжающих учиться в нашей Школе.



Кляйн Иван Григорьевич, депутат Государственной Думы Томской области, председатель Управляющего совета Школы, отец троих дочерей -наших выпускниц:

«Прежде всего, для меня это школа, в которой учились и которую закончили с медалями три мои дочери, это школа, которая сыграла большую роль в жизни всей нашей семьи, поскольку помогла нам вырастить и воспитать наших детей, именно в ней наши дети получили образование и сейчас, по прошествии нескольких лет, можно с уверенностью сказать, что тот уровень образования, который обеспечила школа, был достаточно высоким и позволил им успешно поступить и обучаться в разных ВУЗах города.

Во-вторых, для меня Школа Совместной деятельности - это инновационная школа, школа, в которой ученые и практики серьезно занимаются разработкой нового содержания образования, такого, которое востребовано сегодня самой жизнью, но пока не очень находит свое место в школах, это, если так можно выразиться, завтрашний день образования, но острейшая потребность в нем есть уже сегодня, сейчас.

И третья ассоциация, которая возникает, связана с открытостью школы социуму. Я бы даже сказал, что школа сегодня стала самым настоящим центром микрорайона, именно школа объединяет сегодня жителей микрорайона, она проводит конкурсы по благоустройству в микрорайоне, праздники, встречи жителей с депутатами, властью. Вот, пожалуй, три главных ассоциации, возникающих у меня при упоминании о школе».



Бублик Галина Федоровна, мама сыновей, окончивших нашу Школу: «У меня два сына окончили эту школу в 2004 году. Я всегда эту школу буду вспоминать с благодарностью и первые ассоциации, которые возникают у меня при упоминании о школе, связаны с профессионализмом педагогов. Здесь работают люди, которые не только умеют хорошо учить детей, но и сумеют создать для детей комфортную эмоциональную атмосферу, умеют работать с разными детьми и находить с ними контакт и взаимопонимание.

В этой Школе предоставляют детям возможность выбора и построения собственных образовательных траекторий, учат решать проблемы, возникающие в совместной деятельности, учат овладевать проектной деятельностью и, тем самым, готовят детей к будущей жизни, в которой им придется совершать разные пробы и выборы и нести за них ответственность.

Также важно и то, какую позицию занимает школа по отношению к социальному окружению. Школа активно налаживает контакты с ним и использует возможности социума для образования детей».

Брюханцев Владимир Николаевич, папа сыновей, окончивших нашу Школу:

«Два моих сына окончили эту Школу с медалями. Я считаю, что нашей семье очень повезло с выбором школы, поскольку дети с удовольствием ее посещали на протяжении всего периода обучения. В школе они научились общаться с разными людьми, научились выбирать и нести ответственность за свой выбор, понимать и представлять результаты собственной деятельности. Особо хочу отметить профессионализм педагогов, умеющих вовлечь детей в совместную деятельность.



Краковецкая Инна Валентиновна, мама выпускника, окончившего нашу Школу:

«Выбирая школу, мы в первую очередь выбираем коллектив педагогов, с которыми нашим детям предстоит идти по жизни 10 лет. Я очень благодарна судьбе за то, что десять лет назад привела своего сына в первый класс школы № 49. Школа действительно стала для него вторым домом. Здесь он нашел своих лучших друзей и смог достичь очень многого.

Отличительной особенностью нашей школы является обучение на основе совместной деятельности – учеников, педагогов и родителей. Я считаю, что только на такой комплексной основе можно добиться максимальных результатов при обучении детей. И это не только успехи в учебе. Часто родители на протяжении всех школьных лет не знают, чем живут их дети. В нашей школе созданы все условия для того, чтобы родители участвовали во всех школьных мероприятиях, видели успехи своих детей и вместе с учителями помогали преодолевать препятствия. В этой школе чувствуется уважение к тебе и к твоему ребенку. Всегда выслушают твою проблему, а главное - обязательно помогут!

Школа № 49 является экспериментальной площадкой университетов г.Томска. Поэтому педагогический состав открыт ко всему новому и передовому. Один из примеров – это внедрение в учебный процесс проектного метода обучения. Способность реализовать свой первый потенциал знаний, а главное, правильно и эффективно представить результаты своих исследований, является залогом успешной учебы в вузе и дальнейшей деятельности».


Влияние органов самоуправления школьного и родительского коллективов на работу Школы

Нами отмечено, что 53 % учащихся учатся не по микрорайону, что говорит о популярности Школы в городе. Также возрастает доля родителей, которые работают в сфере бизнеса, предпринимательства, торговли (22%). Значительна доля родителей-бюджетников (31%). 30% родителей – рабочие.

Сообразуясь с ценностными установками, заложенными в концепции Школы Совместной деятельности, управление постоянно стремится создавать возможности для влияния разных участников образовательного процесса на жизнь Школы. Именно поэтому в Школе много форм самоуправления. Для детей – это советы дела и совет старшеклассников, для родителей – Общешкольный родительский совет и советы родителей на параллели, а два года назад в нашей Школе появился Управляющий совет как особая форма соорганизации детей, педагогов, родителей, представителей местного сообщества. У всех субъектов управления свои полномочия и зоны ответственности. Так для Управляющего совета, председателем которого является депутат Государственной думы Томской области Кляйн И. Г., и куда входят родители от каждой параллели важным содержанием деятельности стала разработка механизмов усиления общественного влияния на деятельность школы и повышения степени ее открытости; поддержка новых инициатив участников совместной деятельности, разработка и реализация форм стимулирования учащихся и учителей, разработка и утверждение учебного плана и нормативной базы.

Совместно с УС в Школе разрабатываются и проводятся коллективно- творческие мероприятия. Члены УС посещают уроки учителей. Благодаря союзу детей родителей и учителей были разработаны и вошли в традицию Школы такие общешкольные мероприятия, как:



  • «Слет отличников». По результатам полугодия учащиеся Школы, имеющие значительные результаты в учебной и образовательной деятельности успехи награждаются грамотами, ценными подарками.

  • «Путь к успеху». Рабочей группой была разработана и представлена особая форма поощрения детей. По предложению членов УС поощряться должны дети, внесшие особый вклад в позиционирование Школы и обучающиеся только на «4» и «5». Для награждения были предложены следующие номинации: победители образовательных событий городского, регионального, федерального, международного уровня; проектная: победители конкурсов проектов (социальные проекты, учебные проекты); спортивная: чемпионы соревнований городского, регионального, федерального, международного уровня; инициаторы и организаторы событий общешкольного, городского уровня. По итогам 2009 – 2010 уч. года 62 ребенка были поощрены по итогам года в рамках формы «Путь к успеху».

Также советом родителей организуется контроль за организацией питания в столовой и обеспечением правопорядка. Совместно с медработником школы проводятся мероприятия по оздоровлению детей (операция «Витаминка», кислородные коктейли и др.).

Благодаря содействию членов УС заменены окна в школе на сумму 8,5 млн. руб., произведен ремонт отопления и канализации, утепление подвесного блока на сумму 1,5 млн. руб.

Привлечены дополнительно внебюджетные средства. Членами УС были собраны пожертвования на сумму 271000р. В том числе Кляйн И.Г. - 221000р. Березовский А. В. – 40000р. Сушинский Г.Г. - 10000р.
Сотрудничество с местными сообществами города и микрорайона.

В образовательную деятельность Школы вовлечены представители местного сообщества, в состав которого входят руководители организаций, расположенных на территории мокрушинского района. Школе небезразлично, отношение местного сообщества и возможности влияния на образовательную деятельность. На протяжении многих лет Школа активно сотрудничает с детским садом №62, библиотекой, фирмой «Вертикаль», детскими клубами «Звездочка» и «Синяя птица», Комплексным центром социального обслуживания населения.

Школа явилась инициатором создания органа территориального общественного самоуправления Совета микрорайона «Мокрушинский» (председатель Камчугова Л. Н.)

Таким образом, Школа стала центром общественной жизни микрорайона. В работе с местным сообществом сложились направления взаимодействия:



  • организация встреч с жителями микрорайона, праздников «День старшего поколения», «Рождественские встречи», «День победы», «Февмарт» (праздники 23 февраля и 8 марта), «День рождения мокрушинского микрорайона». Нами было замечено, что такие формы взаимодействия детей со старшим поколением позволяют им приобрести позитивный опыт и обеспечивают возможность в самореализации в социально – одобряемых формах.

  • благоустройство микрорайона. Благодаря инициативе Школы были развернут социальный проект «Шаг в будущее», направленный на благоустройство микрорайона. В данный проект были вовлечены не только жители, но и представители бизнес – структур, организаций и предприятий микрорайона. В результате реализации проекта появились красивые клумбы, места для отдыха, детские площадки.

  • ежегодно Школа принимает участие в конкурсе «Томский дворик» и неоднократно становилась победителем.

Социальная направленность деятельности и открытость Школы позволяет вовлекать в процесс благоустройства разных партнеров, способствует созданию новых форм сотрудничества детей и жителей микрорайона.

Многие годы наша Школа сотрудничает с Комплексным центром социального обслуживания населения. На базе Школы традиционно проводится областной фестиваль инвалидов «Преодолей себя», где наши дети участвуют в организации фестиваля (встреча, сопровождение участников).

Наши учителя организуют уроки для детей с ограниченными возможностями, во время пребывания их на лечении в центре. Это позволяет, с одной стороны, не отстать детям от учебной программы, а с другой – повысить результаты успеваемости за счет небольшой наполняемости таких групп и возможности использования индивидуального подхода. Наработанные приемы, формы в рамках Школы Совместной деятельности эффективно позволяют не только познакомить с новым учебным материалом, но и помочь детям преодолеть учебные затруднения по другим темам.

Школа на протяжении многих лет плодотворно сотрудничает с детскими клубами «Звездочка» и «Синяя птица». Благодаря сотрудничеству нам удалось увеличить количество групп по выбору и создать возможности для удовлетворения заказов детей и родителей.

Совместно с детскими клубами проводятся детские праздники в микрорайоне.

Сотрудничество с разными партнерами позволяет Школе привлекать ресурс для решения важных задач как Школы, так и микрорайона.






База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница